Использование сервисов Google в процессе обучения информатике

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. На примере сервисов Google Apps Education Edition  можно рассмотреть следующие возможности применения в учебном процессе:Обмен информацией и документами, а также выполнение совместных проектов...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование сервисов Google в процессе обучения информатике.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС), в качестве основного результата образования выступает умение организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, а также способы взаимодействия. То есть необходимо обеспечить выпускникам устойчивые навыки жизни и работы в информационном обществе, готовность и способность к информационной деятельности: поиску и сбору информации, умению систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию, умению хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот.

Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Наиболее распространенными системами сервисов на основе технологии облачных вычислений, применяемыми в образовательном процессе, являются MicrosoftLive@eduи GoogleAppsEducation Edition. Они представляют собой web-приложения на основе облачных технологий, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, использование которых призвано повысить эффективность общения и совместной работы. Однако сегодня недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе.

Онлайновые сервисы для учебных заведений от Google обладают рядом достоинств, что даёт возможность использовать их в любой образовательной среде, где есть сеть Интернет.

Cреда современных сетевых сервисов помогает создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые 21 веку:

  • информационная грамотность - умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;

  • медийная грамотность - способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;

  • организационная грамотность - способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;

  • коммуникативная грамотность - навыки эффективного общения и сотрудничества;

  • продуктивная грамотность - способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование.

Сервисы Google Apps имеют ряд преимуществ, так как поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями; работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете; все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.

На примере сервисов Google Apps Education Edition можно рассмотреть следующие возможности применения в учебном процессе:

Обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: консультирование по проектам и рефератам, проверка домашней работы. Такую возможность предоставляет использование электронной почты, чата и форума.

Выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.

На своих уроках информатики в 8 и 9 классе я попросила всех учащихся пройти процедуру регистрации на google, тем более что большинство из них уже имеет свои аккаунты, так как наличие телефонов и планшетов на платформе андроид вынуждает их пройти эту процедуру, а также скачивать программы с этого сервиса.

После регистрации прошу всех детей написать мне письмо и группирую по классам. Теперь общение с обучающимися происходит намного проще, так как сообщения можно отправлять сразу всей группе, и можно осуществлять постоянное взаимодействие.Использование сервисов Google в процессе обучения информатике

Для начала я показала детям возможности сервисов, использование google - диска, а также создание текстовых и табличных документов, презентаций. Научила давать доступ и прикреплять к электронному письму. Теперь они смогут сдавать множество работ учителям - предметникам, не имея программы Microsoft Office, и нет необходимости постоянно носить свои работы на флешке. Данный сервис позволяет документы загружать и создавать, хранить, просматривать, совместно редактировать их с любого компьютера дистанционно.

Затем мы научились совместно работать над общей презентацией. Например, при изучении темы «Звук и видео в интернете» обучающимся было предложено дополнить информацией совместную презентацию, которая была создана тут же учителем, и каждому члену группы дан к ней совместный доступ. Этот прием очень удобен для создания коллективных презентаций при осуществлении проектной и исследовательской деятельности, занятий при дистанционном обучении.Использование сервисов Google в процессе обучения информатике

Еще одного пример: учащимся было предложено задание в режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать информационный листок или электронную газету на тему «Зимние олимпийские игры». Необходимо было придумать название темы или газеты, указать номер и дату выпуска, имена и адреса авторов. Тексты снабдить названиями, рисунками, цитатами. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения.

Помимо того, ребята собирали информацию в интернете и создавали совместную презентацию на тему «Их именами названы улицы города».

Сервис Google Docs (Таблицы) позволяет создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа данных. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ по таким разделам различных школьных дисциплин, как моделирование, обработка числовых данных в таблицах, построение диаграмм. Для примера предлагаю учащимся создать таблицу известных каналов связи, их состава и характеристик. Учителю необходимо подготовить исходную таблицу и предоставить учащимся право доступа к ней. Они могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу. В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи.

Форма google помогает создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, которые можно публиковать на сайте. Их опять можно использовать при осуществлении дистанционного обучения. Таких моментов в учебном процессе возникает множество: сильные морозы, карантин, попадание уроков на праздничные выходные дни, болезнь ребенка и так далее. Если научит ребенка регулярно проверять почтовый ящик или смотреть задание в электронном журнале, можно много тем изучить, используя эти сервисы.

В дальнейшем я планирую научить обучающихся создавать собственные сайты - тетради, которые сможет просматривать тот, кому будет дан доступ. С их помощью можно осуществлять дистанционное обучение, проверку домашнего задания, выполнение проектных и исследовательских работ. Так как обучающиеся очень любят проводить время за компьютером, да еще и в интернете, необходимо направить их энергию в необходимое русло.

Все выше сказанное можно обобщить в виде таблицы, наглядно демонстрирующей применение облачных сервисов на различных этапах урока или занятия.

Этап урока (занятия)

Используемый сервис

Проверка домашнего задания

GoogleДокумент, GoogleПрезентация, GoogleФорма (тест)

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

GoogleРисунок (инфографика, схемы, графы)

Первичная проверка понимания

GoogleРисунок, GoogleДокумент

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее применении по образцу

GoogleРисунок, GoogleДокумент, GoogleТаблица

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

GoogleПрезентация, GoogleДокумент

Домашнее задание к следующему уроку

GoogleТаблица, GoogleФорма

Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы учащихся и преподавателя, и чем раньше педагоги начнут использовать облачные сервисы в своей работе, тем раньше они получат эффективный инструмент для построения индивидуальной траектории обучения, тем эффективнее и интереснее они могут сделать процесс обучения.

Список использованных источников

  1. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 55-59.

  2. Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.- М., 2012, №1 (230). - С. 45-50

  3. Сейдаметова З. С., Сейтвелиева С. Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. 2011. № 9.

  4. Cотрудничество в среде Google [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: sites.google.com/a/pednn.ru/ged/Home

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:standart.edu.ru

© 2010-2022