Тема урока Paint

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Создание

Цели урока:

  1. Научить работать в графическом редакторе, создавать рисунки, прямые, кривые линии, прямоугольники, многоугольники, эллипсы, окружности.

  2. Развитие логического мышления, умение систематизировать знания, самостоятельно работать в графическом редакторе.

  3. Повышение интереса учащихся к предмету, эстетического воспитания.

Вид урока: Практический урок.

Методы урока: Групповой, вопросы-ответы.

Технология: Разноуровневые задания, раздаточный материал, модульная технология Жанпеисовой М.М., технология критического мышления.

Наглядность: Диаграмма Венна, таблицы, плакаты, загадки, рисунки, кроссворды.

Техническое оборудование: Персональный компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Новая тема.

  4. Занимательная часть.

  5. Вывод.

  6. Домашнее задание.

Проверка учащихся. Проверка чистоты в классе, проверка техники безопасности, повторение теории.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания при помощи стратегии «Мозговой штурм» вспоминаем пройденные темы. На своих уроках постоянно пользуюсь стратегиями критического мышления, работу в группах. До этого все ученики класса разделены на две группы. Поэтому для проверки домашнего задания каждой группе раздается листочек с ключевыми словами:

І группа

Тема урока Paint

ІІ группа

Тема урока Paint

После проверки домашнего задания этим методом начинаю новую тему.

Новая тема: Работа в графическом редакторе «Paint»

Перед учениками ставлю задачу - выбрать цели урока. На доске перед учащимися написаны такие слова: создание рисунка, повторение, шарады, решение ребусов, тест, нарисовать фигуры, и другие. Из них ученики сами выбирает себе цели урока.. Поэтому на новом уроке ученики выбирают такие цели: создание рисунка, шарады, тест. Новая тема будет изложена в соответствии с выбранным учениками целями. Редактор предназначен для работы с изображениями состоящими из множества отдельных цветных точек- пикселей, поэтому каждому рисунку отводится строго определенное место (размер). А также используется фиксированное число цветов.

Графический редактор предназначен для создания и редактирования графических изображений.

Редактор имеет следующие возможности:

  1. Создавать рисунки, используя инструменты и краски;

  2. Компоновать рисунки из отдельных частей;

  3. Вводить и формировать текст в рисунке;

  4. Корректировать имеющиеся графические обьекты;

  5. Рисовать схемы.

Чтобы запустить программу Paint надо сделать следующее:

Тема урока Paint

После запуска редактора на экране как обычно появляется окно, состоящее как обычно, из строк и заголовка, меню и рабочей области. Используя меню можно высветить в окне панель инструментов, палитру и строку состояния. Теперь используя элементы графического редактора, разделив учащихся на две группы при помощи разноуровневых заданий можно убедиться на каком уровне учащиеся выполняют задания. Поэтому чтобы проверить как ученики справляются с заданием используем элементы критического мышления. Для этого ученикам разделенных на две группы раздается задания.

І Уровень

1. Используя линии, нарисуйте паутину:

Тема урока Paint

2. Напиши стихотворение:

Обгорелый чёрный сук,
На суку сидит паук,
Вместо листьев - паутина,
Неприятная картина.

ІІ Уровень

1. Используя линии нарисуйте дикобраза:

Тема урока Paint

2. Напишите стихотворение:

Щетки, вилки и метелки,
Сто ножей и сто ежей
Взяли да собрали разом
И назвали дикобразом.

ІІІ Уровень

1. Используя прямоугольник и квадрат нарисуйте здание как на рисунке:

Тема урока Paint

2. Используя эти инструменты нарисуйте самостоятельно свое здание.

Ученики выполняют это в графическом редакторе. Пока первая группа работает на персональном компьютере, вторая группа решает кроссворд.

  1. Именованные файлы одной группы.

  2. Поименованная область на диске или другом носителе информации.

  3. Маленькие точки, из которых состоит изображении на экране.

  4. Устройство, выводящее на экран текстовую и графическую информацию.

  5. Взаимоотношение между человеком и компьютером.

  6. Устройство для управление компьютером и вводе информации.

  7. Язык программирования.

Тема урока Paint

После того как І группа сделает свое задание и будет проверена и оценена поменяется местами со второй группой. Вторая группа - также после проверки, оценки садится за ПК на место І группы выполняет разноуровневые задания. Им даются другие задания:

І Уровень

1. Нарисуйте, используя инструмент эллипс разных типов:

Тема урока Paint

2. Напиши стихотворение:

Летят над морем облака.
Летят , глядят издалека
На город за холмами,
На горы за домами.

ІІ Уровень

1. Используя инструменты: кривая линия и окружность нарисуйте чайник:

Тема урока Paint

2. Напиши стихотворение:

В брюхе - баня,
В носу - решето,
На голове - пупок,
Всего одна рука,
И та на спине.

ІІІ Уровень.

1. Используя различные элементы, нарисуйте чучело:

Тема урока Paint

2. Используя эти элементы нарисуйте свой рисунок.

Пока ІІ группа выполняет задания на ПК, І группа решает кроссворд:

  1. Замена маленьких шрифтов

  2. Удаление предыдущих символов.

  3. Замена заглавных букв.

  4. Переход на следующию строку.

  5. Кнопка спиральных назначений.

Тема урока Paint

После того, как обе группы выполнят задания, они будут оценены. После этого обе группы приступят к выполнению следующего задания.

Выдается раздаточный материал и тест. Эти задания учащиеся выполняют на местах. І группе дается окно графического редакторе Paint. Здесь учащиеся записывают задания первого ряда панели инструментов наизусть.

Тема урока Paint

ІІ группе дается «тест».

  1. В графическом редакторе основное окно не содержит:

    • зону заголовка

    • горизонтальное меню

    • панель инструментов, палитра цветов и поле выборы ширины линии

    • рабочее поле

    • мастера подсказок

  2. Чтобы в графическом редакторе геометрические фигуры получились правильными, надо при рисовании фигуры удерживать клавишу:

    • Ctrl

    • Alt

    • Shift

    • Tab

    • Ins

  3. Какая клавиша переключает режимы «вставка-замена» ?

    • Num Lock

    • Caps Lock

    • Enter

    • Insert

    • Shift

  4. Наименьшая единица информации:

    • байт

    • кбайт

    • бит

    • код

  5. В чём измеряется масштаб рисунка в окне Paint.

    • в сантиметрах

    • в дюймах

    • в процентах

    • в пикселях

    • в точках

После того как ІІ группа выполнит свое задания она будет оценена. После этого обе группы поменяют задание. То есть І группе дается задание теста, а второй выдается на листочках окошко графического редактора Paint, учащиеся должны написать названия панели инструментов 2 ряда. После того как учащиеся выполнят свои задания - будут оценены.

Для закрепления материала, будет вывешен плакат с «диаграммой Венна». Он включает следующие:

Инструменты

Общий элемент

Палитра

Для рисования

Файл

Заливка

Карандаш

Исправления

Распылитель

Линия

Рисунок

Кисть

Эллипс

Вид

Виды красок

Окружность

Многоугольник

Прямоугольник

Кривая

Обе группы задания выполняют поочередно. Оценка зависит от выполнения каждым учеником, каждой группы. После этого выполняется задания «Insert». Это задание учащиеся выполняют поочередно. В какой группе учащиеся больше выполнят задание оценка будет выше.

Знаю

Знал

Хочу знать

Вывод

После выполнение всех задание подводится итог урока , каждый ученик будет оценен согласно сделанным заданиям. А также ученики в конце урока оценивают сами себя.

Домашнее задание

Приготовьте любимые рисунки.

Литература:

  1. М.М Жанпеисова «Модульная технология», Алматы, 2006.

  2. Дж. Сорос «Технология критического мышления».


Работа с графическим фрагментом в графическом редакторе

Тема урока Paint

Тема урока PaintТема урока PaintТема урока PaintТема урока PaintТема урока PaintТема урока PaintЦели урока:

1) Обучающие.

  • систематизировать знания учащихся при работе с графическим редактором,

  • познакомиться с понятием графического фрагмента,

  • научиться выполнять действия с графическими фрагментами в графическом редакторе,

  • повысить уровень усвоения материала по теме.

2) Развивающие.

  • продолжить развитие творческих способностей ребёнка, внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, художественного вкуса.

3) Воспитательные.

  • умение работать парами, содружество,

  • умение слушать и слышать,

  • культуру общения.

Наглядность:

  • презентация,

  • текст практической работы,

  • компьютеры,

  • мультимедийный проектор.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Практическая работа на ПК.

  4. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Начать свой сегодняшний урок я хочу со стихотворения ( Приложение). Уже в средней полосе нашей страны наступила весна, а у нас в Мурманске пока сыро и слякотно. А как хочется прогуляться по лесу, подышать его весенним ароматом.

Мы сегодня попробуем это сделать. А поможет нам это сделать наш графический редактор.

2. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Работа с графическими фрагментами». Мы узнаем:

  • что такое графический фрагмент?

  • действия с графическими фрагментами.

  • выполним практическую работу .

Что такое «фрагмент»?. В Российском энциклопедическом словаре можно прочитать, что фрагмент- это ( Приложение ) часть произведения искусства, отрывок текста. А графический фрагмент- это часть рисунка.

Чтобы начать работу с графическим фрагментом, нужно «сказать» компьютеру, а какой именно графический фрагмент мы хотим выделить. Для этого существуют специальные инструменты графического редактора, с которыми мы сейчас познакомимся. (Приложение).

Это выделение прямоугольной или произвольной области рисунка. Тот или иной способ выделения рисунка выбирается в зависимости от того, как расположен нужный нам графический фрагмент на рисунке. Если мы можем выделить его, не задев остальной части рисунка, то берём выделение прямоугольной области, а иначе - произвольной. Кроме этого, при выделении графического фрагмента нужно учесть, что любой из инструментов выделения можно использовать в двух вариантах: выделение с фоном (выделяется непрозрачный фрагмент, захватываются части выделенной области, имеющие цвет фона) и выделение без фона (выделяется прозрачный фрагмент, не захватываются части выделенной области, имеющие цвет фона) (Приложение). Мы с вами будем пользоваться в своей работе выделением без фона (Приложение).

С выделенным графическим фрагментом можно выполнить следующие действия:

  • удалить

  • переместить

  • перетащить

  • вырезать

  • копировать

  • размножить(перетащить при нажатой клавише CTRL)

  • преобразовать (повернуть, растянуть, наклонить)

(Учебник [1], стр. 102 «Выделенный фрагмент можно…»)

3. Практическая работа на ПК.

Теперь наши теоретические знания мы закрепим на практике. Для этого нам предстоит выполнить практическую работу, состоящую из трёх заданий.

Задание 1 (Приложение)

  1. Откройте файл Дуб (Папка Урок на Рабочем столе).

  2. Выделите фрагмент, содержащий дубовый листок.(Заключите его в прямоугольную рамку инструмента Выделение)

  3. Скопируйте его в буфер обмена компьютера (команда Копировать меню Правка).

  4. Выполните команду Вставить меню Правка.

  5. Перетащите полученную копию, удерживая нажатой клавишу CTRL; когда кнопка мыши будет отпущена, на экране появится ещё одна копия этого фрагмента.

  6. Полученные графические фрагменты рисунка преобразуйте (команда Отразить/повернуть меню Рисунок) так, что бы получился узор (см. стр. учебника 178)

  7. Сохраните свой рисунок под этим же именем на Рабочем столе ПК.

Задание 2(Приложение)

  1. Откройте файл Природа (Папка Урок на Рабочем столе).

  2. Рассмотрите появившийся на экране рисунок. Подумайте, какое дерево на этом рисунке можно назвать «лишним»?

  3. С помощью инструмента Выделение заключите «лишнее» дерево в прямоугольную рамку, тем самым вы выделили фрагмент рисунка. Удалите выделенный фрагмент, нажав клавишу DELETE.

  4. Скопируйте оставшиеся деревья, размножьте их (см. Задание 1), получите изображение леса. Учтите при этом, что находящиеся на заднем плане деревья должны быть самыми маленькими, а на переднем - самыми большими.

  5. Дорисуйте траву, небо и облака.

  6. Сохраните свой рисунок под этим же именем на Рабочем столе ПК.

Задание 3 (Презентация)

  1. Откройте файл Гусеница (Папка Урок на Рабочем столе, пустая страница ).

  2. Нарисуйте насекомых, которых можно увидеть в лесу.

  3. В своей работе используйте действия с графическими фрагментами: копирование, размножение, перемещение и т. д.

  4. Сохраните свой рисунок под этим же именем на Рабочем столе ПК

Ребята, на выполнение задания вам отводится 15 минут!

4. Подведение итогов урока.

Вы неплохо потрудились, спасибо всем. На каждом компьютере оставляем самый лучший рисунок, а теперь можно прогуляться по нашему импровизированному «лесу».















































Графический редактор Paint
Практическая работа «Создание рисунка в среде программы Paint»



Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

  • Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint.



Задание 1. Научитесь наносить изображение инструментами.

  1. Выберите инструмент Кисть Тема урока Paint. Выберите инструмент КарандашТема урока Paint. Как узнать, какой инструмент выбран?

    Тема урока PaintИнструмент выбирается щелчком левой кнопки мыши по изображению инструмента (значку). Признак выбранного инструмента - «утопленная» кнопка с его изображением.

  2. Выбранным инструментом нарисуйте на рабочем поле небольшой контурный рисунок - цветок, машинку. При рисовании отдельных линий меняйте цвета в палитре.
    Работа инструментами по нанесению или стиранию изображения выполняется мышью с нажатой кнопкой.

  3. Выберите инструмент ЛастикТема урока Paint. Сотрите на рисунке неудачные линии и попробуйте нарисовать их лучше.

Задание 2. Нарисуйте картинки, подобные представленным здесь, и раскрасьте их.


Тема урока Paint

Тема урока Paint




Графический редактор Paint
Практическая работа «Настройка инструментов»



Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

  • Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint,

  • Настраивать инструменты графического редактора Paint.



Задание 1. Панель настройки инструментов.
Щелкая левой кнопкой мыши, выбирайте инструменты на панели инструментов. При этом следите за изменением панели настройки инструментов. Рассмотрите, какие настройки есть для разных экранных инструментов. Нарисуйте несколько линий разной толщины, прямоугольник только с границами, эллипс полностью залитый цветом,скругленный прямоугольник с границами одного цвета и заливкой другого.

Тема урока Paint



Задание 2. Нарисуйте простейший пейзаж: лучистое солнце на голубом небе; облака; извилистая дорога, убегающая к линии горизонта; небольшое озеро, заросшее по берегам тростником.

Тема урока Paint



  1. Выберите Карандаш или Кисть.

  2. В палитре выберите голубой цвет.

  3. Проведите линию горизонта от правой границы листа до левой.

  4. Выберите инструмент ЗаливкаТема урока Paint. Указатель мыши примет ту же форму.

  5. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в верхней части листа. Голубая краска разольется, и получится небо.

  6. В палитре выберите зеленый цвет.

  7. Щелкните кончиком льющейся краски по любой точке свободного пространства в нижней части листа. Получится трава.

  8. Выберите инструмент Эллипс.

  9. На панели настройки выберите сплошное заполнение.

  10. В палитре выберите желтый цвет.

  11. На голубом небе нарисуйте круг.

  12. Выберите инструмент Линия.

  13. На панели настройки выберите толщину луча.

  14. Нарисуйте лучи солнца.

  15. Распылителем Тема урока Paint(выберите самый большой профиль) нанесите легкие белые облачка на голубом небе.

  16. Дорисуйте пейзаж самостоятельно.






























Графический редактор Paint
Практическая работа «Графические примитивы»



Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

  • Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint.



Задание. Домик

Алгоритм, выполнения задания:

  1. Выберите прямоугольник

  2. Выберите настройку: рамка с заполнением

  3. Выберите основной цвет - черный, а фоновый - серый

  4. Изобразите фасад дома

  5. Выберите прямоугольник

  6. Выберите настройку: рамка с заполнением Тема урока Paint

  7. Выберите основной цвет - черный, а фоновый - голубой

  8. Нарисуйте окно

  9. Возьмите инструмент линия

  10. Нарисуйте крышу

  11. Залейте крышу коричневым цветом

  12. Выберите прямоугольник

  13. Выберите настройку: рамка

  14. Примерьтесь ближе к фасаду дома и изобразите забор

  15. Выберите инструмент линия и разбейте забор на доски

  16. Залейте фон рисунка голубым цветом - это небо

  17. Дорисуйте облака и солнце.

  18. Сохраните рисунок в своей папке под именем домик.



Задание. Мордашка


Тема урока Paint











Тема урока Paint Графический редактор Paint
Практическая работа «Раскраска»



Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

  • Ориентироваться в файловой системе ПК, для открытия необходимого файла;

  • Использовать встроенный инструмент "Заливка" графического редактора Paint;

  • Использовать встроенный инструмент «Заливка», «Лупа», «Карандаш» и «Ластик» для редактирования сложного рисунка в графическом редакторе Paint.



Задание 1. Раскрасить рисунок, используя инструмент «Заливка»


1. Откройте файл «Раскраска1»

  • Откройте меню Файл

  • Выберите команду Открыть…

  • Откроется диалоговое окно

Тема урока Paint

  • Выберите папку Мои документы

  • Щелкни папку Дидактика, щелкни кнопку Открыть

  • Щелкни папку Графический_редактор и кнопка Открыть

  • Щелкни файл Раскраска1 и кнопка Открыть



2. Раскрасить рисунок, используя инструмент «Заливка»


Внимание!!! Будьте осторожны и не попадайте заливкой на границу рисунка, иначе вы зальете весь рисунок!!!


Задание 2. Раскрасить рисунок, используя инструмент «Заливка», «Лупа», «Карандаш» и «Ластик»


  1. Откройте файл «Раскраска2». Путь расположения файла тот же, что и у файла Раскраска1
    Мои документы - Дидактика - Графический_редактор - Раскраска2

  2. Возьми лупу, выбери настройку 6-ти кратного увеличения - 6х. Исследуй рисунок, найди разрывы, зарисуй их с помощью «Карандаша»

  3. Раскрась рисунок, если уверен, что нет разрывов, и краска не прольется.





Методические рекомендации для преподавателя:

В качестве исходных файлов Раскраска1 и Раскраска2 можно воспользоваться готовыми рисунками из коллекции Microsoft Office, либо нарисовать самостоятельно, используя любой графический редактор, сохранив рисунок в формате .bmp








































Графический редактор Paint
Практическая работа «Редактирование компьютерного рисунка»



Выполнив данную практическую работу, вы научитесь:

  • Создавать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint.

  • Редактировать компьютерный рисунок, встроенными средствами Paint



Задание: Нарисуйте военный грузовик.


Тема урока Paint

  1. Выберите инструмент Линия. Настройте его на вторую толщину. Проведите линию дороги.

  2. Выберите инструмент Прямоугольник. Настройте его на первый тип закраски (только границы). Отступив от линии дороги на высоту будущих колес, нарисуйте кузов.

  3. Теперь очень точно прицельтесь в нижнюю точку кузова и из нее нарисуйте второй прямоугольник - капот машины. Здесь вам очень пригодится команда Отменить, так как с первого раза точно совместить два прямоугольника вряд ли удастся.

  4. Выберите инструмент Линия. Настройте его на самую большую толщину.

  5. Выберите инструмент Эллипс. Чтобы хорошо нарисовать колесо, наведите курсор на дорогу и от нее вытягивайте, крут к машине. Не забывайте о команде Отменить.

  6. Выберите инструмент Кривая. Настройте ее на вторую толщину. Нарисуйте кабину в виде плавной кривой линии.

    Тема урока PaintКривая рисуется в три приема:

    • проведите линию, держа нажатой кнопку мыши (получится отрезок прямой);

    • захватите мышкой внутреннюю точку на отрезке и, нажав кнопку, вытяните дугу;

    • захватите мышкой другую точку внутри дуги и, нажав кнопку, подправьте изгиб дуги.



  1. Нарисовать кривую линию непросто. Поэтому сначала потренируйтесь на свободном от рисунка пространстве.

  2. Выберите инструмент Кисть. Настройте профиль кисти (большой кружок). Выберите в палитре темно-зеленый цвет. Нарисуйте на кузове и капоте машины границы маскировочных пятен.

  3. Инструментом Заливка раскрасьте разными цветами пятна кузова, колеса и кабину.









Графический редактор Paint
Практическая работа «Технология OLE»



Выполнив данную практическую работу, вы:

  • Узнаете, что такое технология OLE.

  • Внедрять объекты из документа одного приложения в другое.

  • Научитесь сохранять графические документы в формате .jpg (.jpeg) или .gif.

Операционная система Windows поддерживает технологию внедрения и связывания объектов (OLE - Object Linking and Embedding), благодаря которой объекты, созданные в одних программах-приложениях (сервер OLE), можно вставить в объекты, созданные в других программах-приложениях (клиенты OLE).

Графические объекты, созданные в графическом редакторе Paint, можно использовать в других программах-приложениях.

Существует два метода вставки в документ объектов, созданных другими приложениями:

  • метод внедрения,

  • метод связывания (в Paint не поддерживается).

ОТема урока Paintбъект-источник (рисунок) при внедрении в документ-приемник (текст) становится его частью и не существует в виде отдельного файла, а входит в состав комплексного документа. С ним он может копироваться, воспроизводиться, распечатываться и т.д.

При связывании объекта-источника и документа-приемника объект не становится частью документа, а продолжает существовать в виде отдельного файла. В этом случае в документ внедряется не объект, а только указание на то, где он находится (путь файла). Объект-источник можно редактировать посторонними средствами вне документа-приемника, причем все изменения автоматически отражаются в итоговом документе.

Рисунки, подготовленные в редакторе Paint можно сохранить на жестком диске в виде файлов в формате .BMP. А в Windows также в форматах .JPG и .GIF. И использовать их в качестве объекта OLE для внедрения или связывания с другими документами, подготовленными в других приложениях.

Упражнение:

  • Создание и сохранение рисунка в формате .jpg (.jpeg).

  • Откройте Paint. Нарисуйте солнышко.

  • Сохраните файл в формате .jpg (.jpeg). Для этого необходимо выполнить следующие операции: Файл - Сохранить как - В окне Имя файла: Солнышко, Тип файла - jpg (.jpeg).



  • Самостоятельно сохраните файл в формате .bmp.

  • Откройте папку, где вы сохраняли файлы с нарисованным солнцем. Сравните объем файлов. (Размер файла можно посмотреть несколькими способами: 1) подвести курсор к файлу и дождаться всплывающего окна; 2) щелкнуть мышью по файлу один раз и внизу окна слева в строке состояния увидеть необходимую информацию; 3) В окне папки: Вид - Таблица и просмотреть размер файла).

В каком формате файл больше?

  • Метод внедрения (вставки). Очень часто необходимо сделать снимок кадра экрана. Можно это сделать различными способами: с помощью специальных программ или с помощью кнопки клавиатуры PrtSc или PrintScreen.

  • Сверните Paint. Нажмите кнопку PrtSc (PrintScreen).

  • Разверните Paint. Правка - Вставить. Сохраните файл любым известным вам способом в формате .gif

    Личностно - ориентированное обучение на уроках информатики

    Оглавление.

    Введение

    Глава 1. Личностно - ориентированное обучение информатике

    1. Образование - основа развития личности

    2. Личностно - ориентированное обучение информатике. Принципы построения

    2.1. Личностно - ориентированная система обучения

    2.2. «Обученность» и «образованность»

    2.3. «Проектирование» и «прожектирование»

    2.4. Реализация модели личностно - ориентированного обучения на уроках информатики

    2.5. Учебный процесс в теории личностно - ориентированного обучения.

    2.6. Учебная программа информатики в теории личностно ориентированного обучения

    2.7. Образовательный процесс

    2.8. Подход к личностно - ориентированному обучению.

    3. Технология личностно -ориентированного обучения информатике

    3.1. Индивидуальность в образовательном пространстве.

    3.2. Краткие требования к организации личностно - ориентированного обучения.

    3.3. Образовательная среда

    3.3.1. Урок - элемент образовательной среды

    3.3.2. Требования к личностно - ориентированному уроку

    3.3.3. Критерии деятельности учителя

    4. Организация личностно - ориентированного урока информатики

    4.1. Все ли уроки личностно - ориентированны?

    4.2. Личностно - ориентированный урок

    5. Критерии эффективности личностно - ориентированного урока

    5.1. Подготовка к уроку

    5.2. Контроль за ходом урока

    5.2.1. Самоконтроль и самокоррекция

    5.3. критерии эффективности работы учителя

    6. Изучение личности ученика в образовательном процессе

    7. Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

    7.1. Строение образовательной среды в традиционной школе

    7.2. Строение образовательной среды в личностно - ориентированном пространстве

    7.3. Организация образовательной среды в личностно - ориентированной системе.

    Глава 2. Практическая реализация аспектов личностно - ориентированного обучения информатики

    1. Современная концепция изучения информатики.

    2. Общая характеристика учебного предмета «Информатика

    2.1. Общая характеристика предмета в основном (общем) образовании.

    2.2. Общая характеристика предмета в среднем (полном) образовании.

    3. Цели изучения информатики.

    3.1. Цели изучения информатики в основном (общем) образовании.

    3.2. Цели изучения информатики в основном (общем) образовании.

    4. Разработка личностно - ориентированных уроков по теме «Язык разметки гипертекста»

    4.1. Планы - конспекты уроков

    Рекомендации к проведению уроков

    Таблица

    Заключение.

    Приложения

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Говорили, что скоро взамен теперешних шпаргалок появятся электронные, т.е. «микромозг» величиной с косточку от вишни… которая всегда и всюду подскажет все, что окажется в данный момент необходимым. Но Пиркс не верил в это, считая - и не без оснований, - что когда появится такой аппарат, уже не нужны будут курсанты.

    С.Лель. «Испытание»

    Прошло более десяти лет, как начались преобразования в стране. Для истории срок небольшой, но для страны немалый, если иметь в виду те сложные процессы, которые сопровождают путь реформирования России, большие изменения произошли и в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования выступают теперь родители, предъявляющие повышенные требования к качеству преподавания, оказывающие материально-финансовую поддержку школе. Особое внимание родители обращают на изучение в школе такой образовательной дисциплины как «Информатика».

    Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы осуществить такую подготовку нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ученика как индивидуальности.

    Информатика подходит для осуществления этих условий как нельзя более кстати, т.к. включает в себя некоторые части многих образовательных областей (физика, математика, а также область творческого исследования (рисование, литература) и др. (в зависимости от линии изучения информатики)). Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. И не стоит с этим торопиться. Большую помощь в раскрытии ребенка как личности может сыграть изучение фундаментальных основ информатики (теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика).

    Основная и очень ответственная задача учителя -- раскрыть ин-дивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.

    Цель -- раскрыть технологию построения личностно - ориентированного обучения на уроках информатики, показать , насколько эффективен и устойчиво восприятие и ребенка на личностно - ориентированном уроке. На конкретном примере описать возможность реализации на практике личностно - ориентированного урока .

    В своей работе я рассматривала личностно-ориентированное обучение на уроках информатики в общеобразовательной средней школе с позиции психологии, интересующейся прежде всего индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, проявления, развития под влиянием обучения, а также с позиции информатики которая становится огромным вспомогательным инструментом в развитии у учащихся целостного видения мира, ориентацию на овладение методологическими знаниями (не только знаниями информатики) и способами продуктивной деятельности, формирование умения решать содержательные задачи, знакомство с принципами формализации и моделирования, выработку готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации, осознание глобальных проблем современности.

    Существует ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения информатике: его проектирования, реализации в практике работы школы. Эти позиции :

    * личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;

    * образовательный процесс личностно-ориентированного обучения информатики представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

    * содержание информатики, её средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; (в информатике существует много возможностей представить изучаемый материал в различных интерпретациях)

    * критериальная база личност-но-ориентированного обучения информатики учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, на-выков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

    ГЛАВА 1. Личностно - ориентированное обучение информатике.

    Один, который нас творил. Другой, который мы от века творим по мере наших сил.

    Н.Заболоцкий

    2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННое ОБУЧЕНИЯ информатике:ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

    Личностно - ориентированная система обучения.

    Что такое личностно-ориентированная система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Попытаемся в этом разобрать-ся.

    Всякое обучение по своей сути есть создание условий для раз-вития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

    Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче-скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер-жания, специального конструирования учебного материала, обу-чаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду-альная, сколько как типовая особенность личности. Эти модели объединяет следующее:

    * признание за обучением определяющего основного источника развития личности;

    * формирование личности с заранее заданными (планируемы-ми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

    * понимание развития (возрастного, индивидуального) как на-ращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, ус-ложнение содержания) и овладение социально-значимыми эта-лонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

    * выделение и отработка характеристик личности как продукта «коллективный субъект»;

    * определение механизма усвоения обучаю-щих воздействий в качестве основного источника развития лич-ности.

    В настоящее время существует иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обу-чения. В основе его лежит признание индивидуальности, са-мобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

    Этот термин означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», нужно подчеркнуть его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии.

    В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Будем исходить из следующих положений.

    * Образование -- это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учени-ка.

    * Учение не есть прямая проекция обучения.

    * Ученик не становится субъектом обучения, а им изна-чально является как носитель субъектного опыта (в обуче-нии происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъ-ектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).

    * Субъектность (индивидуальность) проявляется в избира-тельности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, спосо-бах проработки учебного материала, эмоционально-лично-стном отношении к объектам познания.

    2.2. «Обученность» и «образованность»

    Включенность субъектного опыта в процесс познания (усвое-ния) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуаль-но выработанные способы учебной работы и руководствуясь лич-ностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

    Следует различать знания и информацию. Научная информа-ция дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой субъ-ектный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания просто нет. Но и учитель, сообщая науч-ную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует собственный субъектный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания -- ученика и учителя, как равноправных содержателей знания.

    Итак, обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные об-разцы познания, поведения, обязательные для всех.

    В учении реализуется индивидуальная познавательная дея-тельность, которая в силу природной активности ребенка фор-мируется очень рано, подчас стихийно, еще до систематиче-ского обучения в школе. К моменту поступления в школу ре-бенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он са-моразвивается и самореализуется. Основная функция учителя состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выяв-лении, использовании, «окультуривании» путем обогащения ре-зультатами общественно-исторического опыта.

    Реализация личностно-ориентированного обучения тре-бует смены «векторов» в педагогике: от обучения, к учению, как индивидуальной деятельности школь-ника, ее коррекции и педагогической поддержки.

    Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно ме-няется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обу-чения -- не реализация его планируемых ре-зультатов, а раскрытие индивидуальных познавательных возмож-ностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика -- основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, о, наоборот, от ученика к определению педагогических воздейст-вий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс изучения информатики.

    2.3. «Прожектирование» и «проектирование» личностно - ориентированного обучения

    Невоз-можно построить идеальную модель, как это принято, т.е. наме-тить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивле-ния материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле можно различить термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектиро-вание (как создание и практическое воплощение проекта). Эф-фект создания и управления личностно-ориентированным обуче-нием зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъек-та образовательного процесса. Это делает само проектирова-ние гибким, вариативным, многофакторным.

    Проектирование личностно-ориентированной системы обуче-ния информатике предполагает:

    § признание ученика основным субъектом процесса обучения;

    § определение цели проектирования -- развитие индивидуаль-ных способностей ученика;

    § определение средств, обеспечивающих реализацию постав-ленной цели посредством выявления и структурирования субъ-ектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

    § повышении интереса ученика к информатике.

    § комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.

    § использование компьютерных технологий в процессе исследования личности ученика.

    § Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий. И мн. др.

    Реализация личностно-ориентированного обучения информатике требует раз-работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаи-модействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

    Необходимы также особые процедуры отслеживания характе-ра и направленности развития ученика; создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, восприятия.

    2.4. Реализация модели личностно - ориентированного обучения на уроках информатики.

    Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике?

    Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно-го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу-чение и воспитание органически сливаются.

    Во - вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей.

    В - третьих, определить критерии эффективности образовательного процесса.

    Термины образовательный и учебный процесс не тождественны по смыслу.

    2.5. Учебный процесс в теории личностно - ориентированного обучения

    Учебный процесс как целостная дидактическая система на-правлен на организацию и передачу знаний, создание оптималь-ных условий для их усвоения. Содержание, формы, средства, ме-тоды обучения здесь тесно взаимосвязаны и подчинены основ-ной образовательной цели -- познанию учеником окружающей его действительности. В соответствии с этой целью учебный про-цесс конструируется как познавательный, воспроизводящий в сво-ем содержании научную картину мира, разворачивающуюся в логике возникновения и развития общественно-исторического опы-та, фиксируемого в системе научного знания.

    Учебный предмет «Информатика», изучаемый в школе, по своему со-держанию является своеобразной «проекцией» той или иной об-ласти научного знания (информатика, математика, физика, геометрия). Методика его преподавания чаще всего отражает продвижение ученика в системе научного знания, сконструированного по законом логи-ки, универсальной методологии познания, приспособленной к возрастным и индивидуальным возможностям усвоения.

    2.6. Учебная программа информатики в теории личностно - ориентированного обучения

    Учебная программа воспроизводит в своем содержании систему научных знаний (понятий), специально отобранных в учеб-ных целях и заданных для усвоения. Она едина и обязательна для всех учащихся.

    Учебная программа по информатике в общеобразовательной школе включает в себя обязательный минимум образования по этому предмету.

    2.7. Образовательный процесс

    Образовательный процесс -- это система построения взаи-мосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности, как индивидуальности. Его содержание, методы, приемы, техники направлены главным образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию це-лостной учебной (познавательной) деятельности.

    В образовательном процессе усвоение знаний из цели пре-вращается в средство развития ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей, намерений, реальных индивидуальных возможностей.

    Проектирование личностного развития школьника предпола-гает выделение в образовательном процессе основных сфер че-ловеческой деятельности (наука, искусство, ремесло); обоснова-ние требований к овладению ими, описанию и учету личностных особенностей (типу и характеру интеллекта, уровню его разви-тия и т.п.).

    Определение сфер человеческой деятельности предполагает выделение их психологического содержания, выявления индиви-дуальных особенностей интеллекта, степени его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности (в нашем случае в области информатики).

    Образовательная программа в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается, прежде всего, на зна-нии особенностей ученика как личности, со всеми только ей при-сущими характеристиками. Программа должна быть гибко при-способлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения. В образовательном процессе существенно меняются формы построения учебного диалога ученика и учите-ля, который направлен на совместное конструирование программ-ной деятельности. При этом обязательно учитывается индивиду-альная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация; стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

    Итак, если конструирование учебного процесса подчинено раз-работке содержания знаний, выстраиванию их в научно непро-тиворечивые системы, интегрированные, доступные для усвоения большинством учащихся, то построение образовательного про-цесса рассчитано, прежде всего, на индивидуальное развитие ка-ждого ученика, то есть личностно ориентировано.

    2.8. Подход к личностно-ориентированному обучению

    Реализация личностно-ориентированного обучения предпола-гает разработку новых педагогических идей. Следует отметить, что в настоящее время личностно-ориентированный подход в обучении стал своеобразным знаменем со-временной школы. Одни отождествляют его с индивидуальным, другие -- с дифференцированным подходом, в принципе всегда существовавшим в нашей общеобразовательной школе.

    Подход к личностно-ориентированному обучению опирается на следующие исходные положения:

    * приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);

    * образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;

    * проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по трансформации (преобразованию) социально значимых нормативов (образцов) усвоения, заданных в обучении;

    * при конструировании и реализации образовательного про-цесса необходимо особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация («окультуривание»); контроль за складывающимися способами учебной работы; сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

    * в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта и (данного (субъектного) опыта ученика, реализуемого им в учении;

    * взаимодействие двух видов опыта (общественно-историче-ского и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности, учение, поэтому не есть прямая проекция обучения;

    * развитие ученика как личности, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;

    * учение как деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение), должно разворачиваться как процесс, описывать в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

    * основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

    Опираясь на эти положения, исходим из того, что обучение должно лишь корректировать развитие, признавая за учеником права на самоопределение и самореализацию в познании через овладение способами учебной работы, помогающими приобретать знания, умения, применять их в ситуациях, не заданных обучением. Способ учебной работы -- это не просто единица знания, а личностное образование, где, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операциональные компоненты.

    Учение это не беспристрастное познание. Это субъектно-значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

    Обратимся теперь к тому, какое должно быть личностно-ориентированного обучения информатике, какие принципы лежат в основе его разработки

    3. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ информатике.

    3.1. Индивидуальность в образовательном пространстве.

    Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание ин-дивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

    Индивидуальность рассматривается как неповтори-мое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жиз-недеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся под воздействием разнообразных факторов, обеспечивающих анатомо-физиологическую, психическую организацию любого человека.

    Индивидуальность -- обобщенная характеристика особенно-стей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно -- и это главное для человека -- в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

    В обучении информатике учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

    Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

    Технологизация личностно-ориентировонного обучения информатике предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

    Краткие требования к организации личностно - ориентированного обучения.

    Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения информатики:

    * учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения информатике;

    * изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

    * в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

    * активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

    * учебный материал должен быть организован таким обра-зом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

    * необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

    * при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

    * необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный ма-териал;

    * образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

    Рассмотрим теперь, как можно реализовать эти требования при конструировании различных учебных материалов.

    При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения (описательному, объяснительному и т.п.), учитывать так же личностное отношение к работе с этим текстом.

    Для выявления личностно значимого отношения к учебному тексту при его конструировании важно учитывать тип научной ин-формации, заложенной в тексте. Эти типы сводятся к следующим:

    1. Информация справочного характера, ставшая общепринятой, излагающая правила, положения, не требующие доказательств, аргументации («1байт = 8 бит = 256 различных чисел от 0 до 255»; «монитор - это устройство вывода» и т.п.). Эта информация не принадлежит «никому», она «обезличена», хотя усваивается всеми школьниками как обязательная;

    2. Информация, выражающая результаты чужого опыта (хотя и общественно значимого). Изложенная учеником (учителем), такая информация может соответствовать или не соответствовать результатам опыта ученика и содержать, например, фактологические (описательные) тексты. Выраженные в них знания могут быть восприняты по-разному, т.е. они не «обезличены». В них фиксируется точка зрения автора учебника, которая не всегда совпадает с точкой зрения читателя-ученика. Даже одна и та же научная информация, изложенная в учебнике, воспринимается учениками по-разному, в зависимости от характера и индивидуальной направленности их субъектного опыта.

    Часто неприятие учеником информации учебника воспринимается и оценивается учителем как неусвоение учебного материала. Но ведь в этом может проявляться своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт. Неприятие учеником информации учебника может быть связано с его попыткой защищать свой опыт, хотя и «отрицательный», по отношению к тексту учебника. При контроле и оценке усвоения материала учебника в личностно-ориентированном образовательном процессе обходимо пересмотреть существующие критерии усвоения. Следует заметить, что в содержании учебных текстов может быть заложена противоречивость суждений, разное эмоциональное отношение к излагаемым фактам (событиям), авторская позиция. Приведем простой пример: «информатика рассматривает информацию как совокупность концептуально связанных между собой сведений, уменьшающих меру неопределенности знаний об окружающем мире». Очевидно, что отношение к описываемому факту не может быть однозначным.

    Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. Этому должна способствовать проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность учебного текста. К сожалению, пока учебник строится по принципу справочника, а критерием понимания выступает воспроизведение текста. Понимание -- сложный процесс, куда всегда включается личностное преобразова-ние заданного текста на основе субъектного опыта.

    3. Информация, помогающая самообразованию. Это имеющиеся в учебнике текстовые пояснения, указания, при-мечания, комментарии, смысловые таблицы, облегчающие само-стоятельную работу над текстом, его понимание.

    Любой учебный текст есть своеобразное соединение и описа-ние «чужой» и «моей» мысли. Его усвоение не может быть обез-личено так же, как и требования к усвоению. В этом смысле весьма значимым для нас является различение учебного и обра-зовательного материала.

    При разработке дидактического материала (системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность пред-метного содержания заданий, но и различные приемы их выпол-нения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в ви-де правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем орга-низации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).

    Все используемые в дидактике приемы (и складывающиеся на их основе способы учебной работы) можно разделить на три группы:

    Приемы первого типа непосредственно входят в содержание усваиваемых знаний. Обеспечивающие фактическое их усвое-ние, они описываются в виде правил, предписаний наряду с из-ложением предметного содержания знаний. На их основе скла-дываются специфические предметные способы проработки учеб-ного материала.

    Приемы второго типа не вытекают непосредственно из содер-жания знаний по предмету. Это приемы умственной деятельно-сти, направленные на организацию восприятия учебного мате-риала, наблюдения, запоминания, создания образов. Они со-ставляют основное содержание учения, как индивидуальной дея-тельности, поскольку в них отражаются особенности проявления личностных характеристик, обеспечивающих познание. На их базе формируются индивидуальные способы проработки учебного ма-териала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. Постоянная активизация этих способов в ходе учения -- основной путь развития познавательных способностей, условие их проявления.

    Ученик нередко сам является носителем этих способов; он может находить и использовать их самостоятельно, по собственной инициативе. Дидактика должна выявлять эти способы, описывал их и наиболее рациональные предлагать в виде приемов для усвоения всеми учащимися. Поскольку в их основе лежит не пред-метное содержание (как в приемах первого типа), а организация психической деятельности, то работу по становлению способов (их выявлению, оценке, коррекции) должен вести психолог, совместно с учителем, а сами дидактические материалы выступают при этом как психодидактические.

    Сложность заключается в том, что организация психических процессов, проявляемая в способе учебной работы, непосредственно не вытекает из предметных знаний, но не может и не учитывать их. Например, способность к созданию образов (оперированию ими) проявляется индивидуально, но ее проявление тесно связано с содержанием материала. Общая способность к созданию образа на предметном содержании выступает как специальная (в образном мышлении выделяется мышление в художественных или математических образах). Следовательно, становление способа в значительной мере зависит от предметного содержания, но и не порождается им однозначно.

    Источником становления способа учебной работы является ученик (индивидуальная организация его познавательных процессов) Но реализоваться способ не может вне конкретного предметного содержания. В этом вся сложность. Способ нельзя вывести из предметного содержания, но нельзя и не учитывать его, невозможно задать извне как прием первого типа (только через предметное знание). Чтобы работать с ним, учитель должен располагать соответствующим психодидактическим материалом, разработанным дидактом совместно (и обязательно!) с психологом. Способ, будучи в основе своей психическим образованием, если он обеспечивает продуктивность усвоения, должен быть зафиксирован дидактом, а затем рекомендован как рациональный прием.

    Как ни парадоксально это звучит, но источником приемов наблюдения, внимания, памяти, т.е. интеллектуальных приемов, является не учитель, а сам ученик. Учитель только как бы помогает ученику их «опредмечивать». Анализ способов учебной работы школьников помогает обогатить дидактику, создает необходи-мые условия для проектирования процесса учения (а не обуче-ния, как чего-то изначально заданного).

    Приемы второго типа, в основе которых лежит анализ того, как работает интеллект, реализуются в учении, как процессе, и «исчезают» в его продукте (решенной задаче, выученном правиле, прочитанном тексте и т.п.).

    Анализ работы интеллекта (на учебном материале) предполагает знание того, какие операции необходимо выполнить, чтобы успешно справиться с заданием, каково должно быть их конкретное содержание и последовательность выполнения. Этими знаниями должен в первую очередь обладать сам учитель. На основе анализа собственной интеллектуальной деятельности, он должен разобраться в том, каким путем можно наиболее рацио-нально прийти к решению задачи, кок определить общую стратегию ее решения, какие действия необходимо совершить, какие знания при этом использовать, а не только демонстрировать образцы решения.

    Ведь учитель также является носителем способов проработки научного материала. Обмениваясь с учениками своими способами, как более профессионально продуктивными, он может сам стать источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности. Работа со способами становится важным условием превраще-ния их в закрепленные, специально отобранные, осознанно используемые приемы интеллектуальной деятельности.

    Работа со способами учебной работы школьника должна включаться в организацию личностно-ориентировонного образовательного процесса.

    Приемы третьего типа, как и первого, задаются обучением, но в отличие от первых не связаны тесно с предметным содержанием знаний. Эти приемы обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целенаправленным. К ним следует, прежде всего, отнести приемы целеполагания, планирования, рефлексии, что создаёт основу для самообразования, самоорганизации школьника в учении. Описанные типы приемов показывают сложную зависимость между обучением и учением.

    Таким образом, способ учебной работы это не только усвоенный (нормативно заданный) прием, но и личностное образование, которое само может оказывать воздействие на обучение превращать его как бы в «производное от учения». Связь между обучением и учением становится взаимообратимой: не только обучение влияет на учение, но и учение может способствовать повышению эффективности обучения, наполняя его знанием о построении процесса учения через анализ индивидуальных способов учебной работы.

    Разработка дидактических материалов на основе использования приемов трех типов предполагает особую подготовку учителя к работе с этими материалами. Одни из них предполагают специфическое использование при раскрытии содержания предметных знаний. Другие -- обращение к субъектному опыту самих учеников (его выявление, анализ) с целью выделения и описании способов учебной работы.

    Конструкция этих материалов тоже должна быть разная. В первом случае ученик получает задания с указанием приемов, которыми он должен воспользоваться. Во втором, ему предлагается выполнить задание (решить задачу), а затем описать способ выполнения. Критерии продуктивности работы ученика при этом, конечно, будут различными.

    Использование разнотипных дидактических материалов (не только по их предметному содержанию, но и по приемам выполнения) может служить основой для разработки критериально-ориентированных тестов. Кроме того, нужна особая организация урока, при которой учитель постоянно стимулирует учеников к анализу тех приемов (способов), которыми они пользуются в процессе учения.

    При предъявлении учащемуся учебного материала, подлежащего усвоению, очень важно ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, давая задание на дом, необходимо четко указать, что требуется: выучить наизусть, пересказать своими словами, составить реферат, выделить главные мысли, сравнить по смыслу два отрывка текста, использовать дополнитель-ную литературу, решить задачу, написать алгоритм, по имеющемуся алгоритму написать текст программы на конкретном языке программирования и т.п. Работая дома над заданием, ученики должны иметь четкую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает учителю выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик.

    Один и тот же учебный материал может усваиваться по разному (зрение, слух, моторика, частота речи, семантические «коды» и др.)

    Семантические «коды» -- те, мыслительные операции которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, на уроке информатики тема урока «Команды редактора интегрированной среды Turbo Pascal», где многое нужно запомнить. Для этого каждый ученик использует свой «код». Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвертый пытается объединять слова по какому-нибудь признаку (символьная, графическая). Эти «коды» должны быть выделены учителем вместе с психологом и учтены при работе с программным материалом.

    Чем разнообразнее субъектный опыт, тем больше у учителя возможности его использовать в обучении, но для этого он должен предоставлять ученику возможность пользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, предлагаемое учителем (там, где это возможно), должно иметь словесное, графическое, предметно-иллюстративное решение. Ученик вправе выбрать какое-либо одно и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию. Это особенно важно в старших классах, где дидактический материал разнообразен по содержанию, форме и объему.

    Большое значение для организации личностно-ориентированного образовательного процесса имеет работа с первоисточниками. Например, изучение исторических фактов, событий может вестись по различным документам (как правило в информатике это фотографии, наглядные пособия - ЭВМ «Искра», ЭВМ «Корвет», перфокарты и др. Также при составлении урока можно широко использовать информационные технологии - презекнтации, web-сайты с информацией по уроку, и просто составленные web-старанички и пользоваться для объяснения нового материала мультимедийным проектором)). Важно предоставить возможность ученику право выбора работать с той литературой, которая ему интересна, более значима, эмоционально привлекательна, особенно в тех случаях, когда она выступает объектом информации, а не специальным объектом изучения.

    Психологические исследования показывают, что у детей очень рано (к 3-4-му классу) начинает складываться индивидуальная избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала. С возрастом эта избирательность может исчезать или, наоборот, усиливаться, что должно выявляться и прослеживаться в динамике, фиксироваться учителем-предметником. Это, конечно, сложная работа, но она обязательно должна проводиться в системе личностно-ориентированного обучения.

    Образовательная среда

    Каждому ребенку, для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая:

    * организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы;

    * предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий (при снятии эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях);

    * использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;

    * создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

    * постоянное внимание педагога к анализу и оценке индиви-дных способов учебной работы, побуждающих ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, что они делали на уроке, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше всего понравилось заниматься и т.п.;

    * особую подготовку учителя к систематическому осуществле-но такой работы на уроке, в ходе организации индивидуальных занятий;

    * разработку и использование индивидуальных программ обучения, моделирующих исследовательское (поисковое) мышление;

    * организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения;

    * конструирование предметного знания для реализации метода исследовательских проектов по выбору самих учащихся.

    Чем богаче образовательная среда, особенно в основной школе, тем легче раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика, опереться на них с учетом выявленных интересов, склон-ностей и разнообразия субъектного опыта ученика, накопленного им в семье, в общении со сверстниками, обучении, реальном взаимодействии с окружающим миром.

    Учитель наблюдая за каждым учеником, следит за тенденциями личностного развития, выявляет избирательность его к предметному содержанию знаний (что может не совпадать с успеваемостью по предмету), фиксирует характер и направленность познавательной активности, предпочтения к занятиям разнородными видами деятельности и т.п.

    Школа как образовательный институт становится тем учреждением, где каждый ученик познает не только окружающий мир, и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.

    Учитель систематически, в предметной деятельности наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности.

    Задача обучения (учителя) при этом кардинально меняется. Вектор развития жестко (однозначно) не определяется (не задается) обучением. Для этого организуется разнообразная среда, каждый ученик самореализуется как может в соответствии с присущими ему индивидуальными познавательными возможностями. Учитель наблюдает (выявляет) те или иные личностные проявления, организуя с их учетом образовательный процесс, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося.

    Почему эта работа адресуется именно учителю, а не школьному психологу или какому-либо другому специалисту? Учитель видит ребенка комплексно, в реальной, привычной для него школьной жизни, работает в предметном содержании (вне которого ничего нельзя сказать об интеллекте), т.е. через педагогическую симптоматику дает характеристику личностного развития ученика, а затем (в случае необходимости) может обращаться за консультацией к другим специалистам (медику, логопеду, психологу, дефектологу). Именно это называется дифференцированным подходом в обучении. Тем самым (при соответствующей профессиональной подготовке) учитель, ра-ботая со всеми детьми вместе, создает условия раскрытия каждого.


© 2010-2022