Открытый урок Абсолютные и относительные ссылки

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по информатике и ИКТ по теме

"MS Excel. Абсолютные и относительные ссылки"


Тип урока: Урок изучения новых знаний, совершенствования знаний, полученных ранее.

Цели урока:

организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов

  • метапредметных:

- в познавательной деятельности

  • умение использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

  • самостоятельно выполнять заполнение таблицы данными и формулами;

  • различать факт, мнение;

  • осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию, видеть задачу в контексте проблемной ситуации;

  • исследовать несложные практические ситуации, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

- в информационно-коммуникативной деятельности

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  • отражать в устной форме результаты своей деятельности.

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;

-в рефлексивной деятельности

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности

  • поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • личностных:

Приобрести или реализовать:

  • Ответственность, инициативность, находчивость, активность при решении математических задач.

  • Трудолюбие, усидчивость, заинтересованность.

  • Любознательность, стремление к самостоятельности в поисках дополнительных источников информации.

  • Критичность мышления.

  • предметных:

- на уровне обязательной математической подготовки (базовый уровень)

  1. Знать и правильно употреблять в устной и письменной речи термины: электронная таблица, строка, столбец, ячейка, диапазон ячеек, абсолютная, относительная и смешанная ссылки.

  2. Знать и понимать определение понятий: абсолютная, относительная и смешанная ссылки.

  3. Понимать ситуации, в которых необходимо использовать абсолютную, относительную или смешанную ссылки.

  4. Решать несложные задачи, логически обосновывать выбранный способ и ход решения.

  5. Составлять формулу с определенными ссылками по условию задачи.

- на уровне возможностей (повышенный и высокий уровень).

  1. Осмыслить понятие ссылок как модели, позволяющей описывать реальные процессы.

  2. Получить представление о возможности применения абсолютных, относительных и смешанных ссылок при решении задач повышенного уровня сложности (изКИМ ЕГЭ).

  3. Уметь осуществлять перенос знаний в изменённую ситуацию, видеть задачу в контексте проблемной ситуации, разрешать проблему, используя ранее полученный багаж знаний.

- на уровне возможностей (высокий уровень для одаренных)

  1. Расширить систему имеющихся знаний о способах вычислений в ЭТ.

  2. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: мотивированно отказаться от образа, искать оригинальные решения (решить задачу с помощью каждого вида ссылок - три способа).

Ход урока

1. Организационная часть

(приветствие, проверка присутствующих учащихся)

2. Мотивация учебной деятельности

Работа со страницей на интерактивной доске.

Задание: Предложенные слова разделите на две группы по следующим критериям: а) известные; б) не известные.

Давайте поставим для себя цель.

Продолжите мою мысль:

Сегодня на уроке я узнаю … (как применять абсолютные, относительные и смешанные ссылки)

Работая в таблице я научусь … ( вносить данные в таблицу, работать с формулами, решать задачи в среде электронных таблиц);

Работая в таблице, я сегодня буду развивать… (навык работы с программой, память, мышление).

Проверка ранее изученного материала (устный опрос).

Основные понятия и задания для учащихся предлагаются с помощью презентации.

СЛАЙДЫ 2-4

3. Объяснение нового материала.

Эта часть урока проводится в виде совместной работы учителя и учащихся. Учитель вводит новые понятия «абсолютная адресация», «относительная адресация», «смешанная адресация». На слайде презентации появляется определение этого понятия. Учащиеся записывают его в тетрадь. Рассматриваются примеры изменения ссылок в процессе копирования.

СЛАЙДЫ 5-8

Наш класс выглядит как таблица Excel. Скажите что здесь относительное и что абсолютное?

(Учащиеся перечисляют объекты, людей, которые могут быть и относительными и абсолютными одновременно. Например, ссылка - это обращение. Ссылка на Ларису Петровну, это абсолютная ссылка, а ссылка на учителя - относительная, так как в данный момент в классе несколько учителей. Ссылка на имя ученика - это относительная ссылка, а имя и фамилия - (почти всегда) - абсолютная. Ссылка слева, справа - относительна.)

4. Совершенствование знаний

В ходе выполнения заданий на СЛАЙДАХ 9-10 идет первичное закрепление порядка изменения ссылок при копировании формул.

В ходе выполнения практической работы идет закрепление использования абсолютных и относительных ссылок при решении разных типов задач. Файл «Практическая работа»расположен на рабочем столе у каждого ученика.


  1. Лист «Периметр».

Учитель с учащимися обсуждает, как найти периметр прямоугольника (акцент на использовании формулы на уроках математики и в практической деятельности (забор, плинтус и т.д.)), затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку С3. Формула из ячейки С3 копируется в диапазон С4:С8. Показать на слайде презентации полученный результат.

Затем проследить с учащимися за изменением адресации в формулах диапазона С3:С8. Учащиеся совместно с учителем делают вывод, что в данном диапазоне адресация изменяется относительно места расположения формулы.

СЛАЙД 12 (для проверки результата).


  1. Файл «Практическая работа». Лист «Туристические путёвки».

Учитель с учащимися обсуждает, как найти стоимость туристической путёвки, затем предлагает учащимся ввести соответствующую формулу в ячейку D5. Формула из ячейки D5 копируется в диапазон D6:D9. Учащиеся должны увидеть, что в этом случае в некоторых ячейках появились сообщения об ошибке. Учащиеся под руководством учителя прослеживают изменение ссылок при копировании формулы. Учащиеся должны прийти к выводу, что ссылкана ячейку С2при копировании формулы меняться не должна. Учитель объясняет учащимся, как «закрепить» ссылку на ячейку, чтобы она не менялась при копировании формулы (клавиша F4).Нажать на клавишу F4 несколько раз, убедиться в получении разных вариантов расположения $. Учащиеся под руководством учителя вносят изменения в формулу в ячейке D5 и копируют эту формулу в диапазон D6:D9.

Показать на слайде 13 презентации полученный результат.


  1. Файл «Практическая работа». Лист «Подоходный налог».

На этом этапе учитель проверяет, как учащиеся усвоили новый материал. Учащимся предлагается заполнить таблицу «Подоходный налог». Перед этим учитель объясняет, как его найти. Во время выполнения работы учащимися, учитель наблюдает за работой и отвечает на вопросы учащихся, если таковые возникают.

Затем с помощью презентации СЛАЙД 14 проверяется результат.


  1. Подводим итоги этой части урока.

Вопрос учащимся:

  • Какая ссылка называется относительной?

  • Какая ссылка называется абсолютной?

  • Какая ссылка называется смешанной?

5. Самостоятельная работа учащихся.

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (лист «Самостоятельная работа»).

После её выполнения учащимся предлагается проверить себя СЛАЙД 15.

6. Подведение итогов урока.

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился(лась)…

Урок дал мне для жизни…

7. Выставление оценок.

© 2010-2022