- Преподавателю
- Информатика
- Лабораторная работа по Информатике на тему ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Лабораторная работа по Информатике на тему ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Низаев Р.Ф. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Лабораторная работа №1
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.
Теоретические сведения
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс- это знания, представленные в проектной форме»,- такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы- это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова- это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
-
тематика хранящейся в них информации;
-
форма собственности- государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
-
доступность информации- открытая, закрытая, конфиденциальная;
-
архивной, научно-технической;принадлежность к определенной информационной системе - библиотечной,
-
источник информации- официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
-
назначение и характер использования информации- массовое региональное, ведомственное;
-
форма представления информации - текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
-
вид носителя информации- бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
-
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
-
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
-
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
-
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
-
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
-
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
-
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
-
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
-
системы тестирования (тесты- электронная проверка знаний),
-
электронные полнотекстовые библиотеки;
-
электронные периодические издания сферы образования;
-
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
-
электронные архивы выпусков.
Ход работы
Задание №1.
-
Загрузите Интернет.
-
В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
-
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
-
Охарактеризуйте любые три.
Задание №2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
-
укажите время утверждения григорианского календаря.
-
каков диаметр пылинки.
-
укажите смертельный уровень звука.
-
какова температура кипения железа.
-
какова температура плавления йода.
-
укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца.
-
какова масса Земли.
-
какая гора в Австралии является самой высокой.
-
что такое HTTP?
-
укажите годы правления Ивана III.
-
укажите годы правления Екатерины II.
-
когда родился Блез Паскаль?
-
укажите годы правления Хрущева Н.С.
-
в каком году был изобретен первый деревянный велосипед.
Задание №3. Ответьте на вопросы:
-
Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
-
Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.
-
Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
-
Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
Задание №4. Напишите отчет о проделанной лабораторной работе.
Отчет должен содержать:
Название работы.
Цель работы.
Задание.
Результаты выполнения задания.
Вывод по работе.
1