Рабочая программа по дисциплине

1.1.    Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупнённой группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 1.2.   Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:   дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО НО «КБЛК»)
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»


по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


















р.п. Красные Баки

2014 год

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

Протокол №__ от « » ________2014 г.

Председатель: ______ И.А. Шарова

Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Зам. директора по учебной работе

_________ О.Н. Спирин

« »________ 2014 г.


Рабочая программа по дисциплине «Информатика и ИКТ» разработана на основе примерной программы по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Разработчик: ___________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)

Рецензенты: _______________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)

_______________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)


Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО НО

«Краснобаковский лесной колледж»»

Протокол №______ от «____»__________20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины ……………………………………………………………………

стр.



4

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины……………………………………………………………


6

3. условия реализации учебной дисциплины…………

16


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………….


19








1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

« Информатика и ИКТ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупнённой группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в общеобразовательный цикл.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

- использовать изученные прикладные программные средства;

- свободно оперировать пакетом прикладных программ;

- использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;

знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем.

1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часа; самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы

44

практические занятия



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:


индивидуальное задание (проекты, презентации)

18

тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Исследование конспекта занятия

12

Рефераты, сообщения

9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и информационно-компьютерные технологии»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения


1

2


3


4

Введение

Содержание учебного материала.

1

1

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Раздел 1.

Информационная деятельность человека

10


Тема 1.1

Содержание учебного материала.

1

1,2

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практическое занятие.

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение о технических средствах общения в докомпьютерную эпоху.

Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы.


7





Раздел 2.

Информация и информационные процессы

40


Тема 2.1.

Практическое занятие.

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

2


Практическое занятие.

Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы.

Представление информации в различных системах счисления.

5


Тема 2.2.

Содержание учебного материала.

2







2

1,2








Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.

Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.

Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы.

1


Тема 2.3.

Содержание учебного материала.

2

1,2

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Практическое занятие.

Построение простой компьютерной модели физического, биологического или другого процесса путем создания алгоритма и его реализации средствами языка программирования. Проведение исследования на основе построенной компьютерной модели.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить сообщение «Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования»

5


Тема 2.4.

Содержание учебного материала.


6








1,2







Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Практическое занятие.

Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

Практическое занятие.

Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы.

Практическое занятие.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

2






2



2




Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий.

3


Тема 2.5.

Содержание учебного материала.

2

2

Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Раздел 3.

Средства информационных и коммуникационных технологий

14


Тема 3.1.

Содержание учебного материала.

4

1,2

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практическое занятие.

Операционные системы и графический интерфейс пользователя.

Практическое занятие.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Практическое занятие.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.

2




2




2


Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий.

Подготовить сообщение об основных услугах компьютерных сетей.

4


Раздел 4.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

34


Тема 4.1.



Содержание учебного материала.

2

1,2

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

Лабораторные работы.

Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).

Гипертекстовое представление информации.

6


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить на ПК документ с использованием вставки объектов.

2


Тема 4.2.

Содержание учебного материала.

2

1,2

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).

Лабораторные работы.

Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.

4


Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить на ПК электронную таблицу по одному из заданных вариантов.

4


Тема 4.3.


Содержание учебного материала.

2

2,3

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

Лабораторные работы.

Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.

4


Самостоятельная работа обучающихся.

Организовать запрос в базе данных на ПК по одному из заданных вариантов.

2


Тема 4.4.



Содержание учебного материала.

2

1,2,3

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.

Лабораторная работа.

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Примеры геоинформационных систем.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, учебной и специальной литературы, учебных пособий.

Подготовить сообщение о системах цветов RGB, CMYK, HSB.

2


Раздел 5.

Телекоммуникационные технологии

16


Тема 5.1.

Содержание учебного материала.

2

1,2,3

Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.



Лабораторная работа.

Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Лабораторная работа.

Методы и средства создания и сопровождения сайта.

2




4


Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы.

Подготовить сообщение о видах информационных систем.

2


Тема 5.2.

Содержание учебного материала.

2










1,2,3











Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).

Лабораторная работа.

Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании.

2


Самостоятельная работа обучающихся.

Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы.

2


Дифференцированный зачёт

2


Всего

117


3. Условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Информатика и ИКТ»

Оборудование учебного кабинета и лаборатории

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Стенды и витрины: Лесной кодекс РФ (извлечения); требования к уровню подготовки специалиста лесного и лесопаркового хозяйства по дисциплине; нормативно-справочные материалы по охране труда в кабинете информатики; стенд для экспонирования демонстрационных таблиц и работ студентов.

Плакаты, схемы, таблицы: инструкции по безопасным технологиям труда в кабинете информатика; история вычислительной техники; устройство ПК; системы счисления; программное обеспечение компьютера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 352 с.

  2. Информатика и ИКТ: учеб. пособие для нач. и сред. проф. Образования/ Н.А. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.

Дополнительные источники:


Электронные учебники и пособия

  1. Информатика: учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

  2. Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В. Информатика: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование).

  3. Информатика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ А.В. Могилев, Н.И.Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 816 с.

  4. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В. Могилев, Н.И.Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 608 с.

  5. Данчул А.Н. Информатика. (Часть 1. Теоретические основы информа - тики) - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  6. Аскеров Т.М. Информатика. (Часть 2. Технические средств реализации информационных процессов) / Под общ. ред. Данчула А.Н. - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  7. Бородько В.П., Сафонова Т.Е. Информатика. (Часть 3. Программные средств реализации информационных процессов) / Под общ. ред. Данчула А.Н. - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  8. Данчул А.Н., Гречишников А.В. Информатика. (Часть 4. Основы программирования)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  9. Домрачев С.А. Информатика. (Часть 5. Сети ЭВМ)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  10. Аскеров Т.М. Информатика. (Часть 6. Информационная безопасность и защита информации)/ Под общ. ред. Данчула А.Н. - М.: ТЕРМИКА, 2004.

  11. Информатика. 7-11 класс. М.: ИД «Равновесие», 2004.

  12. Экономика информатики. Электронное учебное пособие. - Нижний Новгород, Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2001.

Интернет - ресурсы:


  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.

  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nlr.ru/lawcenter, свободный. - Загл. с экрана.

  3. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс].- Режим доступа: gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный.- Загл. с экрана.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

распознавать информационные процессы в различных системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать изученные прикладные программные средства;

свободно оперировать пакетом прикладных программ;

-использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;


ОК 2

ОК 4

ОК 2


ОК 8


ОК 3


ОК 4

ОК 5

ОК 6, ОК 4

ОК 6, ОК 7


ОК 9,ОК 8

Защита лабораторных работ на ПК

Знания:

различные подходы к определению понятия «информация»;

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; знать единицы измерения информации;

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

назначение и функции операционных систем.


ОК 2


ОК 3 -ОК 5


ОК 8

ОК 9

ОК 3

Тестирование,

дифференцированный зачет


© 2010-2022