Рабочая программа по информатике и ИКТ среднего общего образования, 10-11 классы

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

с.Отрадовка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Отрадовская средняя общеобразовательная школа Азовского района




«Утверждаю»

Директор МБОУ Отрадовской СОШ
Приказ от 30.062015г №125

__________________________Котова Ж.А.







Рабочая программа

по информатике и ИКТ

среднего общего образования, 10-11 классы







Количество часов 10 класс-70 часов, 11 класс-68 часов

Учитель Ядренцева О.В.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы. Базовый уровень»/ И.Г.Семакин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.



2015-2016 учебный год


РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа основана на:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования,

  • Примерной программы среднего образования по информатике и ИКТ,

  • авторской программы «Информатика. Программа для старшей школы 10-11 классы. Базовый уровень»/ И.Г.Семакин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

  • учебного плана МБОУ Отрадовской СОШ.

  • образовательной программы МБОУ Отрадовской СОШ

Главной целью общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения информатике и ИКТ:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;

  • овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов;

  • освоение ключевых компетенций.

Согласно календарному учебному графику МБОУ Отрадовской СОШ на 2015-2016 учебный год календарно-тематическое планирование рассчитано: 10 класс - 67 часов, 11 класс - 65 часов при 2 часах в неделю.

РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика учебного предмета

Курс информатики в 10-11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 8-9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Учебные предметы, изучаемые в 10-11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10-11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования , развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.

Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, - деятельностном подходе к обучению.. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера.. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками - исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;

  • изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;

  • алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;

  • ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

При изучении курса «Информатика» формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.

  • Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.

  • Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов

  • Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня

  • Владение знанием основных конструкций программирования

  • Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц

  • Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ

  • Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации

  • Сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса)

  • Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных

  • Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними

  • Владение компьютерными средствами представления и анализа данных

  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации

Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете

РАЗДЕЛ 3. Место учебного предмета в учебном плане


10 класс

11 класс

Вариативная часть

Базовый уровень

1 час в неделю

1 час в неделю

Компонент образовательного учреждения

1 час в неделю

1 час в неделю

Итого часов в неделю

2 часа

2 часа

Количество часов в год

70 часов

68 часов

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и средняя школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно - коммуникационных технологий.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на III ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения

РАЗДЕЛ 4. Содержание учебного предмета

10 класс

Введение - 4 час

Информация - 14 часов

Понятие информации. Представление информации, языки кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Практические работы.

Шифрование данных.

Измерение информации

Представление чисел

Представление текстов. Сжатие текстов.

Представление изображения и звука

Информационные процессы - 12 часов

Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Практические работы.

Управление алгоритмическим исполнителем.

Автоматическая обработка данных.

Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера.

Проектное задание. Настройка BIOS.

Программирование обработки информации - 35 часов

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения.

Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.

Практические работы.

Программирование линейных алгоритмов.

Программирование логических выражений.

Программирование ветвящихся алгоритмов.

Программирование циклических алгоритмов.

Программирование с использованием подпрограмм.

Программирование обработки одномерных массивов.

Программирование обработки двумерных массивов.

Программирование обработки строк символов

Резерв учебного времени - 2 часа.

Всего - 67 часов.

Контрольные работы

10 класс

Тема раздела

Тема контрольной работы

Дата

Введение

1. Входная контрольная работа

08.09

Информация

2. Информация

27.10

Информационные процессы

3. Информационные процессы

18.12

Программирование

4. Программирование

01.03

5. Массивы

08.04

Итоговая контрольная работа

20.05

11 класс

Введение -- 3 часа

Информационный системы и базы данных - 20 часов

Что такое система Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Что такое информационная система. База данных - основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных.

Практические работы

Модели систем.

Проектные задания по системологии.

Знакомство с СУБД

Создание базы данных «Приемная комиссия»

Проектное задание на самостоятельную разработку базы даннвх

Реализация простых запросов в режиме дизайна

Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой

Реализация сложных запросов у базе данных «приемная комиссия»

Интернет - 15 часов

Организация и услуги Интернета. Основы сайтостроения

Практические работы

Работа с электронной почтой и телеконференциями

Работа с браузером. Просмотр web-страниц.

Создание загруженных web-страниц

Работа с поисковыми системами.

Разработка сайта «Моя семья»

Разработка сайта «Животный мир»

Разработка сайта «Наш класс».

Проект

Информационное моделирование - 22 часа

Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

Практические работы

Получение регрессивных моделей

Прогнозирование

Проектные задания на получение регрессивных зависимостей

Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»

Решение задач оптимального планирования

Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»

Социальная информатика - 3 часа

Информационное общество. Информационное право и безопасность.

Практические работы

Проект: подготовка реферата по социальной информатике

Резерв учебного времени - 1 часа.

Всего - 64 часа.

Контрольные работы

11 класс

Тема раздела

Тема контрольной работы

Дата

Введение

1. Входная контрольная работа

10.09

Информационные системы и СУБД

2. СУБД

26.11

Интернет

3. Интернет

01.02

Информационное моделирование

4 Итоговая контрольная работа

05.05



РАЗДЕЛ 5. Тематическое планирование

10 класс

п\п

Содержание учебного предмета

Основные виды деятельности

1.

Информация. Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход. Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Основные подходы к определению информации. Представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Распознавать дискретные и непрерывные сигналы. Знать виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Принцип алфавитного подхода к определению количества информации. Сущностные характеристики и особенности протекания и передачи информации; определение понятия «канал связи». Давать характеристику каналу связи; приводить примеры передачи информации в социальных технических системах. Сущностные характеристики и особенности протекания информационных процессов обработки, хранения и защиты информации.

2.

Информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

3.

Программирование обработка информации. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль - язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.

действовать по инструкции, алгоритму;

составлять алгоритмы;

анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;

использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;

логичность мышления;

умение работать в коллективе;

сравнение полученных результатов с учебной задачей;

владение компонентами доказательства;

формулирование проблемы и определение способов ее решения;

определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины.

Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;

владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; назначение языков программирования;

алфавит языка программирования Pascal;

объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);

основные типы данных и операторы языка Паскаль;

определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;

11 класс

п\п

Содержание учебного предмета

Основные виды деятельности

1.

Информационные системы и базы данных. Система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Информационная система. База данных - основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложение информационной системы. Логические условия выбора данных.

Знать определение понятия и типов информационных систем. Уметь различать и давать характеристику баз данных (табличных, иерархических, сетевых.) Разрабатывать структуру и создавать базы данных. Осуществлять сортировку записей. Осуществлять поиск записей в готовой базе данных

Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.

2.

Интернет. Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WWW - Всемирная паутина. Веб- сайт. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на веб-странице.

Ориентироваться в информационном пространстве. Эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство. Составлять запросы для поиска информации в Интернете. Оценивать возможное количество результатов поиска. информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. Создавать и сохранять в виде файла простейшую web-страницу

3.

Информационное моделирование. Компьютерное информационное моделирование. Модели статистического прогнозирования. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование корреляционных зависимостей. Модель оптимального планирования.

Переходить от одной формы представления зависимостей между величинами к другой. Выполнять алгоритм построения регрессионной модели. Анализировать результат построения модели. Оценивать достоверность модели. Осуществлять расчет корреляционных зависимостей. Выбирать лучшую модель. Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики. Решать задачи на поиск максимального, минимального значения. Решать простейшие задачи оптимального планирования.

4.

Социальная информатика. Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Соблюдать этические и правовые нормы при работе с информацией.

РАЗДЕЛ 5. Календарно-тематическое планирование

10 класс

2 часа в неделю, 70 часов за год (учебник «Информатика и ИКТ. 10 класс» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер)

№ п\п

Дата

Тема урока

К-во час.

Оборудование

Основные виды и формы учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Доп. литер

Дом. задание

Примеч.

  1. 1

01.09

Повторение

1

Беседа. Решение текстовых количественных и качественных задач

По карточкам


  1. 2

04.09

Повторение

1

Беседа. Решение текстовых количественных и качественных задач

По карточкам


  1. 3

08.09

Входная контрольная работа

1

Выполнение контрольной работы

К.Р№1

Инд.задание


  1. 4

11.09

Введение. Структура информатики.

1

УМК

мультимедиа-комплекс

Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся должны знать: - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

- из каких частей состоит предметная область информатики

Стр.5-10

Информация (15 часов)

  1. 1

15.09

Информация.

1

УМК

мультимедиа-комплекс

Беседа.

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование

§1


  1. 2

18.09

Представление информации

1

УМК

мультимедиа-комплекс

Слушание объяснений учителя. Решение количественных и качественных задач

ЭОР fcior.edu.ru

§2


  1. 3

22.09

Практическая работа №1.1 «Шифрование данных»

1

УМК

Выполнение работ практикума

П.Р.№1.1

§1-2, повт


  1. 4

25.09

Измерение информации . Алфавитный подход

1

УМК

Слушание объяснений учителя. Решение количественных и качественных задач

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции алфавитного подхода;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения.

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

ЭОР fcior.edu.ru

§3, система осн.понятий, вопросы 1-7


  1. 5

29.09

Практическая работа 1.2 по теме «Измерение информации»

1

УМК

Выполнение заданий практикума

П.Р.№1.2

ЭОР fcior.edu.ru

§3 вопросы 8-11


  1. 6

02.10

Измерение информации. Содержательный подход

1

УМК

Слушание объяснений учителя. Решение количественных и качественных задач

ЭОР fcior.edu.ru

§4, система осн.понятий, вопросы 1-4


  1. 7

06.10

Практическая работа 1.2 по теме «Измерение информации» (продолжение)

1

УМК, ПК

Выполнение заданий практикума

П.Р.№1.2

§4, вопросы 5-9


  1. 8

09.10

Представление чисел в компьютере

1

УМК

Слушание объяснений учителя. Решение количественных и качественных задач

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел.

Учащиеся должны уметь:

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа

ЭОР fcior.edu.ru

§5, вопросы


  1. 9

13.10

Представление чисел в компьютере

1

УМК

Решение количественных и качественных задач

ЭОР fcior.edu.ru

§5, вопросы


  1. 10

16.10

Практическая работа 1.3 по теме «Представление чисел

1

УМК

Выполнение заданий практикума

П.Р.№1.3

ЭОР fcior.edu.ru

Работа по карточкам


  1. 11

20.10

Практическая работа 1.3 по теме «Представление чисел» (продолжение)

1

УМК

Выполнение заданий практикума

П.Р.№1.3

ЭОР fcior.edu.ru

Работа по карточкам


  1. 12

23.10

Представление текста, изображения и звука в компьютере

1

УМК

Решение задач, практикум на компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели;

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

ЭОР fcior.edu.ru

§6, вопросы


    27.10

    Контрольная работа по теме: «Информация»


    Контроль знаний и умений

    К.Р.№2

    Инд.задания


    1. 13

    30.10

    Практическая работа 1.4 по теме «Представление текстов. Сжатие текстов» Практическая работа 1.4 по теме «Представление изображения и звука» (

    1

    УМК

    Выполнение заданий практикума Самостоятельная работа с учебником.

    П.Р.№1.4

    П.Р.№1.5

    ЭОР fcior.edu.ru

    §6, вопросы

    Информационные процессы (12 часов)

    1. 1

    10.11

    Хранение и передача информации

    1

    УМК

    Ведение проблемного диалога

    Учащиеся должны знать:

    - историю развития носителей информации;

    - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

    - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

    - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

    - понятие «шум» и способы защиты от шума.

    Учащиеся должны уметь:

    - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

    - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §7, 8 вопросы


    1. 2

    13.11

    Обработка информации и алгоритмы

    1

    УМК

    Работа с учебником

    Учащиеся должны знать:

    - основные типы задач обработки информации;

    - понятие исполнителя обработки информации;

    - понятие алгоритма обработки информации.

    Учащиеся должны уметь:

    по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §9 вопросы


    1. 3

    17.10

    Практическая работа №2.1 по теме: «Управление алгоритмическим исполнителем»

    1

    УМК

    Выполнение заданий практикума Самостоятельная работа с учебником.

    П.Р.№2.1

    ЦОР

    §9 вопросы


    1. 4

    20.10

    Практическая работа №2.1 по теме: «Управление алгоритмическим исполнителем»

    1

    УМК

    Выполнение заданий практикума Самостоятельная работа с учебником.

    П.Р.№2.1

    §9 вопросы


    1. 5

    24.10

    Автоматическая обработка информации

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Наблюдение за демонстрациями учителя

    Учащиеся должны знать:

    - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

    - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

    - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

    Учащиеся должны уметь:

    составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §10 вопросы


    1. 6

    27.10

    Автоматическая обработка информации

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §10 вопросы


    1. 7

    01.12

    Практическая работа №2.2 по теме: «Автоматическая обработка данных»

    1

    ПК в ЛС

    Экспериментальная работа за ПК

    П.Р №2.2

    ЦОР

    §10 вопросы


    1. 8

    04.12

    Практическая работа №2.2 по теме: «Автоматическая обработка данных»

    1

    ПК в ЛС

    Экспериментальная работа за ПК

    П.Р №2.2

    ЦОР

    §10 вопросы


    1. 9

    08.12

    Информационные процессы в компьютере

    1

    ПК в ЛС

    Парная форма, беседа

    Учащиеся должны знать:

    - этапы истории развития ЭВМ;

    - что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

    - для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

    - архитектуру персонального компьютера;

    - основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §11 стр.74-79


    1. 10

    11.12

    Практическая работа2.3 по теме: «Выбор конфигурации компьютера»

    1

    ПК в ЛС

    Работа над проектом, поиск информации в различных источниках

    П.Р.№2.3

    ЦОР

    Индив.задания


    1. 11

    15.12

    Практическая работа2.4 по теме: «Настройка BIOS»

    1

    ПК в ЛС

    Работа над проектом, поиск информации в различных источниках

    П.Р. №2.4

    ЦОР

    Индив.задания


    1. 12

    18.12

    Контрольная работа по теме: «Информационные процессы»

    1

    Контроль знаний и умений

    К.Р.№3

    ЦОР

    Инд.задания

    Программирование (35 часов)

    1. 1

    22.12

    Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - этапы решения задачи на компьютере;

    - что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

    - какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

    - систему команд компьютера;

    - классификацию структур алгоритмов;

    - основные принципы структурного программирования.

    Учащиеся должны уметь:

    - описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

    - выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

    ЦОР

    §12,13, вопросы


    1. 2

    25.12

    Паскаль - язык структурного программирования

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЦОР

    §14, вопросы


    1. 3

    12.01

    Программирование линейных алгоритмов.

    Элементы языка Паскаль и типы данных

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - систему типов данных в Паскале;

    - операторы ввода и вывода;

    - правила записи арифметических выражений на Паскале;

    - оператор присваивания;

    - структуру программы на Паскале.

    Учащиеся должны уметь:

    составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

    П.Р.№3.1

    ЭОР fcior.edu.ru

    §15, вопросы задания


    1. 4

    15.01

    Операции, функции, выражения

    1

    ПК в ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §16, вопросы и задания


    1. 5

    19.01

    Оператор присваивания, ввод и вывод данных

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §17


    1. 6

    22.01

    Логические величины и выражения

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - логический тип данных, логические величины, логические операции;

    - правила записи и вычисления логических выражений;

    - условный оператор if;

    - оператор выбора select case.

    Учащиеся должны уметь:

    программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.

    П.Р.№3.2

    ЭОР fcior.edu.ru

    §18, вопросы


    1. 7

    26.01

    Программирование ветвлений

    1

    ПК в ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    П.Р.№3.3

    ЭОР fcior.edu.ru

    §19, вопросы


    1. 8

    29.01

    Пример поэтапной разработки программы решения задачи

    1

    ПК в ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §20, вопросы


    1. 9

    02.02

    Пример поэтапной разработки программы решения задачи

    1

    ПК в ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §20, вопросы


    1. 10

    05.02

    Программирование циклов

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

    - различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

    - операторы цикла while и repeat - until;

    - оператор цикла с параметром for;

    - порядок выполнения вложенных циклов.

    Учащиеся должны уметь:

    - программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

    - программировать итерационные циклы;

    - программировать вложенные циклы.

    П.Р.№3.4

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 21, вопросы


    1. 11

    09.02

    Программирование циклов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.4

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 21, вопросы


    1. 12

    12.02

    Программирование циклов

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.4

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 21, вопросы


    1. 13

    16.02

    Вложенные и итерационные циклы

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 22, вопросы


    1. 14

    19.02

    Вложенные и итерационные циклы

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 22, вопросы


    1. 15

    26.02

    Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

    - правила описания и использования подпрограмм-функций;

    - правила описания и использования подпрограмм-процедур.

    Учащиеся должны уметь:

    - выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

    - описывать функции и процедуры на Паскале;

    - записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

    П.Р.№3.5

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 23, вопросы


    1. 16

    29.02

    Контрольная работа по теме: «Программирование»

    1

    Решение задач, практикум на компьютере

    К.Р.№4

    Инд.задание


    1. 17

    04.03

    Массивы

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать

    - правила описания массивов на Паскале;

    - правила организации ввода и вывода значений массива;

    - правила программной обработки массивов.

    Учащиеся должны уметь:

    составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

    П.Р.№3.6

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 24, вопросы


    1. 18

    11.03

    Работа с массивами

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.6

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 24, вопросы


    1. 19

    15.03

    Работа с массивами.

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.6

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 24, вопросы


    1. 20

    18.03

    Типовые задачи обработки массивов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    П.Р.№3.7

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 26, вопросы


    1. 21

    01.04

    Типовые задачи обработки массивов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    П.Р.№3.7

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 26, вопросы


    1. 22

    05.04

    Типовые задачи обработки массивов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    П.Р.№3.7

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 26, вопросы


    1. 23

    08.04

    Контрольная работа по теме «Массивы»

    1

    Индивидуальная работа

    К.Р.5

    инд.задание


    1. 24

    12.04

    Организация ввода/вывода данных с использованием файлов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 25, вопросы


    1. 25

    15.04

    Организация ввода и вывода данных с использованием файлов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 25, вопросы


    1. 26

    19.04

    Организация ввода и вывода данных с использованием файлов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 25


    1. 27

    22.04

    Символьный тип данных

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    Учащиеся должны знать:

    - правила описания символьных величин и символьных строк;

    - основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

    Учащиеся должны уметь:

    решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

    П.Р.№3.8

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 27


    1. 28

    26.04

    Работа с символьной информацией

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.8

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 27


    1. 29

    29.04

    Работа с символьной информацией

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.8

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 27


    1. 30

    06.05

    Строки символов

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    §28


    1. 31

    10.05

    Комбинированный тип данных

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    П.Р.№3.8

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 29


    1. 32

    13.05

    Комбинированный тип данных

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    П.Р.№3.8

    ЭОР fcior.edu.ru

    § 29


    1. 33

    17.05

    Решение задач

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Решение задач, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    Инд.задание


    1. 34

    20.05

    Итоговая контрольная работа

    1

    Индивидуальная работа

    К.Р.№6

    Инд.задание


    1. 35

    24.05

    Анализ выполнения контрольной работы

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    Инд.задание

    Повторение (2 часа)

    1. 1

    27.05

    Урок-обобщение

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    Инд.задание


    1. 2

    31.05

    Урок-обобщение

    1

    УМК, ПК, подключенные к ЛС

    Беседа, практикум на компьютере

    ЭОР fcior.edu.ru

    Инд.задание





    11 класс

    2 часа в неделю, 68 часов за год (учебник «Информатика и ИКТ. 10 класс» И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер)

    № п\п

    Дата

    Тема урока

    К-во час.

    Оборудование

    Основные виды учебной деятельности

    Требования к результату

    Виды контроля

    Доп. литер

    Дом. задание

    Примеч.

    1. 1

    03/09

    Повторение

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Беседа. Решение текстовых количественных и качественных задач

    ЭОР fcior.edu.ru

    По карточкам


    1. 2

    07/09

    Повторение

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Беседа. Решение текстовых количественных и качественных задач

    ЭОР fcior.edu.ru

    По карточкам


    1. 3

    10/09

    Входная контрольная работа

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Выполнение контрольной работы

    К.Р№1

    Инд.задание

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ (19 часов)

    1. 1

    14/09

    Что такое система. Модели систем

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Беседа. Составление опорного конспекта

    Учащиеся должны знать:

    основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

    основные свойства систем;

    что такое системный подход в науке и практике;

    модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;

    использование графов для описания структур систем.

    Учащиеся должны уметь:

    приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

    анализировать состав и структуру систем;

    различать связи материальные и информационные.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §1, 2 вопросы и задания


    1. 2

    17/09

    Практическая работа по теме : «Модели систем»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.1

    §1, 2 повт.


    1. 3

    21.09

    Пример структурной модели предметной области. Что такое информационная система

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЦОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    ЭОР fcior.edu.ru

    §3, §4 вопросы и задания


    1. 4

    24.09

    Практическая работа по теме: Проектные задания по системологии»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

    П.Р.1.2

    ЭОР fcior.edu.ru

    Работа 1.2

    Задание 1


    1. 5

    28.09

    Практическая работа по теме: Проектные задания по системологии»

    (реферат)

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

    П.Р.1.2

    (реферат)

    Работа 1.2

    Задание 2


    1. 6

    01.10

    Базы данных - основа информационной системы

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    Учащиеся должны знать:

    что такое база данных (БД);

    основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

    определение и назначение СУБД;

    основы организации многотабличной БД;

    что такое схема БД;

    что такое целостность данных;

    этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

    структуру команды запроса на выборку данных из БД;

    организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

    основные логические операции, используемые в запросах;

    правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

    Учащиеся должны уметь:

    создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

    реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

    реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

    ЭОР fcior.edu.ru

    §5 вопросы и задания


    1. 7

    05.10

    Практическая работа по теме: «Знакомство с СУБД Access

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.3

    §5 повт.


    1. 8

    08.10

    Проектирование многотабличной базы данных

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЦОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    ЭОР fcior.edu.ru

    §6 вопросы и задания


    1. 9

    12.10

    Практическая работа по теме: «Создание БД Приемная комиссия»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.4.

    §6 повт. вопросы и задания


    1. 10

    15.10

    Создание базы данных

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЦОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    ЭОР fcior.edu.ru

    §7 вопросы и задания


    1. 11

    19.10

    Практическая работа по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.5

    этап 1

    §7 повт. вопросы и задания


    1. 12

    22.10

    Запросы как приложения информационной системы

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЦОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    ЭОР fcior.edu.ru

    §8 вопросы и задания


    1. 13

    26.10

    Практическая работа по теме: «Реализация простых запросов в режиме дизайна»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.6

    §8 повт. вопросы и задания


    1. 14

    29.10

    Логические условия выбора данных

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЦОР

    Беседа. Составление опорного конспекта

    ЭОР fcior.edu.ru

    §9 вопросы и задания


    1. 15

    09.11

    Практическая работа по теме: «Расширение БД Приемная комиссия. Работа с формой»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.7

    §9 вопросы и задания


    1. 16

    12.11

    Практическая работа по теме: «Реализация сложных запросов к БД Приемная комиссия»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.8

    Инд.задание


    1. 17

    16.11

    Практическая работа по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

    П.Р.1.5

    этап 2

    Инд.залание


    1. 18

    19.11

    Практическая работа по теме: «Создание отчета»

    1

    УМК

    мультимедиа-комплекс, ЭОР

    Выполнение работ практикума

    П.Р.1.9

    Инд.задание


      23.11

      Практическая работа по теме: «Проектные задания на самостоятельную работку БД»

      1

      УМК

      мультимедиа-комплекс, ЭОР

      Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

      П.Р.1.5

      этап 3


        26.11

        Контрольная работа «СУБД»

        1

        Индивидуальное задание

        К.Р.№2

        Инд.залание

        Интернет (14 часов)

        1. 1

        30.11

        Организация глобальных сетей

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЦОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        назначение коммуникационных служб Интернета; назначение информационных служб Интернета;

        что такое прикладные протоколы;

        основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-

        сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

        что такое поисковый каталог: организация, назначение;

        что такое поисковый указатель: организация, назначение.

        Учащиеся должны уметь:

        работать с электронной почтой;

        извлекать данные из файловых архивов;

        осуществлять поиск информации в Интернете с помощью

        поисковых каталогов и указателей.

        ЭОР fcior.edu.ru

        §10 вопросы и задания


        1. 2

        03.12

        Интернет как глобальная информационная система

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЦОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        ЭОР fcior.edu.ru

        §11 вопросы и задания


        1. 3

        07.12

        Практическая работа по теме: «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.1

        §12 вопросы и задания


        1. 4

        10.12

        Практическая работа по теме: «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.2

        Инд.задания


        1. 5

        14.12

        Практическая работа по теме: «Сохранение загруженных web-страниц»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.3

        Инд.задания


        1. 6

        17.12

        Практическая работа по теме: «Работа с поисковыми системами»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.4

        Инд.задания


        1. 7

        21.12

        Инструменты для разработки web-сайтов Создание сайта «Домашняя страница» Практическая работа по теме: «Разработка сайта «Моя семья»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        какие существуют средства для создания web-страниц;

        в чем состоит проектирование web-сайта;

        что значит опубликовать web-сайт.

        Учащиеся должны уметь:оздать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.

        П.Р.2.5

        §13,14 вопросы и задания


        1. 8

        24.12

        Создание таблиц и списков на web-странице

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        ЭОР fcior.edu.ru

        Инд.задание


        1. 9

        11.01

        Практическая работа по теме: «Разработка сайта «Животный мир»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.6

        Инд.задание


        1. 10

        14.01

        Практическая работа по теме: «Разработка сайта «Наш класс»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.7

        Инд.задание


        1. 11

        18.01

        Проект «Разработка сайта»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.8

        Инд.задание


        1. 12

        21.01

        Проект «Разработка сайта»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.2.8

        Инд.задание


        1. 13

        25.01

        Выполнение проектного задания

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.2.8

        Инд.задание


        1. 14

        28.01

        Проектное задание

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.2.8

        Инд.задание


        1. 15

        01.02

        Проектное задание

        Контрольная работа по теме «Интернет»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        К.Р.3

        Инд.задание

        Информационное моделирование (22 часа)

        1. 1

        04.02

        Компьютерное информационное моделирование

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        y понятие модели;

        y понятие информационной модели;

        y этапы построения компьютерной информационной модели.

        Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами

        Учащиеся должны знать:

        y понятия: величина, имя величины, тип величины, значе- ние величины;

        y что такое математическая модель;

        y формы представления зависимостей между величинами.

        Учащиеся должны уметь:

        y с помощью электронных таблиц получать табличную и

        графическую форму зависимостей между величинами.

        ЭОР fcior.edu.ru

        §16 вопросы, задания


        1. 2

        08.02

        Моделирование зависимостей между величинами

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        ЭОР fcior.edu.ru

        §17 вопросы, задания


        1. 3

        11.02

        Практическая работа по теме: «Получение регрессионных моделей»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.1

        §17 вопросы, задания


        1. 4

        15.02

        Практическая работа по теме: «Получение регрессионных моделей»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.1

        §17 вопросы, задания


        1. 5

        18.02

        Модели статистического прогнозирования

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        для решения каких практических задач используется статистика;

        что такое регрессионная модель;

        как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

        Учащиеся должны уметь:

        используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

        осуществлять прогнозирование (восстановление значения

        и экстраполяцию) по регрессионной модели.

        ЭОР fcior.edu.ru

        §18 вопросы, задания


        1. 6

        20.02

        Модели статистического прогнозирования

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        ЭОР fcior.edu.ru

        §18 вопросы, задания


        1. 7

        25.02

        Практическая работа по теме: «Прогнозирование»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.2

        Инд.задание


        1. 8

        29.02

        Практическая работа по теме: «Прогнозирование»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.2

        Инд.задание


        1. 9

        03.03

        Моделирование корреляционных зависимостей

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        что такое корреляционная зависимость;

        что такое коэффициент корреляции;

        какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

        Учащиеся должны уметь:

        вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора

        (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

        ЭОР fcior.edu.ru

        §19 вопросы, задания


        1. 10

        10.03

        Практическая работа по теме: «Расчет корреляционных зависимостей»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.4

        Инд.задание


        1. 11

        14.03

        Практическая работа по теме: «Расчет корреляционных зависимостей»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.4

        Инд.задание


        1. 12

        17.03

        Модели оптимального планирования

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        Учащиеся должны знать:

        что такое оптимальное планирование;

        что такое ресурсы; как в модели описывается ограничен- ность ресурсов;

        что такое стратегическая цель планирования; какие усло- вия для нее могут быть поставлены;

        в чем состоит задача линейного программирования для на- хождения оптимального плана;

        какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного

        программирования.

        Учащиеся должны уметь:

        решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством

        плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск

        решения» в Microsoft Excel).

        ЭОР fcior.edu.ru

        §20 вопросы, задания


        1. 13

        31.03

        Модели оптимального планирования

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление опорного конспекта

        ЭОР fcior.edu.ru

        §20 вопросы, задания


        1. 14

        04.04

        Практическая работа по теме: «Решение задачи оптимального планирования»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.6

        Инд.задание


        1. 15

        07.04

        Практическая работа по теме: «Решение задачи оптимального планирования»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Самостоятельная работа с учебником. Выполнение работ практикума

        П.Р.3.6

        Инд.задание


        1. 16

        11.04

        Выполнение проекта «Получение регрессивных зависимости»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.3.3

        Инд.задание


        1. 17

        14.04

        Выполнение проекта «Получение регрессивных зависимости»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.3.3

        Инд.задание


        1. 18

        18.04

        Выполнение проекта «Корреляционный анализ»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.3.5

        Инд.задание


        1. 19

        21.04

        Выполнение проекта «Корреляционный анализ»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.3.5

        Инд.задание


        1. 20

        25.04

        Выполнение проекта «Оптимальное планирование»

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

        П.Р.3.7

        Инд.задание


        1. 21

        28.04

        Обобщение материала

        1

        УМК

        мультимедиа-комплекс, ЭОР

        Беседа. Составление конспекта


        Инд.задание


        1. 22

        05.05

        Итоговая контрольная работа

        1

        Индивидуальное задание

        К.Р.4

        Инд.задание

        Социальная информатика (3 часа)

          12.05

          Информационные ресурсы Информационное общество

          УМК

          мультимедиа-комплекс, ЭОР

          Беседа. Составление опорного конспекта

          ЭОР fcior.edu.ru

          §21-22 вопросы, задания


          1. 2

          16.05

          Информационное право и безопасность

          УМК

          мультимедиа-комплекс, ЭОР

          Беседа. Составление опорного конспекта

          ЭОР fcior.edu.ru

          §23-24 вопросы, задания


            19.05

            Проект: подготовка реферата по социальной информатике

            УМК

            мультимедиа-комплекс, ЭОР

            Работа с научно-популярной литературой Выполнение проекта

            ЭОР fcior.edu.ru





              23.05

              Повторение

              УМК

              мультимедиа-комплекс, ЭОР

              Беседа. Обобщение материала

              ЭОР fcior.edu.ru




              РАЗДЕЛ 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

              Техническое и программное обеспечение образовательного процесса

              Для проведения плановых учебных занятий по информатике необходимо наличие компьютерного класса (ИКТ-кабинета) в соответствующей комплектации.

              а) Требования к комплектации компьютерного класса

              Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 15-18 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для места педагога. Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.

              Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:

              • Процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц.

              • Оперативная память - не менее 256 Мб.

              • Жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов.

              • Видеокарта с графическим ускорителем и оперативной памятью - не менее 32 Мб.

              • Аудиокарта - не ниже Sound Blaster Vibra 16.

              • Жесткий диск - не менее 80 Гб.

              • Устройство для чтения компакт-дисков - не ниже 32х.

              • Клавиатура.

              • Мышь.

              • Акустическая система (наушники или колонки).

              Кроме того, в ИКТ-кабинете должны быть:

              Принтер на рабочем месте учителя.

              Проектор на рабочем месте учителя.

              Сканер на рабочем месте учителя.

              Дополнительно (желательно) - графические планшеты на рабочих местах учащихся.

              Обязательным является выполнение требований санитарных правил и норм работы в компьютерном классе, соблюдение эргономических правил при работе учащихся за компьютерами.

              б) Требования к программному обеспечению компьютеров

              Компьютеры, которые расположены в ИКТ-кабинете, имеют операционную систему Windows или Linux и оснащаются всеми программными средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы, простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства. Для выполнения практических заданий по программированию может использоваться любой вариант свободно распространяемой системы программирования на Паскале (Pascal ABC, Free Pascal и др.).

              Согласно разделу ФГОС 18.3.1 «Учебный план среднего общего образования», в состав обязательной для изучения предметной области «Математика и информатика» входит учебный предмет «Информатика» (базовый и углубленный уровни). Данный учебно-методический комплект (УМК) обеспечивает обучение курсу информатики на базовом уровне и включает в себя:

              • учебник «Информатика» базового уровня для 10 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);

              • учебник «Информатика» базового уровня для 11 класса (авторы: Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю.);

              • задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией Семакина И. Г., Хеннера Е. К.;

              • методическое пособие для учителя;

              • электронное приложение.

              В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (fcior.edu.ru).

              РАЗДЕЛ 8.

              Планируемые результаты

              Информация и способы её представления

              Выпускник научится:

              • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

              • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

              • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

              • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

              • использовать основные способы графического представления числовой информации

              Выпускник получит возможность:

              •познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;

              • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

              • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

              •познакомиться с двоичной системой счисления;

              • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

              Основы алгоритмической культуры

              Выпускник научится:

              • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

              • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

              • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);

              • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

              • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

              • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

              • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;

              • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

              Выпускник получит возможность:

              • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

              • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

              Использование программных систем и сервисов

              Выпускник научится:

              • базовым навыкам работы с компьютером;

              • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

              • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

              Выпускник получит возможность:

              • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

              • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

              • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

              Работа в информационном пространстве

              Выпускник научится:

              • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

              • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;

              • основам соблюдения норм информационной этики и права.

              Выпускник получит возможность:

              • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

              • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

              • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;

              • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

              Система оценивания

              Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

              Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

              При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


              Процент выполнения задания

              Отметка

              91% и более

              отлично

              80-90%%

              хорошо

              66-79%%

              удовлетворительно

              менее 66%

              неудовлетворительно

              При выполнении практической работы и контрольной работы:

              Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

              Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

              • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

              • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

              • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

              • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

              Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

              Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

              • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

              • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

              • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

              • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

              • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей

              Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

              Оценка устных ответов учащихся

              Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

              - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

              - изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

              - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

              - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

              - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

              - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

              Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

              Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

              - допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

              - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

              Отметка «3» ставится в следующих случаях:

              - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

              Отметка «2» ставится в следующих случаях:

              - не раскрыто основное содержание учебного материала;

              - обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

              - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

              Отметка «1» ставится в следующих случаях:

              - ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

              - не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

              - отказался отвечать на вопросы учителя.






              СОГЛАСОВАНО

              Протокол заседания

              методического совета
              МБОУ Отрадовской СОШ
              от 24.06.2015г №1

              ________________Высавская Т.И..


              СОГЛАСОВАНО

              Заместитель директора по УВР
              ________________Высавская Т.И.


              24.06. 2015года


              © 2010-2022