Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока по МДК 03. 03. «Документирование и сертификация» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 230115  Программирование в компьютерных системах.  В данной разработке раскрываются основные вопросы способов и средств документирования, а также классификация носителей информации.   Данная разработка может быть интересна преподавателям и учителям информатики  и информационных технологий  на уроках и внеклассных мероприятиях, для учащи...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовДепартамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ДЯТЬКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ








Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов»

по теме «Способы и средства документирования»

МДК 03.03. «Документирование и сертификация»

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов


Автор - Филиппова Олеся Александровна

преподаватель специальных дисциплин


Дятьково

2013

Аннотация

Методическая разработка урока по МДК 03. 03. «Документирование и сертификация» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. В данной разработке раскрываются основные вопросы способов и средств документирования, а также классификация носителей информации.

Данная разработка может быть интересна преподавателям и учителям информатики и информационных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях, для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и учащихся 1, 2 курсов учреждений начального и среднего профессионального образования (далее НПО и СПО), реализующих Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС).

Содержание

Введение …………………………………………………………………….4

Основная часть ……………………………………………………………...5

  1. План занятия ………………………………………………….………6

  2. Технологическая карта занятия ………………….………………….8

  3. Структура занятия ……….…………………………………………...9

Заключение …………………………………………………………………19

Список литературы для преподавателей …………………………………20

Список литературы для студентов ………………………………………..21

Приложение ……………………………….……………………………..…22






Введение

Тема урока «Способы и средства документирования» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (или ФГОС СПО) по МДК 03.03. «Документирование и сертификация».

Данная тема входит в один из содержательных разделов МДК, который связан с основами технического документоведения.

Темы, связанные с документоведением проходят через весь курс данного модуля и применяются при изучении МДК 03.01. «Технология разработки программного обеспечения», МДК 03.02. «Инструментальные средства разработки программного обеспечения», МДК 01.01. «Системное программирование». В последующих темах учащиеся будут углублять свои представления о техническом документоведении и правилах создания технических документов на программные продукты с применением персонального компьютера.

В рамках данной дисциплины техническое документоведение изучается на уровне применения теоретических знаний при написании соответствующих технических документов с применением ПК при разработке программного продукта.

Владение знаниями технического документирования для учащихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков учащихся составлять технические документы на программные продукты с применением ПК, но и навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.

Основная часть

Характеристика методической разработки

Цель методической разработки:

  • представить один из возможных вариантов проведения урока по теме «Способы и средства документирования»;

  • познакомить с элементами педагогической технологии проблемно-развивающего обучения.

На изучение данной темы отводится 2 часа в рамках раздела «Техническое документоведение».

Методические рекомендации по проведению урока

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин СПО, а также учителей информационных технологий и информатики, работающих в общеобразовательной средней школе и учреждениях НПО и СПО.

Целевая аудитория

Методическая разработка урока может быть использована для учащихся 10- 11 классов средних общеобразовательных школ, учащихся 1,2 курсов учреждений НПО и СПО.

Учащиеся должны уметь:

  • работать на компьютере (пользовательские навыки),

  • выделять нужную информацию из текста,

  • уметь самостоятельно работать,

  • делать выводы.

Технические условия учебного кабинета

  • проекционное оборудование,

  • компьютеры - 15 шт.,

  • рабочее место преподавателя;

  • рабочие места учащихся.

Методическая разработка урока рассчитана на 90 мин.

  1. План занятия

Тема занятия: «Способы и средства документирования»

Цели занятия:

Образовательные: овладение учащимися новым материалом; раскрытие содержания и значения понятия «документирование»; раскрытие содержания способов и средств документирования; формирование знаний о носителях информации; формирование навыков учебного труда; закрепление и расширение знаний.

Развивающие: развитие логического, наглядно-образного мышления; развитие познавательной творческой активности студента; развитие способности к анализу деятельности и ее результатов.

Воспитательные: воспитание любви к избранной профессии; воспитание дисциплинированности, собранности, усидчивости.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Вид занятия: комбинированный урок.

Формируемые компетенции (их части): ОК 2, ОК4, ПК 1, ПК 6.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

ПК 6. Разрабатывать технологическую документацию.

Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.

Форма организации работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы (беседа, рассказ, работа с опорной схемой и учебником, работа в группах, электронное тестирование).

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Обеспечение занятия: ПК, видеопроектор, экран, презентация «Способы и средства документирования», раздаточный материал с опорной схемой урока, раздаточный материал «кроссворд», электронный тест и оценочный лист.

Этапы занятия:

1. Организационный момент, мотивация.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Введение в тему урока.

4. Первичное введение материала и запоминание.

5. Первичное закрепление материала.

6. Контроль результатов первичного запоминания.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия.


  1. Технологическая карта занятия

Этапы урока (мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Ожидаемый

результат

Организационный момент, мотивация (5 мин)

Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания.

Слушают преподавателя

Готовность к совместной деятельности

Повторение ранее изученного материала (15 мин)

Организация работы по группам.

Самостоятельная работа в группах - прохождение теста

Результативная работа в группах

Введение в тему урока (5 мин)

Готовит студентов к целеполаганию

Слушают преподавателя, строят понятные для собеседника высказывания, принимают и сохраняют учебные цели занятия

Готовность к самостоятельному решению проблемы

Первичное введение материала и запоминание (30 мин)

Ставит задачу заполнения опорной схемы

Самостоятельная работа - заполнение опорной схемы, проверка правильности выполнения задания

Активная и результативная учебная деятельность

Первичное закрепление материала (15 мин)

Организация индивидуальной работы

Самостоятельная работа - разгадывание кроссворда

Результативная индивидуальная работа

Контроль результатов первичного запоми-нания (10 мин)

Предлагает ответить на вопрос и вариант решения кроссворда

Слушают, отвечают на вопрос и заполняют оценочный лист

Оценка знаний

Подведение итогов урока (5 мин)

Подводит итоги

Слушают и заполняют оценочный лист

Анализируют полученные знания

Домашнее задание (3 мин)

Объяснение домашнего задания

Слушают и записывают

Саморазвитие

Рефлексия (2 мин)

Дает оценку собственной деятельности на занятии

Дают оценку собственной деятельности и деятельности преподавателя на занятии

Принцип руки


  1. Структура занятия

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Тема нашего урока «Способы и средства документирования».

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

  1. Повторение ранее изученного материала.

Прежде чем перейти к новой теме, Вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.

Тест «Введение в документоведение»

  1. Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать:

  1. Сообщение;

  2. Документ;

  3. Текст.

  1. Что не относится к свойствам, которыми должно обладать сообщение, чтобы стать документом?

  1. Легитимность;

  2. Доступность;

  3. Качество.

  1. Что не относится к внутренним признакам документа?

  1. Стиль;

  2. Управляющая сила;

  3. Размер.

  1. К каким признакам документа относятся: авторство, наименование вида документа, датирование, удостоверение, форма и размер, способ документирования и используемые носители?

  1. Внешние;

  2. Документообразующие;

  3. Внутренние.

  1. По какому признаку классифицированы следующие документы: протоколы, приказы, отчеты?

  1. Вид документа;

  2. Качество документа;

  3. Разновидность документа.

  1. По какому признаку классифицирована информация на общедоступную и конфиденциальную?

  1. Порядок представления;

  2. Порядок распространения;

  3. Категория доступа.

  1. Что не относится к юридически значимым элементам оформления документа?

  1. Телефон организации, являющейся автором документа;

  2. Подпись документа;

  3. Регистрационный номер документа.

  1. Частное понятие, которое детализирует, уточняет характер деятельности, документируемой тем или иным видом:

  1. Вид документа;

  2. Разновидность документа;

  3. Признак документа.

  1. Совокупность присущих документу существенных признаков и особенностей, позволяющих выделить его из среды других предметов:

  1. Качество документа;

  2. Признак документа;

  3. Вид документа.

  1. К чему относится изменение во времени яркости элементов изображения в телевизионных системах?

  1. Документ;

  2. Информация;

  3. Сообщение.

  1. Информация, содержащая сведения об источниках, где могут находиться необходимые данные (факты):

  1. Постоянная;

  2. Фактографическая;

  3. Документальная.

  1. Задача документоведения:

  1. Практическое обоснование процессов документационного обеспечения аппарата управления обществом;

  2. Теоретическое обоснование процессов документационного обеспечения аппарата управления обществом;

  3. 1 и 2.

Для прохождения теста разобьемся на 2 группы (если количество студентов превышает 15):

1 группа проходит тест с использованием ЭВМ,

2 группа проходит тест на бумажном носителе.

На прохождение теста отводится 15 минут.

Тест пройден. Для группы, проходившей тест на ЭВМ, результаты отображаются на экране монитора. Для второй группы на экране проектора мы видим таблицу правильных ответов и критерии оценивания.

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Сейчас Вы обмениваетесь листами с тестом, самостоятельно проверяете ответы, далее в зависимости от количества правильных ответов проставляете оценку на листе теста.

Теперь результаты тестирования заносите в свой оценочный лист.

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

  1. Введение в тему урока

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

В связи с прогрессом общественного развития и углублением дифференциации общества растет количество и разнообразие информации. Для сохранения и передачи информации человек стал закреплять ее сначала с помощью письменности, затем книгопечатания, литографирования, фонозаписи, фотокопирования, кинозаписи, микрофильмирования и ЭВМ. В документоведении для определения процесса фиксирования информации посредством создания документа введено понятие «документирование».

Исходя из выше сказанного и темы урока, давайте определим цели сегодняшнего занятия.

Предполагаемые ответы студентов:

  • Дать определение понятию «документирование».

  • Выявить способы документирования и их суть.

  • Выявить средства документирования.

После ответов студентов, цели занятия появляются на экране.

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

  1. Первичное введение материала и запоминание.

Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь. Давайте определим, что подразумевается под понятием «Документирование», каковы способы и средства документирования существуют, и какие виды носителей информации выделяют. Для этого вам пригодиться опорная схема и учебник [1, c. 300-303], с помощью которого вы заполните данную схему.

Документирование - это



Способы





Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов




Носители информа-ции





Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Средства


Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Методическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектовМетодическая разработка урока с применением опорных конспектов

Схема заполнена, давайте проверим правильность заполнения. Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Те, у кого нет ни одной ошибки, ставят себе в оценочный лист - 5 баллов, имеющие 1 - 2 ошибки - 4 балла, более 2 ошибок - 3 балла.

  1. Первичное закрепление материала.

Вы познакомились с новым материалом, а сейчас проверим, как вы его усвоили.

Мы будем разгадывать кроссворд.

Кроссворд «Способы и средства документирования»










1


















2






















3
























4














5


























6























7


























8



















9

























10


















11




















12



























13





















14





















15


















16





















Вопросы

  1. Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

  2. Как одним словом назвать «микрофильм» и «микрофиша»?

  3. Магнитные, оптические, магнитооптические - это … носители.

  4. Основной носитель документированной информации при текстовом и техническом документировании.

  5. Совокупность процессов изготовления, хранения, накопления и использования носителей микроизображений информации.

  6. Основа кинодокументов.

  7. Рукописное средство документирования.

  8. Обобщающее название документов, отражающих результаты строительного и технологического проектирования, конструирования, инженерных разработок и других работ по строительству зданий и сооружений.

  9. Материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.

  10. Средства фотокопирования, электрофотографии, термографии, электроннолучевого копирования, микрофильмирования, ризографического копирования - это средства …

  11. Как можно назвать фонодокументирование?

  12. Вид документирования, являющийся наиболее древним способом фиксирования информации.

  13. Вид документирования, являющийся наиболее молодым способом фиксирования информации.

  14. Вид документации средств производства.

  15. Накопители с технологией магнитной записи-считывания данных на магнитной ленте.

  16. Голографические накопители, флэш-память - это … накопители.



  1. Контроль результатов первичного запоминания.

Кроссворд разгадан, что за слово у вас получилось в выделенном столбце?

Предполагаемый ответ: документирование.

Проверьте правильность выполнения вами кроссворда и внесите результаты в оценочный лист: за правильное выполнение - 5 баллов, за 1-2 ошибки - 4 балла, 3-4 ошибки - 3 балла.

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с понятием «документирование», со способами и средствами документирования, а также с видами носителей информации.

Сейчас попрошу Вас подсчитать итоговый балл за сегодняшнее занятие и занести его в оценочный лист.

  1. Домашнее задание.

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

  1. Рефлексия

Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока:

Методическая разработка урока с применением опорных конспектов

Я называю по порядку выражение, а вы за него голосуете рукой.

Я благодарю вас за урок, мне было интересно с вами работать, если вам так же, то поднимите ладони вверх.

Заключение

Вопросы активизации учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем при проведении урока.

Обучение - самый важный и надежный способ получения системного образования во время уроков. Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

В данной методической разработке выбрана технология проблемно-развивающего обучения.

Использую её в образовательном процессе, сочетая как традиционное обучение, так и инновационные технологии. На уроках наблюдаю за реакцией обучающихся, за их результатами. Исходя из этого, могу утверждать, что данная технология позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда делаю вывод, что успех в достижении целей урока в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Список литературы для преподавателя

  1. Шишмарёв В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарёв. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.

  2. Бардаев Э. А. Документоведение: учебник для студ. высш. учеб. Заведений / Э. А. Бардаев, В. Б. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  3. cde.osu.ru/demoversion/course123/3_2.html

  4. …i_perspektivy_ispolzovanija…i…



Список литературы для студентов

  1. Шишмарёв В. Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарёв. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  2. cde.osu.ru/demoversion/course123/3_2.html



© 2010-2022