Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 – 11 классы. Составитель М. Н. Бородин на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ»(базовый и профильный уровни) (10-11 классы) (Н.Д.Угринович) М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012». Цели программы: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современн...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

иМуниципальное казенное образовательное учреждение

Заливинская средняя общеобразовательная школа

Кыштовского района Новосибирской области




Согласовано:

И.О. зам.директора по УР

___________ Р.Н.Гревцова

Утверждаю:

Директор МКОУ ЗСОШ

_____________Л.Г. Янущик







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

11 класс














Учитель:

Гарифуллина

Снежана Дмитриевна





2015 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 - 11 классы. Составитель М. Н. Бородин на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ»(базовый и профильный уровни) (10-11 классы) (Н.Д.Угринович) М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2012».

Цели программы:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

Рабочая программа составлена для учащихся со средним уровнем обученности.

Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса:

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Содержание учебного курса

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Практические работы:

Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи

Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера

Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков

Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе

Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux

Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов

Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей

Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ

Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак

Контроль знаний и умений: контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД).

Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.

Практические работы:

Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных

Практическая работа 3.2. Создание Формы в табличной базе данных

Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов

Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных

Практическая работа 3.5. Создание Отчета в табличной базе данных

Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 «База данных» (тестирование).

Информационное общество.

Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технолог

Место предмета в учебном процессе

Согласно ФБУП на изучение предмета информатика и ИКТ в 11 классе отводится 1 ч. в неделю, 34 часа в год.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ - 4.

Повторение по курсу «Информатика и ИКТ».

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Моделирование и формализация».

Повторение по теме «Базы данных».

Контроль знаний и умений: контрольная работа №4 по всему курсу (тестирование).

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.

Система оценивания

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

91-100% отлично

70-90% хорошо

51-69% удовлетворительно

менее 50% неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Литература для учителя:


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 - 11 классы. Составитель М. Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаботория Базовых Знаний, 2012»

Литература для учащихся:


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.







Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Из них:

Контрольные работы

Практические работы

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

11

1

11

2

Моделирование и формализация

8

1

1

3

Базы данных. СУБД.

8

1

6

4

Информационное общество

3


0

5

Повторение

4

1

0


Итого

34

4

17







Календарно-тематический план 11 класс

п/п

Дата

Название разделов, тем уроков

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся


Виды практических работ

Формы контроля, измерители ЗУН

Домашнее задание

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1

История развития вычислительной техники. Техника безопасности в кабинете информатики.

1

УНМ

История ЭВМ; Техника безопасности в кабинете информатики

Учащиеся должны

знать/ понимать:

  • назначение и функции операционных систем;

  • какая информация требует защиты;

  • виды угроз для числовой информации;

  • физические способы и программные средства защиты информации;

  • что такое криптография;

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.

уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

  • соединять устройства ПК;

  • производить основные настройки БИОС;

работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Практическая работа №1. Виртуальные компьютерные музеи.

Устный опрос

У стр.

10-19

2

Магистрально - модульный принцип построения компьютера

1

УНМ

УП

У-П

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров.

Практическая работа №2.

Сведения об архитектуре компьютера.

Устный опрос, тест

У стр.

19-25

3

Основные характеристики операционных систем

1

УНМ

УП

У-П

Многообразие операционных систем.

Графический интерфейс операционных систем; драйверы устройств; файловая система.

Практическая работа №3.

Сведения о логических разделах дисков.


Тест, практикум

У стр.

25-30

4

Операционная система Windows.

1

УНМ

УП

У-П

Файловые системы; Графический интерфейс ОС Windows. Брандмауэр.

Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.


Тест, практикум

У стр.

30-36

5

Операционная система Linux

1

УНМ

УП

У-П

Файловые системы; Графический интерфейс ОС Linux .


Практическая работа №5 -6

Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux

Установка пакетов операционной системе Linux

Тест, практикум

У стр.

36-43

6

Защита от несанкционированного доступа к информации

1

УНМ

У-П

Пароль; Биометрические системы защиты;

Практическая работа №7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи

Устный опрос; практикум

У стр.

43-49


7

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.

1

УНМ

У-П

RAID- контролер; Типы вредоносных программ; Антивирусные программы.


Устный опрос

У стр.

49-53

8

Компьютерные вирусы и защита от них.

1

УНМ

УП

У-П

Компьютерные вирусы; Типы вирусов: макровирусы, файловые вирусы, загрузочные вирусы.

Практическая работа №8. Защита от компьютерных вирусов.

Тест, практикум

У стр.

53-63

9

Сетевые черви и защита от них.

1

УНМ

У-П

Сетевые черви; Почтовые черви; Межсетевой экран (брандмауэр).

Практическая работа №9. Защита от сетевых червей

Тест, практикум

У стр.

63-70

10

Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

1

УНМ

У-П

Троянские программы (троянец). Типы хакерских атак: Сетевые атаки; Руткиты.


Практическая работа №10- 11. Защита от троянских программ. Защита от хакерских атак.

Тест, практикум

У стр.

71-74


У стр.

75-78

11

Контрольная работа № 1 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

1

УК


Тест


Моделирование и формализация (8 часов)

12

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

1

УНМ

Модель; моделирование; Виды моделей.

Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Информационные модели и системы

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей)


Устный опрос

У стр.

80-84


13

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

1

УНМ

Модели материальные и информационные; Формализация; Этапы моделирования

Проект

Тест

У стр.

84-88

(подготовить матери-ал для проекта)

14

Исследование физических моделей.

1

УНМ

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Компьютерный эксперимент с интерактивной физической моделью

Проект

Устный опрос, тест

У стр.

89-90

(подготовить матери-ал для проекта)

15

Исследование астрономических моделей.

1

УНМ

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.


Компьютерный эксперимент с интерактивной астрономической моделью.

Проект


Устный опрос, наблюдение

У стр.

91-92

(проект)

16

Исследование алгебраических моделей.

1

УНМ

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Компьютерный эксперимент с интерактивной математической моделью . Проект

Устный опрос, тест

У стр.

92-93 (проект)

17

Исследование геометрических моделей.

1

УНМ

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Компьютерный эксперимент с интерактивной планиметриче-ской и стереометричес-кой моделью. Проект

Устный опрос, наблюдение

У стр.

94-97

(проект)

18

Исследование химических и биологических моделей.

1

УНМ

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей.

Компьютерный эксперимент с интерактивной химической и биологической моделью. Проект

Устный опрос, наблюдение

У стр.

97-98

(проект)

19

Контрольная работа №2 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)

1

УП

ЗУН


Проект

Тестирование, защита проекта

У стр.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (8 часов)

20

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

1

УНМ

Виды баз данных; СУБД; Основные объекты СУБД.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач



Устный опрос

У стр.

101-105

21

Основные объекты СУБД

1

УНМ

У-П

Таблицы; запросы; Формы; Отчеты.

Практическая работа № 12. Создание табличной базы данных.


Устный опрос, тест, практикум

У стр.

104-108

22

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

1

УНМ

У-П

Формы в базах данных; элементы управления.

Практическая работа №13.

Создание формы в табличной базе данных.

Тест, практикум

У стр.

108-113

23

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

1

УНМ, У-П

Простои и сложный фильтр; Запросы.

Практическая работа №14.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

Устный опрос, тест,

практикум

У стр.

113-117

24

Сортировка записей в табличной базе данных

Создание отчетов.

1

УНМ, У-П

Сортировка записей; отчеты.

Практическая работа №15-16

Сортировка записей в табличной базе данных.

Создание отчета в табличной базе данных.

Устный опрос, тест, практикум

У стр.

117-120

25

Иерархические базы данных

1

УНМ

Иерархические базы данных


Устный опрос, тест

У стр.

120-123

26

Сетевые базы данных.

1

УНМ, У-П

Сетевые Базы данных, Программы сетевых БД (Живая Родословная)

Практическая работа №17

Создание генеалогического древа семьи.

Устный опрос, практикум

У стр.

123-125

Подготовиться к КР

27

Контрольная работа №3 по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»

1

УП

ЗУН


Итоговое тестирование

Информационное общество (3 часа)

28

Право в Интернете

1

УНМ

Основные этапы становления информационного общества. Правовые нормы информационной деятельности человека

Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека


Устный опрос

У стр.

126-127

29

Этика в Интернете.

1

УНМ

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

.

Устный опрос

У стр.

127-130

30

Перспективы развития информационных и коммуникацион-ных технологий.

1

УНМ

Перспективы развития ИКТ


Тестирование

У стр.

130-135


Повторение (4 часа)

31-32

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»

УП


Тестирование

33-34

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии» Тест по всему курсу

УП


Тестирование

Обозначения:

УНМ- урок нового материала

УП- урок проверки

У-П- урок практикум

УП ЗУН- урок проверки знаний, умений, навыков



© 2010-2022