Элективный курс по информатике и ИКТ «Технология создания слайд - фильмов»

Элективный курс «Технология создания слайд-фильмов» является предметом по выбору для учащихся 8-9-10 классов. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся в течение одного полугодия учебного года по 2 часа в неделю, возможно, и изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии «погружения». Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов слайд-строит... Курс включает в себя практическое освоение технологии создания тематических, информационно-справочных и иных слайд-фильмов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих широкое использование информационных технологий. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Курс может с успехом использоваться в различных профилях старшей школы, поскольку умение создавать слайд-фильмы относится ко всем сферам современного общества - гуманитарным, естественнонаучным, социальным, экономическим, сервисным и др. В основе содержания курса лежит 6-летний опыт проведения уроков, курсов, проектов по слайд-строительству.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Утверждаю»

Директор МБОУ ВСОШ

____________/_А.Н.Чирков__/

ФИО

_____________2014г.

М.п.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Серкина Павла Александровича



Элективный курс по информатике и ИКТ

"Технология создания слайд - фильмов"






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«___»__________2014г.









Кумора

2014

Пояснительная записка


Образовательная область: информатика.
Профиль: информационно-технологический.
Возрастная группа: 8-9-10 класс.

1.1. Место курса в образовательном процессе

Одна из задач профильной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.

Элективный курс "Технология создания слайд-фильмов" является предметом по выбору для учащихся 8-9-10 классов. Курс рассчитан на 18 часов, которые проводятся в течение одного полугодия учебного года по 2 часа в неделю, возможно, и изучение курса с использованием проектного метода обучения или технологии "погружения". Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных способов слайд-строительства в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих слайд-мастеринг.

Курс включает в себя практическое освоение технологии создания тематических, информационно-справочных и иных слайд-фильмов. Его задачей является также подготовка школьников к осознанному выбору профессий, предусматривающих широкое использование информационных технологий.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Курс может с успехом использоваться в различных профилях старшей школы, поскольку умение создавать слайд-фильмы относится ко всем сферам современного общества - гуманитарным, естественнонаучным, социальным, экономическим, сервисным и др.

В основе содержания курса лежит 6-летний опыт проведения уроков, курсов, проектов по слайд-строительству.

1.2. Концепция курса
Основа курса - личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех компьютерных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является слайд-фильм.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие слайд-фильмы, затем анимационные, интерактивные. Освоение знаний и способов слайд-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками слайдов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий - сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения и способы конструирования слайд-фильмов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию необходимое условие подготовки выпускников средней школы. Таким образом, освоенный инструментарий - способы слайд-конструирования - выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими слайд-фильмами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходят с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.

1.3. Обоснованность выбора темы
Учебный предмет "Информатика и ИКТ." не входит в набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных областей), так же не является профильным общеобразовательным предметом практически во всех профильных классах, кроме физико-математического и информационно-технологического.

Кроме того, предлагаемый Н. Г. Угриновичем [1] профильный курс "Информатика и информационные технологии" в старших 11-12 (10-11) классах общеобразовательных учреждений для физико-математического, технологического, социально-экономического не содержит раздел изучающий технологию создания презентаций при помощи Power Point, Movie Maker .

В курсе информатики Н. В. Макаровой [2], предназначенного для изучения в 10-11-х классах общеобразовательных учреждений разной предпрофессиональной направленностью, разделу Создание презентаций в среде Power Point отводится 6 часов.

Шафрин Ю. А. в курсе "Информатика и информационные технологии" [3] в 10-11 классах школ физико-математического, технического и естественного профиля предлагает на изучение раздела "Подготовка презентаций" только 3 часа. Отведенное время необходимо только для того чтобы учащиеся могли познакомиться с созданием презентаций.

Работа в среде Movie Maker не рассматривается ни одним автором учебных пособий.

Элективный курс «Технология создания слайд-фильмов» формирует ИКТ компетентности для создания качественной, грамотно построенной, с правильно подобранным дизайном продукции учитывая психолого-физиологические особенности восприятия информации.

Актуальность предлагаемого элективного курса состоит в умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Слайд-фильм - наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации на персональном компьютере, в локальной сети и сети Интернета.

1.4 Цели, задачи курса
Цели курса:
• научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые слайд-фильмы;
• сформировать у них целостное представление об информационной картине мира.

Научить способам представления информации при помощи мультимедиа;
• познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части пространства;
• развивать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования слайд-фильмов;
• сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования слайд- фильмов.
Задачи курса:
• познакомить с видами слайд-фильмов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
• сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения слайд-фильмов;
• познакомить с основами слайд-дизайна;
• сформировать навыки работы в коллективе с комплексными слайд-проектами;
• создать и разместить в локальной сети и сети Интернета собственный слайд-фильм по выбранной тематике.

1.5 Планируемые результаты курса.

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
• умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
• умеют спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5-10 слайдов на заданную тему;
• владеют способами работы с изученной программой по созданию слайд-фильмов (презентаций)PowerPoint, Movie Maker.
• знают и умеют применять при создании слайд-фильмов основные принципы дизайна;
• владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления слайд-фильмов;
• знают виды слайд-фильмов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
• владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;
• имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных презентаций;
• имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного слайд-фильма;
• способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по слайд-строительству.

1.6. Краткое описание особенностей организации учебного процесса по курсу

1.6.1. Методы обучения
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию презентаций.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
• социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, распространять и обновлять слайд-фильмы);
• личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области слайдостроительства);
• перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (презентация, слайд-фильм, мультимедийный компьютер, компьютерная программа, проектор, локальная сеть и др.);
• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
• способы деятельности по отношению к данным объектам;
• минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
• индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

1.6.2. Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий - практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в локальную сеть и Интернет желателен, но не обязателен. Многие работы ученики могут осуществлять без подключения к сети.

Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит слайд-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор презентации или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - графического файла, эскиза слайда, объекта слайда и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например презентации.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся - и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию слайд-фильма. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

1.6.3. Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии локальной сети и выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети. Презентации могут создаваться учащимися и на одном компьютере.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией - из информатики, конкретные примеры и задачи - из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования слайд-фильмов соответствующей тематики.

1.7. Система оценки достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные презентации, слайд-фильмы и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого слайд-фильма.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
6) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

-по количеству творческих элементов в слайд-фильме;

-по степени его оригинальности;

-по относительной новизне слайд-фильма для ученика или его одноклассников;
- по емкости и лаконичности созданного слайд-фильма, его интерактивности;
- по практической пользе слайд-фильма и удобству его использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений".
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Учебно-тематический план.

№ темы

Тема

Кол. часов

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

2

Создание типовой презентации

2

0,5

1,5

3

Проектирование презентаций

2

1

1

4

Форматирование слайдов и презентаций

1


1

5

Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов

2

0,5

1,5

6

Добавление в слайд звуковых эффектов, музыкальных файлов, и видеозаписей

2

0,5

1,5

7

Настройка времени показа и анимационных эффектов

2

0,5

1,5

8

Подготовка презентации к показу , демонстрация.

1


1

9

Создание собственной презентации

4


3

10

Защита проекта



1

всего

18

4

14

Программа.

 Введение (2 час )

  1. Правила Т.Б. при работе в компьютерном классе.

  2. Включение, выключение ПК.

  3. Запуск программы PowerPoint, Movie Maker, подготовка к работе.

  4. Клавиатура. Основные клавиши.

 Создание типовой презентации (2 часа)

  1. Что такое PowerPoint, Movie Maker?

  2. Создание презентации с помощью мастера

  3. Режимы просмотра слайдов

  4. Ввод и редактирование текста

  5. Вставка, удаление, перемещение текста и слайдов

  6. Режим сортировщика слайдов

 Проектирование презентаций (2 часа)

  1. Создание презентаций на основе шаблонов

  2. Изменение разметки слайдов

  3. Создание новой презентации на основе существующей

  4. Создание презентации на основе документа WORD

 Форматирование слайдов и презентаций (1 час)

  1. Изменение цветовой схемы

  2. Изменение образца слайда

  3. Добавление колонтитулов

  4. Изменение фона слайда

  5. Форматирование текста слайдов

 Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов (2 часа)

  1. Вставка графических объектов

  2. Вставка картинок

  3. Вставка диаграмм, создание диаграмм

  4. Вставка таблиц из WORD

 Добавление в слайд звуковых эффектов, музыкальных файлов, и видеозаписей (2 часа)

  1. Вставка аудио- и видео файлов

  2. Изменение и добавление переходов. Настройка скорости и звукового сопровождения перехода

 Настройка времени показа и анимационных эффектов (2 часа)

  1. Добавление анимационных эффектов, настройка параметров анимации

  2. Скрытые слайды

  3. Добавление гиперссылок на другие слайды

 Подготовка и демонстрация презентации (1 час)

  1. Настройка времени показа слайдов

  2. Автоматическая и ручная смена слайдов

  3. Создание управляющих кнопок

  4. Рисование на слайдах

  5. Запуск презентации

 Создание собственной презентации и её защита (4 часа)

Расписание занятий элективного курса "Технология создания слайд - фильмов" четверг 1700 - 1900


© 2010-2022