- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ за 11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ за 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Литовченко С.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приложение к ООП НОО,
утвержденной приказом от 11.06.2015 №02-05-197
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
Предмет
информатика и ИКТ
Уровень
общеобразовательный
Ф.И.О. учителя
Литовченко Сергей Николаевич
Класс
11
2015-2016 учебный год
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю 1 час.
Программа разработана на основе: федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 10-11х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации
Сургут, 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КУРС ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
11 КЛАСС
Рабочая программа по информатике для обучающихся 11 классов составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по авторской программе «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, с учетом примерной программы курса информатики и информационных технологий для 11-х классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства РФ от 09.03.2004 №1312) для изучения курса информатики в 11 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50Х50. При выполнении практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Программой также предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по информатике и ИКТ, установленной федеральным образовательным стандартом.
Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника «Информатика и ИКТ. Базовый курс. 10 класс», рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги, вторая - содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту. Учебник обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание обучающихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Изучение курса информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом Основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий, являющееся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Важное место в содержании курса занимает понимание обучающимися особенностей содержания контрольно-измерительных материалов для подготовке к ГИА, ЕГЭ. Предполагается выполнение тренировочных заданий для отработки содержания проверяемых элементов тематических блоков.
Для реализации данной программы используются педагогические технологии обучения (личностно-ориентированного обучения и уровневой дифференциации с учетом педагогических инноваций на уроках информатики и ИКТ), которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также используются технологии способствующие формированию УУД: развивающего обучения, коммуникативная, проблемно поисковая, деятельностная, самоопределенческая, рефлексивная, метатехнологии, проектной деятельности (позволяет в максимальной мере развить навыки самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности). Следующие методы и формы обучения и контроля, а также общие формы учебной работы обучающихся (см. рис. 1, рис. 2). Одной из основных форм контроля является «традиционное» и интерактивное тестирование, а также метод проектов (обучающиеся готовят мини-проекты к каждому разделу курса). Организации тестирования следует уделить особое внимание, так как именно тестирование лежит в основе сдачи ЕГЭ назначение которой, оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ обучающихся X классов общеобразовательных учреждений.
В результате изучения информатики и ИКТ обучающиеся должны:
знать/понимать:
-
назначение информационных систем;
-
состав информационных систем;
-
разновидности информационных систем;
-
что такое гипертекст, гиперссылка;
-
средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой;
-
назначение коммуникационных служб Интернета;
-
назначение информационных служб Интернета;
-
что такое прикладные протоколы;
-
основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
-
что такое поисковый каталог: организация, назначение;
-
что такое поисковый указатель: организация, назначение;
-
какие существуют средства для создания Web-страниц;
-
в чем состоит проектирование Web-сайта;
-
что значит опубликовать Web-сайт;
-
возможности текстового процессора для создания Web-страницы;
-
что такое ГИС;
-
области приложения и устройство ГИС;
-
приемы навигации в ГИС;
-
что такое база данных;
-
какие модели данных используются в БД;
-
основные понятия реляционных БД;
-
определение и назначение СУБД;
-
основы организации многотабличной БД;
-
что такое схема БД;
-
что такое целостность данных;
-
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
-
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
-
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
-
основные логические операции, используемые в запросах;
-
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;
-
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
-
что такое математическая модель;
-
формы представления зависимостей между величинами;
-
для решения каких практических задач используется статистика;
-
что такое регрессионная модель;
-
как происходит прогнозирование по регрессионной модели;
-
что такое корреляционная зависимость;
-
что такое коэффициент корреляции;
-
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
-
что такое оптимальное планирование;
-
что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
-
что такое стратегическая цель планирования;
-
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
-
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования;
-
что такое информационные ресурсы общества;
-
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
-
что относится к информационным услугам;
-
в чем состоят основные черты информационного общества;
-
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
-
основные законодательные акты в информационной сфере;
-
суть Доктрины информационной безопасности РФ.
уметь:
-
автоматически создавать оглавление документа;
-
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;
-
работать с электронной почтой;
-
извлекать данные из файловых архивов;
-
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
-
создавать несложный Web-сайт с помощью MS Word;
-
создавать несложный Web-сайт на языке HTML;
-
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
-
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
-
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
-
реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
-
используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
-
осуществлять прогнозирование по регрессионной модели;
-
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора;
-
решать задачу оптимального планирования с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора;
-
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
УЧЕЬНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
Контрольные работы (тестирование)
Всего
1
Вводный инструктаж. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе
1
1
2
Первичный инструктаж.
Информационные системы и базы данных
8
10
1
19
3
Повторный инструктаж. Математическое моделирование в планировании и управлении
4
6
1
11
4
Повторение
3
3
Итоговая контрольная работа
1
1
Всего:
16
16
3
35
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность, предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
-
Вводный инструктаж. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (1 час)
-
Информационные системы и базы данных (19 часов)
Практические работы
-
Практическая работа №1 «Обмен информацией в локальной сети».
-
Практическая работа №2 «Знакомство с СУБД MS Access».
-
Практическая работа №3 «Создание структуры и заполнение базы данных».
-
Практическая работа №4 «Проектирование и создание базы данных».
-
Практическая работа №5 «Реализация простых запросов на выборку».
-
Практическая работа №6 «Ввод данных через форму».
-
Практическая работа №7 «Реализация сложных запросов».
-
Практическая работа №8 «Творческое задание на реализацию сложных запросов».
-
Практическая работа №9 «Формирование отчетов в MS Access».
-
Практическая работа №10 «Поиск информации в геоинформационной системе».
Тест №1«Информационные системы и базы данных»
-
Математическое моделирование в планировании и управлении (11 часов)
-
Практическая работа №11 «Работа в среде табличного процессора MS Excel».
-
Практическая работа №12 «Деловая графика в среде MS Excel».
-
Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в среде MS Excel».
-
Практическая работа №14 «Прогнозирование по регрессионным моделям».
-
Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей».
-
Практическая работа №16 «Решение задач оптимального планирования в среде MS Excel».
Тест №2 «Математическое моделирование и планирование в управлении»
-
Повторение (3 часа)
-
Итоговая контрольная работа (1 час)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. ИНФОРМАТИКА И ИКТ
11 класс.
Программа:
И.Г.Семакин.,Е.К. Хеннер. Программа курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) 10-11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Учебно-методические пособия для учителя.
Основная литература:
-
И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика. Методическое пособие 10-11 класс. М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2010;
-
Л.Залогова, М. Плаксин, С. Русаков, О. Русакова, И. Семакин, Е. Хеннер, А. Шестаков, Л. Шестакова, Т. Шеина, М. Южаков. Задачник-практикум (в 2-х томах). М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2009;
Дополнительная литература:
-
Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений - СПб. М. : Экспресс, 1996г.
-
Босова Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Л.Босава, Н. Угринович. Логика в информатике, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
-
Н. Угринович, Л. Босова. Н. Михайлова, Практикум по информационным технологиям (5-11 класс), М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004;
-
Босова Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами - М. : АСТ-ПРЕСС, 1996г.
-
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя - М. : Просвещение, 1991г.
-
Гильбух Ю. З. Как учиться и работать эффективно - Киев, 1993г.
-
Горячев А. В., Волков Т. О., Горина К. И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю. Информатика в играх и задачах / Под ред. Горячева А.В. - М. : Экспресс, 1996г.
-
Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста - М. : Просвещение, 1991г.
-
Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи (Для учащихся начальной школы) - СПБ. : Лань, МИК, 1996г.
-
Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) - М. : Эйдос, 1995г.
-
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М. : Просвещение, 1990г.
-
Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста. 1-й год обучения - СПБ. : Эпиграф, 1994г.
-
Первин Ю. А., Дувалов А. А., Зайдельман Я. Н., Гольцман М. А. Роботландия. Книга для школьника - М. : 1991г.
-
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1993г.
-
Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль : Академия развития, 1996г.
Учебные пособия для учащихся:
-
И. Семакин,Е.К.Хеннер. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 класса - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Программное обеспечение:
-
Операционная система Windows 7.
-
Пакет офисных приложений MS Office 2010.
-
ESET NOD32 Antivirus TM. Версия 42.76.1 (лицензия до 10.02.2014).
Интернет-ресурсы:
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - URL : (school-collection.edu.ru/).
-
Материалы авторской мастерской Матвеева Н., Челак Е., Конопатова Н. - URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/4.
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» - URL : school-collection.edu.ru/catalog/rubr.
-
Лекторий «ИКТ в начальной школе» - URL : metodist.lbz.ru/iections/8/.
-
Образовательный портал Клякс@. Net. Информатика и ИКТ в школе - URL : klyaksa.net.
-
Образовательный центр Снейл. Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников 1-11 класс - URL : nic-snail.ru.
-
Официальный сайт Селевко Г. К. - URL : selevko.net/1osnov.php
-
Материалы авторской мастерской Босова Л. Л.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
-
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru/catalog/rubr
-
webcont.blg.ru;
-
klyaksa.net;
-
nic-snail.ru;
-
selevko.net/1osnov.php.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС. 35 ЧАСОВ В ГОД (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
п/п
Тема раздела. Тема урока
Количество
часов
Дата/
план
Дата/
факт
Планируемые результаты
Методы контроля
Образовательный продукт
Подготовка к Единому государственному экзамену
11-А
11-А
Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)
Универсальные учебные действия
I
Вводный инструктаж.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики
1
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
II
Информационные системы и базы данных
19
2
Первичный инструктаж. Входной контроль.
Понятие и классификация информационных систем. /§1.1/
1
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Зачет
Мини проект
3
Локальные компьютерные сети. /§1.2,/
1
4
Практическая работа №1 по теме «Обмен информацией в локальной сети».
1
Назначение и виды информационных моделей.
Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Практическая работа
5
Основные понятия баз данных. СУБД MS Access
/§1.3 - 1/4,/
1
6
Практическая работа №2 по теме «Знакомство с СУБД MS Access».
1
Практическая работа
7
Анализ предметной области. Анализ данных
/§1.5 - 1.7,/
1
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
8
Практическая работа №3 по теме «Создание структуры и заполнение базы данных».
1
Формализация задач из различных предметных областей.
Практическая работа
9
Практическая работа №4 по теме «Проектирование и создание базы данных».
1
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Практическая работа
10
Запросы к базе данных. Конструктор запросов
/§1.9- 1.10/
1
Зачет
Мини проект
11
Практическая работа №5 по теме «Реализация простых запросов на выборку».
1
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Практическая работа
12
Логические выражения и условия отбора
/§1.11- 1.12/
1
Самостоятельная работа
13
Практическая работа №6 по теме «Ввод данных через форму».
1
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Классификация информационных процессов
Практическая работа
14
Практическая работа №7 по теме «Реализация сложных запросов».
1
Практическая работа
15
Практическая работа №8 по теме «Творческое задание на реализацию сложных запросов».
1
Практическая работа
16
Создание отчетов к базе данных
/§1.14- 1.15/
1
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Практическая работа
17
Повторный инструктаж.
Практическая работа №9 по теме «Формирование отчетов в MS Access».
1
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Зачет
Мини проект
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
18
Практическая работа №10 по теме «Поиск информации в геоинформационной системе».
1
19
Геоинформационные системы /§1.17/
1
Практическая работа
20
Тест №1 по теме «Информационные системы и базы данных»
1
Тест
III
Математическое моделирование в планировании и управлении
11
21
Задачи планирования и управления
/§2.2-2.3/
1
22
Практическая работа №11 по теме «Работа в среде табличного процессора MS Excel».
1
Практическая работа
23
Деловая графика в задачах планирования и управления
/§2.4-2.5/
1
Коллоквиум
24
Практическая работа №12 по теме «Деловая графика в среде MS Excel».
1
Практическая работа
25
Представление зависимостей между величинами
/§2.6-2.9/
1
Тест
26
Практическая работа №13 по теме «Получение регрессионных моделей в среде MS Excel».
1
Практическая работа
27
Практическая работа №14 по теме «Прогнозирование по регрессионным моделям».
1
Познавательные: умение формулировать проблему, строить высказывание, смысловое чтение; поиск информации.
Коммуникативные: задавать уточняющие вопросы; умение выражать свои мысли;
Личностные: осмысление; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция
Практическая работа
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА:
дать возможность обучающимся составить представление о структуре будущей экзаменационной работы (в новой форме), числе и форме заданий, а также их уровне сложности; составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.
28
Корреляционные зависимости
/§2.11/
1
Самостоятельная работа
29
Практическая работа №15 по теме «Расчет корреляционных зависимостей».
1
Практическая работа
30
Практическая работа №16 по теме «Решение задач оптимального планирования в среде MS Excel».
1
Практическая работа
31
Тест №2 по теме «Математическое моделирование в планировании и управлении»
1
Тест
VI
Повторение
3
32
Формирование запросов к полной базе данных
/§1.13-1.15/
1
Практическая работа
33
Использование MS Excel для решения задач оптимального планирования
/§2.12-2.13/
1
Практическая работа
34
Информационные системы и базы данных
1
35
Итоговая контрольная работа
1
Тест
17