ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Дахнов В.А.,

учитель информатики МБОУ СОШ №1 г. Вяземского

Вяземского муниципального района

Любая реальность является суммой информационных технологий.

Виктор Пелевин. S.N.U.F.F.

На сегодняшний момент поток информации настолько огромен, что не всегда мы можем правильно с ней работать. Главной задачей учителя информатики в образовательном учреждении является помощь учащимся в освоении информационных компетентностей, которые предлагают новые образовательные стандарты. Это не только осуществление поиска информации её обработка, накопление, перевод из одной формы в другую, но и активноe освоение универсальных учебных действий.

Помочь в этом может современная компьютерная техника, которой оснащены все образовательные учреждения, но в подавляющем большинстве ее не хватает для того, чтобы посадить каждого ученика за компьютер для проведения тестирования, поиска информации для проектной деятельности, решению исследовательских задач, да и просто подготовке к домашнему заданию.

В этой ситуации необходимо искать возможности не только имеющейся материально-технической базы, но и того, что «мешает» процессу обучения, как правило, это телефон, который можно превратить в необходимый инструмент-помощник.

Ведь, как правило, в сумке ученика XXI века есть учебник по какому-нибудь предмету, пара тетрадей, иногда подготовленный для выступления доклад, телефон, все чаще ноутбук или планшетный компьютер. Реалия такова, что в школу приходит современный ученик-абориген IT-среды, прогрессивный, имеющий доступ к информационному полю в любом месте благодаря мобильным устройствам.

На мой взгляд, эффективными технологиями, которые можно использовать в образовательном процессе, является технология QR - кодов, «дополненная реальность», интерактивная система голосования.

Именно эти технологии просты в использовании и ориентированы на меньшее количество времени, который тратит учитель при подготовке к уроку.

Я хочу остановиться более подробно на использовании технологии QR-кодов в образовательном процессе. Эту технологию можно использовать через:

  1. Учебную деятельность;

  2. Воспитательную деятельность;

  3. Методическую работу.

На уроках информатики QR-коды можно использовать на различных этапах урока. От постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.

В качестве гаджетов можно использовать мобильные устройства и планшеты. QR-код это одно из направлений дополненной реальности. Она объединяет реальные параметры с виртуальными и может использоваться не только в электронном в виде, но и в формате раздаточного материала. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный On-line сервис для создания QR-кода qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение.

Рисунок - сайт генератора QR-кодов

Для считывания QR-кодов на настоящее время существует огромное количество специальных программ. Почти для каждой модели телефона существует свое приложение (в зависимости от ОС смартфона). QR Droid (ОС Android) - это более серьёзная программа, которая даёт возможность считывать, создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы iOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов - это QR Code City. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рисунок 2- информационный стенд, размещенный в кабинете информатики

Для того чтобы обучить данной технологией учащихся необходимо на уроке изучения новой темы выделить 5-10 минут на знакомство с данной технологией. В кабинете информатики находится информационный стенд с алгоритмом работы QR-кодов, это позволяет учащимся постоянно обращаться к данной информации. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

После освоения техники можно выполнять различные задания. Например, на уроках «Средства поиска данных в Интернете» (11 класс) на этапе закрепления знаний я использую инструктивную карточку, где последовательно расположен алгоритм следования выполнения заданий (приложение №1).

Инструктивные карточки направлены на выполнения поиска более узкой информации по теме. Это может быть: закрепление определения, повторения алгоритма решения задач, проверка знаний, поиска новой информации к уроку и много другое.

QR-технология может быть использована для проведения лабораторных и практических работ. Здесь задания более расширены, усложнены и состоят из несколько этапов. Учащимся приходится не только искать ответ через различные поисковые сервисы, но и генерировать свой QR-код в виде ответа.

Например, практическая работа «Способы поиска в Интернете» (9 класс) (приложение №1).

Данная технология направлена на мотивацию ребенка к освоению любой информации, если ее правильно подать. На организационно-мотивационном этапе урока можно использовать QR-коды как предположение, например: О какой теме пойдет речь на уроке? Какой код лишний и почему?

В опросе домашнего задания может быть самостоятельная работа, диктант или тест, с применением кодов.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся придумать свой код по определенной теме, а затем посмотреть насколько детали совпадают или нет. Дать придумать 5 лучших идей, где можно использовать QR-коды в жизни человека или в школе. Лучшие идеи внедрить в практику школы.

При изучении новой темы можно прикрепить QR-коды на стикеры в учебнике и расширить пространство изучаемого параграфа (приложение №1), добавив в ссылки звуковые файлы, дополнительный текст, тем самым сделав любой кабинет независимым от специального компьютерного оборудования. В QR-метку помещается текст размером до нескольких страниц, который может содержать гиперссылки. Читать раскодированную метку можно как с экрана, так и с распечатки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рисунок 3 - QR метки к изучению различных тем

Рисунок 4 - стенд, размещенный в школьной библиотеке

Помимо учебного процесса QR-коды можно использовать в воспитательной работе. С помощь них можно проводить беседы, квест-игры с поиском артефактов, популяризовать школьную библиотеку, так как такая работа помогает вовлекать учащихся в образовательный процесс и мотивировать на поисковую деятельность. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QR-КОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Технологию QR-кодов можно использовать в методической работе: для проведения семинаров, мастер-классов тренингов, создания информационных стендов и методических недель. Например, мастер-класс для педагогов «QR-код, как новый инструмент работы на уроке» (приложение №1).

Такая работа будет привлекать педагогов к использованию новых информационных технологий, а значит повышать уровень освоения информационных компетентностей у учащихся.

Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как вам и вашим ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Обращу внимание только на вопрос целесообразности применения этой технологии в каждом конкурентом случае, ведь личное общение, самостоятельный поиск информации, исследование остается первостепенным.









Список библиографических ссылок:

  1. «Использование QR кодов в образовании» Баданов Александр Геннадьевич google.ru/QjCNFJOqgHmrjpp6KgrOYlWvKRdc6AdQ&sig2=eLXdmX1730S5xWC2srC6BQ&bvm=bv.107467506,d.bGg

  2. «QR-КОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» Литус К.Д., Напалков С.В. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBsQFjAAahUKEwj0z9awtY3JAhWFlCwKHW9lA6g&url=http%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2F2015%2Fpdf%2F12731.pdf&usg=AFQjCNEx3-bHEEgGktN_m4Mv5k0DQGaFcQ&sig2=6VpquMNS0cC_i2_jdYLxdw&bvm=bv.107467506,d.bGg

  3. «QR-код» Википедия ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4

  4. «QR-code: Расширенная реальность или конструируем образовательное пространство» elatypova.tumblr.com/post/30646742973/qr-code-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC
















Приложение 1


Ссылки:

  1. Инструктивная карта «Средства поиска данных в Интернете» - docs.google.com/document/d/13h0THq3-0y2an70789mlMPsyAnzJl74vyk0uY4C69Ow/pub

  2. Практическая работа «Способы поиска в Интернете» - docs.google.com/document/d/1Zim2VnNLen_-8bhNJnoDravoX7A7DfITKcLQA9Ej5c0/pub

  3. Мастер-класс для педагогов «QR-код, как новый инструмент работы на уроке»- docs.google.com/presentation/d/1uXLlEcsBBmhv4N9wNmT4xar5zgXO1YNNsGWt81NRfCk/pub?start=false&loop=false&delayms=60000

  4. QR-код с дополнительной информацией к теме «Информация и знания» drive.google.com/file/d/0B0yajwgADeeFN2Fwd2dnNk5ORnM/view?usp=sharing



© 2010-2022