Разработка открытого урока по информатике на тему Основы алгебры логики (обобщающий урок)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Основы алгебры логики»

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить знания обучающихся по теме "Основы алгебры логики ";

  • повторить законы алгебры логики;

  • повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме;

  • закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление и навык анализирования ситуаций.

Воспитательная:

  • воспитывать внимательность, усидчивость, информационную культуру обучающихся.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, карточки с практической работой.

План урока:
I. Организационный момент. (1 мин)
II. Обобщение знаний. (25 мин)
III. Д/з (2 мин)
IV. Физкультминутка (3 мин)

V. Практическая часть. (10 мин)

VI. Итог урока. Рефлексия. (5мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Обобщение знаний.
Сегодня у нас завершающий урок по теме «Элементы алгебры логики». Мы с вами должны обобщить знания по данной теме; повторить законы алгебры логики; повторить построение логического выражения по высказыванию и логической схеме. В практической части урока мы закрепить навык решения логических выражений с помощью электронных таблиц.

Задание 1.

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:

Запросы

Найдено страниц

ЧЕРНИКА

350

БРУСНИКА

500

МАЛИНА | БРУСНИКА

690

ЧЕРНИКА & БРУСНИКА

50

ЧЕРНИКА & МАЛИНА

20

МАЛИНА & БРУСНИКА

10

МАЛИНА & БРУСНИКА & ЧЕРНИКА

5

Какое количество страниц будет найдено по запросу ЧЕРНИКА | МАЛИНА? Задачу решить, используя круги Эйлера.

Решение:

МАЛИНА = 690 - 500 +10 = 200 страниц

МАЛИНА | ЧЕРНИКА = 350 + 200 - 20 = 530 страниц

Ответ: 530 страниц.

Задание 2.

Сколько различных решений имеет уравнение

¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X) = 1

где X, Y, Z - логические переменные?

Решение:

X

Y

Z

¬Х

¬Y

Z V X

¬Х ∧ ¬Y

¬Х ∧ ¬Y ∧ (Z V X)

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

0

Ответ: уравнение имеет одно решение при x=0, y=0, z=1.

Задание 3.

Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F. Какое выражение соответствует F?

X

Y

Z

F

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

1

1

  1. X Ù Y Ù Z

  2. ¬X Ú Y Ú ¬Z

  3. X Ú ¬Y Ú Z


Решение:

X

Y

Z

F

¬X

¬Y

¬Z

X Ù Y Ù Z

¬X Ú Y Ú ¬Z

X Ú ¬Y Ú Z

1

1

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

0

0

0

1

Ответ: X Ú ¬Y Ú Z

Задание 4.

Алёша, Боря и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения:

Алёша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».

Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».

Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Ответ: сосуд финикийский и изготовлен в V веке.

Задание 5.

Какое из приведенных имён удовлетворяет логическому условию

(первая буква гласная Ú ¬ вторая буква гласная) Ù ¬ последняя буква гласная Ù первая буква гласная?

  1. ИРИНА

  2. ОЛЕГ

  3. СТЕПАН

  4. ИЛОНА

Решение:

А

В

С

¬В

¬С

АÚ ¬В

(АÚ ¬В) Ù ¬С

(АÚ ¬В) Ù ¬С Ù А

ИРИНА

1

0

1

1

0

1

0

0

ОЛЕГ

1

0

0

1

1

1

1

1

СТЕПАН

0

0

0

1

1

1

1

0

ИЛОНА

1

0

1

1

0

1

0

0

Ответ: ОЛЕГ.

Задание 6.

Дополнить определения:

  • Дизъюнкция - это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся ___________тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ____________.

  • Логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному называется _______________.

  • Высказывание - это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как _____________или ___________.

  • Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью_____________________________.

  • Конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания______________.

  • Устройство, которое после обработки двоичных сигналов выдаёт значение одной из логических операций называется __________________________.

Задание 7.

Выясните, какой сигнал должен быть на выходе схемы при каждом возможном сигнале на входах. Заполните таблицу работы схемы. Каким логическим выражением описывается схема?

Разработка открытого урока по информатике на тему Основы алгебры логики (обобщающий урок)

Решение:

A

B

F

0

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

0

Ответ: F (A,B) = ¬A Ù (A Ú B).

Задание 9.

Для каких из указанных значений числа Х истинно выражение

(Х>5) ¬(X<6) Ù ¬(X>=0)

  1. Х=0

  2. Х=2

  3. Х=4

  4. Х=7

Решение:

X

A (Х>5)

B (X<6)

C (X>=0)

¬В

¬С

¬ВÙ¬С

АÚ ¬В Ù¬С

0

0

1

1

0

0

0

0

2

0

1

1

0

0

0

0

4

0

1

1

0

0

0

0

7

1

0

1

1

0

0

1

Ответ: для Х=7.

III. Домашнее задание

1. Повторить тему «Основы алгебры логики».

IV. Физкультминутка.

Зарядка для глаз: ребята встаньте, пожалуйста, и выполните упражнения

  1. Упражнение выполняется только глазами. Посмотрите вверх, влево, вниз, вправо. Повторить еще 2 раза

  2. Зажмурили сильно глаза, окрыли, удивились! Повторить еще 2 раза

  3. Упражнение «ракушка»: помассировали ушки, немного потянули и прижали и отжали

  4. Ленивая восьмерка: вытянули левую руку перед собой и смотрим на большой палец. Начинаем движение в левый верхний угол. Рисуем рукой ленивую восьмерку - знак бесконечности, а за движением руки смотрим глазами до ощущения «хватит». Повторить аналогично правой рукой. Продолжить двумя руками.

  5. Посадили на нос воображаемую бабочку и начинаем рисовать глазами туже восьмерку влево вверх

V. Практическая часть.

Практическая работа по теме

«Построение таблиц истинности логических функций в MSExcel»

Задание. Построить таблицы истинности логических выражений и определить какие из них являются тождественно истинными, то есть принимают значение «ИСТИНА» при любых наборах входных переменных:

  1. A ˄ B ˅ ¬A ˄ ¬C

  2. ¬A ˄ B ˅ ¬(A˅B) ˅ A

  3. (A ˅ B) ˅ ¬(A ˄ B)

Инструкция к выполнению работы

  1. Откройте программу Microsoft Office Exsel 2007.

  2. Построим таблицу истинности для первого выражения. Для этого:

    1. в ячейки первой строки введем названия логических переменных и логических операций;

Разработка открытого урока по информатике на тему Основы алгебры логики (обобщающий урок)

    1. Заполним с клавиатуры значения логических переменных А, В, С.

  1. Для ввода логических функций воспользоваться командой [ Формулы - Логические].

Разработка открытого урока по информатике на тему Основы алгебры логики (обобщающий урок)

  1. В диалоговом окне Аргументы функции в текстовых полях Логическое значение 1 и Логическое значение 2 выбрать имена ячеек, в которых хранятся аргументы логической функции. Щёлкнуть по кнопке OK.

Разработка открытого урока по информатике на тему Основы алгебры логики (обобщающий урок)

  1. Выполните аналогичные действия для построения таблиц истинности оставшихся логических выражений.

Таблица истинности A ˄ B ˅ ¬A ˄ ¬C

А

В

С

A ˄ B ˅ ¬A ˄ ¬C









Таблица истинности ¬A ˄ B ˅ ¬(A˅B) ˅ A

А

В

¬A ˄ B ˅ ¬(A˅B) ˅ A




Таблица истинности (A ˅ B) ˅ ¬(A ˄ B)

А

В

(A ˅ B) ˅ ¬(A ˄ B)




ОТВЕТ: тождественно истинными являются выражения под номерами__________.

VI. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие задания вам понравились больше всего?

  • А как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания по этой теме?

  • Сегодня на уроке было трудно…..

Рефлексия.

Выставление оценок.


© 2010-2022