- Преподавателю
- Информатика
- Статья на тему: Использование инновационных информационно-коммуникативных технологий для повышения эффективности преподавания курса информатики
Статья на тему: Использование инновационных информационно-коммуникативных технологий для повышения эффективности преподавания курса информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левина И.М. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование инновационных информационно- коммуникативных технологий для повышения эффективности преподавания курса информатики.
Различные изменения в нашей общественно-политической жизни вызывают изменения в сфере просвещения, где учитель - основное рабочее звено.
Использование интерактивного оборудования способствует упрощению восприятия изучаемого материала. Поскольку образовательный процесс немыслим без учителя, то он находится в постоянном поиске эффективных путей совершенствования процесса обучения, а так же повышения уровня преподавания в частности - информатики.
Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования, процесс образования неразрывно связан с наукой и с жизнью. Эту связь осуществляет учитель информатики через направления своей деятельности, которые позволяют всем ученикам обращаться в кладовую своего собственного опыта и искать ответы на возникшие вопросы в повседневной жизни.
Очень важно научить детей логически мыслить, то есть обоснованно, четко, последовательно. Чему способствует предмет информатика.
В условиях растущего потока информации и перегруженности Госстандарта становится актуальным обучение детей умению учиться.
Добиться поставленных целей можно лишь через педагогические (личностно-ориентированные) технологии, разноуровневый и дифференцированный подход, а также современные интерактивные методы обучения.
Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата.
При проведении уроков используются педагогические технологии:
игровые технологи, метод проектов, информационные технологии, модульная технология.
Дифференцированный подход, лежащий в основе всех технологий, становится средством личностно-ориентированного подхода.
Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных, профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.
Учитель информатики вынужден непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. На смену обычным меловым доскам пришли интерактивные, "интеллектуальные" доски. В кабинете информатики есть интерактивная доска, возможности которой используются практически на каждом уроке: мультимедийные презентации, создание флипчартов.
На уроках информатики используются следующие флипчарты: так, например, в 7 классе: информация, алгоритмы и их свойства, формы записи алгоритмов, компьютер и его устройство, виды моделей, объект и система, компьютерные сети, вводный урок по программированию.
В 8 классе: история развития ВТ, свойства моделей, цикл с предусловием, цикл с постусловием, логика.
В 9 классе: символьные сроки, поиск в символьных строках, типы базы данных.
В 10 классе: создание и разработка Web- сайтов, аппраатное обеспечение ПК, массивы.
В 11 классе: краткая характеристика поколений ЭВМ, информатизация, презентации, использующие мультимедиа-технологии.
Флипчарт «Компьютерные сети»
-
открыть флипчарт «Компьютерные сети»
-
открыть телеграфную ленту «Компьютерные сети»
Флипчарт используется при изучении темы Компьютерные сети.
Основные понятия, необходимые для понимания данной темы:
-
Ресурсы ПК
-
Общий ресурс
-
Компьютерная сеть (Network) - несколько компьютеров, соединенных вместе для совместного использования ресурсов и обмена информацией.
-
Локальная сеть (LAN) - сеть, расположенная географически в одном месте. Назначение локальной сети - совместный доступ к ресурсам, а также контроль за ходом работ в сети.
-
Одноранговая сеть
-
Сеть типа «клиент-сервер»
-
Сервер
-
Топология сети
-
Узел
-
Модем
Компьютерные сети и их классификация
По степени территориальной распределенности сети делятся на:
-
Локальные сети. Расстояние между ЭВМ до 10 км. Связь ЭВМ единым высокоскоростным каналом передачи данных: витая пара, коаксиальный кабель, оптический кабель, радиосвязь.
-
Региональные сети. Расстояние между узлами 10-1000 км. В качестве каналов связи используются чаще всего телефонные линии.
-
Глобальные сети. Расстояние между узлами 10-15 тыс. км. Используются кроме всех прочих и спутниковые каналы связи.
По топологии локальные сети можно разделить на:
-
Моноканальные (шина)
-
Кольцевые.
-
Звездообразные.
-
Снежинка.
-
Древовидные.
По структуре соединения и использования ПО локальные сети делятся на:
-
одноранговые
-
сети прямого соединения
-
клиент-сервер
-
сеть с использованием нескольких файловых серверов
Страница1: Компьютерная сеть класса
Компьютерная сеть - это группа компьютеров, соединенных друг с другом так, что они могут совместно использовать различные ресурсы (программы, данные, документы, периферийные устройства).
Задание
Нарисуй схему объединения в локальную сеть компьютеров вашего класса. Используйте инструмент Перо.
Страница2: Формирование новых понятий и способов действия
Объедините в одну группу компьютеры, объединенные в локальную сеть, в другую - компьютеры, объединенные в глобальную сеть. Используйте инструмент Маркер.
Страница3: Классификация компьютерных сетей
Задание. Дайте характеристику локальных, региональных и глобальных сетей.
Закрываем страницу Шторкой, оставив первый и второй столбец открытым. Необходимо расставить по местам территориальные характеристики соответственно видам сетей. Для передвижения объектов используем Указатель.
Открываем Шторку до конца.
Задание: Определить каналы связи сетей. Для выполнения задания соедините стрелками каналы связи с видами сетей.
Страница4: Проверка знаний.
Задание. Заполните кроссворд.
Применение флипчартов привело к следующим результатам: повысилось качество обучения учащихся. Несомненные плюсы внедрения новейших информационных технологий позволяют сделать новый шаг к будущему, где компьютер будет средством реализации своих возможностей и талантов. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.
Литература:
-
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956
-
Дьяконов В. Мультимедиа-ПК. // Домашний Компьютер, 1'99. С. 33-38
-
Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер-ИНФО, 9'99. С. 21-27.
-
Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.
-
Сахарусова Т.А. «Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса» 2008г.
-
Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
-
Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].- (pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
Флипчарт «Алгоритмы и их свойства»
Основные понятия, необходимые для понимания данной темы:
-
Алгоритм -это система точных и понятных предписаний о содержании и последовательности выполнения конечного числа действий, необходимых для решения любой задачи данного типа.
-
Виды алгоритмов
-
Линейный (последовательный) алгоритм - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
-
Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
-
Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.
-
Условие - выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».
-
Разветвляющийся алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
-
Вспомогательный алгоритм - алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. Вспомогательному алгоритму должно быть присвоено имя.
-
Свойства алгоритмов
-
1. Дискретность - описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.
-
2. Понятность - исполнитель в состоянии понять и исполнить все те действия, которые предусмотрены предписаниями алгоритма.
-
3. Определённость - запись алгоритма должна быть такой, чтобы на каждом шаге его выполнения было известно, какую команду надо выполнять следующей.
-
4. Массовость - обеспечивается возможность использовать различные допустимые значения исходных данных.
-
5. Результативность - при точном исполнении всех предписаний алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен какой- либо определённый ответ на вопрос задачи.
Страница5: Расположите в правильном порядке (пронумеруйте) команды линейного алгоритма «Утро Пети». Используйте инструмент Перо.
Задание: Написать алгоритм «Одеться по погоде». Если на улице температура ниже о, то необходимо надеть шубу, иначе - куртку.
Страница6: Словесная, программная форма записи алгоритмов.
Страница7: Графическая форма записи алгоритмов.
Страница8: Проверка знаний.
Страница7: Выполни алгоритм для каждого домика в графическом редакторе Paint. Для передвижения объектов используем Указатель.
Страница10: Разминка.
Флипчарт «Логика»
Основные понятия, необходимые для понимания данной темы:
-
Логика - наука, изучающая формы и законы человеческого мышления.
-
Понятие - это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта.
-
Свое понимание окружающего мира человек формулирует в форме высказываний (суждений, утверждений).
-
Умозаключения позволяют на основе известных фактов, выраженных в форме суждений (высказываний), получать заключение, то есть новое знание.
-
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно с помощью союза "и" называется операцией логического умножения или конъюнкцией.
-
Объединение двух (или нескольких) высказываний с помощью союза "или" называется операцией логического сложения или дизъюнкцией.
-
Присоединение частицы "не" к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией. Логическое отрицание (инверсия) делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное - истинным.
-
Таблицу, показывающую, какие значения принимает составное высказывание при всех сочетаниях (наборах) значений входящих в него простых высказываний, называют таблицей истинности составного высказывания.
Страница2,3: Задания для фронтальной проверки. Используйте инструмент Перо.
Страница4,5: Задания для командной работы. Используйте инструмент Маркер.
Задание1. Заполните таблицу.
Задание2. Формализовать теорему.
Страница6: Здание3. Заполните таблицу. Используйте инструмент Перо.
Страница7: Задание4. Постройте отрицания следующих высказываний.
Страница8: Задание5. Являются ли отрицаниями друг друга следующие предложения?
Задание6. Пусть p = Ане нравятся уроки математик, а q= Ане нравятся уроки химии. Выразите следующие формулы на обычном языке. Закрываем страницу сверху шторкой, оставив задание открытым. Для проверки задания открываем Шторку до конца.
Страница9: Отгадайте кроссворд. Вариант1. Используйте инструмент Маркер.
Страница10: Отгадайте кроссворд. Вариант2. Используйте инструмент Маркер.