Методическая разработка интегрированного занятия

В рамках недели "Информатики-Математики" провели КВН, проанализировав, увидели, как много удалось на занятии и оформили отчет в виде методических рекомендаций, которые могут быть полезны, творчески работающим преподавателям, как форма организации мероприятия и как пример оформления своего опыта.Провели интегрированное занятие: Информатика – Математикапровели по форме интерактивное занятие – КВН и проектная деятельность при выполнении «домашних заданий» - применение производной в географии и ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка интегрированного занятия

Методическая разработка интегрированного занятияМетодическая разработка интегрированного занятияМетодическая разработка интегрированного занятияМетодическая разработка интегрированного занятия


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Петрова Людмила Борисовна

преподаватель - методист, специалист высшей категории

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»








СЕВАСТОПОЛЬ

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1 Обоснование и актуальность выбранной темы 3

2 Интегрированное обучение 5

2.1 Преимущества интегрированного занятия 5

2.2 Требования, предъявляемые к организации и структуре интегрированных занятий 5

2.3 Выбор типа и формы интегрированного занятия 7

3 Развернутый план занятия 11

Заключение 26

Список использованных источников 27

Приложение А 28

Приложение Б 30

«Педагогическая теория - абстракция. Ее практическое применение - всегда высокое искусство»

И.П. Подласый


1 ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ


Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. С этой целью пересматривается содержание образования, создаются новые учебные планы, программы, совершенствуются методы и формы организации обучения. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых дисциплин.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по дисциплинам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ней в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И преподаватель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Все дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием междисциплинарных связей. Структура интегрированного занятия включает в себя: чёткость и компактность учебного материала; взаимосвязанность материала интегрируемых дисциплин; большую информативную ёмкость учебного материала. При организации интегрированного обучения появляется возможность разносторонне изучить определённый материал, осмысленно воспринимать окружающее, привести знания в определённую систему, пробудить фантазию и интерес, развить позитивно-эмоциональное настроение.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Интегрированные уроки способствуют личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, позволяют более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов. На интегрированном занятии решаются дидактические задачи двух и более учебных дисциплин. При подготовке к такому занятию необходимо знать требования к планированию и организации их проведения.

Междисциплинарные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов.

Процедура интегрирования материала разных занятий и разных тем идет через установление внутридисциплинарных, междисциплинарных и межцикловых связей. Эти связи - еще не интеграция, но путь к ней.

Каждый преподаватель сталкивается с проблемой: студенты, приходя на занятия по одной дисциплине, не готовы использовать знания, полученные на других. Успешное изучение одной дисциплины часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другой. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

2 ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

2.1 Преимущества интегрированного занятия

Преимущества интегрированного занятия перед традиционным очевидны. На таком занятии можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений студентов, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных ситуациях. Интегрированные занятия приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслами, а так же:

  • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

  • не только углубляют представление о дисциплине, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения студентов в различных дисциплинах.

2.2 Требования, предъявляемые к организации и структуре интегрированных занятий

Разработка структуры интегрированного занятия - совместное дело преподавателей интегрируемых дисциплин. Интегрированные занятия в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, различные методы обучения. Всё это требует продуманного управления, по сути, новым процессом познания.

Для педагога интегрированные занятия дают простор деятельности и большие возможности, при этом требуют тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения. Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.

Но не все занятия приемлемы для интеграции. В основе интегрированных занятий должна быть близость содержания ведущих тем разных дисциплин и их логическая взаимосвязь.

Интеграция должна быть постепенной, от внутридисциплинарной к междисциплинарной. Подготовка такого рода занятий кропотлива. Что требуется от преподавателей?

  1. Они должны в полной мере владеть содержанием своей дисциплины.

  2. Хорошо знать содержание учебной дисциплины, с которой будет интеграция.

  3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство.

  4. Если урок проводят несколько преподавателей, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова.

Нами было принято решение о проведении интегрированного занятия дисциплин «Информатика» и «Математика» в группе специальности: - «Начальное образование»

Работа с информацией есть то, что объединяет познавательные интересы студента и саму сущность процесса образования. В информационном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. особенно актуальной становится задача формирования информационной компетентности и воспитания культуры работы с информацией. Информатика - предмет, по определению связанный с формированием информационных компетенций. Интеграция здесь видится в постепенном сближении информатики как науки о рациональных способах работы с информацией и базовых учебных дисциплин. Причем это сближение заключается как в придании информатике большей практической направленности и поддержке других учебных дисциплин, так и в стремлении максимально использовать достижения информатики в базовых учебных курсах. Интегрирующая роль информатики в формировании оперативного стиля мышления, который рассматривается в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей. Таким образом, компетенции, формирующиеся на уроках информатики, должны распространяться на весь процесс обучения (например, навыки поиска и анализа информации), а также они выступают как инструмент для повышения качества обучения других дисциплин (например, обработка и представление информации).

Дисциплина информатики является курсом с ярко выраженными междисциплинарным связями с математикой. Тесная связь информатики и математики существует в силу того, что теоретический аспект информатики является частью математики и сводится к элементам вычислительной математики.

Применение компьютера позволяет эффективно изучать многие разделы школьного курса математики и является одним из значительных инструментов решения математических задач.

Взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

2.3 Выбор типа и формы интегрированного занятия

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т.д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Какие технологии применяются в интегрированном обучении?

Видов педагогических технологий много, наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественнонаучного цикла применяются:

  • технология формирования приемов учебной работы;

  • технология листов опорных сигналов;

  • технология формирования учебной деятельности школьников;

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология учебно-игровой "деятельности;

  • технология коммуникативно-диалоговой деятельности;

  • модульная технология;

  • технология проектной деятельности.



Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение занятий с использованием различных типов и форм, которые мы рассмотрим далее.

1. Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;

  • урок-путешествие;

  • урок-экспедиция;

  • урок-исследование;

  • урок-инсценировка;

  • учебная конференция;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа- урок;

  • проблемный урок.

2. Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;

  • урок-сочинение;

  • урок-диалог;

  • урок - деловая или ролевая игра;

  • комбинированный урок;

  • путешествие;

  • экспедиция и т.д.

3. Урок применение знаний на практике. Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры;

  • практикумы;

  • уроки защиты проектов;

  • путешествие;

  • экспедиция и т.д.

4. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации междисциплинарных связей. Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок (урок-суд);

  • урок-совершенствование;

  • заключительная конференция;

  • заключительная экскурсия;

  • урок-консультация;

  • урок-анализ контрольных работ;

  • обзорная лекция;

  • обзорная конференция;

  • урок-беседа.

5. Урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока:

  • урок-зачет;

  • викторина;

  • конкурсы;

  • смотр знаний;

  • защита творческих работ, проектов;

  • творческий отчет;

  • контрольная работа;

  • собеседование.

Чтобы интегрировать, т.е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности преподаватели определяют тип занятия. Нами был выбран тип занятия - повторения, систематизации и обобщения знаний. Этот тип имеет самые большие возможности интеграции и реализации междисциплинарных связей и предполагает следующую структуру:

Структура занятия строится на сочетании этапов, этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний.

  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний студенты включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих занятиях, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность занятия зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности. Она не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются междисциплинарные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Занятие повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы студентов могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы студенты убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих занятиях восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности студентов.

Выбрав тип занятия - повторения, систематизации и обобщения знаний мы остановились на интерактивной форме проведения данного типа занятия - игра КВН.

Далее мы рассмотрим технологии в интегрированном обучении на примере ниже приведенного плана интегрированного занятия.


3 РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ: «Информатика» и «Математика»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Начальное образование» 5.01010201

«Человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, т.е. эмоцией»

С. В. Образцов


Тема занятия: «Применение производной», «Прикладное программное обеспечение: Текстовый процессор, Компьютерные презентации»


Дата проведения 21 марта 2013г.

Преподаватели Овчинникова О.А.

Петрова Л.Б.


Цели занятия:

  • повторение основных понятий и определений;

  • формирование научно-познавательного интереса студентов к дисциплинам;

  • развитие творческих способностей студентов;

  • отслеживание практической направленности знаний по математике и информатике;

  • связать математику и информатику с другими предметами;

  • развивать аналитические качества личности, формируя умения анализировать и сравнивать;

  • воспитание уважения к сопернику, стойкости воли к победе, умению работать в команде, ответственности за общее дело, профессиональных качеств будущих учителей.


Тип занятия: повторения, систематизации и обобщения знаний.- 80 мин.

Форма: - интерактивная форма проведения занятия - игра КВН

Межпредметные связи:

предметы: «Педагогика», «Воспитательная работа в школе», «Теоретические основы математики», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы педагогического мастерства».

Внутри предметные связи: все темы дисциплин

Техническое и дидактическое оснащение занятия: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, операционная система Windows, пакет MS Office, приложения Power Point, демонстрационные презентации по теме занятия, карточки с заданием для «Графического диктанта».

Предшествующая работа:

Для успешного проведения игры необходимо заранее выбрать ведущую, сформировать команды и жюри выдать командам домашнее задание. Тщательно продумать конкурсы. Подготовка раздаточного материала для конкурса «Графический диктант».

Студенты на предшествующих практических занятиях готовят приветствия и представление своей команды с использованием редактора PowerPoint. (см приложение А)

Домашнее задания командам

  1. Название команд: «Мышь», «Клавиатура». Создать презентацию команды и приветствие.

  2. Показать применение производной:

    • в географии и физике - задание команде «Клавиатура»

    • в химии и биологии - задание команде: «Мышь»

Ход игры:

  1. Сообщение целей и задач занятия Представление жюри

  2. Визитка команд

  3. Конкурс разминка. Игра «да-нет»

  4. Конкурс «блеф-клуб» (верю/не верю)

  5. «Мозговой штурм»

  6. Графический диктант

  7. Конкурс «Эрудиты, вперед»

  8. Конкурс «Лишний термин»

  9. Конкурс - капитанов «Домашнее задание»

  10. Подведение итогов.

Занятие проводится в виде соревнования двух команд (как группа делится на практические занятия - первая и вторая подгруппы), которые выбирают капитанов - им должен быть студент, хорошо знающий предмет, хороший организатор. Для участия в тематических конкурсах выбираются участники так, чтобы все члены команды приняли участие в конкурсах.

Оформление:

Кабинет украшен плакатами с изречениями известных ученых, пословицами и поговорками, шутками и карикатурами по теме занятия, вывешены газеты, в которых рассказывается об истории вычислительной техники и математики, помещены ребусы, кроссворды, загадки.

Весь подготовительный этап негромко звучит музыкальная заставка "Мы начинаем КВН..."

Столы в кабине расставляются «елочкой», так чтобы команды разместились одна против другой, в центре место жюри - счетной комиссии и ведущего (см. рис 3.1).

Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.1 - Расположение участников игры

"Мы начинаем КВН..." - громко звучит

  1. Сообщение целей и задач занятия Представление жюри

После музыкальной заставки "Мы начинаем КВН..."

Ведущий

Как вы знаете, с 19 по 30 марта у нас в колледже проводится неделя математики и информатики. В течение этой недели будут различные мероприятиях: олимпиады, конкурсы, игры.

А сегодня, мы с вами проводим занятие - КВН

Ведущий

Цели и задачи нашего занятия - это показать уровень ваших накопленных знаний. Участвуя в конкурсах, вы должны проявлять смекалку, свои умственные способности, а также ответственность каждого за команду.

Наши соревнования - это, прежде всего - игра. Дружелюбное отношение в КВНе - закон.

И в этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:

- юмор;

- способность оценить ответ соперника;

- товарищество;

- находчивость.

Пройдет немного лет, вы станете учителями и будете проводить такие и подобные мероприятия. Поэтому сегодня ваша задача участвуя - учиться, анализировать, в заключающей части - сказать: что получилось, какие были проблемы, что понравилось или не понравилось?

Учитывать ваши успехи и подсчитывать баллы будет серьёзное, авторитетное жюри: Ткаченко Татьяна Николаевна


Методические комментарии: Для заставки используем слайд №1 созданный в программе Power Point, для демонстрации слайдов на экране - мультимедийный проектор.

Совет: При создании слайда не перегружать его цветом, эффектами, использовать шрифт без засечек


Рисунок 3.2 - Слайд №1


  1. Итак, первый конкурс «Визитка команд»

Ведущий

Каждая команда приготовила небольшую презентацию с использованием редактора PowerPoint. (см приложение А) своей команды, которую сейчас оценит наше жюри. «Визитка» оценивается в 5 баллов




КОМАНДА МЫШЬ


Состав команды:

  1. Капитан: Ярёмова Анастасия

  2. Крупа Даниэль

  3. Коблюк Мария

  4. Комарова Ксения

  5. Левицкая Татьяна


  1. Романычева Алёна

  2. Угриновская Надежда

  3. Хлопко Дарья

  4. Шабадрова Виолетта

  5. Ямковая Мария



Девиз:

Ум без догадки ничего не стоит


Мышка

У компьютера есть… Мышка!

Это мышка не простая,

Эта мышка вот какая:

Скромный желтый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

2 или 3 кнопки

Мышкой можно указать,

Мышкой можно приказать -

И компьютер наш умело

Сразу примется за дело!


Девиз

Пусть победит сильнейший!

КОМАНДА КЛАВИАТУРА


Состав команды:


  1. Базарова Наталья

  2. Безбородова Татьяна

  3. Блудова Владислава - капитан команды

  4. Бортник Ольга

  5. Волошаненко Евгения


  1. Герасимова Дарина

  2. Дёмина Александра

  3. Демченко Елизавета

  4. Заграй Ксения

  5. Злобина Светлана



Девиз:

От А до Я пройдёмся - победы мы добьёмся


Отгадай-ка:

По клавишам прыг да скок -

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два и готово -

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот - ...


Клавиатура

Буль предельно осторожен,

Ведь со мной работать сложно.

Нужно навыки иметь

Чтобы мною овладеть

Сколько символов и букв

Убегает из под рук,

Лишь легонько прикоснешься

Посмотри на монитор,

Хоть на букву ошибешься

И прервется разговор


Мы желаем всем успеха, ведь победа нам не к спеху!


Ведущий

Итак, жюри начинают свою работу. Пока оно будет оценивать, и подводить итоги первого конкурса "Визитка команд", мы переходим к следующему конкурсу: Проводиться игра «Да - нет» (вопросы для обеих команд). Сейчас я буду зачитывать предложения, а вы должны хором отвечать на них «ДА» - если согласны, «НЕТ»- если не согласны.


  1. Конкурс разминка - Игра «Да-Нет»


Методические комментарии: конкурс разминка проводится с целью снятия эмоционального напряжения, студенты обоих команд отвечают хором Да или Нет на прочитанное ведущим правило или действие, связанное с техникой б/о в кабинетах вычислительной техники. На экране сайды презентации (см. рис. 3.3) , созданные в программе Power Point и для демонстрации используют - мультимедийный проектор. Это задание не оценивается - его задача создание раскрепощенной атмосферы игры.


Вот, обедая в столовой,

Вы услышали звонок...

Это вам уже не ново -

Мчитесь с булкой на урок. (нет)

Чтоб работали исправно

Все компьютеры всегда,

Нужно помнить вам о главном:

Главное здесь - чистота. (да)

Пыль компьютеру - лишь враг,

И, отправившись сюда,

Вычисти портфель, пиджак.

Для машины грязь - беда. (да)

Не касайтесь монитора -

Пятна сразу здесь видны.

Не хватайтесь для опоры

Вы за электрошнуры. (да)


Работать на клавиатуре нужно чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких ударов. (да)

Всегда пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры; ни к чему сообщать об этом учителю. (нет)

В кабинет информатики нужно входить спокойно в грязной обуви и верхней одежде. (нет)

А крикливым шалунишкам,

Тем, что любят поиграть,

Здесь не место. Много слишком

Можно невзначай сломать! (да)

Приходя в кабинет, приносите с собой еду и напитки. (нет)



Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.3 - Слайды №3-7


Ведущий

Отдохнули? И вспомнили правила поведения и Т/Б при работе в кабинетах компьютерной техники!

Итак, жюри! Подведите итоги первого конкурса "Визитка команд" ----

Мы переходим к следующему конкурсу:


  1. Конкурс «блеф-клуб» (верю/не верю): Участвует вся команда. Участники должны через 30 секунд ответить, верят ли они или не верят. За каждый правильный ответ - 1 балл


Методические комментарии: этот конкурс проводится так: команды поочередно отвечают на вопросы, для этого они встают и объединяются в группы для обсуждения и выбора ответа. Вопрос читает ведущий, и он визуализируется на слайде (см. рис 3.4). Презентация создается с эффектом поочередного появления вопросов и ответов по щелчку в программе Power Point и для демонстрации используют - мультимедийный проектор.


Верите ли вы:

  1. Что существует треугольник с четырьмя сторонами? (нет)

  2. Что в математике есть дружественные числа? (да)

  3. Что существует самая маленькая дробь? (нет)

  4. Что наука информатика произошла от науки математики? (нет)

  5. Что были первые модели персональных компьютеров, в которых отсутствовал жесткий магнитный диск? (да)

  6. Что операционная система Wіndows допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc? (нет)

  7. Что операционная система Wіndows допускает, нахождение на одном диске двух файлов с абсолютно одинаковыми именами? (да)

  8. Что, максимальный размер хранимой информации дискеты диаметром 3,5 дюйма больше, чем у дискеты 5,25 дюйма? (да)

  9. Что любое число можно представить в виде суммы двух чисел? (да)

  10. Что окружность является графиком некоторой функции? (нет)

  11. Что сумма всех цифр в десятичной системе больше их произведения? (да)

  12. Что, пользователь Интернет может зарегистрироваться под разными именами и иметь много почтовых адресов? (да)

Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.4 - Слайды №8-11



Ведущий

Мы переходим к следующему конкурсу:


  1. «Мозговой штурм»: Команды отвечают поочерёдно по 2 человека. На обдумывание 10 сек. (максимально - 4 балла)

Методические комментарии: этот конкурс проводится так: по два человека от команды поочередно отвечают на вопросы. Вопрос читает ведущий, и он визуализируется на слайде (см. рис 3.5). Презентация создается с эффектом поочередного появления вопросов и ответов по щелчку в программе PowerPoint и для демонстрации используют - мультимедийный проектор.


1. Как образно говорят об информации, требующей анализа?

а) Еда для выводов

б) Пища для размышлений

в) Кушанье для дум

г) Закуска для инсинуаций

Ответ: б

2. Как называется человек на компьютерном языке?

а) Пользователь

б) Клиент

в) Пациент

г) Заказчик

Ответ: а

3. Какая из этих величин - из области информатики?

а) Киловатт

б) Килобайт

в) Килобар

г) Киловольт

Ответ: б

4. Как называется точное и понятное предписание исполнителю совершить указанную последовательность команд?

а) Программой

б) Алгоритмом

в) Кодом

г) Блок-схемой

Ответ: б

5. Как называют внутреннее устройство компьютера?

а) Интерьер

б) Архитектура

в) Анатомия

г) Начинка

Ответ: б

6. Для чего память компьютера не предназначена?

а) Запись информации

б) Хранение информации

в) Выдача информации

г) Преобразование информации

Ответ: г

7. Какое "аппетитное" устройство есть у ПК?

а) Пищеблок

б) Блок питания

в) Полевая кухня

г) Интернет-кафе

Ответ: б

8. Где живёт мышка компьютера?

а) В клетке

б) В аквариуме

в) На коврике

г) В мышеловке

Ответ: в


Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.5 - Слайды № 12-13




Ведущий

Жюри! Подведите итоги конкурсов Блеф и Мозговой штурм. И общий итог --

  1. Графический диктант Мы переходим к следующему конкурсу:


Методические комментарии: в этом конкурсе участвуют все члены команды. Раздаются карточки-заготовки для выполнения задания. На слайде визуализируется (см. рис 3.6), только название конкурса и заготовка. Презентация создается с возможностью появления результата по щелчку кнопки «Проверка», которое выполняется, когда работы сданы (см. рис 3.7.)



Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.6 - Слайд № 16


Ведущий

Сейчас мы с вами будем писать графический диктант, если вы напишите правильно, то у вас должно получиться интересное животное. Будьте внимательны!

От заданной точки на ваших листиках начинаем рисовать линии: Успевайте и не переспрашивайте! Повторяем действия: вправо, влево, вверх и вниз!

Этот конкурс оценивается так: сколько участников в команде правильно написали диктант, столько баллов получает команда.


:5 клеток вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вниз, 4 вправо , 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вверх.

Сдать листки! Проверяем себя:

Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.7 - Слайд № 16


  1. Конкурс «Эрудиты, вперед»- за правильный ответ - 1 бал


Методические комментарии: этот конкурс проводится так: по два человека от команды поочередно отвечают на вопрос, для этого они выходят в центр. Ведущий читает вопрос. Вопрос визуализируется на слайде (см. рис 3.8). Презентация создается с эффектом поочередного появления вопросов и ответов по щелчку в программе Power Point и для демонстрации используют - мультимедийный проектор.


Ведущий

Перед вами версии математиков и программистов известных российских пословиц и поговорок. Попробуйте припомнить, как звучат они в оригинале.


  1. Десятичную дробь запятой не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)

  2. Дарёному калькулятору в клавиши не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят)

  3. Семь раз подумай, один раз ответь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

  4. Математике учиться всегда пригодится. (Грамоте учиться - всегда пригодится)

  5. Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало)

  6. Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор. (Не имя красит человека, а человек имя)

  7. Файлы не удаляются. (Рукописи не горят)

  8. Винчестер - зеркало души пользователя. (Глаза - зеркало души)

  9. По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают)

  10. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят)

  11. Мал микропроцессор, да дорог. (Мал золотник, да дорог)

  12. Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается)



Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.8- Слайд № 17-20


  1. Конкурс «Лишний термин»- за правильный ответ - 1 бал


Методические комментарии: этот конкурс проводится так: члены команд поочередно отвечают на вопросы. Ведущий читает вопрос и указывает на участника команды, который дает ответ. Вопрос визуализируется на слайде (см. рис 3.9). Презентация создается с эффектом поочередного появления вопросов и ответов по щелчку в программе Power Point и для демонстрации используют - мультимедийный проектор.


Ведущий

Выберите «лишний» термин

  1. отрезок; интервал; модуль; луч (модуль)

  2. логарифм, синус, арккосинус, тангенс (логарифм)

  3. квадрат, прямоугольник, трапеция, параллелограмм (трапеция)

  4. медиана, биссектриса, диагональ (диагональ)

  5. Сканер, регистр, клавиатура, джойстик, мышь (регистр)

  6. Пробел", "Паскаль", "Esc", "Enter", "Backspace (Паскаль)

  7. Точка, "Shіft", запятая, двоеточие, дефис. (Shіft)

  8. Лазерный, оптический, матричный, струйный (оптический)

  9. гектар, сотка, ар, метр (метр)

  10. делимое, частное, деление, делитель (деление)

  11. тонна, центнер, масса, грамм, пуд (масса)

  12. радиус, прямая, хорда, диаметр (прямая)

  13. Эллипс, Кисточка, Прямоугольник, Звезда Карандаш. (Звезда)

  14. Мои документы, Мой компьютер, Мой ноутбук, Корзина, Сетевое окружение (Мой ноутбук)

  15. Информация, Информатика, Информационная система, Принтер, Информационная культура. (Принтер)

  16. Калькулятор, Photo Shop, Блокнот, Word Pad, Paіnt. (Photo Shop)

Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.9- Слайд № 21-25

  1. Конкурс - капитанов «Домашнее задание»

Ведущий

Пока капитаны готовятся представить домашнее задание - Жюри! Подведите итоги конкурсов Графический диктант, «Эрудиты, вперед», «Лишний термин».

И общий итог --

Конкурс «Домашнее задание» (10 баллов, оценивает преподаватель)




Рисунок 3.10- Слайд № 26


Домашнее задание, презентацию применение производной в географии и физике- представляет капитан команды «Клавиатура» Блудова Владислава. (см. рис. 3.11).

Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.11 - Презентацию представляет Блудова Владислава

Домашнее задание, презентацию применение производной в химии и биологии (см. рис. 3.12) - представляет капитан команды «Мышь» Ярёмова Анастасии.. (см. рис. 3.13).

Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.12 -Презентация применение производной в химии и биологии



Методическая разработка интегрированного занятия


Рисунок 3.13 - Домашнее задание представляет Ярёмова Анастасии


  1. Подведение итогов

Ведущий

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите математику и информатику, хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто - молодцы!


Рисунок 3.14- Слайд № 27

Скажите: что у Вас получилось, какие были проблемы, что понравилось или не понравилось?

Желаем вам дальнейших успехов и побед!


Пока жюри подводит итоги и внимательно подсчитывает очки у нас караоке!

Звучит мелодия песни «Дважды два - четыре» автор слов - М. Пляцковский, композитор - В. Шаинский.


Методические комментарии: для караоке используется программа Van Basco Karaoke Player 2.5 и для демонстрации используют - мультимедийный проектор.

Все поют:


Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

Это всем известно в целом мире,

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

Это всем известно в целом мире!

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

А не три, а не пять - это надо знать!

Дважды два - четыре,

Дважды два - четыре,

А не шесть, а не семь - это ясно всем


Трижды три навеки - девять,

Ничего тут не поделать!


И нетрудно сосчитать,

Сколько будет пятью пять!

Пятью пять - двадцать пять!

Пятью пять - двадцать пять!

Совершенно верно!


У кого, друзья, не спросим,

Шестью восемь - сорок восемь!

Шестью шесть - прошу учесть,

Неизменно тридцать шесть!

Шестью шесть - тридцать шесть!

Шестью шесть - тридцать шесть!

Совершенно верно!


Ведущий

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в КВНе отличился?

Жюри! Подведите итоги конкурсов

И общий итог --


Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.15 - Думайте! У Вас только 10 секунд!

Методическая разработка интегрированного занятия

Рисунок 3.16 - Интересно!

Заключение

Что удалось на занятии?

  1. Провести интегрированное занятие: Информатика - Математика.

  2. Провести по форме интерактивное занятие - КВН и проектная деятельность при выполнении «домашних заданий» - применение производной в географии и физике, и в химии и биологии.

  3. Провести занятие с применением информационных технологий.

  4. Использовать музыкальное сопровождение - как элемент гуманитаризации учебного процесса.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном мире. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. При этом термин «интерактивное обучение» поднимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать, или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью обучаемого. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности будет пригодной для реализации главной цели - всестороннего и гармоничного развития личности.

А коль так, то перед нами преподавателями открывается широкое поле деятельности - творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

Список использованных источников


1. Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков Методические рекомендации Томск 2003 ido.tsu.ru/ss/?unit=199

2. Интегрированное обучение ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=592

3. Типы и формы интегрированных уроков ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594

4. festival.1september.ru/articles/509281/

5. rciabc.vsu.ru/irex/pubs/kravets2.htm

Приложение А


Слайды презентации команды «Клавиатура»


Методическая разработка интегрированного занятия

Продолжение приложения А


Слайды презентации команды «Мыши»




Методическая разработка интегрированного занятия


Приложение Б


Сетка для выполнения задания «Графический диктант»Методическая разработка интегрированного занятия


© 2010-2022