- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по информатике 10 класс (базовый уровень)
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хасанова И.Н. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса информатики и ИКТ для 10 класса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта,
-
«Примерной программы среднего общего (полного) образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 05.03.04. № 1089)
-
учебного плана МБОУ СОШ №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год,
-
федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом МО РФ (приказ от 31 марта 2014 г. №253).
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
общеобразовательная цель заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них понимания компьютера как современного средства обработки информации.
-
прикладная цель - в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
обеспечить успеваемость не ниже 99,2%, качество не ниже 42% через использование индивидуальных заданий для слабоуспевающих детей, занимательных и межпредметных заданий;
-
обеспечить положительную динамику участия школьников различных интеллектуальных конкурсах (олимпиада «Инфознайка» и др.);
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Специфика учебного предмета. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программа рассчитана на 33 ч в год (1 час в неделю). Основанием для модификации авторской программы, которая рассчитана на 35 часов, является Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №6 г. МР Туймазинский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 2
практических работ - 26;
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
-
«Информатика и ИКТ»: учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
-
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
-
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 5-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
-
«Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
-
методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе»;
-
Linux-DVD, (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса / Н.Д.Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.:БИНОМ, 2009.г.
Содержание и объем курса
№
Тема раздела, урока
Количество часов
всего
практических работ
контрольных работ
1
Раздел 1. Информационные технологии
19
15
1
2
Раздел 2. Коммуникационные технологии
14
11
1
Содержание и объем курса
1. Информационные технологии (19 часов)
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание и форматирование документов. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа №1 «Кодирование русских букв»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документов»
Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайн переводчика»
Практическая работа №4 «Сканирование и распознавание документов»
Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа №6 «Растровая графика»
Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»
Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построение в системе компьютерного черчения КОМПАС»
Практическая работа №9 «Создание флеш - анимации»
Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»
Практическая работа №11. Разработка презентации «Устройства компьютера»
Практическая работа №12. Разработка презентации «История развития ВТ»
Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую »
Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 «Информационные технологии»
2. Коммуникационные технологии (14 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение, Web- камеры в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Разработка Web- сайта с использованием Web- редактора.
Компьютерный практикум
Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к интернету в локальной сети»
Практическая работа №17 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»
Практическая работа №18 «Настройка браузера»
Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой».
Практическая работа №20 «Общение в глобальной сети»
Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №22 «Геоинформационные системы в Интернете»
Практическая работа №23 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №24 «Заказ в Интернет-магазине»
Практическая работа №25 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Контроль знаний и умений
Итоговая контрольная работа
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум;
-
тестирование.
Контрольно-измерительные материалы даны в приложении.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 классе ученик должен
знать/понимать
-
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
-
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
-
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
-
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
-
Назначение и функции операционных систем.
Уметь
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
-
Распознавать информационные процессы в различных системах.
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
-
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
-
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
-
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Учебно-тематический план
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
по плану
факт
Информационные технологии (19 часов)
1
Техника безопасности. Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодирование русских букв»
1
2
Создание и форматирование документов. Практическая работа №2 «Создание и форматирование документов»
1
3
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайн переводчика»
1
4
Системы оптического распознавания текстов. Практическая работа №4 «Сканирование и распознавание документов»
1
5
Кодирование графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации».
1
6
Растровая графика
1
7
Практическая работа №6 «Растровая графика»
1
8
Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»
1
9
Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построение в системе компьютерного черчения КОМПАС»
1
10
Практическая работа №9 «Создание флеш -анимации»
1
11
Кодирование звуковой информации. Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»
1
12
Компьютерные презентации
1
13
Практическая работа №11. Разработка презентации «Устройства компьютера»
1
14
Практическая работа №12. Разработка презентации «История развития ВТ»
1
15
Кодирование и обработка числовой информации. Практическая работа №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую »
1
16
Электронные таблицы. Практическая работа №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»
1
17
Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»
1
18
Контрольная работа №1 «Информационные технологии»
1
Коммуникационные технологии (14 часов)
19
Локальные компьютерные сети. Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к интернету в локальной сети»
1
20
Глобальная компьютерная сеть Интернет
1
21
Подключение к Интернету. Практическая работа №17 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»
1
22
Всемирная паутина. Практическая работа №18 «Настройка браузера»
1
23
Электронная почта. Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой».
1
24
Общение в интернете в реальном времени. Практическая работа №20 «Общение в глобальной сети»
1
25
Файловые архивы. Практическая работа №21 «Работа с файловыми архивами»
1
26
Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Практическая работа №22 «Геоинформационные системы в Интернете»
1
27
Поиск информации в Интернете. Практическая работа №23 «Поиск информации в Интернете»
1
28
Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №24 «Заказ в Интернет-магазине»
1
29
Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
1
30
Основы языка разметки гипертекста
1
31
Практическая работа №25 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
1
32
Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
1
33
Итоговая контрольная работа
1
Этнокультурные особенности Республики Башкортостан будут учтены при поурочном планировании.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебник
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2010,
-
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2011.
Методическое пособие:
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-11классе. Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2010;
-
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2010.
Дополнительная литература
-
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ, 2011.
-
И. А. Бабушкина, Н.А. Бушмелева, С.М. Окулов «Практикум по программированию» - «ИнформатикА», 1999г.
-
В.Б. Попов «Turbo Pascal для школьников» Москва, «Финансы и статистика», 1996 г.
-
Фараонов В. В. «Turbo Pascal 7,0 , начальный курс», Издательство «Нолидж»,1997 г.
Фараонов В. В. «Turbo Pascal 7,0 , практика программирования» Издательство «Нолидж»,1997
Приложение 1
Тесты для проверки уровня знаний учащихся
Тест № 1: ТБ, информация, информационные процессы
Вопрос №1: В кабинете информатики запрещается:
-
Бегать
-
Трогать разъемы соединительных кабелей
-
Работать за компьютерами
-
Работать за компьютерами в мокрой одежде или с мокрыми руками
Вопрос №2: Часть окружающего нас мира, рассматриваемая как единое целое это
-
информация
-
объект
-
предмет
-
информатика
Вопрос №3: Какого вида информации, по способу восприятия её человеком, не бывает?
-
зрительная
-
звуковая
-
тактильная
-
графическая
-
вкусовая
Вопрос №4: Сведения об объектах окружающего нас мира это ...
-
информация
-
объект
-
предмет
-
информатика
Вопрос №5: Какие виды информации по форме представления вы знаете?
-
Графическая
-
Зрительная
-
Текстовая
-
Тактильная
-
Вкусовая
Вопрос №6: Носитель информации - это ...
-
Объект, который носит информацию
-
Объект, предназначенный для обработки информации
-
Объект, предназначенный для хранения информации
Вопрос №7: К какому информационному процессу вы отнесете объяснение учителем нового материала
-
Хранение
-
Обработка
-
Передача
-
Поиск
Вопрос №8: Установите соответствие(напротив информационного процесса поставьте номер соответствующий перечисленным действиям):
1. Записали номер телефона в блокнот
2. Рассказали другу новость
3. Смотрим в библиотеке материал для подготовки реферата.
4. Вычисляем значение выражения
Вопрос № 9. Укажите порядок следования вариантов ответа:
1. Хранение
2. Обработка
3. Передача
4. Поиск
Тест №2: «Компьютерные коммуникации»
1. Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих компьютерам обмениваться данными:
-
интерфейс;
-
магистраль;
-
компьютерная сеть;
-
адаптеры.
2. Группа компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия, называется:
-
глобальной компьютерной сетью;
-
информационной системой с гиперсвязями;
-
локальной компьютерной сетью;
-
электронной почтой;
-
региональной компьютерной сетью?
3. Глобальная компьютерная сеть - это:
-
информационная система с гиперсвязями;
-
множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания;
-
система обмена информацией на определенную тему;
-
совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенные в единую систему.
4. Обмен информацией между компьютерными сетями, в которых действуют разные стандарты представления информации (сетевые протоколы), осуществляется с использованием:
-
магистралей;
-
хост-компьютеров;
-
электронной почты;
-
шлюзов;
-
файл-серверов.
5. Конфигурация (топология) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером, называется:
-
кольцевой;
-
радиальной;
-
шинной;
-
древовидной;
-
радиально-кольцевой.
6. Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:
-
файл-сервер;
-
рабочая станция;
-
клиент-сервер;
-
коммутатор.
7. Сетевой протокол - это:
-
набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
-
последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
-
правила интерпретации данных, передаваемых по сети;
-
правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
-
согласование различных процессов во времени.
8. Транспортный протокол (TCP) - обеспечивает:
-
разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения;
-
прием, передачу и выдачу одного сеанса связи;
-
предоставление в распоряжение пользователя уже переработанную информацию;
-
доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю.
9. Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:
-
доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю;
-
интерпретацию данных и подготовку их для пользовательского уровня;
-
сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети;
-
управление аппаратурой передачи данных и каналов связи.
-
разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения.
10. Компьютер, подключенный к Интернет, обязательно имеет:
-
IP-адрес;
-
web-страницу;
-
домашнюю web-страницу;
-
доменное имя;
-
URL-адрес.
11. Модем обеспечивает:
-
преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал и обратно;
-
преобразование двоичного кода в аналоговый сигнал;
-
преобразование аналогового сигнала в двоичный код;
-
усиление аналогового сигнала;
-
ослабление аналогового сигнала.
12. Телеконференция - это:
-
обмен письмами в глобальных сетях;
-
информационная система в гиперсвязях;
-
система обмена информацией между абонентами компьютерной сети;
-
служба приема и передачи файлов любого формата;
-
процесс создания, приема и передачи web-страниц.
13. Почтовый ящик абонента электронной почты представляет собой:
-
некоторую область оперативной памяти файл-сервера;
-
область на жестком диске почтового сервера, отведенную для пользователя;
-
часть памяти на жестком диске рабочей станции;
-
специальное электронное устройство для хранения текстовый файлов.
14. Web-страницы имеют расширение:
-
*.htm;
-
*.txt;
-
*.web;
-
*.exe;
-
*.www
15. HTML (HYPER TEXT MARKUP LANGUAGE) является:
-
язык разметки web-страниц;
-
системой программирования;
-
текстовым редактором;
-
системой управления базами данных;
-
экспертной системой.
16. Служба FTP в Интернете предназначена:
-
для создания, приема и передачи web-страниц;
-
для обеспечения функционирования электронной почты;
-
для обеспечения работы телеконференций;
-
для приема и передачи файлов любого формата;
-
для удаленного управления техническими системами.
17. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
-
адаптером;
-
коммутатором;
-
станцией;
-
сервером;
-
клиент-сервером.
18. Теоретически модем, передающий информацию со скорость 57600 бит/с, может передать 2 страницы текста (3600 байт) в течении:
-
0.5 ч;
-
0.5 мин;
-
0.5 с;
-
3 мин 26 с.
Тест № 3: Основные понятия компьютерной графики
1.Пикселизация изображений при увеличении масштаба - один из недостатков ...
-
растровой графики
-
векторной графики
2. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 0, 255, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?
-
черный
-
красный
-
зеленый
-
синий
3. Большой размер файла - один из недостатков ...
-
растровой графики
-
векторной графики
4.Физический размер изображения может измеряться в ...
-
точках на дюйм (dpi)
-
мм, см, дюймах или пикселах
-
пикселах
-
мм, см
5. Растровый графический редактор предназначен для ...
-
построения диаграмм
-
создания чертежей
-
построения графиков
-
создания и редактирования рисунков
5.В модели CMYK в качестве компонентов применяются основные цвета ...
-
красный, зеленый, синий, черный
-
голубой, пурпурный, желтый, черный
-
красный, голубой, желтый, синий
-
голубой, пурпурный, желтый, белый
6.В модели RGB в качестве компонентов применяются основные цвета
-
красный, зеленый, синий
-
голубой, пурпурный, желтый
-
красный, голубой, желтый
-
пурпурный, желтый, черный
7. В цветовой модели RGB установлены следующие параметры: 255,0, 0. Какой цвет будет соответствовать этим параметрам?
-
черный
-
красный
-
зеленый
-
синий
8. Какой из графических редакторов является растровым?
-
AdobeIllustrator
-
Paint
-
CorelDraw
9.В процессе сжатия растровых графических файлов по алгоритму JPEG его информационный объем обычно уменьшается в ...
-
100 раз
-
2-3 раза
-
10 - 15 раз
-
не изменяется
Приложение 2
Темы для проектной деятельности учащихся
Проект «От чистого сердца!»
Предметно-содержательная область: информатика
Тип проекта: творческий
Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе в векторном редакторе. Формирование эстетического вкуса.
Длительность:2 урока
Массовость: индивидуальная
Планируемый результат: создание каждым учеником поздравительной открытки для любимого учителя.
Проект «Мой сайт»
Предметно-содержательная область: информатика, любая предметная область
Тип проекта: творческий
Цель проекта: закрепить навыки учащихся по работе с языком гипертекстовой разметки HTML. Формирование эстетического вкуса.
Длительность: 3 урока
Массовость: индивидуальная
Планируемый результат: создание каждым учеником Web-сайта.
11