- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа дисциплины Финансовая математика
Рабочая программа дисциплины Финансовая математика
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алферова Ж.О. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
рабочая программа
ДИСЦИПЛИНЫ Финансовая математика
специальность 080110.51 Банковское дело (базовая подготовка)
2013
Одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии «Экономика и управление»,
протокол №_______
от _____________________ 2013г.
Председатель ___________ /Парчевский О.О./
(подпись)
СОСТАВЛЕНА
на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 080110.51 Банковское дело(базовая подготовка)
Зам. директора по УВР _____________ /Галдина Т.А./
(подпись)
Составитель:
Алферова Жанна Олеговна, преподаватель Электростальского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».
Рецензент:
Тарасевич Вера Владимировна, преподаватель Электростальского филиала Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________Наименование дисциплины__________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего (полного) общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело (базовая подготовка).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г. и изучается с учетом экономического профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Финансовая математика, как учебная дисциплина относится к предметной области естественных наук, является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла цикла и её изучение должно обеспечить овладение методами расчета и анализа стоимостных характеристик и других параметров основных финансовых операций, потоков платежей (в особенности - регулярных), а также умение использовать в этих расчетах и анализе современные информационные технологии.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
познакомить студентов с ролью и местом приложений математики в системе теоретических и практических задач финансового анализа,
-
продемонстрировать модели и методы количественного анализа финансовых операций,
-
познакомить студентов применением в финансовом анализе общедоступных вычислительных средств,
Задачи дисциплины:
-
дать определение базовых понятий финансовой математики; изложить ряд теоретических сведений об этих понятиях, лежащих в основе практических приложений;
-
привести практические примеры расчетов наиболее распространенных финансовых операций;
-
способствовать выработке у студентов навыков применения основных понятий финансовой математики в своей практической деятельности;
-
сформировать у студентов навыки самостоятельного применения общедоступных вычислительных средств (табличного процессора Excel) в финансовых расчетах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
владеть логикой финансовых вычислений;
-
строить и анализировать математические модели финансовых операций;
-
использовать формулы наращения и дисконтирования денежных сумм;
-
оценивать и эквивалентно преобразовывать потоки платежей;
-
оценивать эффективность инвестиций и кредитов;
-
пользоваться финансовыми функциями табличного процессора EXCEL.
знать:
-
принципы и логику финансовых операций и связанных с ними вычислений.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильная составляющая дисциплины реализуется в применении совокупных заданий экономического, содержания с целью профильной математической подготовки по специальности.
Профессиональная направленность подразумевает прямую связь используемых примеров решения учебных задач с функциями, выполняемыми специалистом по банковскому делу в профессиональной деятельности.
Сущность профессиональной направленности дисциплины заключается в реорганизации учебного материала таким образом, что бы в рамках отдельного взятого занятия, включающего в себя теоретический и практический материал, имело место формирование умений и навыков у студентов по решению ограниченной области профессиональных задач.
Ведущая роль отводится установлению междисциплинарных связей информатики с другими дисциплинами через применение проектной технологии, предполагающей применение метода проектов как спланированной и постоянной составляющей часть образовательного процесса.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка студента 78 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 52 часа,
- самостоятельной работы - 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
52
в том числе:
- лекции
30
- практические занятия
22
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание)
8
- подготовка к практическим занятиям, написание рефератов.
14
- подготовка к дифференцированному зачету
4
Итоговая аттестация по дисциплине: 1 семестр - дифференцированный зачёт.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Разовый платёж
14
Тема 1.1. Правила приведения во времени
Содержание учебного материала
2
Правила простых и сложных процентов
1,2,3
Приведение в «Дробном» времени
Приведение в непрерывном времени
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
2
Тема 1.2. Эквивалентные процентные ставки. Эффективная ставка.
Содержание учебного материала
2
Эквивалентные процентные ставки
1,2,3
Формула m-кратной капитализации
Эффективная ставка
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 1.3. Наращение процентов и инфляция
Содержание учебного материала
2
Инфляция, темп инфляции
1,2,3
Правило числа 70
Формула корректировки номинальной процентной ставки
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Раздел 2. Потоки платежей
10
Тема 2.1. Потоки платежей в схеме сложных процентов
Содержание учебного материала
1
Обобщающие характеристики финансового потока
1,2,3
Переменные потоки платежей
Объединение и замена рент
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
2
Тема 2.2. Потоки платежей в схеме простых процентов
Содержание учебного материала
1
Стандартные обобщающие характеристики
1,2,3
Основные модели и правила: коммерческое правило
Основные модели и правила: актуарное правило
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
2
Раздел 3. Кредит
14
Тема 3.1. Кредит. Погашение кредита.
Содержание учебного материала
2
Первичные характеристики
1,2,3
Способы погашения кредита
Погасительный фонд
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 3.2. Потребительский кредит
Содержание учебного материала
2
Потребительский кредит
1,2,3
Равномерное погашение потребительского кредита
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 3.3. Ипотечный кредит
Содержание учебного материала
1
Ипотечный кредит
1,2,3
Способы погашения ипотечного кредита
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 3.4. Замена и объединение займов. Льготные кредиты
Содержание учебного материала
1
Применение правил действий с процентами
1,2,3
Применение правила финансовой эквивалентности
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Раздел 4. Инвестицион-ные проекты
14
Тема 4.1. Понятие инвестиционного проекта
Содержание учебного материала
1
Инвестиционный проект
1,2,3
Потоки наличности
Графическое представление инвестиционного проекта
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 4.2. Показатели эффективности инвестиционного проекта
Содержание учебного материала
1
Показатели без дисконтирования
1,2,3
Дисконтные показатели
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 4.3. Анализ единичного проекта
Содержание учебного материала
2
Сравнение по нескольким критериям
1,2,3
Сравнительная характеристика критериев NPV и IRR
Сравнение проектов разной длительности
Формирование портфеля проектов
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Тема 4.4. Анализ конкурирующих проектов
Содержание учебного материала
2
Показатели без дисконтирования
1,2,3
Дисконтные показатели
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Раздел 5.Ценные бумаги
10
Тема 5.1. Виды ценных бумаг
Содержание учебного материала
2
Первичные ценные бумаги
1,2,3
Производственные ценные бумаги
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
0,5
Тема 5.2. Доходность ценных бумаг и операций с ними
Содержание учебного материала
2
Внутренняя доходность ценной бумаги
1,2,3
Доходность облигации и операций с ними
Доходность акции и операций с ними
Доходность вложений в производственные ценные бумаги
Доходность с учётом налогов
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
0,5
Тема 5.3. Курсовые стоимости ценных бумаг
Содержание учебного материала
2
Правило расчёта курсовой стоимости
1,2,3
Оценка облигаций
Оценка акций
Оценка производственных ценных бумаг
Практические занятия
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
1
Раздел 6. Финансовые риски и инвестиционный портфель
12
1,2,3
Тема 6.1. Меры риска
Содержание учебного материала
2
Характеристики рассеяния
1,2,3
Вероятностные риски
Показатели риска
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
2
Тема 6.2. Портфель ценных бумаг и его свойства
Содержание учебного материала
2
Оптимальный портфель из рисковых ценных бумаг
1,2,3
Оптимальный портфель с безрисковой компонентой
Рыночный портфель
Практические занятия
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию, проработка материалов по лекциям, выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Подготовка реферата (с презентацией)
2
Всего:
74
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, методическим рекомендациям или под руководством преподавателя);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных, ситуационных заданий).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета математики;
- компьютерного класса.
3.1.1. Оборудование кабинета:
-
рабочее место преподавателя;
-
посадочные места по количеству студентов;
-
учебно-наглядные пособия: презентации, видеоматериалы, распечатки справочного материала, контрольные задания, тесты и др.
3.1.2. Технические средства обучения:
-
компьютерный класс;
-
проекционная доска.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
правила техники безопасности и производственной санитарии;
-
Программное обеспечение: Microsoft Office.
-
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
-
ФКГСОО (по дисциплине);
-
извлечение из ГОС СПО по специальности;
-
примерная программа учебной дисциплины;
-
рабочая программа учебной дисциплины;
-
типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;
-
таблица междисциплинарных связей.
3.2.2. Общеметодический компонент.
Методические рекомендации:
-
по планированию занятий;
-
по реализации воспитательного потенциала дисциплины;
-
по использованию технических средств обучения;
-
по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
-
по написанию и защите рефератов;
-
методические рекомендации по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;
-
методические указания по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.
3.2.3. Методический компонент темы учебной дисциплины:
-
план учебного занятия (технологическая карта занятия);
-
конспекты лекций;
-
дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологии;
-
вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
-
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
-
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
-
домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени на выполнение);
-
методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;
-
методические рекомендации по изучению тем;
-
методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
-
основная и дополнительная литература для изучения темы;
-
перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:
-
перечень вопросов к зачету по учебной дисциплине;
-
перечни вопросов, тесты, типовые задачи (упражнения), расчётные задачи, ситуационные задачи;
-
перечень литературы, нормативно-технической документации наглядных пособий, СО допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.
3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Основная литература
-
Малыхин В.И. Финансовая математика. - М.: ЮНИТИ, 1999.
-
Чередниченко В.Г. Начала финансовой математики. - Новосибирск: СибУПК, 2000.
-
Чередниченко В. Г., Чащин О. Н. Финансовая математика. Программа, задания контрольных работ для студентов заочной формы обучения.- Новосибирск: СибУПК, 2001 г.
-
Шегурова Г. И. Финансовая математика.- Новосибирск:
3.3.2. Дополнительная литература
-
Медведев Г. А. Начальный курс финансовой математики.- М.: ТОО"Остожье", 2000.
-
Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: «Дело», 1992.
-
Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. -М.: ИНФРА-М, 1996.
-
Ковалев В.В., Уланов В.А. Курс финансовых вычислений. - М.: Финансы и статистика, 1999.
-
Ковалев В.В. Задачи по финансовому анализу. - М.: Финансы и статистика, 1999.
-
Кочович Е. Финансовая математика. - М.: Финансы и статистика, 1994.
-
Башарин Г. П. Начала финансовой математики. М.: ИНФРА-М, 1997.
-
Капитоненко В.В. Финансовая математика и ее приложения. - М.: Приор, 1998.
-
Кутуков В.Б. Основы финансовой и страховой математики. - М.: «Дело», 1998.
-
Уоттем Т. Дж., Парримод Л. Количественные методы в финансах. - М.: ЮНИТИ, 1998.
-
Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в EXCEL. - М.: «Филин», 1999.
-
Лукасевич И.А. Анализ финансовых операций. М.: Финансы и статистика, 1998.
-
Радионов О.П. Основы финансового анализа. М.: Финансы и статистика, 1999.
3.3.3. Периодические издания
3.3.4. Интернет-ресурсы
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ в соответствии с рейтинговой системой оценки.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.
Контроль реализации программы:
а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности.) - 2-я неделя 1 семестра.
б) Текущий контроль - после изучения тем проверочные тесты (тематические).
Формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, решение расчётных и ситуационных задач, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.
в) Итоговый контроль - дифференцированный зачет, экзамен.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического опроса, примерной тематики и содержания рефератов, тестовых заданий, перечня задач практических занятий отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
рассчитывать наращение и дисконтирование денежных сумм;
ОК
ПК
Текущий контроль:
- опрос
- тестирование
Рубежный контроль:
- опрос
- тестирование
Итоговый контроль:
дифференцированный зачет
рассчитать параметры ренты;
ОК
ПК
использовать для расчетов изученные прикладные программные средства;
ОК
ПК
оценивать эффективность инвестиций;
ОК
ПК
составлять оптимальный портфель инвестиций.
ОК
ПК
Знания:
инструментарий анализа потоков платежей;
ОК
ПК
Текущий контроль:
- опрос
- тестирование
Рубежный контроль:
- опрос
- тестирование
Итоговый контроль:
дифференцированный зачет
классификацию инвестиций;
ОК
ПК
методы анализа инвести-ционных проектов;
ОК
ПК
методы оптимизации в инвестиционном анализе;
ОК
ПК