- Преподавателю
- Информатика
- Технологическая карта урока по информатике 5 класс Обработка информации
Технологическая карта урока по информатике 5 класс Обработка информации
Раздел | Информатика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прожерина А.Г. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ
Урок информатики
в 5 классе
«Обработка информации»
Урок разработала и провела
Прожерина Анжелика Григорьевна,
учитель информатики
Р .П. ЧУНСКИЙ
2016 год
Класс 5
Дата проведения: 13.01. 2016 года
Урок № 17. Тема урока: Обработка информации .
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: обеспечение усвоения знаний в их системе
Цели: Образовательная: формирование представлений учащихся об обработке информации,
Развивающая: развитие практических умений и навыков создания заданий по теме, представления заданий в текстовом документе, в виде карточек, развитие критического мышления, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитание познавательной активности, ответственности за начатое дело, коммуникативной культуры.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Педагогическая технология:
Технология решения проектной задачи, с элементами технологии критического мышления и здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий.
Методы: поисковый
Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (информационные листы, карточки для работы в паре, карточки для индивидуальной работы, заготовки для составления кластера), компьютер, мультимедиа проектор, слайдовая презентация.
Характеристика урока: урок по данной теме третий в разделе «Обработка информации». Работая по стандартам второго поколения в 5-6 классах, разработала урок в соответствии с ФГОС ООО, наложила на урок открытия знаний технологию решение проектной задачи и критического мышления.
Характеристика класса:
5 «а» класс разноуровневый, есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Ученики пытливые, умеющие трудиться, владеющие приемами работы с информацией.
Форма организации урока: групповая, парная, индивидуальная
№
Этапы урока, цель этапа, методические приемы
Деятельность учителя
Формы работы
Планируемый результат
Время мин.
I
Стадия вызова
2
Мотивация к учебной деятельности
1.Нестандартное начало
Цель: создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу, проверить готовность к уроку.
2. «Яркое пятно»
Цель: заострить внимание на эмоциональных деталях урока и перейти к актуализации изученного.
«Здравствуйте, ребята!
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
На урок мы отправились смело,
В мир информации и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Посмотрите на слайде, что видите?
(на слайде представлены картинки: задача, таблица, диаграмма)
Что можете сказать о решении задачи? К какой теме относится решение и диаграмма ?
фронтально
фронтально
Учащиеся выполняют пожелания учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение
Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3
3
4
3. «Преобразуй информацию »
Цель: актуализировать знания и подготовить к решению проектной задачи
4.«Описание ситуаций обработки информации»
Цель: актуализировать знания и подготовить к восприятию новой темы
Прием «Кластер»
Цель: систематизировать первичные знания, полученные на предыдущем уроке
Преобразуйте информацию в задании, определите вид преобразования (обработки)
Задание 1.
1 группа «Черный ящик» определите вид информации и правило преобразования на доске. Обоснуйте выбор(по заданным правилам)
2 группа. Представьте схемой Р.Т 33 (разработка плана действий)
3 группа. Р.т 157 Расшифруйте сообщение (изменение формы представления)
2
Поиск информациие
Задача по математике.Задание «Описать способы обработки»
Систематизация
Сегодня вы будите работать в группе, в листах самооценки смайликами в конце урока оцените каждое задание. У каждого из вас лежит информационный лист. Заполните его в ходе урока.
3.Задание составить кластер на тему «Обработка информации»
- Что еще дополните в кластер?
- Можете дополнить кластер?
- Как думаете можно продолжить кластер ?
- Как это сделать? (сегодня на уроке, найти информацию)
Индивидуально
Из каждой группы
в паре
в группе
фронтально
Учащиеся на магнитной доске выполняют задание, самостоятельно рассуждают, соотносят ответы.
Выполняют работу в карточках, корректируют деятельность друг друга
Изучают информационный лист, листы самооценки группы
Составляют кластер, демонстрируют знания полученные на прошлом уроке и дома, выслушивают мнение друг друга
- оценивают результаты своей работы
- отвечают на вопросы.
Систематизируют анализируют , делают выводы.
Дети готовы назвать тему урока Осмысливают свою значимость на уроке.
Оценивают работу в группе
Выявление места и причины затруднения. выход на тему и целеполагание
1
1
Прием «Видео-вопрос»
Цель :
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Выход на учебную задачу
Научить ставить цель урока, определять важность цели для себя
Нравится ли вам в нашем кабинете?.А что бы вы хотели добавить в наш кабинет?
А у меня есть проблема, мало методического обеспечения в нашем кабинете информатики, может вы поможете мне создать методическую копилку для нашего кабинета?
-Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
Соотнесите и кластер и определите тему урока.
Создание методических карточек для уроков информатики в текстовом редакторе по теме «Обработка информации»
Озвучить четко тему и цель урока: Тема урока: Обработка информации
Цель: Выяснить, типы обработки информации. Научиться создавать в текстовом редакторе карточки по теме обработка текстовой информации
фронтально
фронтально
Отвечают на вопросы.
Соотносят смысл вопросов и кластера.
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают.
Развивают навыки сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения
Легко определяют тему урока и цель:
«Создать карточки для метод. копилки класса»
II
Стадия осмысления
2
Построение проекта выхода из затруднения
Прием: «Незаконченное предложение»
Цель: создать план работы на уроке
-
Дополнить план урока
-
Узнать типы обработки информации………?
-
Дописать кластер…….?
-
Создать методическую карточку в текстовом редакторе……………….?
Что можно еще включить в план урока? Дополните план.
в группе
Дополняют план,
4 пункт плана формулируют самостоятельно.
Реализации построенного проекта
и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Приемы: «Инсерт» и «Алгоритм»
Цель: научить приемам работы с информационным текстом, показывая способы выбора главной информации, умение работать по алгоритму
Мы составим алгоритм действий по каждой из проблем.
Давайте выделим основные типы обработки .
-
Преобразование
-
Систематизация
-
Поиск
Учащиеся распределяют в группе обязанности (редакторы, генераторы идеи, секретари, докладчики
.Напомнить работу по плану, цель работы этапа.
Работа с учебником п.12 стр. 83-85
Возьмите простые карандаши, Читайте, делайте пометки на полях. Основное запишите в информационный лист
«+» - информация знакома
«V» - информация новая
«? » - есть вопросы
Редакторы выделяют главное по теме
Секретарь записывает, отдает для оформления в электронном виде
Генератор идеи, проверяет, советует, помогает
Докладчик - представляет продукт группы
в группе
в группе
Изучают новую тему самостоятельно.
Каждая группа получает свою задачу. Читают текст параграфа по теме, делают пометки на полях
«+» - информация знакома
«v» - информация новая
«-» - информация непонятная
Выслушивают ответы друг друга, соглашаются, спорят.
Задают вопросы по непонятны моментам текста.
Приходят к выводу, что такое информационная модель
Выполняют пометки в информационном листе
Оценивают работу в группе
Формируют исследовательские умения
-развивают операции мышления: сопоставления, анализа,
Организуют самопроверку,
5
3
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону,
Практикум
Цель: проверить уровень освоенности теоретического материала урока, научить создавать и оформлять информационные модели.
Расширение понятийной базы формирование у учащихся ИКТ компетенций
Попросить учащихся напомнить тему и цель урока.
Создание карточек для метод. капилки
Задания разного уровня
Практическая работа 3. «Создаем карточки в текстовом редакторе»
1.Базовый уровень
Задание «Преобразование»
1.Откройте текстовый процессор
Пуск - офис - OpenOffic.org Writer
2.Файл -- Домашняя папка - 5 класс - Заготовки для практикума - файл Преобразование.doc
2.Повышенный уровень
Задание «Систематизация»
Задание «Преобразование»
1.Откройте текстовый процессор
Пуск - офис - OpenOffic.org Writer
2.Файл -- Домашняя папка - 5 класс - Заготовки для практикума - файл Преобразование.doc
3. Высокий уровень
Задание «Поиск»
1.Открыть текстовый процессор
Пуск - офис - OpenOffic.org Writer
2.Файл - открыть - Домашняя папка - Заготовки для практикума - Обработка Поиск. doc
фронтально
в парах
Проговаривают цель этапа
Выбирают уровень сложности практического задания:
-
Базовый
-
Повышенной сложности
-
Сложный
Приступают к выполнению компьютерного практикума.
Самостоятельно работают с программой: текстовый процессор OpenOffice.org Writer
Оценивают себя и своего товарища
Развивают мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения
8
Включение в систему знаний и повторения; Домашнее задание
Создай задание
Цель-
разъяснить дом работу.
по алгоритму написания составить задание, каждый по своему виду Обработки информации
п. 12 , придумать задание «Обработка информации» стр. № 17 стр.97, Р.Т 178 а, б
фронтально
Читают, задают вопросы.
Систематизация полученных знаний
2
III
Стадия рефлексии
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Листок самооценки группы
Цель: Оценить работу группы и каждого ее члена на уроке и выявить степень усвоения темы
Прием «Картинка настроения»
Цель: оценить эмоциональное состояние себя
На столе лежат картинки . Ребята оцените свое настроение на уроке
- отлично
- хорошо, но
что-то не - мне было не интересно,
получилось плохо
в группах
фронтально
Ученики дают оценку деятельности на уроке группы, себя и своего настроения.
Подводят итоги уроки
6
1