- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе на профильном уровне по Полякову К
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе на профильном уровне по Полякову К
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скрябина Г.Н. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
г.о. Железнодорожный
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 5
___________________Яньшина Л.Б.
Приказ №_____________________
«____»_______________2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 7 с УИОП
__________________Ченцова Г. Б.
Приказ №_____________________
от «___»_________________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По информатике и ИКТ
(физико - математический профиль
10А класс
Составитель:
Скрябина Галина Нафанаиловна,
учитель информатики
первой квалификационной категории
Составитель:
Скрябина Галина Нафанаиловна,
учитель информатики
первой квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для физико-математического профиля составлена на основе авторской программы К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина на профильном уровне изданной в книге «Информатика. Программа для старшей школы 10 -11 классы. Углубленный уровень. / К.Ю. Полякова, Е.А. Еремин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Выбор данного УМК был обусловлен тем, что учебники разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования; с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для среднего (полного) общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ учащимися 10-го класса физико-математического профиля в течение 35 учебных недель в году общим объемом 140 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю). Поскольку в учебном плане школы 34 учебные недели, то планирование курса откорректировано на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
-
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
-
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
-
воспитание культуры учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
-
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
-
обеспечить возможность подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ;
-
подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Преподавание предмета «Информатика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
-
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
-
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
-
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
-
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
-
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
-
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
-
Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
-
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
-
О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Методические рекомендации
-
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / ipk74.ru/news.
-
Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / ipk74.ru/news.
-
Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / ipk74.ru/news.
Рабочая программа отражает особенности построения и деятельности системы образования Московской области (см. Региональный базисный учебный план на 2015-2016 учебный год, с 2-3):
-
Поддержку интегративного освоения и использования ИКТ обучения;
-
Создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов, возможностей.
Общая характеристика изучаемого предмета
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория - школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
-
Основы информатики
-
Алгоритмы и программирование
-
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», для изучения программирования используются школьный алгоритмический язык (среда КуМир) и язык Паскаль.
В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном плане
Для более полного освоения программы углубленного уровня изучение предмета «Информатика» ведётся по 4 часа в неделю (всего 136 часов в 10 классе).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:
-
Так как программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ учащимися
10-го класса физико-математического профиля в течение 35 учебных недель в году общим объемом 140 учебных часов (из расчета 4 часа в неделю), а в учебном плане школы 34 учебные недели, то в добавленную тему «Проектно-исследовательская деятельность» был добавлен 1 час из темы «Компьютерные сети». Это обусловлено тем, что, во-первых, данная тема рассматривалась в 9-м классе, а во вторых, современные учащиеся хорошо знакомы с работой в сети Интернет и ее службами. Таким образом, в теме «Проектно-исследовательской деятельности» вместо 7 часов стало 8 часов.
2) Из темы «Программное обеспечение» было взято 2 часа и добавлено по 1 часу на темы «Системы счисления» и «Логические основы компьютеров» с целью больше решать разнообразных заданий и лучше подготовиться к контрольным работам. Это обусловлено тем, что задания этих разделов очень разнообразны и включены в задания ЕГЭ. Тогда как тема «Программное обеспечение» носит больше теоретический характер и частично рассматривалась в 8 классе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
-
Информация и информационные процессы - 5 часов.
Информатика. Информация. Получение информации. Формы представления информации. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Свойства информации. Носитель информации. Информационные процессы.
Измерение информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Бит.
Структура информации. Структурирование. Множество. Линейный список. Иерархия (дерево). Графы.
Практические работы к главе:
Работа №1 «Оформление документа».
Работа №2 «Структуризация информации (таблица, списки)».
Работа №3 «Структуризация информации (деревья)».
Работа №4 «Графы».
-
Кодирование информации - 15 часов.
Язык и алфавит. Мощность алфавита. Естественные и формальные языки.
Кодирование. Код Морзе. Двоичное кодирование. Декодирование. Условия Фано.
Дискретность. Аналоговые и дискретные сигналы. дискретизация.
Алфавитный подход к определению количества информации.
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Переводы чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Кодирование символов. Виды кодировок.
Кодирование графической информации. Пиксель. Разрешение. Кодирование цвета. Глубина цвета. Растровое и векторное кодирование.
Кодирование звуковой и видеоинформации.
Практические работы к главе:
Работа №5 «Декодирование».
Работа №5 «Необычные системы счисления».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
Контрольная работа по теме «Кодирование информации
-
Логические основы компьютеров - 11 часов.
Логика. логическое высказывание.
Алгебра логики. Логические операции: "НЕ", "И", "ИЛИ", "исключающее ИЛИ", "Импликация", "Эквивалентность". Штрих Шеффера. Стрелка Пирса. Логические выражения. Формализация. Диаграммы Вена. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические уравнения. Синтез логических выражений. Предикаты и кванторы.
Логические элементы компьютера. Базовые логические элементы. Триггер. Сумматор двоичных чисел.
Логические задачи.
Практические работы к главе:
Работа №7 «Тренажер "Логика"».
Работа №8 «Исследование запросов для поисковых систем».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».
-
Компьютерная арифметика - 6 часов.
Особенности представления чисел в компьютере. Предельные значения чисел. Переполнение разрядной сетки.
Целые и вещественные числа. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Операции с целыми числами. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Операции с вещественными числами.
Практические работы к главе:
Работа №9 «Целые числа в памяти».
Работа №10 «Арифметические операции».
Работа №11 «Логические операции и сдвиги».
-
Устройство компьютера -9 часов.
Компьютер. История развития вычислительной техники.
Принципы устройства компьютеров. Принципы фон Неймана. Архитектура компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Устройства ввода и вывода.
Практические работы к главе:
Работа №12 «Моделирование работы процессора».
Работа №13 «Процессор и устройства вывода».
-
Программное обеспечение - 11 часов.
Программное обеспечение.
Прикладные программы. Текстовые редакторы. Офисные пакеты. Текстовые процессоры. Табличные процессоры. Компьютерная презентация. Онлайн - офис. Растровые и векторные графические редакторы. Настольные издательские системы. Редакторы звука и видео. ПО для работы в Интернете.
Системное программное обеспечение. Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы.
Системы программирования. Языки программирования. Транслятор. Компилятор.
Байт -код. Состав системы программирования.
Инсталляция программ.
Правовая охрана программ и данных. Авторские права. Типы лицензий на использование ПО.
Практические работы к главе:
Работа №14 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Работа №15 «Использование возможностей текстовых процессоров».
Работа №16 «Оформление рефератов».
Работа №17 «Оформление математических текстов».
Работа №18 «Знакомство с настольной издательской системой Scribus».
Работа №19 «Знакомство с аудиоредактором Audacity».
Работа №20 «Знакомство с видеоредактором».
Работа №21 «Сканирование и распознавания текста».
Работа №22 «Инсталляция программ».
-
Алгоритмизация и программирование - 44 часа.
Алгоритм . Свойства алгоритма и его исполнители. Способы записи алгоритмов.
Программа. Основные понятия школьного алгоритмического языка и языка программирования Pascal. Переменные: тип, имя, значение. Типы данных. Датчик случайных чисел. Константы.
Арифметические, строковые и логические выражения. Основы школьного алгоритмического языка и алгоритмического программирования Pascal. Стандартные процедуры и функции.
Ветвления. Сложные условия. Множественный выбор.
Циклические алгоритмы. Вложенные циклы.
Процедуры и функции. Рекурсия. Стек.
Массивы. Заполнение массивов. Алгоритмы обработки массивов. Реверс массива. Сдвиг элементов массива. Сортировки числовых массивов. Двоичный поиск.
Символьные строки. Строковые процедуры и функции. Сравнение и сортировка строк.
Матрицы.
Файлы. Работа с файлами.
Практические работы к главе:
Работа №25 «Простые вычисления».
Работа №26 «Ветвления».
Работа №27 «Сложные условия».
Работа №28 «Множественный выбор».
Работа №29 «Задачи на ветвления».
Работа №30 «Циклы с условием».
Работа №31 «Циклы с условием».
Работа №32 «Циклы с переменной».
Работа №33 «Вложенные циклы».
Работа №34 «Процедуры».
Работа №35 «Процедуры с изменяемыми параметрами».
Работа №36 «Функции».
Работа №37 «Логические функции».
Работа №38 «Рекурсия».
Работа №39 «Стек».
Работа №40 «Перебор элементов массива».
Работа №41 «Линейный поиск».
Работа №42 «Поиск максимального элемента массива».
Работа №43 «Алгоритмы обработки массивов».
Работа №44 «Отбор элементов массива по условию».
Работа №45 «Метод пузырька».
Работа №46 «Метод выбора».
Работа №47 «Быстрая сортировка».
Работа №48 «Двоичный поиск».
Работа №49 «Посимвольная обработка строк».
Работа №50 «Функции для работы со строками».
Работа №51 «Преобразования "строка-число"».
Работа №52 «Строки в процедурах и функциях».
Работа №53 «Рекурсивный перебор».
Работа №54 «Сравнение и сортировка строк».
Работа №55 «Обработка символьных строк : сложные задачи».
Работа №56 «Матрицы».
Работа №57 «Обработка блоков матрицы».
Работа №58 «Файловый ввод и вывод».
Работа №59 «Обработка массивов из файла».
Работа №60 «Обработка строк из файла».
Работа №61 «Обработка смешанных данных из файлов».
Контроль знаний и умений:
Контрольная работа «Ветвления».
Контрольная работа «Циклы».
Контрольная работа «Процедуры и функции».
Контрольная работа «Массивы».
Контрольная работа «Символьные строки».
Контрольная работа «Файлы».
-
Решение вычислительных задач - 12 часов.
Точность вычислений. Погрешность измерений и вычислений. Решение уравнений. Приближенные методы. Метод перебора. Метод деления отрезка пополам. Использование табличных процессоров.
Дискретизация. Вычисление длины кривой. Вычисление площадей фигур.
Оптимизация. Локальные и глобальный минимумы. Метод дихотомии. Использование табличных процессоров.
Статистические расчеты. Условные вычисления.
Обработка результатов эксперимента. Метод наименьших квадратов. Восстановление зависимостей. Прогнозирование.
Практические работы к главе:
Работа №62 «Решение уравнений методом перебора».
Работа №63 «Решение уравнений методом деление отрезка пополам».
Работа №64 «Решение уравнений в табличных процессорах».
Работа №65 «Вычисление длины кривой».
Работа №66 «Вычисление площади фигуры».
Работа №67 «Оптимизация. Метод дихотомии».
Работа №68 «Оптимизация с помощью табличных процессоров».
Работа №69 «Статистические расчеты».
Работа №70 «Условные вычисления».
Работа №71 «Метод наименьших квадратов».
Работа №72 «Линии тренда».
-
Информационная безопасность - 6 часов
Информационная безопасность. Защита информации. Компьютерные вирусы. Вредоносные программы. Типы вредоносных программ. Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы.
Шифрование. Криптография. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Стеганография.
Безопасность в Интернете.
Практические работы к главе:
Работа №73 «Использование антивирусных программ».
Работа №74 «Простые алгоритмы шифрования данных».
Работа №75 «Современные алгоритмы шифрования и хэширования».
Работа №76 «Использование стеганографии».
-
Компьютерные сети - 8 часов.
Компьютерная сеть. Виды сетей. Серверы и клиенты. Обмен данными. Структура
(топология) сети. Локальные сети. Типы локальных сетей.
Сеть Интернет. Протоколы. Адреса в Интернете. Доменные имена. Всемирная паутина. Гипертекст. Сайт. Поиск информации в Интернете. Электронная почта. Другие службы Интернета. Обмен файлами. Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы. Электронная коммерция.
Право и этика в Интернете. Нетикет.
Практические работы к главе:
Работа №23 «Тестирование сети».
Работа №24 «Сравнение поисковых систем».
Учебно-тематический план
№ темы
Разделы, темы
Количество часов
На изучение всего материала
Из них:
Практические и лабораторные работы
Контрольные работы
1
Информация и информационные процессы
6
4
2
Кодирование информации
15
2
2
3
Логические основы компьютеров
11
2
1
4
Компьютерная арифметика
6
3
5
Устройство компьютера
9
2
6
Программное обеспечение
11
9
7
Алгоритмизация и программирование
44
37
6
8
Решение вычислительных задач
12
11
9
Информационная безопасность
6
4
10
Компьютерные сети
8
2
11
Проектно-исследовательская деятельность
8
8
Итого:
136
76
9
Календарно-тематическое планирование в 10 классе (профиль)
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Примечание
план
факт
Информация и информационные процессы - 6 часов
1
Техника безопасности. Организация рабочего места. Введение в курс
1
02-06.09
2
Информатика и информация. Информационные процессы.
1
02-06.09
3
Измерение информации.
1
02-06.09
4
Структура информации (простые структуры).
1
02-06.09
5
Практическая работа №3
1
08-13.09
6
Практическая работа №4
1
08-13.09
Кодирование информации - 15 часов
7
Язык и алфавит
1
08-13.09
8
Кодирование. Декодирование
1
08-13.09
9
Дискретность.
1
15-20.09
10
Алфавитный подход к измерению количества информации.
1
15-20.09
11
Системы счисления.
1
15-20.09
12
Позиционные системы счисления.
1
15-20.09
13
Двоичная система счисления.
1
22.-27.09
14
Восьмеричная система счисления.
1
22.-27.09
15
Шестнадцатеричная система счисления.
1
22.-27.09
16
Другие системы счисления.
1
22.-27.09
17
Контрольная работа по теме «Системы счисления».
1
29-04.10
18
Кодирование символов.
1
29-04.10
19
Кодирование графической информации.
1
29-04.10
20
Кодирование звуковой и видеоинформации информации
1
29-04.10
21
Контрольная работа по теме «Кодирование информации».
1
06-11.10
Логические основы компьютеров - 11 часов
22
Логика и компьютер. Логические операции.
1
06-11.10
23
Логические операции.
1
06-11.10
24
Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности.
1
06-11.10
25
Диаграммы Эйлера-Венна.
1
12-17.10
26
Упрощение логических выражений.
1
12-17.10
27
Синтез логических выражений.
1
12-17.10
28
Предикаты и кванторы.
1
12-17.10
29
Логические элементы компьютера.
1
19-24.10
30
Логические задачи.
1
19-24.10
31
Практическая работа №8 «Исследование запросов для поисковых систем»
1
19-24.10
32
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».
1
19-24.10
Компьютерная арифметика - 6 часов
33
Особенности представления чисел в компьютере
1
26-30.10
34
Хранение в памяти целых чисел.
1
26-30.10
35
Операции с целыми числами
1
26-30.10
36
Хранение в памяти вещественных чисел.
1
26-30.10
37
Операций с вещественными числами.
1
9-14.11
38
Практическая работа №11 «Логические операции и сдвиги»
1
9-14.11
Устройство компьютера - 9 часов
39
История развития вычислительной техники.
1
9-14.11
40
Принципы устройства компьютера
1
9-14.11
41
Магистрально-модульная организация компьютера
1
16-21.11
42
Процессор.
1
16-21.11
43
Моделирование работы процессора.
1
16-21.11
44
Память.
1
16-21.11
45
Устройства ввода.
1
23-28.11
46
Устройства вывода.
1
23-28.11
47
Практическая работа №12 «Моделирование работы процессора»
1
23-28.11
Программное обеспечение - - 11 часов
48
Что такое программное обеспечение? Прикладные программы.
1
23-28.11
49
Практикум: использование возможностей текстовых процессорах (резюме).
1
30.11-05.12
50
Практикум: использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски).
1
30.11-05.12
51
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.
1
30.11-05.12
52
Практикум: набор и оформление математических текстов.
1
30.11-05.12
53
Практикум: знакомство с настольно-издательскими системами.
1
07-12.12
54
Системное программное обеспечение.
1
07-12.12
55
Практикум: сканирование и распознавание текста
1
07-12.12
56
Системы программирования
1
07-12.12
57
Инсталляция программ
1
14-19.12
58
Правовая охрана программ и данных
1
14-19.12
Алгоритмизация и программирование - 44 часа
59
Алгоритм и его свойства
1
14-19.12
60
Простейшие программы
1
14-19.12
61
Вычисления
1
21-26.12
62
Ветвления
1
21-26.12
63
Условный оператор.
1
21-26.12
64
Сложные условия.
1
21-26.12
65
Множественный выбор.
1
11-16.01
66
Практикум: использование ветвлений.
1
11-16.01
67
Контрольная работа «Ветвления».
1
11-16.01
68
Цикл с условием.
1
11-16.01
69
Цикл с условием.
1
18-23.01
70
Цикл с переменной.
1
18-23.01
71
Вложенные циклы.
1
18-23.01
72
Контрольная работа «Циклы».
1
18-23.01
73
Процедуры.
1
25-30.01
74
Изменяемые параметры в процедурах.
1
25-30.01
75
Функции.
1
25-30.01
76
Логические функции.
1
25-30.01
77
Рекурсия.
1
01-06.02
78
Контрольная работа «Процедуры и функции».
1
01-06.02
79
Массивы. Перебор элементов массива.
1
01-06.02
80
Линейный поиск в массиве.
1
01-06.02
81
Поиск максимального элемента в массиве.
1
08-13.02
82
Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).
1
08-13.02
83
Отбор элементов массива по условию.
1
08-13.02
84
Сортировка массивов. Метод пузырька.
1
85
Сортировка массивов. Метод выбора.
1
08-13.02
86
Двоичный поиск в массиве.
1
15-20.02
87
Контрольная работа «Массивы».
1
15-21.02
88
Символьные строки.
1
15-21.02
89
Функции для работы с символьными строками.
1
15-21.02
90
Преобразования «строка-число».
1
22-27.02
91
Строки в процедурах и функциях.
1
22-27.02
92
Рекурсивный перебор.
1
22-27.02
93
Сравнение и сортировка строк.
1
22-27.02
94
Практикум: обработка символьных строк.
1
29.02 -05.03
95
Контрольная работа «Символьные строки».
1
29.02 -05.03
96
Матрицы.
1
29.02 -05.03
97
Матрицы. Решение задач
1
29.02 -05.03
98
Обработка блоков матрицы
1
07-12.03
99
Файловый ввод и вывод
1
07-12.03
100
Обработка массивов, записанных в файле.
1
07-12.03
101
Обработка смешанных данных, записанных в файле.
1
07-12.03
102
Контрольная работа «Файлы».
1
14-19.03
103
Точность вычислений.
1
14-19.03
104
Решение уравнений. Метод перебора.
1
14-19.03
105
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.
1
14-19.03
106
Решение уравнений в табличных процессорах.
1
28.03-02.04
107
Дискретизация. Вычисление длины кривой.
1
28.03-02.04
108
Дискретизация. Вычисление площадей фигур.
1
28.03-02.04
109
Оптимизация. Метод дихотомии.
1
28.03-02.04
110
Оптимизация с помощью табличных процессоров.
1
04-09.04
111
Статистические расчеты.
1
04-09.04
112
Обработка результатов эксперимента. Условные вычисления
1
04-09.04
113
Практикум «Метод наименьших квадратов»
1
04-09.04
114
Практикум «Линии тренда»
1
11-16.04
Компьютерные сети - 8 часов
115
Компьютерные сети. Основные понятия
1
11-16.04
116
Структура (топология) сети. Локальные сети.
1
11-16.04
117
Сеть Интернет.
1
11-16.04
118
Адреса в Интернете.
1
18-23.04
119
Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете.
1
18-23.04
120
Электронная почта. Другие службы Интернета.
1
18-23.04
121
Электронная коммерция.
1
18-23.04
122
Интернет и право. Нетикет.
1
25-30.04
Информационная безопасность - 7 часов
123
Основные понятия. Вредоносные программы.
1
25-30.04
124
Защита от вредоносных программ.
1
25-30.04
125
Что такое шифрование? Хэширование и пароли.
1
25-30.04
126
Современные алгоритмы шифрования.
1
02-07.05
127
Стеганография.
1
02-07.05
128
Безопасность в Интернете.
1
02-07.05
Проектно-исследовательская деятельность - 8 часов
129-132
Работа над проектом
4
02-14.05
130-135
Защита проекта
3
09-21.05
136
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
1
16-21.05
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
-
Информатика. Программа старшей школы: 10- 11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
-
Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя. / Автор-составитель: М.Н.Бородин.-Эл. изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; (metodist.lbz.ru)
-
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч.К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
-
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2016 года по информатике и ИКТ;
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ;
-
Комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. ;
-
Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm ;
-
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ,
размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
дополнительная литература:
-
Информатика. Пособие для подготовки к ЕГЭ./Е.Т.Вовк и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.;
-
Информатика. ЕГЭ шаг за шагом: учебно-методическое пособие/ М.Э.Абрамян и др. -М.: НИИ школьных технологий, 2010 г.;
-
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2т. И74 Т.1/Л.А.Загалова [и др.]; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера-3-е изд.- М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.;
-
Turbo Pascal в задачах и примерах.- Культин Н.Б. СПб.: БХВ- Петербург, 2010г.;
-
Основы программирования / Окулов С.М.-5-е изд., испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.;
-
Демоварианты ЕГЭ: fipi.ru.
-
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Тесты, приложение к учебнику. kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm
.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютеры (минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
-
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
-
оперативная память - не менее 256 Мб;
-
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
-
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
-
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
-
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки)).
-
проектор на рабочем месте учителя;
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя;
-
модем;
-
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Программные средства
-
операционная система Windows;
-
пакет офисных приложений OpenOffice (текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы);
-
графический редактор Gimp (gimp.org);
-
редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);
-
среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);
-
среда программирования PascalАВС (pascal.org/);
-
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
-
Антивирусная программа;
-
Программа-архиватор.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Информатика». В состав УМК, кроме учебников для 10 класса, также входят:
-
данная программа по информатике;
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm.
Для реализации учебного курса «Информатика» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к комплектации компьютерного класса
Наиболее рациональным с точки зрения организации деятельности детей в школе является установка в компьютерном классе 13-15 компьютеров (рабочих мест) для школьников и одного компьютера (рабочего места) для педагога.
Предполагается объединение компьютеров в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет использовать сетевые цифровые образовательные ресурсы.
Минимальные требования к техническим характеристикам каждого компьютера следующие:
-
процессор - не ниже Celeron с тактовой частотой 2 ГГц;
-
оперативная память - не менее 256 Мб;
-
жидкокристаллический монитор с диагональю не менее 15 дюймов;
-
жёсткий диск - не менее 80 Гб;
-
клавиатура;
-
мышь;
-
устройство для чтения компакт-дисков (желательно);
-
аудиокарта и акустическая система (наушники или колонки).
Кроме того в кабинете информатики должны быть:
-
принтер на рабочем месте учителя;
-
проектор на рабочем месте учителя;
-
сканер на рабочем месте учителя
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
-
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (Word или OpenOffice.org Writer);
-
табличный процессор (Excel или OpenOffice.org Calc);
-
средства для работы с баз данных (Access или OpenOffice.org Base);
-
графический редактор Gimp (gimp.org);
-
редактор звуковой информации Audacity (audacity.sourceforge.net);
-
среда программирования КуМир (niisi.ru/kumir/);
-
среда программирования PascalАВС (pascalАВС.org/);
и другие программные средства.
Программное и учебно-методическое обеспечение учебного плана
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану
Реквизиты программы
УМК обучающихся
УМК учителя
Федеральный компонент
Региональный компонент
Школьный компонент
10А
4
Информатика. Программа старшей школы: 10- 11 классы. Углубленный уровень / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014;
Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Углубленный уровень. Методическое пособие для учителя. / Автор-составитель: М.Н.Бородин.-Эл. изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; (metodist.lbz.ru)
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
____________ Г.Н. Скрябина
Протокол №1
«28.08.» 2015г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
______________ Е.А. Васильева
«_____»______________2015г.
.