- Преподавателю
- Информатика
- Статья по теме: Экспериментальная работа по информатике
Статья по теме: Экспериментальная работа по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маховых А.А. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ-гимназия города Мценска
Экспериментальная работа по предмету
Развитие науки и техники в современном информационном мире вносит коррективы в систему образования с использованием современных информационных технологий. Фундаментальными дисциплинами в области развития научно-технического прогресса вообще и информатизации общества в частности является информатика. По этой причине одним из приоритетных направлений моей работы по предмету является информатизация образования, ориентированная на совершенствование прежде всего методических систем обучения, которые способствуют формированию умений у учащихся самостоятельно приобретать знания, осуществлять экспериментально - исследовательскую и информационно - исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору и обработке экспериментальных данных в процессе проведения учебного эксперимента.
В связи с этим возникающие проблемы профильного обучения информатике можно разделить на два типа : по предметной области для курсов фундаментального содержания и по виду информационной деятельности или видам информационной технологии для курсов прикладной направленности.
Анализ программ курсов информатики показал, что в существующих программах курса информатики недостаточно уделено внимания изучению особенностей современных аппаратных и программных средств, а особенно трудно решаемой задачей - является задача программирования и применение областей программирования в различных средах.
Не находят также отражение как в базовом, так и в
профильных курсах информатики, вопросы автоматизации процессов сбора и обработки экспериментальных данных, не показана важность формирования у учащихся представлений об автоматизации процессов управления, получения и обработки экспериментальных данных реального и виртуального эксперимента с использованием информационных технологий.
Рассматривая эту проблему мной была разработана, утверждена ИУУ и апробирована программа углубленного изучения информатики в профильных классах. По этой программе работает не только гимназия, но и лицейские классы города школ №1, №5 используя отдельные модули программы.
Освоение исследовательских навыков и умений на занятиях по информатике позволяет самостоятельно осуществлять учебную деятельность по моделированию процессов, сформировать представления об автоматизации получения и обработки экспериментальных данных, обеспечить профессиональную дифференциацию обучения в процессе экспериментально - исследовательской деятельности. Результатами такой работы являются:
-
Ежегодные призовые городские места при проведении олимпиад по информатике;
-
Успехи в областных конкурсах по информационным технологиям;
-
Высокая мотивация учащихся при изучении предмета;
-
сокращение границ между общим и дополнительным образованием по информатики и информационных технологий;
-
создание благоприятной среды для всестороннего развития личности ребенка.
Занимаясь экспериментальной деятельностью, я ставлю перед собой следующие цели:
во-первых, создание обстановки, направленной на развитие познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий в школе с углубленным изучением информатики и информационных технологий;
во-вторых, организую учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он развивал творческие способности учащихся (выполнение творческих заданий по определенной тематике в системе дополнительного образования);
в-третьих, дать практические знания, позволяющие использовать компьютерные технологии в различных сферах деятельности.
Я считаю, что используемые мной методы обучения развивают у учащихся алгоритмическое мышление, умения апеллировать информационными понятиями, умения и навыки работы с различными программными продуктами.
Информационные технологии сочетаются с другими школьными предметами: для учащихся широко доступны различные обучающие программы по всем предметам школьной программы, что в свою очередь позволяет осуществить интеграцию предмета информатики с другими предметами школьного курса.
Выбирая ежегодно тему экспериментальной работы, я ставлю перед собой задачи:
-
формирование повышенного уровня подготовки по информатике у значительной части учащихся ;
-
стремление к самостоятельному добыванию знаний и практических умений в обработке информации и добиваться сбалансированности в знаниях и практических умениях выпускников;
-
ориентация на конечные результаты (получение выходных данных при тестировании задач, реализация программных продуктов, использование инновационных форм при решении поставленной задачи и т.д.);
-
по модернизации учебного процесса по информатике.
Хочется отметить, что реализация всей экспериментальной работы была бы невозможна без особой материально-технической базы гимназии. Мультимедийное оборудование, программное обеспечение и многое другое позволяет полностью реализовывать экспериментальную работу, развивая тем самым творческий потенциал учащихся и их учителей.