Разработка открытого урока по информатике «Табличная форма представления информации»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель урока

Тема урока: «Табличная форма представления информации»

Цель: Развить умение применять таблицы при представлении однотипных данных, а так же при решении логических задач.

Задачи урока:

образовательные:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;

  • формирование умения применять полученные знания на практике

  • контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся

развивающие:

  • развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы;

  • развитие умений выделять главное, логически и абстрактно мыслить;

  • развитие системного и логического мышления, внимательности;

воспитательные:

  • развитие познавательного интереса учащихся, повышение мотивации учащихся;

  • достижение сознательного усвоения материала учащимися;

  • развитие уверенности в собственных силах;

  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

  • работа над повышением грамотности устной речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: презентация, элемент соревнования, словесный, наглядный, практический.

Форма работы: фронтальная

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, раздаточный материал.

Структура урока:

  • 1 этап Организационный этап

  • 2 этап Мотивационный этап

  • 3 этап Изучение нового материала

  • 4 этап Физкультминутка

  • 5 этап Практическая работа за компьютером

  • 6 этап Подведение итогов

  • 7 этап Информация о домашнем задании

  • 8 этап Рефлексия

Литература, использованная при подготовке урока.

  1. Информатика: Учебник для 5 класса. Изд.2-е, испр. / Л.Л. Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 159с.: ил.

  2. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. - 3-е изд. - М. .:БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. - 119с.: ил. - (Задачник)

  3. Соколова О.А. Поурочные разработки по информатике. Москва, «ВАКО», 2006.

  4. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах: учебник в 2-х частях, часть 2 - Изд.2-е, испр. - М.: Баласс, 2006. -64 с.: ил.(Образовательная система «Школа2010)

Тема урока: «Табличная форма представления информации»

Цель: Развить умение применять таблицы при представлении однотипных данных, а так же при решении логических.

Задачи урока:

образовательные:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;

  • формирование умения применять полученные знания на практике

  • контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся

развивающие:

  • развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы;

  • развитие умений выделять главное, логически и абстрактно мыслить;

  • развитие системного и логического мышления, внимательности;

воспитательные:

  • развитие познавательного интереса учащихся, повышение мотивации учащихся;

  • достижение сознательного усвоения материала учащимися;

  • развитие уверенности в собственных силах;

  • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;

  • работа над повышением грамотности устной речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: презентация, элемент соревнования, словесный, наглядный, практический.

Форма работы: фронтальная

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный этап:

Доброе утро, ребята! Присаживайтесь.

Слайд 1. Оценим с вами наш настрой на работу. У вас на столах лежат три цвета: розовый, желтый и голубой. Поднимите тот цвет, каким вы оцениваете свой сегодняшний настрой. Молодцы, ребята! Я вижу вы все готовы работать сегодня. Замечательно!

  1. Мотивационный этап

Слайд 2. "Люди обучаются лучше, делая что-то, а не просто слушая. Однако они обучаются еще лучше, если при этом размышляют о том, что они делают".

Сеймур Пейперт

Как вы понимаете эти слова? (т.е нужно не просто слушать учителя, но и задумываться, размышлять о том, что он говорит, размышлять о том что вы делаете и для чего.)

Все готовы работать? Замечательно!

3. Изучение нового материала

Слайд 3. Перед вами представлен текст, рассмотрим его с вами.

Ф.И.О.

Год рождения

Событие

Борис Федорович Годунов

царь с 1598

Выдвинулся во время опричнины

Федор Борисович Годунов

царь в апреле-мае 1605

При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут и убит

Лжедмитрий I

царь с 1605

Самозванец

Василий IV Шуйский

царь в 1606-1610

Сын князя Ивана Шуйского

Можем с вами ответить на вопрос: Сколько царей перечислено в данном тексте? (4)

Можем назвать год правления каждого из царей? (называем)

Молодцы, ребята! Легко с вами справились с этим заданием?

С первым заданием мы с вами справились.

Слайд 4. Перед нами следующий текст, в котором содержится информация о четвертных отметках учащихся по предметам. Наташа прочитай его.

У Потехина по литературе оценка за четверть - «4». У Лыткиной по математике оценка за четверть - «4». У Амелиной по истории оценка за чеверть - «4». У Давыдова по истории оценка за четверть - «5». У Иванова по литературе оценка за четверть - «4». У Зуевой по математике оценка за четверть - «3». У Лыткиной по истории оценка за четверть - «3». У Амелиной по русскому языку оценка за четверть - «4». У Лыткиной по русскому языку оценка за четверть - «3». У Лыткиной по литературе оценка за четверть - «4». У Амелиной по математике оценка за четверть - «5». У Потехина по математике оценка за четверть - «4». У Потехина по русскому языку оценка за четверть - «3». У Иванова по математике оценка за четверть - «5». У Иванова по русскому языку оценка за четверть - «3». У Зуевой по русскому языку оценка за четверть - «3». У Давыдова по русскому языку оценка за четверть - «5». У Зуевой по истории оценка за четверть - «3». У Давыдова по литературе оценка за четверть - «5». У Зуевой по литературе оценка за четверть - «3». У Амелиной по литературе оценка за четверть - «5». У Давыдова по математике оценка за четверть - «5». У Иванова по истории оценка за четверть - «4». У Потехина по истории оценка за четверть - «4».

Ответьте на вопросы:

1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?

4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.

Легко ли вам ответить на эти вопросы? (для каждого вопроса придется снова перечитывать текст). Трудно? А если я закрою текст, сможем мы ответить на вопросы?

Слайд 5.

Подумайте, как можно преобразовать текст, чтобы мы могли мгновенно ответить на вопросы? В наиболее наглядном виде? (если не догадались взять журнал, показать, навести на оценки, фамилии каждого учащегося).( В виде таблицы)

Слайд 6.

Готовая таблица

А сейчас мы можем ответить на вопросы? (отвечаем на вопросы)

Скажите, быстрее мы ответили на опросы в первом случае, когда был сплошной текст или во втором случае при помощи таблицы?

А почему?

Где удобнее было отвечать на вопросы? (таблица)

А проще информация, где представлена? В виде текста или в виде таблицы?

Слайд 7. Тема сегодняшнего урока «Табличная форма представления информации»

Таблица - это простая и удобная форма представления однотипной информации.

Где мы с вами сталкивались с таблицами? Зачем они нам нужны? (для решения задач)

Слайд 8. Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.

Еще одним примером использования таблиц является решение логических задач. (выставляются «+» и «-» ).

У вас на столах лежат листы с заданиями. Подпишите их. У вас там пять заданий. Первое задание мы выполняем вместе с вами.

Слайд 9. Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек?

И так, мы с вами знаем, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком ставим на пересечения Оли и корзинки «-», так же на пересечении Оли и лукошко «-», можем ответить на вопрос, что с собой взяла Оля? (ведерко), поставили «+». Значит ведерко взял еще кто-нибудь из девочек? (нет), поставили на пересечении ведерко и Веры и Тани знак «-». Нам известно, что Вера не с лукошком, ставим знак «-» на пересечении Веры с лукошком. Нам уже известно, что Вера не с лукошком и не с ведерком, делаем вывод Вера, что с собой взяла? (корзинку). Поставили знак «+»Корзинку мог еще кто-нибудь взять? (нет), поставили знак «-» на пересечении Тани и корзинки. Можем сказать что взяла с собой Таня? (лукошко) Молодцы, ребята!

Ни одна таблица не обходится без названия. Вот и мы с вами давайте дадим название нашей таблице: «Ягоды »

Скажите, кто-нибудь знает как называется те части, из которых состоят таблицы?

Название

Головка таблицы

Боковик

Строки

Графы(столбцы)-слова синонимы. Вспоминаем, что это за слова синонимы? (Сино́нимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение)

Прографка

Слайд 10. Самостоятельно решаем задачу №2

Проверим ее, кто выполнил правильно ставим себе + на листочки с заданием.

Мы с вами уже поработали, глазки наши устали пора им отдохнуть.

Слайд 11. 4.Физкультминутка(зарядка для глаз).

Необходимо наблюдать за движущимися объектами.

Замечательно, отдохнули? Продолжаем работать.

Еще раз, любую ли текстовую информацию необходимо представлять в виде таблицы

Слайд 12. Прежде чем, нам приступить к компьютерному практикуму, нам необходимо вспомнить алгоритм создания таблиц в Microsoft Office Word:

  1. В строке меню Таблица - Вставить таблица - выбираем нужное количество строк и столбцов - OK

  2. Заполняем Головку и боковик таблицы

  3. Ставим + и -

Алгоритм с вами вспомнили? Вам необходимо самим научиться строить таблицы.

5. Практическая работа за компьютером

На каждом рабочем столе находится материал для практикума. (В том числе алгоритм создания таблиц)

Слайд 13. Задание: Выбрать из трех текстов тот, который необходимо представить в табличной форме.

Молодцы, ребята! вы справились с этим заданием. Кто не справился не переживайте, к 11 классу мы с вами будем щелкать эти таблицы и многое другое, как орешки!

Проговорить оценки.

6.Подведение итогов

Присаживайтесь за парты. (Если время есть, то решаем задачи)

  • Чему мы с вами сегодня научились?

  • Для чего нам нужны таблицы?

Слайд 14.

7. Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

8. Рефлексия

Слайд 15. Обратимся с вами снова к нашим цветным листочкам. На начало урока вы все были готовы работать. А сейчас создадим с вами «цветик-семицветик»

Я начну. Спасибо за урок. До свидание!


© 2010-2022