• Преподавателю
  • Информатика
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП. 04 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП. 04 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГБОУ СПО «Сафоновский индустриально - технологический техникум»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине ОП.04 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

по специальности 19.02.10 (260807)

«Технология продукции общественного питания»












Сафоново, 2014

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

Протокол №______

«____»______20_____г.

Председатель

___________Н.М. Михайлова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________ Н.Н. Куваев

«___»_________20___г.



Методические рекомендации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 19.02.10 (260807) «Технология продукции общественного питания» среднего профессионального образования (далее - СПО).

Организация-разработчик: СОГБОУ СПО «Сафоновский индустриально - технологический техникум»

Разработчик:

Кириллова Л.А., преподаватель

Рецензент:




Содержание


Методические рекомендации по подготовке презентации 7

Темы презентаций: 10

Темы индивидуальных проектов: 12










Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предназначены для студентов специальности 19.02.10 (260807) «Технология продукции общественного питания»

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Настоящие методические указания содержат методические рекомендации по подготовке презентаций и индивидуальных проектов, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиски и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

  • использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации;

  • общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

  • основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях, защита проектов, презентаций, оформление таблиц.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности общеучебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины отводится 24 часа.


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


лабораторные работы

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

презентации

индивидуальные проекты


12

12

Итоговая аттестация в форме д/зачёт

Тематическое планирование внеаудиторных работ

Раздел дисциплины

Объем часов на раздел

Вид ВСР

Объем ВСР (час)

Тема 1 «Основные понятия автоматизированной обработки информации. Структура персональных ЭВМ»

12

Подготовка презентации

6

Тема 2 «Состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности»

12

Подготовка презентации

6

Тема 3 «Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности»

24

Подготовка индивидуального проекта

12

Общий объем аудиторных часов по дисциплине

48

Общий объем ВСР

24


Методические рекомендации по подготовке презентации


Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже - раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде - не больше 7 строк;

  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;

  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;

  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;

  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде - 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии - «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации - рискованно, оптимальный вариант - в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим - показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 - 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль - для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация - не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон - черный текст; темно-синий фон - светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов - в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл - Сохранить как - Тип файла - Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);

  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?

  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Темы презентаций:

1. Развитие архитектуры ЭВМ.

2. Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.

3. Защита информации от компьютерных вирусов.

Можно выбрать свои темы презентаций по заданным разделам

Методические рекомендации по выполнению проектов

1. Проектирование - образовательная технология формирования компетенций, которая предполагает специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для обучаемого проблемы, завершающийся созданием продукта.

2. Последовательность работы над проектом такова:

Стадия работы над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность студентов

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Обсуждают тему с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели

Планирование

а) Определение источников информации

б) Определение способов сбора и анализа информации

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Исследование

Сбор и анализ информации

Формулирование выводов об условиях и способах достижения цели

Выполняют исследование при кураторстве преподавателя, анализируют информацию

Предложения

Разработка конкретных действий (их последовательности и содержания), отвечающих условиям и способам достижения цели

Разрабатывают предложения, тестируют их на аудитории, обсуждают с преподавателем, делают выводы о необходимой коррекции предложений

Представление

Формирование итогового (скорректированного) варианта, его защита

Корректируют разработанные материалы, оформляют проект, презентуют его и доказывают обоснованность своих предложений

3. Итоговый вариант проекта как документ имеет следующую структуру:

Титульный лист: название проекта, составители проекта, проверяющий проекта.

Введение: цель и задачи проекта, краткое содержание разделов.

Аналитическая часть: методы исследования и их обоснование, описание хода и результатов исследования.

Проектная часть: сроки реализации проекта и общий план-график проектных мероприятий (организационных, профессиональных), конкретные разработки по каждому этапу проекта (документы, тексты публикаций, макеты и проч.).

Заключение: основные результаты проектной работы, сопоставленные с ее целью и задачами; при необходимости - перспективы развития проекта.

Список использованной литературы (при необходимости).

Приложения (при необходимости): исходные и /или дополнительные материалы: анкеты, графики, вспомогательные расчеты, копии документов и материалов и проч.

4. К оформлению проекта предъявляются следующие требования:

Проект оформляется на сброшюрованных листах формата А4 (210 х 297 мм) с одной стороны. Поля составляют: верхнее и ниж­нее - 2 см, правое - 1 см, левое - 3 см.

Все листы, кроме титульного, должны быть пронумерованы.

Шрифт оформления проекта - Times New Roman 12. Межстрочный интервал - 1,5.

Таблицы, рисунки, схемы и т. п. должны быть пронумерованы и озаглавлены.

При использовании в тексте проекта цитат, мнений других авторов, статистических материалов обязательны библиографические ссылки на первоисточники, которые должны быть указаны в списке литературы.

5. Защита проекта предполагает:

Презентация итогового варианта проекта предполагается в аудитории ос всей группой студентов и преподавателя курса. Защита возможна с привлечением оппонентов из числа студентов или с приглашением представителей организации.

Защита проекта состоит из короткого доклада о сущности проделанной работы и полученных результатах и ответов на вопросы по существу проекта. Длительность выступления с докладом не должна превышать 7-10 мин.

Работа студента над проектом оценивается по четырехбалльной системе (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично). Оценка работы студента производится с учетом:

- обоснованности и качества анализа и разработок;

- самостоятельности и оригинальности решения задач проектирования;

- содержания доклада и качества ответов на вопросы.

Студенты, не представившие в установленный срок готовый проект или не защитившие его, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче зачета или экзамена по данной дисциплине.

Темы индивидуальных проектов:

1. Эволюция операционных систем компьютеров различных типов.

2. Бизнес - план «Кафе».

Можно выбрать свою тему проекта.

Список литературы


Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования /Е.В.Михеева. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования /Е.В.Михеева. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

  3. Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб. для нач. проф. образования / М.Ю.Свиридова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 320 с.

  4. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352 с.

  5. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович. - 9-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 213 с.

  6. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 511с.

  7. Информатика. 10-11 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. -300 с.

  8. Информатика. 10-11 класс/ Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. -300 с.

Дополнительные источники:

  1. Информатика: учеб. Пособие для студ. сред. проф. Образования/ Е.А. Колмыкова, И.А. Кумскова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.

Интернет-ресурсы

  1. Metod-kopilka.ru

  2. informatika.ru Сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций

  3. referats.net (банк рефератов)


© 2010-2022