Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?

Цели урока: образовательные:  учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или вы­полняют с объектом);  учить описывать состав и возможные действия объекта в таблич­ном виде; развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитательные:  воспитывать  навык корректного ведения беседы на уроке при обсуждении вопросов, трудолюбие, аккуратность, ответственность при выполнении заданий.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?)

Цели урока: образовательные: учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом); учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде; развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитательные: воспитывать навык корректного ведения беседы на уроке при обсуждении вопросов, трудолюбие, аккуратность, ответственность при выполнении заданий.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

- На вопрос "Как это делается?" можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется такой план? (Алгоритм.) С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду...

- А теперь представьте себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объясняли, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню... Сможет ли он понять и выполнить алгоритм, если он не знает, что такое чайник, что такое банан, рыба или яблоня?

- Значит, нужно уметь отвечать не только на вопрос "Как это делается?", но и на вопросы "Что это такое? Кто это такой?".

III. Изучение нового материала.

1. Описание объекта. Таблица "Состав - Действия"

- Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

- Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):

- карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика;

можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...);

- велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать);

- А теперь попробуйте, наоборот, "узнать" предмет по такому описанию (учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):

- состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);

- есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).

- Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в рабочей тетради задание 1 и таблицу. Сверху в этой таблице записано название предмета ("ЧАЙНИК"), в столбце "СОСТАВ" мы запишем ответ на вопрос "Из чего состоит?", а в столбце "ДЕЙСТВИЯ" - ответ на вопрос "Что с ним можно делать?".

Выполнить задание 1 (состав и действия чайника).

- Из чего состоит чайник? Что можно делать с чайником? (Дети называют сначала составные части чайника, затем действия, которые с ним можно выполнять, а учитель на доске заполняет сначала левый, затем правый столбцы таблицы.)

Выполнить задание 2 (состав и действия школьника).

- Кого нужно описать в этом задании? Обратить внимание детей на то, что:

- вопросы в таблице "Состав - Действия" записаны по-другому (не "Из чего состоит?", а "Что у него есть?; не "Что с ним можно делать?", а "Что умеет делать?");

- отвечая на эти вопросы, нужно описать не просто человека или ребенка, а именно школьника!

Предложить детям самостоятельно заполнить таблицу. Проверить результаты.

Выполнить задание 3 (узнать сказочного героя по описанию состава и действий).

После того как имя будет отгадано и вписано в клетки, спросить, какие действия Красной Шапочки названы в описании.

(Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, любит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.)

2. Сравнение состава и действий объектов (загадки).

- В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать. Например (прочитать вслух приведенные ниже загадки, попросить детей отгадать их (назвать объекты), а также назвать составные части и/или действия этих объектов, пользуясь текстом загадок):

- "Два кольца, два конца, посередине гвоздик".

(Ножницы состоят из: двух колец, двух концов, гвоздя.) ~ "Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет".

(Действия дождя: шумит, идет, в дом не попадет.)

- "Стоит дерево, у дерева 12 веток, на каждой ветке по 4 прута, у прута по 6 кистей, седьмая - золотая".

(Год состоит из: месяцев, недель, дней недели.) Обратить внимание детей: если бы в последней загадке составные части были названы прямо, то ее было бы очень просто отгадывать:

"Что состоит из 12 месяцев?". Поэтому в загадках чаще всего названия составных частей зашифрованы: вместо них названы похожие составные части других предметов. Например:

- "Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу?" (Очки.)

- Как в этой загадке названы части оправы очков: заушники, обод и дужка? (Оглобли, колеса, седёлка.)

Выполнить задание 7 (знакомство со способом составления загадок). Обратить внимание детей: в задании используется только часть таблицы "Состав -Действия" - а именно столбец "Состав".

- В столбце "На что похоже?" записаны названия предметов, на которые похожи части рыбы:

- чешуя у рыбы похожа на ... (сделать паузу, чтобы дети продолжили ответ) кольчугу воина, хвост - на ... веер принцессы, плавники - на ... крылья птицы.

Обсудить вслух и дописать текст загадки.

Выполнить задание 8 (отгадывание загадок). Обратить внимание детей на то, что:

- эти две загадки нужно отгадать;

- в первой загадке используется другая часть таблицы "Состав - Действия" - только столбец "Действия";

- во второй загадке используется только столбец "Состав".

- В столбце "Такие же действия" записаны названия предметов, которые выполняют те же действия, что и загаданный предмет или существо:

- он колется, как ... ёлка; катится, как ... клубок; пыхтит, как ... паровоз.

Вписать в столбец "Такие же действия" слово "паровоз". Обсудить и дописать текст загадки. Вписать в верхней строчке отгадку - "ЕЖ". Задание на дом - нарисовать ежа и отгадать вторую загадку.

Выполнить задание 9 (придумывание загадок).

В задании предлагается придумать три загадки: две - с помощью таблицы "На что похоже?" и одну - с помощью таблицы "Такие же действия". Можно отложить часть задания на следующее или любое другое занятие. Если на уроке придумано две загадки, то третью можно предложить детям составить дома. (Можно попросить записать текст готовой загадки на отдельном листочке и провести конкурс на лучшую загадку. Самые интересные загадки учитель сможет использовать в своей дальнейшей работе.)

Первая загадка:

Учитель называет предмет, о котором будет первая загадка: "Давайте теперь сами придумаем загадку про ... (например, про книгу)".

Записать название предмета или существа, о котором будет первая загадка, в верхнюю строку таблицы, например: "КНИГА". Таблица обязательно заполняется и на доске, и в тетрадях. В тетрадях дети работают простыми карандашами - в ходе обсуждения может возникнуть необходимость исправления уже записанных слов. (См. замечания в конце описания задания.)

Назвать и записать две-три составные части предмета. Например, у книги есть ... (обложка, страницы).

Назвать для каждой части предмет, на который она похожа. Здесь по каждому пункту нужно получить от детей максимальное количество ответов, обсудить их и выбрать самый интересный. Например: обложка книги похожа на ... пенал с карандашами, футляр, ларчик, рубашку -на человеке, кожуру апельсина,...; страницы - на листья дерева или гербария, лепестки цветка,...

Записать названия этих предметов в таблицу "На что похоже?".

Составить текст загадки. Очень хорошо, если удастся придумать рифмованную загадку, но не нужно тратить на это слишком много времени. Например: "Листья с дерева слетелись, в кожуру для нас оделись", или:

"В красивом ларчике собрали лепесток к лепестку", или: "Лист к листу, а не гербарий, в рубашке, а не человек".

Вторая загадка:

Учитель называет предмет, о котором будет вторая загадка: "Давайте теперь придумаем загадку про ... (например, про компьютер)".

Записать название предмета в верхнюю строку таблицы: "КОМПЬЮТЕР".

Назвать и записать два-три действия предмета. Например, на компьютере можно... играть, рисовать,...; с его помощью можно... считать, посылать (получать) письма,...

Назвать для каждого действия предмет, который выполняет такое же действие. Например: играет, развлекает, как... Дед Мороз, лучший друг;

можно рисовать, как ... кисточкой, карандашом, фломастером; считает, как ... бухгалтер; может доставить письмо, как ... почтальон.

Выбрать и записать названия этих предметов в таблицу "Такие же действия".

Составить текст загадки. Например: "Не Дед Мороз, а с детьми играет, не карандаш, а рисовать помогает, не почтальон, а письма доставляет". Или: "Не почтальон, не друг и не учитель, но доставит письма быстро, даст на выбор краски, кисти, и поможет рисовать, и поможет поиграть".

Третья загадка придумывается по той же схеме, что и первая - используется таблица "На что похоже?". (Возможный персонаж - жук. Например: лапки - палочки, крылья - лепестки, усы - антенны; возможный текст загадки: "На шести палочках стоит, лепестками машет, антенной грозно шевелит, что это - кто скажет?".)

IV. Итоги урока.

- Сегодня вы узнали, что предмет или существо можно описать, называя его составные части и действия, которые он выполняет (или с ним выполняют).

V. Домашнее задание.

Задание 6 - придумать название фантастического животного и заполнить для него таблицу "Состав - Действия". Попросить детей придумать название, в котором отражался бы состав и/или действия животного (можно привести пример: "курослон" или "слонокрокодил").

Задание 9 - придумать загадку, записать ее текст на отдельном листочке.

Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?

Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?

Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?

Конспект урока информаткики СОСТАВ И ДЕЙСТВИЯ ОБЪЕКТА (ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? ЧТО УМЕЕТ?


© 2010-2022