Рабочая программа по информатике 10 класс (базовый уровень)

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса информатики и ИКТ для 10 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта,

  • «Примерной программы среднего общего (полного) образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 05.03.04. № 1089)

  • учебного плана МБОУ СОШ №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год,

  • федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МО РФ (приказ от 31 марта 2014 г. №253).

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них понимания компьютера как современного средства обработки информации.

  • прикладная цель - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • обеспечить успеваемость не ниже 99,2%, качество не ниже 42% через использование индивидуальных заданий для слабоуспевающих детей, занимательных и межпредметных заданий;

  • обеспечить положительную динамику участия школьников различных интеллектуальных конкурсах (олимпиада «Инфознайка» и др.);

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Специфика учебного предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программа рассчитана на 33 ч в год (1 час в неделю). Основанием для модификации авторской программы, которая рассчитана на 35 часов, является Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. МР Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 2

практических работ - 26;

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  1. «Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  2. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  3. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  4. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

  5. методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе»;

  6. Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.:БИНОМ, 2009.г.

Содержание и объем курса

Тема раздела, урока

Количество часов

всего

практических работ

контрольных работ

1

Раздел 1. Информационные технологии

19

15

1

2

Раздел 2. Коммуникационные технологии

14

11

1

Содержание и объем курса

1. Информационные технологии (19 часов)

Кодирование и обработка текстовой информации. Создание и форматирование документов. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Кодирование русских букв»

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документов»

Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайн переводчика»

Практическая работа №4 «Сканирование и распознавание документов»

Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».

Практическая работа №6 «Растровая графика»

Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»

Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построение в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Практическая работа №9 «Создание флеш - анимации»

Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»

Практическая работа №11. Разработка презентации «Устройства компьютера»

Практическая работа №12. Разработка презентации «История развития ВТ»

Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую »

Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»

Контроль знаний и умений

Контрольная работа №1 «Информационные технологии»

2. Коммуникационные технологии (14 часов)

Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение, Web- камеры в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Разработка Web- сайта с использованием Web- редактора.

Компьютерный практикум

Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к интернету в локальной сети»

Практическая работа №17 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

Практическая работа №18 «Настройка браузера»

Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой».

Практическая работа №20 «Общение в глобальной сети»

Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»

Практическая работа №22 «Геоинформационные системы в Интернете»

Практическая работа №23 «Поиск информации в Интернете»

Практическая работа №24 «Заказ в Интернет-магазине»

Практическая работа №25 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

Контроль знаний и умений

Итоговая контрольная работа

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;

  2. групповые;

  3. индивидуально-групповые;

  4. фронтальные;

  5. практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;

  2. беседа;

  3. фронтальный опрос;

  4. опрос в парах;

  5. практикум;

  6. тестирование.

Контрольно-измерительные материалы даны в приложении.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 классе ученик должен

знать/понимать

  1. Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  3. Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

  4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

  6. Назначение и функции операционных систем.

Уметь

  1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  2. Распознавать информационные процессы в различных системах.

  3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

  11. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  12. эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  13. автоматизации коммуникационной деятельности;

  14. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена.

Учебно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

факт

Информационные технологии (19 часов)

1

Техника безопасности. Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодирование русских букв»

1

2

Создание и форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документов»

1

3

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайн переводчика»

1

4

Системы оптического распознавания текстов. Практическая работа №4 «Сканирование и распознавание документов»

1

5

Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».

1

6

Растровая графика

1

7

Практическая работа №6 «Растровая графика»

1

8

Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»

1

9

Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построение в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1

10

Практическая работа №9 «Создание флеш -анимации»

1

11

Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»

1

12

Компьютерные презентации

1

13

Практическая работа №11. Разработка презентации «Устройства компьютера»

1

14

Практическая работа №12. Разработка презентации «История развития ВТ»

1

15

Кодирование и обработка числовой информации. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую »

1

16

Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»

1

17

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»

1

18

Контрольная работа №1 «Информационные технологии»

1

Коммуникационные технологии (14 часов)

19

Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к интернету в локальной сети»

1

20

Глобальная компьютерная сеть Интернет

1

21

Подключение к Интернету. Практическая работа №17 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

1

22

Всемирная паутина. Практическая работа №18 «Настройка браузера»

1

23

Электронная почта. Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой».

1

24

Общение в интернете в реальном времени. Практическая работа №20 «Общение в глобальной сети»

1

25

Файловые архивы. Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»

1

26

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Практическая работа №22 «Геоинформационные системы в Интернете»

1

27

Поиск информации в Интернете. Практическая работа №23 «Поиск информации в Интернете»

1

28

Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №24 «Заказ в Интернет-магазине»

1

29

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

1

30

Основы языка разметки гипертекста

1

31

Практическая работа №25 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

1

32

Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

1

33

Итоговая контрольная работа

1

Этнокультурные особенности Республики Башкортостан будут учтены при поурочном планировании.


Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебник

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2010,

  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2011.

Методическое пособие:

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-11классе. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2010;

  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2010.

Дополнительная литература

  1. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2011.

  2. И. А. Бабушкина, Н.А. Бушмелева, С.М. Окулов «Практикум по программированию» - «ИнформатикА», 1999г.

  3. В.Б. Попов «Turbo Pascal для школьников» Москва, «Финансы и статистика», 1996 г.

  4. Фараонов В. В. «Turbo Pascal 7,0 , начальный курс», Издательство «Нолидж»,1997 г.

Фараонов В. В. «Turbo Pascal 7,0 , практика программирования» Издательство «Нолидж»,1997
























Приложение 1

Тесты для проверки уровня знаний учащихся

Тест № 1: ТБ, информация, информационные процессы

Вопрос №1: В кабинете информатики запрещается:

  1. Бегать

  2. Трогать разъемы соединительных кабелей

  3. Работать за компьютерами

  4. Работать за компьютерами в мокрой одежде или с мокрыми руками

Вопрос №2: Часть окружающего нас мира, рассматриваемая как единое целое это

  1. информация

  2. объект

  3. предмет

  4. информатика

Вопрос №3: Какого вида информации, по способу восприятия её человеком, не бывает?

  1. зрительная

  2. звуковая

  3. тактильная

  4. графическая

  5. вкусовая

Вопрос №4: Сведения об объектах окружающего нас мира это ...

  1. информация

  2. объект

  3. предмет

  4. информатика

Вопрос №5: Какие виды информации по форме представления вы знаете?

  1. Графическая

  2. Зрительная

  3. Текстовая

  4. Тактильная

  5. Вкусовая

Вопрос №6: Носитель информации - это ...

  1. Объект, который носит информацию

  2. Объект, предназначенный для обработки информации

  3. Объект, предназначенный для хранения информации

Вопрос №7: К какому информационному процессу вы отнесете объяснение учителем нового материала

  1. Хранение

  2. Обработка

  3. Передача

  4. Поиск

Вопрос №8: Установите соответствие(напротив информационного процесса поставьте номер соответствующий перечисленным действиям):

1. Записали номер телефона в блокнот

2. Рассказали другу новость

3. Смотрим в библиотеке материал для подготовки реферата.

4. Вычисляем значение выражения

Вопрос № 9. Укажите порядок следования вариантов ответа:

1. Хранение

2. Обработка

3. Передача

4. Поиск

Тест №2: «Компьютерные коммуникации»

1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:

  1. интерфейс;

  2. магистраль;

  3. компьютерная сеть;

  4. адаптеры.

2. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия, называется:

  1. глобальной компьютерной сетью;

  2. информационной системой с гиперсвязями;

  3. локальной компьютерной сетью;

  4. электронной почтой;

  5. региональной компьютерной сетью?

3. Глобальная компьютерная сеть - это:

  1. информационная система с гиперсвязями;

  2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;

  3. система обмена информацией на определенную тему;

  4. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.

4. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:

  1. магистралей;

  2. хост-компьютеров;

  3. электронной почты;

  4. шлюзов;

  5. файл-серверов.

5. Конфигурация (топология) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером, называется:

  1. кольцевой;

  2. радиальной;

  3. шинной;

  4. древовидной;

  5. радиально-кольцевой.

6. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:

  1. файл-сервер;

  2. рабочая станция;

  3. клиент-сервер;

  4. коммутатор.

7. Сетевой протокол - это:

  1. набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;

  2. последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;

  3. правила интерпретации данных, передаваемых по сети;

  4. правила установления связи между двумя компьютерами в сети;

  5. согласование различных процессов во времени.

8. Транспортный протокол (TCP) - обеспечивает:

  1. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;

  2. прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;

  3. предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;

  4. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.

9. Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:

  1. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю;

  2. интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;

  3. сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети;

  4. управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.

  5. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.

10. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:

  1. IP-адрес;

  2. web-страницу;

  3. домашнюю web-страницу;

  4. доменное имя;

  5. URL-адрес.

11. Модем обеспечивает:

  1. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;

  2. преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;

  3. преобразование аналогового сигнала в двоичный код;

  4. усиление аналогового сигнала;

  5. ослабление аналогового сигнала.

12. Телеконференция - это:

  1. обмен письмами в глобальных сетях;

  2. информационная система в гиперсвязях;

  3. система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;

  4. служба приема и передачи файлов любого формата;

  5. процесс создания, приема и передачи web-страниц.

13. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:

  1. некоторую область оперативной памяти файл-сервера;

  2. область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;

  3. часть памяти на жестком диске рабочей станции;

  4. специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.

14. Web-страницы имеют расширение:

  1. *.htm;

  2. *.txt;

  3. *.web;

  4. *.exe;

  5. *.www

15. HTML (HYPER TEXT MARKUP LANGUAGE) является:

  1. язык разметки web-страниц;

  2. системой программирования;

  3. текстовым редактором;

  4. системой управления базами данных;

  5. экспертной системой.

16. Служба FTP в Интернете предназначена:

  1. для создания, приема и передачи web-страниц;

  2. для обеспечения функционирования электронной почты;

  3. для обеспечения работы телеконференций;

  4. для приема и передачи файлов любого формата;

  5. для удаленного управления техническими системами.

17. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:

  1. адаптером;

  2. коммутатором;

  3. станцией;

  4. сервером;

  5. клиент-сервером.

18. Теоретически модем, передающий информацию со скорость 57600 бит/с, может передать 2 страницы текста (3600 байт) в течении:

  1. 0.5 ч;

  2. 0.5 мин;

  3. 0.5 с;

  4. 3 мин 26 с.

Тест № 3: Основные понятия компьютерной графики

1.Пикселизация изображений при увеличении масштаба - один из недостатков ...

  1. растровой графики

  2. векторной графики

2. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 0, 255, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?

  1. черный

  2. красный

  3. зеленый

  4. синий

3. Большой размер файла - один из недостатков ...

  1. растровой графики

  2. векторной графики

4.Физический размер изображения может измеряться в ...

  1. точках на дюйм (dpi)

  2. мм, см, дюймах или пикселах

  3. пикселах

  4. мм, см

5. Растровый графический редактор предназначен для ...

  1. построения диаграмм

  2. создания чертежей

  3. построения графиков

  4. создания и редактирования рисунков

5.В модели CMYK в качестве компонентов применяются основные цвета ...

  1. красный, зеленый, синий, черный

  2. голубой, пурпурный, желтый, черный

  3. красный, голубой, желтый, синий

  4. голубой, пурпурный, желтый, белый

6.В модели RGB в качестве компонентов применяются основные цвета

  1. красный, зеленый, синий

  2. голубой, пурпурный, желтый

  3. красный, голубой, желтый

  4. пурпурный, желтый, черный

7. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 255,0, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?

  1. черный

  2. красный

  3. зеленый

  4. синий

8. Какой из графических редакторов является растровым?

  1. AdobeIllustrator

  2. Paint

  3. CorelDraw

9.В процессе сжатия растровых графических файлов по алгоритму JPEG его информационный объем обычно уменьшается в ...

  1. 100 раз

  2. 2-3 раза

  3. 10 - 15 раз

  4. не изменяется

Приложение 2

Темы для проектной деятельности учащихся

Проект «От чистого сердца!»

Предметно-содержательная область: информатика

Тип проекта: творческий

Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе в векторном редакторе. Формирование эстетического вкуса.

Длительность:2 урока

Массовость: индивидуальная

Планируемый результат: создание каждым учеником поздравительной открытки для любимого учителя.

Проект «Мой сайт»

Предметно-содержательная область: информатика, любая предметная область

Тип проекта: творческий

Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе с языком гипертекстовой разметки HTML. Формирование эстетического вкуса.

Длительность: 3 урока

Массовость: индивидуальная

Планируемый результат: создание каждым учеником Web-сайта.

11

© 2010-2022