- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 7 класс
Рабочая программа по информатике 7 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рязанова И.С. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________/Рязанова И.С./
Протокол № 1
от «____» сентября 2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/Бухтиярова Н.Н./
«____» сентября 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________/Рябцева Е.Д./
Приказ №___
от «____» сентября 2014г
Рабочая программа
по информатике в 7 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Рязанова Инна Сергеевна,
учитель физики, информатики и математики
с.Ключи-Булак
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по информатике 5-7 классы (базовый уровень) под редакцией Л.Л. Босова, А.Ю. Босова (Москва «Бином» 2011) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Л.Босова (Информатика. 7 класс. Москва «Бином» 2012). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения информатики, которые определены стандартом.
Цели изучения информатики:
-
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
-
обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
-
научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.)
-
формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
-
формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
-
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
-
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
-
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
-
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
-
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Информатика и ИКТ. 7 класс: : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.Л.Босова-М.: «Бином», 2012г.
2. Поурочные разработки по информатике 7 класс. А.С. Фёдоров Волгоград «Учитель» 2009г.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты) и устный опрос.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса информатики 7 класса ученик должен:
-
для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состояния;
-
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
-
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;
-
понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
-
понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
иметь представление о назначении и области применения моделей;
-
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
-
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
-
уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
-
знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
-
осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
-
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
-
выполнять операции с основными объектами операционной системы;
-
выполнять основные операции с объектами файловой системы;
-
уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
-
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
-
выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
-
создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
-
для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике
Оценка практических работ
Оценка «5»
-
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
-
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
-
соблюдает правила техники безопасности;
-
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
-
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
• работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
• в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
• работа проводилась неправильно.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
• правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
• строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
• может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
• ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
• учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
• правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
• умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
• допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
• допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
• выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
• если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
• работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
• работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Контрольные работы
Практические работы
1.
ОБЪЕКТЫ И ИХ ИМЕНА
6
1
3
2.
ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
20
2
10
3.
АЛГОРИТМИКА
7
1
4
4.
ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
2
2
Итого:
35
4
15
Содержание по предмету
Тема 1. Объекты и их имена (6 часов).
Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
-
Основные объекты операционной системы;
-
Работа с объектами файловой системы;
-
Создание текстовых объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
-
разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
-
основные приёмы создания текстовых документов;
-
название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;
Уметь:
-
формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
-
классифицировать объекты по заданному признаку;
-
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль ЗУН: тест
Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).
Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Компьютерный практикум:
-
Создание словесных моделей;
-
Графические модели;
-
Создание табличных моделей;
-
Создание вычислительных таблиц;
-
Знакомство с электронными таблицами;
-
Создание диаграммы и графиков;
-
Схемы, графы и деревья
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
смысл терминов «модель», «моделирование»;
-
различные стили выполнения словесных информационных моделей;
-
понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
-
новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
-
знать разные виды списков;
-
компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
-
определение знаковой информационной модели;
-
правила оформления простых таблиц;
-
правила оформления сложных таблиц;
-
условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
-
назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
-
определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Уметь:
работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
создавать аннотацию и конспект известного материала;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
применять табличный способ при решении логических задач;
строить блок-схему к любому алгоритму;
строить графы к различным задачам;
создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
-
создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
-
применять табличный способ при решении логических задач;
-
вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
-
строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест
Тема 3. Алгоритмика (7 часов).
Содержание учебного материала: Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика».
Контроль ЗУН: проект.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
-
знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
-
СКИ Робот, среду действия Робот.
Уметь:
-
определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
-
создавать программу для линейного алгоритма;
-
создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
-
иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
-
иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Итоговый проект: 2 часа
Список литературы
1. Информатика и ИКТ. 7 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Л.Л.Босова-М.: «Бином», 2012г.
2. Поурочные разработки по информатике 7 класс. А.С. Фёдоров Волгоград «Учитель» 2009г.
3. Современные открытые уроки информатики 7-11 класс. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Ростов н/Дону «Феникс», 2008г
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Дата
план
факт
ГЛАВА 1. ОБЪЕКТЫ И ИХ ИМЕНА
6
1
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа (Пр) №1 «Основные объекты операционной системы Windows»
1
2
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа (Пр) №2 «Работа с объектами файловой системы»
1
3
Состав объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создаём текстовые объекты» (задание 1-3)
1
4
Системы объектов. Практическая работа (Пр) №3 «Создаём текстовые объекты» (задание 4-6)
1
5
Система и окружающая среда. Практическая работа (Пр) №3 «Создаём текстовые объекты» (задание 7-9)
1
6
Персональный компьютер как система.
Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена»
1
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
20
7
Модели объектов и их назначение.
Практическая работа (Пр) №4 «Создаём словесные модели» (задание1-3)
1
8
Информационные модели.
Практическая работа (Пр) №11 «Графические модели»
1
9
Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.
Практическая работа (Пр) №4 «Создаём словесные модели» (задание 4-5)
1
10
Работа со словесными информационными моделями.
Практическая работа (Пр) №4 «Создаём словесные модели» (задание 6-7)
1
11
Создание и оформление словесных информационных моделей.
Практическая работа (Пр) №4 «Создаём словесные модели» (задание 8-9)
1
12
Многоуровневые списки.
Практическая работа (Пр) №5 «Многоуровневые списки»
1
13
Математические модели.
Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов»
1
14
Табличные информационные модели.
Структура и правила оформления таблицы.
Практическая работа (Пр) №6 «Создание табличных моделей» (задание1,2)
1
15
Простые таблицы.
Практическая работа (Пр) №6 «Создание табличных моделей» (задание3,4)
1
16
Сложные таблицы.
Практическая работа (Пр) №6 «Создание табличных моделей» (задание5,6)
1
17
Табличное решение логических задач.
Практическая работа (Пр) №6 «Создание табличных моделей» (задание7)
1
18
Вычислительные таблицы.
Практическая работа (Пр) №7 «Создание вычислительных таблиц в Word»
1
19
Знакомство с электронными таблицами.
Практическая работа (Пр) №8 «Знакомство с электронными таблицами» (задание 1-3)
1
20
Работа с электронными таблицами.
Практическая работа (Пр) №8 «Знакомство с электронными таблицами» (задание 4-6)
1
21
Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин.
Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 5-7)
1
22
Графики и диаграммы.
Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 1-3)
1
23
Графики и диаграммы.
Визуализация многорядных данных.
Практическая работа (Пр) №9 «Создание диаграмм и графиков» (задание 4)
1
24
Многообразие схем.
Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья» (задание 1,2)
1
25
Информационные модели на графах.
Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья». (задание 3-5)
1
26
Деревья.
Практическая работа (Пр) №10 «Схемы, графы и деревья» (задание 6,7). Контрольная работа №3 "Информационное моделирование"
1
ГЛАВА 3. АЛГОРИТМИКА
7
27
Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником.
Работа в среде Алгоритмика.
1
28
Исполнитель Чертежник .Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика
1
29
Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Работа в среде Алгоритмика.
1
30
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика.
1
31
Исполнитель Робот. Цикл «пока».
Работа в среде Алгоритмика.
1
32
Исполнитель Робот. Ветвление.
Работа в среде Алгоритмика.
1
33
Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмизация»
1
34-35
Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа»
Итоговая контрольная работа.
2