- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ (7 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ (7 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Муратов М.А. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
классы: 7 «а», «б», «в»,«г»
Учитель: Муратов Максим Анатольевич
IКК
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.), Примерной программы основного общего образования (журнал «Народное образование», 2006 г. - №9); Примерной программы под ред. Л.А. Бачуриной. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012 и с использованием авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательной средней школы, Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Цели и задачи курса «Информатика и ИКТ»:
-
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
-
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-
развитие творческих и познавательных способностей учащихся;
-
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.).
-
формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников Л.Л. Босовой: Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса/ Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Формы организации учебной деятельности: компьютерные практикумы, беседы.
Формы контроля: тестирование; выполнение практических работ
Основными формами организации учебных занятий являются:
познавательные уроки; викторины; урок - виртуальная экскурсия; комбинированные уроки
Особенности учебного процесса
УПМК содержат большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
УПМК предусматривают организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
-
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
-
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение информатики и ИКТ в 7 а,б,в,г классах на этапе основного общего образования (среднего (полного) общего образования) в объеме 35 часов.
Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Класс делится на подгруппы.
Контрольных работ: 4
Практических (лабораторных) работ: 12
Проектов, исследований: 1
Итоговый тест: 1
Используемые обозначения: КР - контрольные работы, ПР - практические работы
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
-
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
иметь представление о назначении и области применения моделей;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
-
знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
-
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
-
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
-
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
-
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
-
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
-
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
№ п\п
Название темы
Количество часов
1.
Введение в предмет
1
2.
Объекты и их имена
6
3.
Информационное моделирование
20
4.
Алгоритмика
7
5.
Повторение
1
Итого
35
Содержание тем
1. Введение в предмет
Предмет информатики. Содержание базового курса информатики и ИКТ. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.
2. Объекты и их имена
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
-
Основные объекты операционной системы;
-
Работа с объектами файловой системы;
-
Создание текстовых объектов.
3. Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Компьютерный практикум:
-
Создание словесных моделей;
-
Графические модели;
-
Создание табличных моделей;
-
Создание вычислительных таблиц;
-
Знакомство с электронными таблицами;
-
Создание диаграммы и графиков;
-
Схемы, графы и деревья
4. Алгоритмика
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п\п
Название темы
Коли-чество
часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне ЗУН
Вид кон-
троля
1.
Введение в предмет
1
Аналитическая деятельность:
понимать, что составляет содержание предмета информатика
Практическая деятельность:
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
2.
Объекты и их имена
6
Аналитическая деятельность:
разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
основные приёмы создания текстовых документов;
название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов
Практическая деятельность:
формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
классифицировать объекты по заданному признаку;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем
ПР
КР
3.
Информационное моделирование
20
Аналитическая деятельность:
смысл терминов «модель», «моделирование»;
различные стили выполнения словесных информационных моделей;
понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
знать разные виды списков;
компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
определение знаковой информационной модели;
правила оформления простых таблиц;
правила оформления сложных таблиц;
условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Практическая деятельность:
работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
создавать аннотацию и конспект известного материала;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
применять табличный способ при решении логических задач;
строить блок-схему к любому алгоритму;
строить графы к различным задачам;
создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач
ПР
КР
4.
Алгоритмика
7
Аналитическая деятельность:
определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ; СКИ Робот, среду действия Робот Практическая деятельность:
определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
создавать программу для линейного алгоритма;
создавать программу для циклического алгоритма
КР
ПР
5.
Повторение
1
Аналитическая деятельность:
структурировать и обобщать полученные знания;
Практическая деятельность:
уметь защищать выполненный проект
ПР
Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
Учебный и программно-методический комплекс для учащихся:
-
Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,
-
Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебный и программно-методический комплекс для учителя:
-
Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,
-
Рабочая тетрадь7 кл. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.,
-
Л.Л. Босова «Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Заготовки для практикумов.
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
-
ЭОРы: Босова Л.Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса. - metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php
-
Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/) - анимации, интерактивные модели и слайд-шоу
-
Набор цифровых образовательных ресурсов для 7 класса.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
-
Аппаратные средства
-
Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
-
Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
-
Сканер - для ввода графической информации.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
-
Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Видеокамера USB2.0 Logitech Webcam C170 для формирования коммуникационных навыков в режиме on-line.
-
Видеокамера - для визуализации проектной деятельности.
-
Фотоаппарат.
-
Программные средства
-
Операционная система Windows XP
-
Файловый менеджер, браузер.
-
Антивирусная программа, программа разработки презентаций.
-
Программа-архиватор, текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Поурочное планирование по информатике и ИКТ 7 класс
№
п/п
Тема урока
Вид
кон-тро-ля
Дата проведения
Д/З
7 А
7 Б
7 В
7 Г
по плану
фактически
по плану
фактически
по плану
фактически
по плану
фактически
I четверть
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.
Практическая работа № 1. Основные объекты операционной системы Windows
ПР
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа № 2. Работа с объектами файловой системы
ПР
Состав объектов.
Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 1-3)
ПР
Системы объектов.
Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 4-6)
ПР
Система и окружающая среда. Практическая работа № 3. Создание текстовых объектов (задания 7-9)
ПР
Персональный компьютер как система. Контрольная работа
КР
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (з.1-3)
ПР
Информационные модели. Практическая работа №11. Графические модели
ПР
Словесные информационные модели.
Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (зад.4-5)
ПР
II четверть
Словесные информационные модели.
Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (зад. 6-7)
ПР
Словесные информационные модели. Практическая работа № 4. Создание словесных моделей (задания 8-9)
ПР
Многоуровневые списки. Практическая работа № 5. Многоуровневые списки
ПР
Математические модели. Контрольная работа
КР
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа № 6. Создание табличных моделей (зад. 1-2)
ПР
Простые таблицы.
Практическая работа № 6. Создание табличных моделей (зад. 3-4)
ПР
Сложные таблицы.
Практическая работа № 6. Создание табличных моделей (зад. 5-6)
ПР
III четверть
Табличное решение логических задач. Практическая работа № 6. Создание словесных моделей (зад. 7)
ПР
Вычислительные таблицы. Практическая работа №7. Создание вычислительных таблиц в Word
ПР
Электронные таблицы. Практическая работа № 8. Знакомство с электронными таблицами Excel (задания 1-3)
ПР
Электронные таблицы. Практическая работа № 8. Знакомство с электронными таблицами Excel (задания 4-6)
ПР
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Практическая работа № 9. Создание диаграмм и графиков (задания 5-7)
ПР
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа № 9. Создание диаграмм и графиков (задания 1-3)
ПР
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа № 9. Создание диаграмм и графиков (зад. 4)
ПР
Многообразие схем. Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 1-2)
ПР
Информационные модели на графах.
Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 3-5)
ПР
Деревья.
Практическая работа № 10. Схемы, графы и деревья (зад. 6-7)
Контрольная работа
КР
ПР
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика» Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика»
ПР
IV четверть
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.
Работа в среде «Алгоритмика»
ПР
Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить п раз».
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»
ПР
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»
ПР
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»
ПР
Контрольная работа
КР
Итоговый проект. Практическая работа № 11. «Итоговая работа»
ПР
Итоговый проект. Практическая работа № 12. «Итоговая работа»
ПР