Конспект урока на тему «Алгоритмы» (6 класс)

Изучение нового материала Цели данного урока: Усвоить понятие алгоритма как основного понятия в информатике, а также способы описания, основные типы алгоритмов. Образовательные: Дать представление об алгоритмах, познакомиться с их свойствами, способами описания и типами, научиться определять тип алгоритмов. Ознакомиться со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов. Научиться записи основных типов алгоритмов в виде блок-схемы. Развивающие: Развитие умений планировать последовате...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по информатике в 6-м классе на тему

"Алгоритмы. Способы описания алгоритмов"

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: Усвоить понятия: алгоритм как фундаментальное понятие информатики, способы описания, основные типы алгоритмов, освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций.

Образовательные: Дать представление об алгоритмах, познакомить с их свойствами, способами описания и типами, научить определять тип алгоритмов. Ознакомить со способами описания алгоритмов и основными типами алгоритмов. Научить записывать основные типы алгоритмов в виде блок-схемы.

Развивающие: Развивать умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели; Развивать логическое мышление, умение оценивать логическую правильность рассуждений.

Воспитательные: Формирование познавательного интереса как компонента учебной мотивации; Воспитывать информационную культуру и коммуникабельность.

Учащиеся должны знать:

  • Назначение алгоритма и его определение

  • Формы представления алгоритма

  • Освоить основные алгоритмические конструкции

  • Представлять алгоритм в виде блок-схемы

Учащиеся должны уметь:

  • Приводить примеры алгоритмов;

  • Уметь применять их для построения блок-схем

  • Уметь составлять и записывать алгоритм одним из способов.ид урока: Комбинированный

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический.

Средства обучения: авторская презентация; учебник (Информатика.6 класс./Босова Л.Л.); технические (компьютер, мультимедийный проектор).

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем мы урок
Будем думать и решать!
На все вопросы отвечать,
Чтоб получить оценку «пять»

2. Мотивационное начало урока

Сегодня на уроке мы рассмотрим: "Алгоритмы. Способы описания алгоритмов". Основные определения и понятия.

Цель нашего урока - выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы с ним встречаемся, что значит выражение "исполнитель алгоритма". Также познакомимся с типами алгоритма и его свойствами. Узнаем способы представления алгоритмов.

Для достижения цели нашего урока, мы воспользуемся мультимедийной презентацией (приложение 1), поработаем в графическом редакторе "Paint".

3. Объяснение темы урока

Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые задачи просты и привычны, мы решаем их, не задумываясь (собраться в школу, закрыть дверь на ключ, перейти улицу….). Другие задачи, так трудны, что требуется длительный срок для поиска решения и достижения поставленной цели. Решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

Пример дети:

1. Назовите последовательность действий заваривания чая;

2. Вспомните алгоритм построения радуги в графическом редакторе PAINT, которую рисовали в 4 классе.

3. Опишите последовательность действий, изображенных на доске

При объяснении новой темы осуществляется демонстрация слайдов презентации на экране.

Алгоритм - точное предписание исполнителю совершить последовательность действий для достижения поставленной цели за конечное число шагов.

Учителям приводятся примеры алгоритмов. По определённому алгоритму осуществляется массовое изготовление обуви и пошив одежды, сборка автомобилей на конвейере, выпечка хлеба и плавка металлов, таким образом, алгоритм можно рассматривать как инструкцию из отдельных предписаний.

О происхождении слова "АЛГОРИТМ"

Правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями в десятичной системе счисления впервые были сформулированы выдающимся средневековым ученым по имени Мухаммед ибн Муса ал-Хозерми ( в переводе с арабского это означает "Мухаммед, сын Мусы из Хозерма"), сокращенно Ал-Хозерми.

Ал-Хозерми жил и творил в IX веке. Он стремился к тому, чтобы сформулированные им правила были понятны для всех грамотных людей. Достичь этого в IX веке, когда еще не была разработана математическая символика, было очень трудно. Но Ал-Хозерми удалось выработать в своих трудах стиль четкого, строгого словесного предписания, который не давал читателю никакой возможности уклониться от предписанного или пропустить какие-нибудь действия.

В латинском переводе книги Ал-Хозерми правила начинались словами "Алгоризми сказал". С течением времени люди забыли, что Алгоризми - это автор правил, и стали сами эти правила называть алгоритмами.

С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.

В настоящее время слово "АЛГОРИТМ" является одним из важнейших понятий науки информатики.

Процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи называется алгоритмизация.

Мы постоянно сталкиваемся с этими понятиями в различных сферах деятельности. (Задается вопрос учащимся.)

Приведите примеры, где именно мы встречаемся с алгоритмами.

* В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд.

* Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.

* Каждый шофер должен знать правила дорожного движения

Сформулируем определение алгоритма и запишем его в тетради: Однозначно понимаемая последовательность действий приводящих к решению поставленной задачи за конечное время, называется АЛГОРИТМОМ.

Разрабатывать алгоритмы может только человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства - компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

Чтобы составить алгоритм, необходимо знать способы описания алгоритма:

Остановимся подробнее на графическом способе описания алгоритма.

В тетради запишем основные элементы блок-схемы:

- Начало, конец

- ввод, вывод данных

- операция, действие

- ветвление по условию

В зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов: Типы алгоритмов. Учителем даётся определение линейного, разветвлённого и циклического алгоритма.

1. Линейный

2. Алгоритмы с ветвлением (ветвящийся)

3. Алгоритмы с повторением (циклический)

Остановимся подробнее на каждом из типов.

1. Линейный алгоритм

ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ - действия выполняются друг за другом не зависимо ни от каких обстоятельств. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

Приводятся примеры учащимися (Посадка дерева, заварка чая)

Рассматривается пример на доске (словесное описание алгоритма, с помощью блок-схемы).

Определение периметра прямоугольника:

2. Ветвящийся алгоритм

В зависимости от того, выполняется или нет условие в точке ветвления, происходит выбор направления перехода к следующему элементу. Такой тип алгоритма называется ВЕТВЯЩИЙСЯ (определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

Составить блок-схему ветвящегося алгоритма:

Один ученик записывает маркером данные на доске, проверяя задание.

3. Циклический алгоритм

ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ - некоторые действия повторяются многократно, пока выполняется условие, стоящее в точке ветвления. Если условие принимает значение ложь, происходит выход из цикла. (Определение записать в тетради, прочитать несколько раз).

4. Обобщение и систематизация знаний

Учащимся предлагается поработать с созданием алгоритма (индивидуальные карточки).

5. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три наклониться
Четыре, пять и на месте поскакать,
На носки, затем на пятки,
Лень отбросить и опять
На вопросы теста отвечать,
И настроенье рисовать!

6. Этап закрепления изученного материала.

  1. Учащимся предлагается выполнить в графическом редакторе "Paint" задания из учебника Н. В. Макаровой "Информатика 5-6". Алгоритм создания орнамента (§2.14, задание 2.24) или алгоритм построения основы крыльев бабочки (§2.15, задание 2.25).

  2. Тестирование по теме урока.

7. Рефлексия урока.

Ребята, нарисуйте в графическом редакторе "Paint" свое настроение на уроке.

8. Домашнее задание.

Решить задачу и написать алгоритм. Крестьянину необходимо перевезти через речку волка, козу и капусту, с левого берега на правый. В лодке может поместиться один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Если оставить на берегу волка с козой без человека, то волк съест козу. Если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как должен действовать крестьянин, чтобы перевезти свой груз через речку в целости и сохранности?

Используемая литература:

* Учебник «Информатика» 6 класс Л. Босова

* Уроки информатики в 5-7 классах Л. Босова, А. Босова

* Рабочая тетрадь 6 Л. Босова

* Государственный стандарт общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»

* В помощь преподавателю «Информатика» тесты (базовый уровень)

© 2010-2022