• Преподавателю
  • Информатика
  • Доклад на тему Формирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики

Доклад на тему Формирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое объединение

преподавателей информатики




Доклад на тему: «Формирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики»






















Подготовил: Ахметов Е.С



г.Павлодар

2015 год

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг наполненный.
Мишель де Монтень

Значительные изменения в обществе не могли не затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, в коммуникационной, и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования. Для массовой передачи знаний, умений, навыков ученику применяется технология классно-урочной системы. На определенном этапе эта технология была успешной, да и сейчас не вызывает особых нареканий. И все-таки происходящие изменения в современном обществе, в общественной жизни в какой-то степени подразумевают развитие и применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную работу с учащимися. На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Необходимо формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, планировать деятельность, ставить вопросы и находить на них ответы, умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах. Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Одними из таких форм являются исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Поскольку понятие "проект" довольно широко используется в настоящее время, и за него иногда принимают просто практическую работу над какой-либо темой или групповую работу, нужно обязательно помнить, что метод проектов предполагает наличие самостоятельной работы учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени с обязательной презентацией результатов.

Виды проектов.

Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:

  • число участников проекта;

  • метод, доминирующий в проекте;

  • продолжительность проекта;

  • характер управления;

  • характер контактов;

  • предметно-содержательная область;

  • масштаб применения проекта.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

1. Исследовательские - такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

2. Творческие - такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

3. Ролевые, игровые - в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

4. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура такого проекта может быть следующей:

  • цель проекта;

  • его актуальность;

  • источники информации;

  • проведение "мозгового штурма";

  • обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

  • результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

  • презентация.

Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

5. Практико-ориентированные (прикладные) - эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

По продолжительности выполнения проекты могут быть:

краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),

средней продолжительности (от недели до месяца),

долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

По характеру управления принято различать проекты:

непосредственные проекты - в них учащиеся имеют возможность общения с учителем "здесь и сейчас";

сетевые (телекоммуникационные) - участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.

По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.

По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:

  1. Монопроекты - как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

  2. Межпредметные - такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

  3. Системные - требуют обращения к широкому спекру областей науки и культуры.

По масштабу применения проекты дифференцируются на:

  1. Групповые - над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.

  2. Общешкольные - когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.

  3. Региональные - например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).

  4. Международные - их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.

Для применения метода проектов необходимо:

Во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести.

Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко - группой. По своим типам проекты, над которыми работают ученики под руководством преподавателей информатики, чаще всего - информационные, прикладные, творческие (хотя в принципе любой проект требует творческого подхода).

В- третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.

В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

Работа над проектом способствует развитию творческих способностей обучающихся. Создание, например презентации, открывает перед ними возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д. Работа над проектом способна сформировать у учащихся понимание компьютера не только как вычислительной, а универсальной информационной машины. В ходе работы, над проектами обучающиеся учатся приобретать знания самостоятельно, пользоваться приобретенными навыками для решения практических задач. Развивают свои коммуникативные навыки (с одной стороны, проект индивидуальный, с другой - автор вынужден постоянно контактировать с другими учениками, преподавателями, обращаться за помощью, советом и конструктивной критикой). Обучающемуся потребуется умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, анализировать их, делать выводы.

Если наши ученики приобретут, хотя бы некоторые из указанных выше навыков и умений, они будут более приспособленными к постоянно меняющимся условиям нашей жизни, смогут лучше ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.






Литература


Реализация проектного метода обучения на уроках информатики и информационных технологий в средней школе. Из опыта работы

Охитиной Елены Константиновны, учителя информатики высшей СШ №30 г. Оренбурга bank.orenipk.ru/Text/t25_12.htm

Интернет-журнал "Эйдос". Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся eidos.ru/journal/2012/0529-02.htm

Доклад «Современный урок: исследовательская и проектная деятельность учащихся», Учитель информатики и ИКТ МОУ «Опольевская ООШ» Барыбина С. В.

Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ в общеобразовательной школе, Сысоева Татьяна Владимировна, Издательский дом «Первое сентября» festival.1september.ru/articles/578693/


© 2010-2022