Рабочая программа по информатике 6 кл. Босова Л. Л

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика» для 6 класса (образовательная область информатика) с изучением информатики на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по информатике на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).


Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.

Положения, которые рассматривает информатика, служат основой создания и использования информационных и коммуникационных технологий. Курс информатики вместе с математикой, физикой, химией, биологией закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Благодаря большому количеству междисциплинарных связей, способы деятельности, освоенные на уроках информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики на уровне основного общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе

В 6 классе 15 учащихся. Из них 8 человек могут успевать по математике

на «4» и «5». Индивидуального подхода требуют: ____.Ребята имеют разный уровень знаний по предмету, поэтому им предлагаются разноуровневые, индивидуальные и групповые виды деятельности. Работоспособность класса среднего уровня. Дети любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко.






Содержание программы

Раздел 1. Информационное моделирование (24 ч)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел 2. Алгоритмика (9ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

Итоговое повторение (2ч)

Перечень практических работ

  • Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».

  • Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

  • Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».

  • Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора».

  • Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».

  • Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».

  • Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

  • Практическая работа №8 «Создаем графические модели».

  • Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».

  • Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».

  • Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».

  • Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».

  • Практическая работа №13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики».

  • Практическая работа №14 «Создаем информационные модели - схемы, графы и деревья».

  • Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

  • Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

  • Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

  • Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект».


В результате изучения информатики на базовом уровне учащиеся 6 класса должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами


Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п



Тема урока

Повторение

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Информационное моделирование (24 ч)

Элементы обязательного минимума образования: Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

1

Информатика как наука. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира (ОГЭ, ЕГЭ)


01.09


2

Объекты операционной системы. Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

(ОГЭ, ЕГЭ)

Информатика как наука.. Объекты окружающего мира

08.09


3

Контрольная работа за 5 класс

Основные понятия, изученные в 5 класе

15.09


4

Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы» (ОГЭ, ЕГЭ)

22.09


5

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов» (ОГЭ, ЕГЭ)

Файлы и папки. Размер файла.

29.09


6

Отношение «входит в состав». Практическая работа № 3 «Повторяем возможности графического редактора -

инструмента создания графических объектов» (ОГЭ, ЕГЭ)

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами.

06.10


7

Разновидности объекта и их классификации (ОГЭ, ЕГЭ)

Отношение «входит в состав».

13.10

8

Контрольная работа «Создание графических объектов»

Разновидности объекта и их классификации. Файлы и папки

20.10


9

Классификация компьютерных объектов. Практическая работа № 4 «Повторяем возможности текстового процессора - инструмента создания текстовых объектов» (ОГЭ, ЕГЭ)


27.10



2 четверть

10

Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (ОГЭ, ЕГЭ)


10.11


11

Система и окружающая среда. Система как «черный ящик». Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (ОГЭ, ЕГЭ)

Системы объектов. Состав и структура системы.

17.11

12

Персональный компьютер как система. Практическая работа № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (ОГЭ, ЕГЭ)

Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».

24.11


13

Способы познания окружающего мира. Практическая работа № 6 «Создаем компьютерные документы» (ОГЭ, ЕГЭ)

Персональный компьютер как система.

01.12


14

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

(ОГЭ, ЕГЭ)

Способы познания окружающего мира.


08.12


15

Определение понятия. Практическая работа № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (ОГЭ, ЕГЭ)

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия.

15.12

16

Информационное моделирование как метод познания.

Практическая работа № 8 «Создаем графические модели» (ОГЭ, ЕГЭ)

Определение понятия.

22.12

17

Знаковые информационные модели. Практическая работа № 9 «Создаем словесные модели»

Контрольное тестирование по итогам 1 полугодия

Информационное моделирование как метод познания.

29.12


3 четверть

18

Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа № 10 «Создаем многоуровневые списки» (ОГЭ, ЕГЭ)


12.01


19

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа № 11 «Создаем табличные модели» (ОГЭ, ЕГЭ)

Математические модели. Многоуровневые списки.

19.01


20

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа № 12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»(ОГЭ, ЕГЭ)

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц

26.01


21

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа № 13 «Создаем информационные модели - диаграммы и графики» (ОГЭ, ЕГЭ)

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы

02.02


22

Создание информационных моделей - диаграмм. Тест по теме «Информационное моделирование». (ОГЭ, ЕГЭ)

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

09.02

23

Многообразие схем и сферы их применения. Информационные модели на графах. Практическая работа № 14 «Создаем информационные модели - схемы, графы, деревья» (ОГЭ, ЕГЭ)

Создание информационных моделей - диаграмм.

16.02


24

Контрольная работа по теме «Информационное моделирование».

Использование графов при решении задач

Многообразие схем и сферы их применения. Информационные модели на графах. Информационное моделирование

23.02

.


Алгоритмика (9 ч)

Элементы обязательного минимума образования: Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.

25

Что такое алгоритм (ОГЭ, ЕГЭ)


01.03



26

Исполнители вокруг нас (ОГЭ, ЕГЭ)

Что такое алгоритм

08.03



27

Формы записи алгоритмов (ОГЭ, ЕГЭ)

Исполнители вокруг нас

15.03




4 четверть

28

Линейные алгоритмы. Практическая работа № 15 «Создаем линейную презентацию» (ОГЭ, ЕГЭ)

Формы записи алгоритмов

05.04



29

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками» (ОГЭ, ЕГЭ)

Линейные алгоритмы.

12.04


30

Алгоритмы с повторениями. Практическая работа № 17 «Создаем циклическую презентацию» (ОГЭ, ЕГЭ)

Алгоритмы с ветвлениями.

19.04


31

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Тест по теме «Алгоритмы и исполнители». (ОГЭ, ЕГЭ)

Алгоритмы с повторениями.

26.04


32

Использование вспомогательных алгоритмов. Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник (ОГЭ, ЕГЭ)

Исполнитель Чертежник.

03.05


33

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Использование вспомогательных алгоритмов.

10.05




Итоговое повторение (2 ч)

34

Выполнение итогового проекта

Повторение материала, изученного за год

17.05



35

Защита итогового проекта


24.05




© 2010-2022