Игровые технологии на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Филиппов В.И.,

Учитель информатики

МБОУ Гимназия №11 г.о. Железнодорожный


Очевидно, что обучение любому пред­мету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Пред­мет «Информатика», с одной стороны, на­ходится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как использование на уроках компью­тера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие уче­ники связывают компьютер исключи­тельно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики уче­никам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.

Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требу­ется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличают­ся высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают школьни­ков быть активными. На уроках с исполь­зованием этих методов учащиеся само­стоятельно принимают решения (изве­стно, что знания, которые ученики до­бывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указан­ные методы обучения обеспечивают на­правленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблем­ных ситуаций, обеспечивают запомина­ние главного на уроках, возбуждают ин­терес к изучаемому предмету и выраба­тывают потребность к самостоятельно­му приобретению знаний.

Игра и игровые ситуации имеют большой потенциал для общего развития и воспитания ребенка, помогая решать разнообразные педагогические задачи. В игре происходит усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков, вырабатыва­ются личностные качества.

Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте, в средних и старших классах также может рассматриваться как средство стимулирования интереса к учению.

Игры заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, вообра­жение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепля­ют память.

Игра в классах среднего звена.

Важной задачей в курсе информатики является усвоение детьми правильной предметной терминологии.

Решать поставленную задачу помо­гает работа с ребусами, кроссвордами и сканвордами. Этот вид головоломок таит в себе и обширные педагогические возможности. При разгадывании сканворда косвен­но осуществляется повторение материала, не говоря уже о возможности проверки уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде. Кроме того, решение сканвордов расширяет кругозор обучаемых, развивает наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, позволяет отработать грамотное написание терминов

Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информати­ки. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым сло­вом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом тер­мины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Составление ребусов - задача сложная и интересная как для ученика, так и для учителя. Для учащихся - это возможность самовыражения независимо от уровня успеваемости, для учителя - творческая лаборатория по изучению харак­тера ученика. По созданным рисункам можно проанализировать, что творится в данный момент в душе ребенка, эти наблюдения можно использовать в личност­ном подходе к учащемуся, может быть, они помогут и классному руководителю открыть какие-то новые качества ученика.

Решение кроссвордов, сканвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обуче­ния. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые зна­ния. По смыслу эта игра напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды полез­ны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, от­тачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробужда­ет интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Игра в старших классах.

В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, кото­рый обязывает учителя сделать каждого учащегося участником учебно-воспита­тельного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изуча­емых в учебном курсе проблем.

Одним из методов активного обучения являются деловые игры.

Для деловой игры характерно наличие:

  • имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений;

  • проблемной ситуации;

  • ролей;

  • ролевых целей и общей цели всего коллектива;

  • взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли;

  • коллективной деятельности;

  • цепочки решений.

Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.

Игра - идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и челове­ческих качеств вообще. Недаром игра - основное времяпрепровождение любого ре­бенка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональ­ный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок в несколько приемов добиться целей, на достижение которых при традиционном обучении уходят без особенной эффективности многие часы и огромные усилия преподавателя.

Главная задача этого метода - развить умение анализировать поставленные задачи, вырабатывать решения самостоятельно.

Заложить в мышление ребенка информационные структуры и научить ими пользоваться в логическом моделировании помогают обучающие игры: деловые игры в профессии, проектные игры-конкурсы, информационные исследовательские обучающие игры и компьютерные предметные и профессиональные тренажеры. Ак­тивный ребенок сможет в дальнейшем наполнять свою информационную структуру и формировать в своем мышлении базу знаний. Только тогда учащийся будет готов к творческой профессиональной деятельности и дальнейшему образованию в ус­ловиях столетия «фантастических» технологий.






© 2010-2022