Рабочая программа по информатике и ИКТ за 11 класс

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к ООП НОО,

утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет

информатика и ИКТ

Уровень

общеобразовательный

Ф.И.О. учителя

Литовченко Сергей Николаевич

Класс

11


2015-2016 учебный год


Количество часов:

всего 35 часов; в неделю 1 час.

Программа разработана на основе: федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-11х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации


Сургут, 2015г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

11 КЛАСС

Рабочая программа по информатике для обучающихся 11 классов составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 11-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 №1312) для изучения курса информатики в 11 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50Х50. При выполнении практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Программой также предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по информатике и ИКТ, установленной федеральным образовательным стандартом.

Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 10 класс», рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги, вторая - содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту. Учебник обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание обучающихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Изучение курса информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом Основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий, являющееся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Важное место в содержании курса занимает понимание обучающимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов для подготовке к ГИА, ЕГЭ. Предполагается выполнение тренировочных заданий для отработки содержания проверяемых элементов тематических блоков.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения (личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации с учетом педагогических инноваций на уроках информатики и ИКТ), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также используются технологии способствующие формированию УУД: развивающего обучения, коммуникативная, проблемно поисковая, деятельностная, самоопределенческая, рефлексивная, метатехнологии, проектной деятельности (позволяет в максимальной мере развить навыки самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности). Следующие методы и формы обучения и контроля, а также общие формы учебной работы обучающихся (см. рис. 1, рис. 2). Одной из основных форм контроля является «традиционное» и интерактивное тестирование, а также метод проектов (обучающиеся готовят мини-проекты к каждому разделу курса). Организации тестирования следует уделить особое внимание, так как именно тестирование лежит в основе сдачи ЕГЭ назначение которой, оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ обучающихся X классов общеобразовательных учреждений.



Рабочая программа по информатике и ИКТ за 11 класс.





В результате изучения информатики и ИКТ обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • назначение информационных систем;

  • состав информационных систем;

  • разновидности информационных систем;

  • что такое гипертекст, гиперссылка;

  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой;

  • назначение коммуникационных служб Интернета;

  • назначение информационных служб Интернета;

  • что такое прикладные протоколы;

  • основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;

  • какие существуют средства для создания Web-страниц;

  • в чем состоит проектирование Web-сайта;

  • что значит опубликовать Web-сайт;

  • возможности текстового процессора для создания Web-страницы;

  • что такое ГИС;

  • области приложения и устройство ГИС;

  • приемы навигации в ГИС;

  • что такое база данных;

  • какие модели данных используются в БД;

  • основные понятия реляционных БД;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

  • основные логические операции, используемые в запросах;

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

  • что такое математическая модель;

  • формы представления зависимостей между величинами;

  • для решения каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель;

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели;

  • что такое корреляционная зависимость;

  • что такое коэффициент корреляции;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;

  • что такое оптимальное планирование;

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

  • что такое стратегическая цель планирования;

  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования;

  • что такое информационные ресурсы общества;

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;

  • что относится к информационным услугам;

  • в чем состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности РФ.

уметь:

  • автоматически создавать оглавление документа;

  • организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;

  • работать с электронной почтой;

  • извлекать данные из файловых архивов;

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

  • создавать несложный Web-сайт с помощью MS Word;

  • создавать несложный Web-сайт на языке HTML;

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

  • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

  • осуществлять прогнозирование по регрессионной модели;

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора;

  • решать задачу оптимального планирования с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора;

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.




УЧЕЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Практика

Контрольные работы (тестирование)

Всего

1

Вводный инструктаж. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе

1



1

2

Первичный инструктаж.

Информационные системы и базы данных

8

10

1

19

3

Повторный инструктаж. Математическое моделирование в планировании и управлении

4

6

1

11

4

Повторение

3



3

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего:

16

16

3

35

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность, предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  1. Вводный инструктаж. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (1 час)

  2. Информационные системы и базы данных (19 часов)

Практические работы

  • Практическая работа №1 «Обмен информацией в локальной сети».

  • Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД MS Access».

  • Практическая работа №3 «Создание структуры и заполнение базы данных».

  • Практическая работа №4 «Проектирование и создание базы данных».

  • Практическая работа №5 «Реализация простых запросов на выборку».

  • Практическая работа №6 «Ввод данных через форму».

  • Практическая работа №7 «Реализация сложных запросов».

  • Практическая работа №8 «Творческое задание на реализацию сложных запросов».

  • Практическая работа №9 «Формирование отчетов в MS Access».

  • Практическая работа №10 «Поиск информации в геоинформационной системе».

Тест №1«Информационные системы и базы данных»

  1. Математическое моделирование в планировании и управлении (11 часов)

  • Практическая работа №11 «Работа в среде табличного процессора MS Excel».

  • Практическая работа №12 «Деловая графика в среде MS Excel».

  • Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в среде MS Excel».

  • Практическая работа №14 «Прогнозирование по регрессионным моделям».

  • Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей».

  • Практическая работа №16 «Решение задач оптимального планирования в среде MS Excel».

Тест №2 «Математическое моделирование и планирование в управлении»

  1. Повторение (3 часа)

  2. Итоговая контрольная работа (1 час)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. ИНФОРМАТИКА И ИКТ

11 класс.

Программа:

И.Г.Семакин.,Е.К. Хеннер. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Учебно-методические пособия для учителя.

Основная литература:

  1. И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика. Методическое пособие 10-11 класс. М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2010;

  2. Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков. Задачник-практикум (в 2-х томах). М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2009;

Дополнительная литература:

  1. Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений - СПб. М. : Экспресс, 1996г.

  2. Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Л.Босава, Н. Угринович. Логика в информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;

  4. Н. Угринович, Л. Босова. Н. Михайлова, Практикум по информационным технологиям (5-11 класс), М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;

  5. Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  6. Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996г.

  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя - М. : Просвещение, 1991г.

  8. Гильбух Ю. З. Как учиться и работать эффективно - Киев, 1993г.

  9. Горячев А. В., Волков Т. О., Горина К. И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах / Под ред. Горячева А.В. - М. : Экспресс, 1996г.

  10. Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста - М. : Просвещение, 1991г.

  11. Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы) - СПБ. : Лань, МИК, 1996г.

  12. Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) - М. : Эйдос, 1995г.

  13. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М. : Просвещение, 1990г.

  14. Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста. 1-й год обучения - СПБ. : Эпиграф, 1994г.

  15. Первин Ю. А., Дувалов А. А., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьника - М. : 1991г.

  16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1993г.

  17. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1996г.

Учебные пособия для учащихся:

  1. И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.

Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows 7.

  2. Пакет офисных приложений MS Office 2010.

  3. ESET NOD32 Antivirus TM. Версия 42.76.1 (лицензия до 10.02.2014).

Интернет-ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - URL : (school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Матвеева Н., Челак Е., Конопатова Н. - URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/4.

  3. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» - URL : school-collection.edu.ru/catalog/rubr.

  4. Лекторий «ИКТ в начальной школе» - URL : metodist.lbz.ru/iections/8/.

  5. Образовательный портал Клякс@. Net. Информатика и ИКТ в школе - URL : klyaksa.net.

  6. Образовательный центр Снейл. Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников 1-11 класс - URL : nic-snail.ru.

  7. Официальный сайт Селевко Г. К. - URL : selevko.net/1osnov.php

  8. Материалы авторской мастерской Босова Л. Л.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  9. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr

  10. webcont.blg.ru;

  11. klyaksa.net;

  12. nic-snail.ru;

  13. selevko.net/1osnov.php.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС. 35 ЧАСОВ В ГОД (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)


п/п


Тема раздела. Тема урока

Количество

часов

Дата/

план

Дата/

факт

Планируемые результаты

Методы контроля

Образовательный продукт

Подготовка к Единому государственному экзамену

11-А


11-А


Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)

Универсальные учебные действия

I

Вводный инструктаж.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики

1





Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе

Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция



Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.


II

Информационные системы и базы данных

19






2

Первичный инструктаж. Входной контроль.

Понятие и классификация информационных систем. /§1.1/

1





Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Зачет

Мини проект

3

Локальные компьютерные сети. /§1.2,/

1







4

Практическая работа №1 по теме «Обмен информацией в локальной сети».

1





Назначение и виды информационных моделей.

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Практическая работа


5

Основные понятия баз данных. СУБД MS Access

/§1.3 - 1/4,/

1






6

Практическая работа №2 по теме «Знакомство с СУБД MS Access».

1





Практическая работа


7

Анализ предметной области. Анализ данных

/§1.5 - 1.7,/

1





Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция


Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

8

Практическая работа №3 по теме «Создание структуры и заполнение базы данных».

1





Формализация задач из различных предметных областей.

Практическая работа


9

Практическая работа №4 по теме «Проектирование и создание базы данных».

1





Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Практическая работа

10

Запросы к базе данных. Конструктор запросов

/§1.9- 1.10/

1





Зачет

Мини проект

11

Практическая работа №5 по теме «Реализация простых запросов на выборку».

1





Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Практическая работа


12

Логические выражения и условия отбора

/§1.11- 1.12/

1





Самостоятельная работа


13

Практическая работа №6 по теме «Ввод данных через форму».

1





Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов

Практическая работа


14

Практическая работа №7 по теме «Реализация сложных запросов».

1





Практическая работа


15

Практическая работа №8 по теме «Творческое задание на реализацию сложных запросов».

1





Практическая работа


16

Создание отчетов к базе данных

/§1.14- 1.15/

1





Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Практическая работа


17

Повторный инструктаж.

Практическая работа №9 по теме «Формирование отчетов в MS Access».

1





Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция

Зачет

Мини проект

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

18

Практическая работа №10 по теме «Поиск информации в геоинформационной системе».

1






19

Геоинформационные системы /§1.17/

1





Практическая работа


20

Тест №1 по теме «Информационные системы и базы данных»

1





Тест

III

Математическое моделирование в планировании и управлении

11







21

Задачи планирования и управления

/§2.2-2.3/

1







22

Практическая работа №11 по теме «Работа в среде табличного процессора MS Excel».

1





Практическая работа


23

Деловая графика в задачах планирования и управления

/§2.4-2.5/

1





Коллоквиум


24

Практическая работа №12 по теме «Деловая графика в среде MS Excel».

1





Практическая работа


25

Представление зависимостей между величинами

/§2.6-2.9/

1





Тест


26

Практическая работа №13 по теме «Получение регрессионных моделей в среде MS Excel».

1





Практическая работа


27

Практическая работа №14 по теме «Прогнозирование по регрессионным моделям».

1





Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.

Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;

Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция

Практическая работа


Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:

дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

28

Корреляционные зависимости

/§2.11/

1





Самостоятельная работа


29

Практическая работа №15 по теме «Расчет корреляционных зависимостей».

1





Практическая работа


30

Практическая работа №16 по теме «Решение задач оптимального планирования в среде MS Excel».

1





Практическая работа


31

Тест №2 по теме «Математическое моделирование в планировании и управлении»

1





Тест


VI

Повторение

3







32

Формирование запросов к полной базе данных

/§1.13-1.15/

1





Практическая работа


33

Использование MS Excel для решения задач оптимального планирования

/§2.12-2.13/

1





Практическая работа


34

Информационные системы и базы данных

1







35

Итоговая контрольная работа

1





Тест







17


© 2010-2022