Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»

Необходимость школьного экономического образования стоит очень остро в нашей стране, где процесс становления рыночной экономики уже начался, поэтому  у учащихся следует формировать целостное представление  о том, как этот процесс будет развиваться.  У подрастающего поколения  необходимо формировать неискаженное представление о сфере экономической и деловой этики.   Нужно признать, что экономическая безграмотность общества – одна из причин длительного кризиса в экономике России. Опережающее эконо...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса

«Информационные технологии в экономике»

(учитель информатики ВКК Старикова Н.П., МОУ СОШ №15)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа «Информационные технологии в экономике» рассчитана на 34 часа учебного времени. Рекомендуется изучать этот курс в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, которые знакомы с началами информатики.

Подготовка направлена на получение и расширение знаний учащихся об экономической сфере жизни общества и осознание необходимости применения новых информационных технологий в любой сфере человеческой деятельности.

Необходимость школьного экономического образования стоит очень остро в нашей стране, где процесс становления рыночной экономики уже начался, поэтому у учащихся следует формировать целостное представление о том, как этот процесс будет развиваться. У подрастающего поколения необходимо формировать неискаженное представление о сфере экономической и деловой этики.

Нужно признать, что экономическая безграмотность общества - одна из причин длительного кризиса в экономике России. Опережающее экономическое образование является важным фактором выхода из экономического кризиса.

Но XXI век - это новая эра в развитии человечества, когда решающую роль во всех сферах человеческой деятельности начинают играть информационные технологии. Деятельность людей главным образом будет сосредоточена на обработке информации. Главной формой развития станет информационная экономика. Специалистов, обладающих интегрированными знаниями в области информационных технологий и экономики, ждут предприятия, банки, научные учреждения и коммерческие структуры.

Именно поэтому выбрана данная тема элективного курса, способствующая выработке у учащихся навыков решения повседневных экономических проблем с помощью новых информационных технологий, дающая возможность применять полученные знания на практике.

Основные задачи курса:

  • формирование у учащихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии экономики, а так же важнейших механизмов ее регулирования;

  • разъяснение содержания роли в экономике тех, кто потребляет, и тех, кто производит, тех, кто нанимает на работу, и тех, кто нанимается;

  • объяснение причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

  • знание функций государства в экономике, механизмов государственного регулирования экономических процессов;

  • развитие межпредметных связей, применений знаний учащихся в области новейших информационных технологий для решения экономических задач;

  • изучение и применение возможностей прикладного программного обеспечения при решение экономических задач;

  • получение учащимися практического опыта экономического поведения и применения информационных технологий в экономике, которые они смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.


Программа курса:

  1. Экономика - наука и хозяйство.

Что такое экономика? Микроэкономика, макроэкономика, прикладная экономика. Экономические и даровые блага. Альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей. Главные задачи экономики.

  1. Типы экономических систем.

Понятие об экономической системе. Рыночная система. Командная система. Смешанная экономическая система.

  1. Рынок.

Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, кривая спроса, закон спроса. Эластичность спроса по цене. Предложение, эластичность предложения по цене, закон предложения.

Рыночное равновесие, равновесная цена. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.

  1. Деньги.

Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена, измерения, сбережения.

Денежная масса. Скорость потребления денег. Причины и виды инфляции.

  1. Человек на рынке труда.

Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы, предложения, заработной платы на рынке труда. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.

Профсоюзы и трудовые конфликты. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Договоры и контракты на рынке труда.

Что такое безработица, ее виды. Полная занятость. Пути сокращения безработицы.

  1. Фирмы и конкуренция.

Фирма и ее цели. Виды фирм, акционерное общество.

Виды прибыли. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Средние и предельные затраты. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

  1. Семья и деньги.

Семейные доходы и расходы, закономерности их изменения. Инфляция и семейная экономика.

Неравенство в благосостоянии. Регулирование неравенства с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.

  1. Экономические задачи государства.

Роль государства в рыночной экономике. Ошибки рынка и ошибки государства. Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.

Налоги, виды налогов, налогообложение. Государственный бюджет. Государственный долг.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: важнейшие теоретические положения экономической науки; основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, спрос и предложение, цели фирмы, необратимые затраты, основные виды налогов, рынок труда, общественные блага, виды безработицы, государственную политику в области занятости, банки и банковскую систему, государственный бюджет;

  • объяснять: закон спроса, формы кривой предложения, закон убывающей отдачи, причины неравенства доходов, причины различий в производительности и оплате труда, роль минимальной оплаты труда, причины и последствия инфляции;

  • вычислять на условных примерах: рыночный спрос и предложение по данным об индивидуальном спросе и предложении; эластичность спроса по цене и по доходу, равновесную цену и объем продаж;

  • использовать приобретенные знания и навыки в применении стандартного программного обеспечения для решения различных экономических задач;

  • использовать для решения глобальных экономических задач Интернет-ресурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов

Тема урока

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Введение

1

1

0

2

Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни. Практическая работа №1.

1

0,5

0,5

3

Ограниченность экономических ресурсов. Главные вопросы экономики. Практическая работа №2.

1

0,5

0,5

4

Типы экономических систем. Практическая работа №3.

1

0,5

0,5

5

Что такое спрос, от чего зависит предложение товаров. Практическая работа №4.

1

0,5

0,5

6

Как работает рынок.

Практическая работа №5.

1

0,5

0,5

7-8

Работа над проектом «Что дает экономика человеку?» Практическая работа №6 (создание презентации).

2

0

2

9

Причины возникновения, формы и функции денег. Практическая работа №7.

1

0,5

0,5

10

Роль денег. Практическая работа №8.

1

0,5

0,5

11

Факторы формирования величины денежной массы. Практическая работа №9.

1

0,5

0,5

12

Причины и виды инфляции. Практическая работа №10.

1

0,5

0,5

13

Экономическая природа рынка труда., спрос на услуги труда. Практическая работа №11.

1

0,5

0,5

14

Факторы формирования предложения на рынке труда. Практическая работа №12.

1

0,5

0,5

15

Формирование заработной платы на рынке труда. Практическая работа №13.

1

0,5

0,5

16

Профсоюзы, трудовой конфликт. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Практическая работа №14.

1

0,5

0,5

17

Безработица, виды безработицы. Практическая работа №15.

1

0,5

0,5

18

Полная занятость и пути сокращения безработицы. Практическая работа №16.

1

0,5

0,5

19

Зачем создаются фирмы. Виды фирм. Акционерное общество.

1

1

0

20

Виды прибыли. Практическая работа №17.

1

0,5

0,5

21

Практическая работа №18.

1

0

1

22

Виды затрат и их экономическое значение. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Практическая работа №19.

1

0,5

0,5

23

Доходы и расходы семьи. Практическая работа №20.

1

0,5

0,5

24

Инфляция и семейная экономика. Практическая работа №21.

1

0,5

0,5

25

Что порождает неравенство в благосостоянии. Практическая работа №22.

1

0,5

0,5

26

Что порождает неравенство в благосостоянии. Бедность как экономическая проблема. Практическая работа №23.

1

0,5

0,5

27

Экономические задачи государства. Практическая работа №24.

1

0,5

0,5

28

Принципы и методы налогообложения. Практическая работа №25.

1

0,5

0,5

29

Понятие о государственном бюджете. Государственный долг. Практическая работа №26.

1

0,5

0,5

30-33

Работа над проектом.

4

0

4

34

Защита проекта.

1

0

1





Используемая литература:

  1. М.Загорулько и др.Основы экономической теории и практики. Изд-во Волгоградского ун-та, 1994.

  2. Е.Кашанина, А.Кашанин. Право и экономика, кн.1, Вита-Пресс, 2000.

  3. О.Лебедев и др. Практикум по основам экономики, СПб, изд.дом МиМ, 1998.

  4. И.Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.

  5. Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина. Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс, 1999.

  6. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.


Приложение. Практические работы.

Практическая работа №1.

1. Наберите данный текст по образцу, установив шрифт Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике» , размер Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике» . Для формирования списка используйте пункт меню Формат - Список - Нумерованный. Проверьте правописание (пункт меню Сервис - Правописание).

Подросток как предприниматель.

Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью? Существуют две точки зрения:

1. Заниматься подростку предпринимательской деятельностью неэффективно, это все равно, что есть зеленое яблоко. Пусть приобретает знания в школе, поучится в каком-либо специальном учебном заведении, а потом он с большим успехом будет ею заниматься и будет получать больше прибыли.

2. Государство напрасно ограничивает право заниматься предпринимательством с 16 лет необходимостью получить согласие родителей или органов опеки и попечительства. Вопрос это сугубо личный. Можешь заниматься бизнесом - занимайся. Это ведь не преступление, а полезная обществу деятельность! Кроме того, не надо всех мерить одинаково: у одних ничего не получится и в 30 лет, а некоторые рождаются с предпринимательским талантом.

А что думаете вы по этому поводу?



Практическая работа №2.

Создайте таблицу, для чего используйте команду Таблица - Добавить таблицу. Установите Число столбцов - 6 , Число строк - 4. Щелкните на кнопке ОК. Пустая таблица будет вставлена в документ.

Заполните таблицу в соответствии с образцом.

Примечание: В первой строке ячейки объединить (выделить ячейки первой строки все кроме первой ячейки, и вызвать Таблица - Объединить ячейки), столбцы все кроме первого отцентрировать (Выделить все столбцы кроме первого и нажать кнопку Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике» , затем отменить выделение). Аналогичные действия проделайте для первой и второй строки первого столбца. Для выравнивания текста по вертикали используйте Таблица - Свойства таблицы - вкладка Ячейка - вертикальной выравнивание - по центру.

Таблица производственных возможностей выпуска обществом военной продукции (танков) и гражданских товаров (стиральных машин):

Вид продукта

Производительные альтернативы

I

II

III

IV

V

Танки (сотни штук)

0

1

2

3

4

Стиральные машины (Тыс. шт.)

10

9

7

4

0









Практическая работа №3.

«Типы экономических систем»

Задание.

Создайте презентацию, в которой осветите следующие вопросы:

  • Основные типы экономических систем.

  • Преимущества и недостатки каждой экономической системы.

  • Какие три проблемы необходимо решать экономике любой страны? Какова при этом ее главная задача?

  • Каковы основные недостатки командной системы экономики? В какие годы командная система становилась эффективной?

  • Что мешает составлению идеального плана для всей страны?

  • Выделите наиболее важные черты традиционной экономики?

  • Какова роль государства в странах с преобладающей рыночной экономикой?

Выберите тип и оформление слайдов по своему усмотрению.



Практическая работа №4.

«Спрос и предложение»

Используя приведенные ниже данные, создайте в Excel таблицу и постройте кривые спроса и предложения для картофеля

Цена (руб за кг)

Величина спроса

(тыс. кг)

Величина предложения (тыс. кг)

6,50

10

60

6,00

15

55

5,50

20

45

5,00

30

35

4,50

40

30

4,00

60

20


  1. Для выполнения задания откройте Excel и создайте данную таблицу.

  2. Выделите ячейки содержащие сведения о цене, величине спроса и предложения.

  3. Вызовите Мастер диаграмм, нажав кнопку Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике» на панели инструментов Стандартная.

  4. Выберите тип диаграммы График. Нажмите Далее

  5. Выберите Ряды в столбцах. Нажмите Далее.

  6. Убедитесь, что вас устраивает название диаграммы. Нажмите Далее.

  7. Поместите диаграмму на имеющемся листе. Нажмите Готово.

  8. Разместите диаграмму под таблицей, перетащив ее с помощью левой кнопки мыши.

Ответьте на вопрос. Какой будет рыночная цена в точке равновесия?

Практическая работа №5.

«Как работает рынок»

Кривая спроса на портфели для школьников описывается уравнением:

Qd = 1600 - 2 x P, где Qd- объем спроса в месяц (штук), P - цена (руб).

Кривая предложения портфелей описывается следующим уравнением:

Qs = 800 + 4 x P, где Qs - месячный объем предложения (штук).

Используя приведенные ниже формулы, создайте в Excel таблицу спроса и предложения на портфели на рынке при изменении стоимости портфелей от 50 до 10000 рублей с шагом 50 рублей.

А

В

С

D

Е

1

Шаг изменения цены портфеля (руб)

50

2

Цена (руб)

Qd

Qs

Qs - Qd

Тип рыночной ситуации (И - избыток, Д - дефицит, Р - равновесие)

3

50

=1600 - 2*А3

= 800 + 4*А3

=С3 - В3


4

=A1+Шаг

=1600 - 2*А4

= 800 + 4*А4

=С4 - В4


5

=А2+Шаг

=1600 - 2*А5

= 800 + 4*А5

=С5 - В5


6

=А3+Шаг

=1600 - 2*А6

= 800 + 4*А6

=С6 - В6


7

=А4+Шаг

=1600 - 2*А7

= 800 + 4*А7

=С7 - В7




















Примечание:

  • Чтобы присвоить ячейке С1 имя Шаг, выделите ее и щелкните на поле имени. Наберите имя и нажмите клавишу Enter. Ячейке С1 будет присвоено имя, которое вы можете использовать потом в качестве адреса ячейки.

  • Если превышение предложения над спросом положительно, то в ячейке столбца Тип рыночной ситуации выведите И, если нулевое, то Р, а если отрицательное, то выведите Д (используйте Функция - Логические - Если).

Поэкспериментируйте с таблицей, меняя шаг изменения цены.

По таблице постройте диаграмму (тип диаграммы - График).

Каковы равновесная цена и объем товара?

Практическая работа №6

Проект "Что даёт экономика человеку?".

Цель: самостоятельное применение знаний и умений, полученных ранее.

Задача: закрепление учебного материала.

Форма организации работы: индивидуально-групповая.

Задание ученикам: Создайте презентацию. В презентации необходимо перечислить основные виды благ, которые экономика, хозяйство позволяет получить человеку, личности, указав одновременно экономические источники этих благ. Например, экономика даёт возможность передвигаться из одного места в другое благодаря транспортным средствам, приобщаться к культурным ценностям благодаря кино, театрам, музеям, радио, телевидению.


Практическая работа №7

«Деньги»

1. Создайте презентацию о денежных единицах мира. Дизайн презентации выберите по своему усмотрению. Необходимые для слайдов изображения находятся в папке C:\Экономика\К ПР№7

1 слайд. Заголовок и изображение карты мира.

2 слайд. Перечисляются страны: США, Россия, Канада, Китай, Япония, Франция, Польша и кнопки переходов к слайду с соответствующей валютой. (Кнопка перехода устанавливается с помощью пункта меню Показ слайдов - Управляющие кнопки - Настраиваемая кнопка).

3Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»-9 слайды. Посвящены валюте одной из стран.

Страна


Информация о

денежных единицах

данной страны

Флаг страны

Изображение

банкнот

Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»

Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»

При заполнении слайдов используйте следующий текст:

Доллар США - денежная единица Соединенных Штатов Америки, введена в обращение с 1786 г. Гринбаксы (англ. greenbacks - зеленые спинки) - не разменные на металл казначейские билеты в США. Свое название получили потому, что их оборотная сторона была зеленого цвета. Впервые выпущены в период Гражданской войны в США (1861-1865). для финансирования военных расходов.

Деньги на Руси проходили те же этапы в своем развитии, что и в других странах. В северных областях "товарными" деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц.

Собственно серебряные монеты появились на Руси в Х веке. Ранее использовались деньги, вывезенные из других стран. В ХII и ХIII веках русские монеты исчезли из обращения. Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и чеканка единой для всех монеты прекратилась.

Первые русские бумажные деньги появились в 1769 г. при Екатерине I. Они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов, имевших твердо установленный курс.

Канадский доллар был официально введен в 1857 году, и его золотой эквивалент был равен доллару США. Начиная с 1950 года Канада отказалась от фиксированной привязки к доллару США.

До начала ХХ столетия, серебряный юань был основной валютой в Китае. Он был разделён на 10 мао и 100 фен. Было более чем 170 типов юаней с различным содержанием серебра. Тем временем, сельские районы использовали древние медные монеты - тиань и кешь. Юани в виде серебряных монет были отчеканены в 1835 году и просуществовали до 1933 года. 1 юань равняется 10 жиао и 100 фен.

Иена как единая валюта Японии была введена в 1871 году вместо различных местных валют по всей стране. В этом же году был введён Золотой Стандарт. Начиная с 1973 года у иены стал плавающий курс и она превратилась в свободно конвертируемую валюту.

1 иена равняется 100 сенам.

Французский франк был введен в обращение в 1799 году вместо денежной единицы - ливра.

В конце 60-х годов 20-го века начался выпуск новой серии банкнот, которые находятся в обращении до настоящего времени.

В 1982 году была выпущена банкнота, достоинством 200 франков с изображением французского писателя Монтескье. И в этом же году она была зарегистрирована фальсифицированной. По оценке полиции этих фальсифицированных банкнот было выпущено за один год на сумму несколько миллионов франков.

2. Анимацию всех слайдов придумайте сами

3. Просмотрите презентацию и покажите ее преподавателю.

Практическая работа №8

«Роль денег как средства измерения»

В России в конце 1991 года на пороге экономических реформ дефицит всех товаров стал настолько острым, что обычные деньги почти перестали быть полезными - огромная доля торговли пошла на основе бартера. И тут же появились новые товары (автомобили, лес, сталь, бензин, мясо), на которые можно было выменять все, что нужно.

Задание.

Откройте Excel. На Листе 1 постройте таблицу пропорций обмена товаров друг на друга без использования денег.


A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

1


Пропорции обмена

2


Бартерные товары

1

2

3

4

5

6

7

8

3

1

Автомобиль ГАЗ-2410 ( 1 шт)


1,7

1940

820

460

120

35

515

4

2

Автомобиль КамАЗ (за 1 шт)

0,6


1150

485

270

72

20

305

5

3

Цемент М-400 (за 1 т)

0,0005

0,0009


0,4

0,2

0,06

0,02

0,3

6

4

Древесина (за 0,6 куб.м.)

0,001

0,002

2,5


0,6

0,15

0,04

4,17

7

5

Бензин А-76 (за 1 т)

0,002

0,004

4,2

1,8


0,26

0,07

1,1

8

6

Стальной уголок (за 1 т)

0,008

0,014

16

6,8

3,8


0,28

4,2

9

7

Мясо замороженное (за 1 т)

0,03

0,05

57

24,4

13,6

3,6


15,3

10

8

Кирпич красный (за 1 тыс.шт)

0,002

0,003

3,3

1,7

0,9

0,24

0,07


Зная соотношения цен различных товаров и тот факт, что приблизительная стоимость автомобиля ГАЗ-2410 была 27,5 тыс. руб, на Листе2 определите приблизительную стоимость остальных товаров в 1991 году, Во сколько раз возросла стоимость товаров в 2005 году по сравнению с 1991?


A

B

C

D

E

2


Товары

1991

2005

Во сколько раз?

3

1

Автомобиль ГАЗ-2410 (за 1 шт)

27500

217000


4

2

Автомобиль КамАЗ (за 1 шт)


485000


5

3

Цемент М-400 (за 1 т)


238


6

4

Древесина (за 0,6 куб.м.)


517


7

5

Бензин А-76 (за 1 т)


13200


8

6

Стальной уголок (за 1 т)


48900


9

7

Мясо замороженное (за 1 т)


85000


10

8

Кирпич красный (за 1 тыс.шт)


4700


На какой товар наиболее выросли цены за 14 лет? Как вы думаете, почему?

Практическая работа №9.

«Факторы формирования величины денежной массы»

Задание.

Предположим, что номинальный национальный продукт страны Швамбрания составил 1 млн. швамбранских долларов. Обращение каждого швамбранского доллара составляет в среднем 4 раза в год. Сколько швамбранских долларов должно выпустить в обращение правительство Швамбрании, чтобы не допустить повышения цен в стране?

а) Как будет изменяться количество денег в обращении, если каждый год скорость обращения швамбранского доллара будет увеличиваться в 1,25 раза?

б) Как будет изменяться количество денег в обращении, если номинальный национальный продукт страны Швамбрания будет увеличиваться каждый год на 13%?

Сделайте необходимые расчеты на ближайшие 10 лет и постройте соответствующие графики, используя прикладную программу MSExcel.



Практическая работа №10

«Инфляция»

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - это число, показывающее изменение в процентном отношении средних цен на ряд основных товаров по отношению с ценами на услуги и товары базисного года.

Задание. Используя 1995 год как базисный, найдите ИПЦ для автомобилей на период с 1993 по 2005 год. Постройте кривую ИПЦ. На сколько выросла цена с 1995 по 2005 год в рублях и в процентах?


А

В

С


1

Год

Цена

Машины

(тыс.руб)


Индекс цены автомобиля

2

1993

28

= B2/$B$4 *100

3

1994

35

4

1995

44

5

1996

54

6

1997

66

7

1998

79

8

1999

94

9

2000

109

10

2001

126

11

2002

146

12

2003

166

13

2004

187

14

2005

210

Примечания. Заполните первый столбец , используя автозаполнение. Для этого:

  1. В ячейку А2 введите значение 1993.

  2. В нижнем правом углу ячейки А2 находится крошечный квадрат, который называется маркером заполнения. Наведите указатель мыши на этот маркер. Указатель мыши примет вид +.

  3. Нажмите левую кнопку мыши, и, не отпуская ее, перетащите маркер вниз до ячейки А14 включительно. В ячейках появятся требуемые числа.

Практическая работа №11.

«Экономическая природа рынка труда, спрос на услуги труда»

Представим себе маленькую мастерскую, где изготавливается всего один товар - та­буретки. Для этой работы владелец мас­терской нанял одного столяра, изготавлива­ющего по 7 табуре­ток в обычные дни и 6 табуреток по пятни­цам, в укороченный день. Цена одной такой табуретки составляет на рынке 400 р.(Считайте, что в каждом месяце 4 недели, а каждая рабочая неделя - 5 дней.)

Прочие производственные затраты (плата за использование помещения для ма­стерской, доски, лак и электричество) со­ставляют ежемесячно 30 тыс. р. Чтобы организовать мастерскую, ее владельцу пришлось вложить в дело 500 тыс. р. Если бы он положил ту же сумму на хранение в банк, то по сберегательному вкладу банк в этот период платил 60% в расчете на год. Соответственно, от деятельности мас­терской хозяин хотел бы получать, по край­ней мере, такой же доход. Значит, он будет ежемесячно брать из выручки деньги на свои личные нужды.

Сколько же в этих условиях сможет получить за свои трудовые услуги наемный работник - столяр?

Допустим, что работа мастерской, о которой шла речь выше, организована иным образом. В ней с самого начала работали 2 столяра, и каждый из них получал по 7,2 тыс. р., изготавливая за месяц по 80 табуреток. Прочие производственные затраты при этом составляли 24,7 тыс. р. Решив добиться повышения своей зарпла­ты до 10 тыс. р. в месяц, столяры обрати­лись с этим требованием к владельцу мастерской. Он заявил им, что в этом случае будет вынужден их обоих уволить, а мастер­скую - закрыть, и обосновал свою позицию расчетами.

Используя электронные таблицы, приведите необходимые расчеты и сделайте выводы.

Практическая работа №13

«Различия в уровнях оплаты труда»

Между отраслями и профессиями, как правило, существуют устойчивые различия в оплате труда. Различия в оплате труда определяются следующими факторами: сложностью труда; тягостью труда; ограниченностью талантов; степенью риска.

Так средняя зарплата по отраслям экономики США (тыс. долларов в год) в 2001 году составил: добывающая промышленность - 39,661; связь и другие отрасли коммуникации - 39,558; финансы, банк и недвижимость - 33,067; обрабатывающая промышленность - 30,926; государственные служащие - 29,167; розничная торговля - 16,765; сельское хозяйство - 13,702.

В этом же году в России сложилась следующая ситуация: добывающая промышленность - 120,18 тыс.руб/год; связь - 49,65; финансовые и банковские учреждения - 114,2; обрабатывающая промышленность - 36,26; учреждения здравоохранения, культуры, искусства и образования - 21,94; сельское хозяйство - 16,57 тыс.руб/год.

Задание.

Откройте Excel и создайте следующую таблицу:


А

В

С

1

Отрасль экономики

США

Россия

2

Добывающая промышленность

3

Финансовые и банковские учреждения

4

Связь

5

Обрабатывающая промышленность

6

Государственные служащие

7

Сельское хозяйство

Постройте диаграмму, выбрав тип Гистограмма (ряды в столбцах). Разместите диаграмму под таблицей.

В какой стране дифференциация в уровнях оплаты труда по отраслям выше: в США или в России? Какие отрасли являются лидирующими по зарплате? Как вы думаете, почему?

Практическая работа №14

«Определение прожиточного минимума»

Определите прожиточный минимум в стране, если нормы в расчете на год были определены на следующем уровне:

Хлеб

134 кг

Картофель

123 кг

Мясо

27,5 кг

Овощи

93,4 кг

Фрукты

19 кг

Сахар и кондитерские изделия

20 кг

Рыба

12 кг

Молочные продукты

218 кг

Яйца

172 штуки

Умножив на приблизительные действующие цены, высчитайте прожиточный минимум в данное время.

Учтите минимальное потребление непродовольственных товаров. Перечислите их, укажите необходимое количество на год.

Какова должна быть минимальная заработная плата? Какова она в настоящий момент?

Практическая работа №15

«Уровень безработицы»

Безработица - одна из наиболее болезненных проблем даже для самых развитых стран.

Постройте графики уровня безработицы в отдельных странах, в соответствии с таблицей, приведенной ниже.

Уровень безработицы

Годы

США

Канада

Япония

Франция

Германия

Италия

Великобритания

1985

7,2

10,5

2,6

10,4

7,2

6,0

11,2

1986

7,0

6,5

2,8

10,6

6,6

7,5

11,2

1987

6,2

8,8

2,9

10,7

6,3

7,9

10,3

1988

5,5

7,8

2,5

10,4

6,3

7,9

8,6

1989

5,3

7,5

2,3

9,6

5,7

7,8

7,0

1990

5,5

8,1

2,1

9,4

5,2

7,0

6,4

2000

4,0

8,9

4,7

9,3

8,2

11,4

5,2

Проанализируйте таблицу. Ответьте на вопросы.

  1. В каких странах уровень безработицы наиболее стабилен? Как вы думаете, почему?

  2. В каких странах постоянно уменьшается рост безработицы? Как вы думаете, почему?

  3. В каких странах в 2000 году произошел резкий рост безработицы? Как вы думаете, почему?

Практическая работа №16

«Пути сокращения безработицы»

Задание.

Создайте презентацию, в которой вы ответите на следующие вопросы:

1. Дайте определение безработицы.

2. Что такое экономический цикл?
3. Объясните значение названий форм безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.
4. Что такое естественный уровень безработицы?
5. Каковы причины существования естественного уровня безработицы?
6. Что означает "застывание" рынка труда, с чем это явление связано?
7. Какие факторы влияют на повышение естественного уровня безработицы?

8. Назовите пути сокращения безработицы.



Анимацию всех слайдов придумайте сами

Просмотрите презентацию и покажите ее преподавателю.

Практическая работа № 17-18.

«Зачем создаются фирмы. Виды фирм»


Несколько лет назад, когда открылась возможность для создания собственного бизнеса, каждый гражданин получил возможность открыть своё дело. Многие начинающие предприниматели не вполне представляют, какими должны быть их первые шаги в бизнесе, какие ресурсы необходимо привлечь на пути становления своего предприятия и какие задачи придётся решать в первую очередь.

Сегодня вы попытаетесь «открыть» свою фирму и попробуете составить бизнес-план вашего будущего предприятия.

Выбор производства зависит от первоначально вложенного капитала.

Остановимся на маленьких затратах, и, как следствие, на маленьком производстве, и откроем небольшой кондитерский цех по производству булочек и пирожных.

Задание.

1. Оформите титульный лист с названием и полной характеристикой вашего предприятия и рекламный проспект вашего предприятия.

2. Подумайте:

  1. Из какой суммы необходимо исходить для того, чтобы выгодно начать своё дело (чтобы прибыль составляла 100%)?

  2. Какова должна быть себестоимость выбранной вами продукции?

Расчёты представить для 1-й рабочей смены (8 часов) в цеху и для 2 видов продукции в количестве 700 штук.

В отчёте отразить следующее:

Вид продукции

Пирожки

Булочки

Производительность труда

Отпускная цена продукции

8

4

Сумма реализации

Затраты:

- на производство продукции

- на оборудование

- на аренду помещения

- зар. плата рабочим

- электроэнергия

- налоги

Итого затрат

Прибыль

Чистая прибыль=Сумма реализации - Расходы

Всего затраты

Себестоимость продукции

Подумайте, где лучше оформить данную таблицу, оцените необходимость использования тех или иных средств.

Практическая работа №19.

«Виды затрат»

Задание. Заполните таблицу.

А

B

C

D

E

F

G

1

Объем выпуска, единиц

Переменные затраты на весь объем выпуска, тыс.руб

Постоян-ные затраты, тыс.руб

Общие затраты на весь объем выпуска, тыс.руб

Средние переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб

Средние постоянные затраты на единицу продукции, тыс.руб

Средние общие затраты на единицу продукции, тыс.руб

2

0

0

15





3

10

12

15





4

20

19

15





5

30

24

15





6

40

30

15





7

50

38

15





8

60

50

15





9

70

64

15





10

80

80

15






  1. Общие затраты на весь объем выпуска = Переменные затраты на весь объем выпуска + Постоянные затраты

  2. Средние переменные затраты на единицу продукции = Переменные затраты на весь объем выпуска / Объем выпуска

  3. Средние постоянные затраты на единицу продукции = Постоянные затраты / Объем выпуска

  4. Средние общие затраты на единицу продукции = Средние переменные затраты на единицу продукции + Средние постоянные затраты на единицу продукции

Постройте график закономерности изменения средних затрат при увеличении масштабов производства.

Сделайте соответствующие выводы.

Практическая работа №20

«Семейный бюджет»

Задание. Составьте бюджет семьи в виде следующей таблицы

Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»


Если разность между доходной и расходной частью положительна, то в ячейке С23 выведите «Молодец!», если нулевой, то «Хорошо», а если отрицательна, то выведите «Вы живете в долг» и найдите (добавьте строки) дополнительные статьи доходов. (Используйте Функция - Логические - Если).


После составления бюджета ответьте на вопрос: "Как бы вы улучшили бюджет своей семьи, каким образом изменили доходные и расходные статьи бюджета?" Назовите источники дополнительных доходов, которые могут быть у современной городской и сельской семьи, и как в этом случае следует поступать тем, кто ведет семейный бюджет, распоряжается денежными средствами семьи.




Практическая работа №21.

«Инфляция и семейная экономика»

Ролевая игра «Новоселы»

Цель: приобретение навыков, необходимых для ориентации в современном мире, углубление знания и расширение представления о потребностях человека, семьи, удовлетворяемых посредством расходования своих денег.


Задание.

Представьте, что ваша группа - это семья из 4-х человек. Вы получили новую трехкомнатную квартиру и вселяетесь в нее. Задача каждой группы - составить список всего, что необходимо для обустройства квартиры, чтобы жить в ней было удобно, приятно.

Список необходимо составлять, включая в него самые крупные и важные для жизни предметы обстановки квартиры, её обустройства, расположив их в последовательности, соответствующей очередности приобретения вещей, их первостепенной необходимости.

Учитывая зарплату членов семьи, расходы на питание и оплату жилья, просчитайте, сможете ли вы приобрести все необходимое за 1 год (распишите покупки по месяцам)? Если нет, то, может быть, стоит взять кредит в банке. Сможете ли вы, купив все необходимое, погасить кредит за 5 лет?

Все расчеты произведите с использованием прикладной программы MSExcel.


Практическая работа №24

«Экономические задачи государства»

  1. Создайте следующую таблицу, отражающую экономические функции государства.

Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»

Государство


Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»





Примечания.

  1. Для создания используйте прикладную программу MS Word.

  2. Чтобы вставить прямоугольник, у которого скругленные края: АвтофигурыОсновные фигурыПрограмма элективного курса «Информационные технологии в экономике» .

  3. Сгруппируйте весь рисунок: выделить все фрагменты визитки с помощью кнопки Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике» и ДействияГруппировать

  4. Сделать заливку в виде текстуры - голубая тисненая бумага (Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике»Другие способы заливкиТекстура …)

Практическая работа №25.

«Принципы и методы налогообложения»

В 1999 году российское налоговое законодательство предусматривало прогрессивное налогообложение граждан применительно к сумме заработка.

Задание.

Откройте Excel. На первом листе оформите таблицу прогрессивное налогообложение граждан:

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году, руб

Ставка налога в федеральный бюджет, %

Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

До 30 000

3

9%

От 30 001 до 60 000

3

2700 р. + 12% с суммы, превышающей 30 000р.

От 60 001 до 90 000

3

6300р. + 17% с суммы, превышающей 60 000р.

От 90 001 до 150 000

3

11 400р. + 22% с суммы, превышающей 90 000р.

От 150 001 и выше

3

24 800р. + 32% с суммы, превышающей 150 000р.


Откройте Лист2 и, используя логические функции, произведите следующие расчеты:

ФИО

Совокупный годовой облагаемый налог

Налоги

Получено

Иванов Иван Иванович

15988



Петров Петр Петрович

91003



Сидоров Павел Ильич

59 998



Хохотушкин Иван Митрофанович

29 998



Работницына Зоя Федоровна

42845



Молотков Сергей Сергеевич

90883



Бюджеткин Сидор Иванович

150 002



Проблемных Илья Петрович

89245



Способникова Анастасия Павловна

285 385




Сделайте соответствующие выводы.

Подумайте, почему в 2001 году в России вместо прогрессивного налога введена единая налоговая ставка - 13%.


Проект

«Школьная компания»

Умению организовать предприятие, скопить необходимый капитал, производить и продавать продукцию вы научитесь в школьной компании. Предполагается, что школьная компания будет работать 3-4 недели и вам придется затрачивать дополнительное время для участия в работе.

Задачи, которые должна выполнить ваша компания:

  1. Организационная.

    • Выбор команды управляющих.

    • Исследование рынка и выбор продуктов.

    • Выбор названия компании.

    • Оценка потребностей в капитале и продажа акций.

  2. Разработка планов деятельности.

    • Определения ставок оплаты труда и бюджета компании.

    • Проект рекламной кампании и стратегии продаж.

    • План производства.

    • Проведение заседания правления для утверждения плана.

  3. Проведение операций.

    • Обучение производству и продаже продукта.

    • Производство и продажа продукта.

    • Ведение всей документации по производству, продаже, кадрам и финансам.

    • Контроль за продвижением компании к поставленной цели.

  4. Завершение деятельности.

    • Завершение выпуска продукции и ее продаж.

    • Составление баланса и ликвидация компании.

    • Составление годового отчета.

1 задача - организационная.

1. Подбор служащих и руководства.

В школьной компании должно быть пять управляющих: директор, заместитель директора по финансам, заместитель директора по персоналу и одновременно секретарь, заместитель директора по производству, заместитель директора по маркетингу

Функциональные обязанности:

Директор.

В обязанности входит обеспечение руководства и управление компанией. Он выбирается; зам. директора назначаются директором.

Директор:

  • информирует акционеров и правление;

  • обеспечивает руководство и побуждает служащих стремиться к достижению целей компании;

  • руководит деятельностью зам. директоров и управляет всей работой компании;

  • проводит регулярные собрания служащих по планированию;

  • проводит собрания правления.

Зам. директора

по персоналу и секретарь

должен печатать. Он ведет учет кадров и координирует составление годового отчета. Зам. директора по персоналу и секретарь секретарь:

  • отчитывается перед директором;

  • составляет ведомости по выдаче зарплаты;

  • назначает помощников, которыми руководит правление;

  • составляет годовой отчет;

  • отвечает за отношения между служащими и их моральное состояние.

Зам. директора по маркетингу

должен быть активным, предприимчивым человеком, которому нравится заниматься торговлей и рекламой. Зам. директора:

  • отчитывается перед директором;

  • координирует проведение стратегии торговли;

  • устанавливает цели продажи и предлагает стимулы продажи;

  • ведет записи о наличии товара и его продаже;

  • представляет отчеты по продаже на заседании правления.

Зам. директора по финансам

должен уметь считать. Обязанности бухгалтера требуют аккуратности, внимательности и способности руководить работой помощников. Зам. директора по финансам:

  • отчитывается перед директором;

  • ведет учет наличных средств компании;

  • ведет финансовые записи;

  • представляет финансовый отчет на заседаниях правления;

  • назначает помощников, которыми руководит правление;

  • готовит ликвидационный отчет.

Зам. директора по производству

отвечает за подготовку пер­сонала, производящего продукцию, и за плани­рование производственной деятельности. Должен уметь организовать эффек­тивное производство качественного товара. Зам. дирек5тора по производству:

  • отчитывается перед директором;

  • планирует производство и управляет им;

  • обучает служащих, производящих товар, и стимулирует их работу;

  • ведет записи о производстве;

  • назначает помощников, которыми руково­дит правление;

  • прилагает усилия по совершенствованию производства и продукции.

Другие должности школьной компании:

  • Руководитель производственной группы;

  • Служащий по приему счетов;

  • Менеджер по продаже и ведению учета;

  • Контролер качества;

  • Служащий по оплате счетов;

  • Менеджер по рекламе;

  • Служащий по учету кадров;

  • Бухгалтер;

  • Торговый представитель.

Когда вы решите, чем хотите и сможете заниматься, необходимо заполнить анкету для приема на работу.

АНКЕТА ДЛЯ ПРИЕМА НА РАБОТУ

В ШКОЛЬНУЮ КОМПАНИЮ

Личные данные

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

Класс____________________Контактный телефон_____________________________________

Желаемая должность______________________________________________________________

Альтернативная должность ________________________________________________________

Школьные предметы, которые способствовали вашей подготовке в этой деятельности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приблизительный средний школьный балл___________________________________________

Хобби и особые интересы__________________________________________________________

Общественные поручения в классе и в школе_________________________________________

Кружки и секции, которые посещаете________________________________________________

Будущее образование и цели карьеры________________________________________________

Я заинтересован в этой должности, потому что _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись Дата

Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проведение исследований рынка.

Цель: узнать, какие потребители заинтересованы в вашей продуцкии, какие качества товара наиболее важны для них, какую цену готовы заплатить за него. Основываясь на полученных данных, постройте кривую спроса.

3. Выбор названия компании.

Название компании должно внушать доверие о отражать вид деятельности, выбранной вами. Необходимо придумать и прорисовать логотип вашей компании. Хорошо бы иметь девиз, утверждающий ваши цели и стремления.

4. Получение средств.

Вашей компании потребуется некоторая сумма денег для начала деятельности. Вы можете взять ее в банке, у друзей или членов семьи или продать акции. Просчитайте, что выгоднее.


2 шаг - составление плана деятельности

Необходимо составить бизнес-план компании, который представляет собой краткий документ и может быть использован для определения четких задач и потребностей компании. Он должен содержать описание продукта, производимого компанией, сведения о финансовых потребностях и наличных средствах, человеческих ресурсах, примерный бюджет, планы производства и торговли.

Обходимо подготовить следующие документы:

  • план выплаты зарплаты сотрудникам;

  • план производства заказ материала, обучение производственной деятельности, стадии производственного процесса, количество производственных бригад, количество производственных циклов, предполагаемые трудозатраты)

трудозатраты = число рабочих х количество производственных циклов х зарплата за производственный цикл

  • план торговли (рекламная кампания, рекламная стратегия, обучение торговле и т.д.)

  • финансовый план (необходимо составить примерный план расходов и поэкспериментировать с различными ценами; просчитать цену товара, которая должна оправдать расходы, принести достойный доход компании, а акционерам (если они есть) - заслуженные дивиденды.)

Первое заседание правления должно утвердить рабочий бюджет и уставные нормы.

УСТАВНЫЕ НОРМЫ

Статья 1 - Акционеры. Компания принадлежит акционерам. У одной семьи может быть не более трех акций одной компании.

Статья 2 - Правление. Управление компанией осуществляется правлением, состоящим из чле­нов компании. Половина членов правления со­ставляет кворум. Все вопросы должны решаться большинством голосов.

Статья 3 - Руководство компании. Директор, зам. директора по финансам, зам. директора по персоналу и секретарь, зам. директора по произ­водству и зам. директора по маркетингу будут выполнять указания правления.

Статья 4 - Заработная плата. Минимальная заработная плата будет составлять 15 руб. за один производственный цикл. Минимальное жа­лованье руководителей составит 150 руб. за цикл. Комиссионные за продажу продукции бу­дут выплачиваться в размере 10%.

Статья 5 - Финансы. Чеки должны быть подпи­саны одним из руководителей, а также консуль­тантом или преподавателем.

Статья 6 - Продукция. Продукция должна быть утверждена преподавателем.

3 шаг - деятельность компании

После того, как утвержден бюджет и составлены планы производства и продажи, необходимо приступить к работе Необходимо вести каждый день записи производства товара, продажу товара и возвращение денег в компанию.

4 шаг - завершение деятельности компании

Как только компания закроет производство, вашей основной задачей будет продать товар как можно быстрее.

На заседании правления , чтобы выяснить , насколько компании удалось достичь своих целей каждый руководитель делает отчет.

Производственный отчет (зам. директора по производству)

Количество произведенных единиц

Затраты на производство

Производительность

Торговый отчет (зам. директора по маркетингу)

Вся торговая кампания

Затраты на торговлю

Количество продаж

Отчет по кадрам (зам. директора по персоналу)

Заработная плата

Комиссионные

Финансовый отчет (зам. директора по финансам)

Счет прибылей и убытков

Балансовый отчет

Отчет директора (директор компании)

Подведение итогов деятельности

При подготовке годового отчета обычно включают следующую информацию:

  • цели вашей компании;

  • описание продукции;

  • стратегия производства и торговли;

  • общий финансовый статус

  • полученный опыт;

  • счет убытков и прибылей;

  • балансовый отчет.

Счет убытков и прибылей

Убытки (руб)

Прибыли (руб)

Общий приход


*

Налог с продажи


*

Товарооборот


*

Комиссионные

*


Чистый товарооборот


*

Стоимость производственного оборудования и материалов

*


Заработная плата

*


Валовая прибыль


*

Жалование руководителей

*


Начальные издержки

*


Выплаты банку

*


Поощрения продавцам и другие расходы

*


Чистый доход без вычета налога


*

Налог на прибыль

*


Чистый доход после вычета налогов.


*



Ликвидационный балансовый отчет


Активы, подлежащие распределению


Наличные


Распределение выручки


Сумма, заплаченная акционерам


Выплаты организациям


Прочее


Общая сумма распределенных средств



36

© 2010-2022