Рабочая программа дисциплины Финансовая математика

Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело (базовая подготовка). Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с фе...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа дисциплины Финансовая математика

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города москвы

«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»




рабочая программа


ДИСЦИПЛИНЫ Финансовая математика


специальность 080110.51 Банковское дело (базовая подготовка)

























2013

Одобрена

на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»,


протокол №_______

от _____________________ 2013г.

Председатель ___________ /Парчевский О.О./

(подпись)

СОСТАВЛЕНА

на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 080110.51 Банковское дело(базовая подготовка)

Зам. директора по УВР _____________ /Галдина Т.А./

(подпись)





Составитель:

Алферова Жанна Олеговна, преподаватель Электростальского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».


Рецензент:

Тарасевич Вера Владимировна, преподаватель Электростальского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».

СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины


2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины


3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины


4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________________Наименование дисциплины__________________


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело (базовая подготовка).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учетом экономического профиля получаемого профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Финансовая математика, как учебная дисциплина относится к предметной области естественных наук, является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла цикла и её изучение должно обеспечить овладение методами расчета и анализа стоимостных характеристик и других параметров основных финансовых операций, потоков платежей (в особенности - регулярных), а также умение использовать в этих расчетах и анализе современные информационные технологии.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • познакомить студентов с ролью и местом приложений математики в системе теоретических и практических задач финансового анализа,

  • продемонстрировать модели и методы количественного анализа финансовых операций,

  • познакомить студентов применением в финансовом анализе общедоступных вычислительных средств,

Задачи дисциплины:

  • дать определение базовых понятий финансовой математики; изложить ряд теоретических сведений об этих понятиях, лежащих в основе практических приложений;

  • привести практические примеры расчетов наиболее распространенных финансовых операций;

  • способствовать выработке у студентов навыков применения основных понятий финансовой математики в своей практической деятельности;

  • сформировать у студентов навыки самостоятельного применения общедоступных вычислительных средств (табличного процессора Excel) в финансовых расчетах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • владеть логикой финансовых вычислений;

  • строить и анализировать математические модели финансовых операций;

  • использовать формулы наращения и дисконтирования денежных сумм;

  • оценивать и эквивалентно преобразовывать потоки платежей;

  • оценивать эффективность инвестиций и кредитов;

  • пользоваться финансовыми функциями табличного процессора EXCEL.

знать:

  • принципы и логику финансовых операций и связанных с ними вычислений.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

Профильная составляющая дисциплины реализуется в применении совокупных заданий экономического, содержания с целью профильной математической подготовки по специальности.

Профессиональная направленность подразумевает прямую связь используемых примеров решения учебных задач с функциями, выполняемыми специалистом по банковскому делу в профессиональной деятельности.

Сущность профессиональной направленности дисциплины заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области профессиональных задач.

Ведущая роль отводится установлению междисциплинарных связей информатики с другими дисциплинами через применение проектной технологии, предполагающей применение метода проектов как спланированной и постоянной составляющей часть образовательного процесса.


1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 78 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 52 часа,

- самостоятельной работы - 26 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:


- лекции

30

- практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание)

8

- подготовка к практическим занятиям, написание рефератов.

14

- подготовка к дифференцированному зачету

4

Итоговая аттестация по дисциплине: 1 семестр - дифференцированный зачёт.



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Разовый платёж

14


Тема 1.1. Правила приведения во времени

Содержание учебного материала

2


Правила простых и сложных процентов


1,2,3

Приведение в «Дробном» времени

Приведение в непрерывном времени

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

2


Тема 1.2. Эквивалентные процентные ставки. Эффективная ставка.

Содержание учебного материала

2


Эквивалентные процентные ставки


1,2,3

Формула m-кратной капитализации

Эффективная ставка

Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 1.3. Наращение процентов и инфляция

Содержание учебного материала

2


Инфляция, темп инфляции


1,2,3

Правило числа 70

Формула корректировки номинальной процентной ставки

Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Раздел 2. Потоки платежей

10


Тема 2.1. Потоки платежей в схеме сложных процентов

Содержание учебного материала

1


Обобщающие характеристики финансового потока


1,2,3

Переменные потоки платежей

Объединение и замена рент

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

2


Тема 2.2. Потоки платежей в схеме простых процентов

Содержание учебного материала

1


Стандартные обобщающие характеристики


1,2,3

Основные модели и правила: коммерческое правило

Основные модели и правила: актуарное правило

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

2


Раздел 3. Кредит

14


Тема 3.1. Кредит. Погашение кредита.

Содержание учебного материала

2


Первичные характеристики


1,2,3

Способы погашения кредита

Погасительный фонд



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 3.2. Потребительский кредит

Содержание учебного материала

2


Потребительский кредит


1,2,3

Равномерное погашение потребительского кредита

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 3.3. Ипотечный кредит

Содержание учебного материала

1


Ипотечный кредит


1,2,3

Способы погашения ипотечного кредита

Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 3.4. Замена и объединение займов. Льготные кредиты

Содержание учебного материала

1


Применение правил действий с процентами


1,2,3

Применение правила финансовой эквивалентности

Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Раздел 4. Инвестицион-ные проекты

14


Тема 4.1. Понятие инвестиционного проекта

Содержание учебного материала

1


Инвестиционный проект


1,2,3

Потоки наличности

Графическое представление инвестиционного проекта

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 4.2. Показатели эффективности инвестиционного проекта

Содержание учебного материала

1


Показатели без дисконтирования


1,2,3

Дисконтные показатели

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 4.3. Анализ единичного проекта

Содержание учебного материала

2


Сравнение по нескольким критериям


1,2,3

Сравнительная характеристика критериев NPV и IRR

Сравнение проектов разной длительности



Формирование портфеля проектов



Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Тема 4.4. Анализ конкурирующих проектов

Содержание учебного материала

2


Показатели без дисконтирования


1,2,3

Дисконтные показатели

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Раздел 5.Ценные бумаги

10


Тема 5.1. Виды ценных бумаг

Содержание учебного материала

2


Первичные ценные бумаги


1,2,3

Производственные ценные бумаги

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

0,5


Тема 5.2. Доходность ценных бумаг и операций с ними

Содержание учебного материала

2


Внутренняя доходность ценной бумаги


1,2,3

Доходность облигации и операций с ними

Доходность акции и операций с ними

Доходность вложений в производственные ценные бумаги


Доходность с учётом налогов


Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

0,5


Тема 5.3. Курсовые стоимости ценных бумаг

Содержание учебного материала

2


Правило расчёта курсовой стоимости


1,2,3

Оценка облигаций

Оценка акций

Оценка производственных ценных бумаг



Практические занятия

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

1


Раздел 6. Финансовые риски и инвестиционный портфель

12

1,2,3

Тема 6.1. Меры риска

Содержание учебного материала

2


Характеристики рассеяния


1,2,3

Вероятностные риски

Показатели риска

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

2


Тема 6.2. Портфель ценных бумаг и его свойства

Содержание учебного материала

2


Оптимальный портфель из рисковых ценных бумаг


1,2,3

Оптимальный портфель с безрисковой компонентой

Рыночный портфель

Практические занятия

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)

2



Всего:

74


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебного кабинета математики;

- компьютерного класса.

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места по количеству студентов;

  • учебно-наглядные пособия: презентации, видеоматериалы, распечатки справочного материала, контрольные задания, тесты и др.

3.1.2. Технические средства обучения:

  • компьютерный класс;

  • проекционная доска.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;

    1. Программное обеспечение: Microsoft Office.


3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • ФКГСОО (по дисциплине);

  • извлечение из ГОС СПО по специальности;

  • примерная программа учебной дисциплины;

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;

  • таблица междисциплинарных связей.

3.2.2. Общеметодический компонент.

Методические рекомендации:

  • по планированию занятий;

  • по реализации воспитательного потенциала дисциплины;

  • по использованию технических средств обучения;

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

  • по написанию и защите рефератов;

  • методические рекомендации по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;

  • методические указания по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.

3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);

  • конспекты лекций;

  • дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологии;

  • вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;

  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);

  • домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);

  • методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;

  • методические рекомендации по изучению тем;

  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

  • основная и дополнительная литература для изучения темы;

  • перечень тем рефератов, докладов, сообщений.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

  • перечень вопросов к зачету по учебной дисциплине;

  • перечни вопросов, тесты, типовые задачи (упражнения), расчётные задачи, ситуационные задачи;

  • перечень литературы, нормативно-технической документации наглядных пособий, СО допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.


3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

3.3.1. Основная литература

  • Малыхин В.И. Финансовая математика. - М.: ЮНИТИ, 1999.

  • Чередниченко В.Г. Начала финансовой математики. - Новосибирск: СибУПК, 2000.

  • Чередниченко В. Г., Чащин О. Н. Финансовая математика. Программа, задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения.- Новосибирск: СибУПК, 2001 г.

  • Шегурова Г. И. Финансовая математика.- Новосибирск:

3.3.2. Дополнительная литература

  1. Медведев Г. А. Начальный курс финансовой математики.- М.: ТОО"Остожье", 2000.

  2. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: «Дело», 1992.

  3. Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. -М.: ИНФРА-М, 1996.

  4. Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. - М.: Финансы и статистика, 1999.

  5. Ковалев В.В. Задачи по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика, 1999.

  6. Кочович Е. Финансовая математика. - М.: Финансы и статистика, 1994.

  7. Башарин Г. П. Начала финансовой математики. М.: ИНФРА-М, 1997.

  8. Капитоненко В.В. Финансовая математика и ее приложения. - М.: Приор, 1998.

  9. Кутуков В.Б. Основы финансовой и страховой математики. - М.: «Дело», 1998.

  10. Уоттем Т. Дж., Парримод Л. Количественные методы в финансах. - М.: ЮНИТИ, 1998.

  11. Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в EXCEL. - М.: «Филин», 1999.

  12. Лукасевич И.А. Анализ финансовых операций. М.: Финансы и статистика, 1998.

  13. Радионов О.П. Основы финансового анализа. М.: Финансы и статистика, 1999.

3.3.3. Периодические издания

3.3.4. Интернет-ресурсы

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ в соответствии с рейтинговой системой оценки.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Контроль реализации программы:

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности.) - 2-я неделя 1 семестра.

б) Текущий контроль - после изучения тем проверочные тесты (тематические).

Формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, решение расчётных и ситуационных задач, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

в) Итоговый контроль - дифференцированный зачет, экзамен.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического опроса, примерной тематики и содержания рефератов, тестовых заданий, перечня задач практических занятий отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

рассчитывать наращение и дисконтирование денежных сумм;

ОК

ПК

Текущий контроль:

- опрос

- тестирование

Рубежный контроль:

- опрос

- тестирование

Итоговый контроль:

дифференцированный зачет

рассчитать параметры ренты;

ОК

ПК

использовать для расчетов изученные прикладные программные средства;

ОК

ПК

оценивать эффективность инвестиций;

ОК

ПК

составлять оптимальный портфель инвестиций.

ОК

ПК

Знания:

инструментарий анализа потоков платежей;

ОК

ПК

Текущий контроль:

- опрос

- тестирование

Рубежный контроль:

- опрос

- тестирование

Итоговый контроль:

дифференцированный зачет

классификацию инвестиций;

ОК

ПК

методы анализа инвести-ционных проектов;

ОК

ПК

методы оптимизации в инвестиционном анализе;

ОК

ПК


© 2010-2022