Урок на тему Носители информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Носители информации»


Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Информация вокруг нас, урок 2

Базовый учебник

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015


Цель урока:

Формирование основных понятий по теме «Носители информации

Задачи:


  • обучающие: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах), сформировать понятие о носителях информации как материальном объекте, дать учащимся представление о древних и современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;

  • развивающие: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;

  • воспитательные: воспитание самостоятельности, воспитание культуры, интеллектуального труда, аккуратности в работе; устойчивого познавательного интереса к предмету через показ практического применения темы, стремление к реализации себя в обществе.


Тип урока

Комбинированный

Интегрированный урок «информатика + история)

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная


Необходимое техническое оборудование

Компьютеры для индивидуальной работы, интерактивная доска, проектор.

Структура урока, методы и затраты времени



Этапы урока

Содержание этапа

Время урока

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока

0-3

3.

Актуализация знаний

Игра «Да-Нет»

4-12

4.

Изучение нового материала

Изложение нового материала с помощью презентации (Приложение 1).

13-30

5.

Физкультминутка

31-30

7.

Выполнение контрольного задания

Индивидуально, каждый учащийся выполняет интерактивный тест. Тест «Носители информации».pps (Приложение 3)

30-42

8.

Домашнее задание. Подведение итогов урока.

43-45



Описание хода урока


  1. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

  2. Актуализация знаний. Игра «Да-Нет»

  3. Изучение нового материала.

Итак, запишите в тетради число и тему урока «Носители информации» (слайд 3).

Вопрос: - Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?

Ответы учеников: Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.

Определение: Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Запишем в тетрадь (слайд 4).

Вопрос: На какие виды разделяют носители информации?

Ответы учеников: Древние и современные.

1) Песок, земля, камень - это первые носители информации, они являются естественными (слайд 5).;

2) Папирус, пергамент и бумага - основные древние носители информации, они являются искусственными, так как их создал человек (слайды 6,7,8).

Сегодня мы более подробно остановимся на современных искусственных носителях информации.

В современном обществе можно выделить четыре основных вида носителей информации (слайд 9):

1) бумажный;

2) магнитный;

3) оптический;

4) на микросхемах.

1) Бумажные носители информации (слайд 10)

Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации

Первые вычислительные машины работали на перфокартах. Перфокарты делали из плотной бумаги - картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора наносили отверстия в виде небольших дырочек. Перфолента впервые появилась в 1846 году и использовалась для того, чтобы посылать телеграммы (слайд 11).

2) Магнитные носители информации (слайд 12).

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента (слайд 13). Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации. Далее магнитная лента получила огромное признание и распространённость в форме компакт-кассет (стриммеров).

Стриммеры (стрим - картриджи)- устройства, обеспечивающие запись или считывание звуковой информации (слайд 14). Внутри данного носителя находится магнитная лента.

В первых ЭВМ (электронно - вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках.

(Объяснение учителя сопровождается демонстрацией магнитных дисков.

На каждую парту раздается одна дискета для « исследования» ее учащимися.

В современных компьютерах в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители:

1) дискета (на которую можно поместить данные 3000 перфокарт).

(слайд 15). Внутри пластмассового корпуса расположен гибким магнитный диск, поверхность которого покрыта специальным магнитным веществом. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требует особого обращения, магниты, повышенная температура и влажность разрушают хранящуюся на нем информацию.

На сегодняшний день этот носитель информации почти вытеснен более удобными и надежными.

2) жесткий магнитный диск (винчестер) (слайд16) (хранит 100 000 и более дискет). Интересна история названия «винчестер». Один из первых жестких дисков имел маркировку 30/30.Так когда-то маркировался калибр охотничьего ружья марки» винчестер». Вот отсюда получил свое название жесткий диск, которое закрепилось за ним до сегодняшнего времени. Винчестер находится в системном блоке компьютера. Он состоит из несколько десятков магнитных дисков, размещенных на одной оси, которые помещены внутрь жесткого металлического корпуса. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

3) Оптические носители информации (слайд 17).

Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски

Лазерные диски изготавливают из пластмассы, сверху покрывают тонким слоем из металла и прозрачным лаком, защищающим от незначительных царапин или загрязнений. Запись или считывание информации в CD-дисководе осуществляется с помощью света лазера. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании - лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

Различают CD и DVD диски.

Вопрос: - Какую информацию можно записать на CD и DVD- диски?

Ответы учеников: DVD называют цифровым видеодиском, следовательно на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию.

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды (слайд 18):

  • CD-ROM, DVD-ROM- предназначены только для чтения. Записать или удалить информацию с такого диска нельзя. К таким дискам относятся обучающие, игровые программы, электронные учебники и т.д

  • CD-R, DVD-R-записать информацию на диск можно только один раз. После записи удалить данные нельзя.

  • CD-RW, DVD-RW- записать информацию на такой диск можно несколько раз.

Флэш-диски (слайд 19) Flash-память это энергозависимый тип памяти, позволяющий записывать и хранить данные в микросхемах. Обеспечивают высокую сохранность данных, а также очень удобны и просты в использовании.

Flash-память представляет собой микросхему, помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для считывания или записи информации карта памяти вставляется в специальные накопители через USB-порт.

  1. Физкультминутка.

  2. Дорогие ребята, а сейчас закройте глаза и представьте себе белый лист, на котором каждый из вас чёрным фломастером выводит своё имя. В конце ставим точку и внимательно на неё смотрим. Точка начинает превращаться в птицу и улетает. И мы с вами летим за этой птицей. Молодцы! Глазки отдохнули, ручки размяли, значит, можем продолжать наш урок.

6. Закрепление изученного материала.

1). Фронтальный опрос теории

Вопросы (слайд 20):

- Что такое носитель информации?

- Какой носитель информации чаще всего использует человек?

- Приведите примеры искусственных носителей информации.

- Приведите примеры естественных носителей информации.

7. Выполнение контрольного задания. А сейчас каждый индивидуально выполнит интерактивный тест по нашей теме, и узнает, как он усвоил эту тему.

На каждом ПК на рабочем столе есть файл «Тест Носители информации», открываем его и начинаем выполнять тест.

8. Домашнее задание. Подведение итогов урока:

Запишите домашнее задание: 1.§1.4,с.17-19,§3.2,3.3, с.113-116

Сегодня мы с вами совершили путешествие во времени: узнали, как хранили информацию ранее, получили очень много сведений о развитии письменности у разных народов. Познакомились с современными носителями информации и их основными характеристиками.

Ребятам выставить оценки в дневник и журнал. На этом урок окончен, учащиеся могут быть свободны

Список использованных источников,

в том числе интернет-ресурсы:


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса/М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015

  2. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

  3. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов /М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010

  4. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. - Поурочные разработки по информатике: 5 класс. - М.: ВАКО, 2010. - 128с. - (В помощь школьному учителю).

  5. Тренажёр "Определение носителя информации" (вариант ученика).swf - Единая коллекция цифровых ресурсов. Ссылка на ресурс: files.school-сollection.edu.ru/dlrstore/8f11222a-3c47-4294-a75b-e49b7bd7fff3/2_25.swf

  6. ru.wikipedia.org - Википедия


© 2010-2022