Конспект урока по информатике Кодирование информации

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент

1 мин

Здравствуйте, ребята.

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Как вы думаете, что это? Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Единицей измерения знаний, полученных сегодня на уроке будут баллы.

Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Клад - это спрятанные ценности;

это богатство, деньги, золото.

2

Актуализация знаний

6 мин

Ребята, перед вами лежат листочки, напишите, пожалуйста, на листочках, каких целей вы хотели бы достигнуть на этом уроке.

Сегодня на уроке работать вы будете в парах.

В первую очередь нам нужно проверить себя и повторить устройства работы с информацией. Для этого решим ребусы. Обратите внимание на доску, на систему оценивания ваших ответов.

Начнем, ответы на ребусы пишем в карточке. Смотрим на слайды, для тех, у кого плохое зрение, раздаю листочки, на этих листочках вы можете решать. Время ограниченно.(5 минут)

Теперь поменяемся работами. 1-ая пара отдает 2-ой, 2-ая отдает 1-ей. Проверяем. Ответы на слайде.

Слайды с ребусами

  1. Ответ: монитор.

  2. Ответ: Колонки.

  3. Ответ: клавиатура.

  4. Ответ: сканер.

За каждый правильный ответ начисляется один балл .

Среди ответов назовите устройства ввода информации, устройства вывода. (Оценивание работ)

Устройство вывода информации

Устройство вывода информации.

С помощью колонок мы получаем звуковую информацию.





Устройства вывода информации: принтер, монитор, колонки

3

Постановка темы и целей урока

5 мин

На слайде объявление: «Детективному агентству «Особый случай» требуются активные, любознательные, мыслящие помощники, которые умеют кодировать и декодировать информацию».

Ребята, как вы считаете, мы с вами подходим под эти требования? Попробуем себя в качестве детективов?

Но в чем у нас затруднение исходя из этого объявления?

Так как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Посмотрите на слайд. Тема нашего урока… ( пауза)

Итак, загадка первая. Все ребята должны догадаться, как нужно вернуть тему урока в нужный вид. Ключ к загадке на ваших столах.

Тема: Rjlbhjdfybt byajhvfwbb.

(У ребят на столах будут лежать подсказки - рисунок клавиатуры, который ребята должны увидеть, а затем сказать, что на клавиатуре две буквы (русская и латинская), тема путешествия записана русскими буквами с помощью латинского алфавита).

Итак, тема нашего урока: КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Кодирование информации».

Мы не умеем кодировать и декодировать информацию.

Узнаем, что такое «кодирование» и «декодирование» информации.

Будем учиться кодировать и декодировать информацию

Тема урока «Кодирование информации»

4

Новая тема

15 мин

Итак, с какими новыми словами мы сегодня познакомимся?

Подберите однокоренное слово к слову «кодирование» (код) Если они говорят «код», то однокоренное слово к слову «код»

Как вы понимаете, что такое код? Кодирование? Декодирование?

Откуда мы можем узнать, правильны ли наши предположения? Посмотрите на список, скажите, какие источники будут более достоверными, и которыми мы можем сейчас воспользоваться?

- Интернет

- толковый словарь С.И. Ожегова

- учебник «Информатика» 5 класс

- телевидение

Почему именно такие варианты вы выбрали?

Ваша задача самостоятельно выбрать какой-либо источник, и найти значение слов:

1 группа - код, кодирование

2 группа - декодирование

При этом заполните совместно опорный конспект (карточки каждой группе)

Обобщение:

Слушаем 1-ую группу. Что такое код? Что такое кодирование.

2 группа: Что такое декодирование? Примеры декодирования?

Азбука Морзе

Азбука Морзе - особый способ кодирования различных знаков с помощью электрического тока. Используется два вида сигналов: короткий обозначает точку, длинный - тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.

Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэлем Морзе в 1838 году. Но только в середине 19 века ему года было отправлено первое сообщение, текст которого звучал так: "Чудны дела твои, Господи".

Наиболее известный сигнал, который передает азбука Морзе - СОС. Обозначается так: три точки, затем три тире и снова три точки, что довольно легко запоминается.

Вы, ребята, уже, я думаю, слышали про азбуку Морзе. С помощью чего кодируется информация в этой азбуке? (точки и тире)

Шрифт Луи Брайля. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Луи в возрасте трех лет потерял зрение из-за воспаления глаз. Свой шрифт он изобрел в возрасте 15 лет. Буквы выдавливались на листках плотной бумаги. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги. (сообщение из учебника)

Посмотрите на слайд и по аналогии скажите, какие слова должны стоять вместо вопросительных знаков?

Закрыть-раскрыть

Запутать - распутать

Закодировать - ??? (раскодировать, расшифровать)

Кодирование - ??? декодирование

То есть что значит «декодировать» информацию? Что с ней нужно сделать? (расшифровать, раскодировать)

Посмотрите на ваши примеры и скажите, с помощью чего можно закодировать информацию

(кодировать, декодировать)

Мы можем узнать из Интернета, справочников, словаря.

Выберем: Интернет, словарь Ожегова, учебник

Данные источники информации самые достоверные





Код - это система условных знаков для представления информации.

Правила дорожного движения, ноты, буквы, цифры

Информация кодируется с помощью электрического тока. Используется два вида сигналов: короткий обозначает точку, длинный - тире.

Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода. (примеры те же самые)

Декодирование - это процесс восстановления первоначальной формы представления информации. Декодировать информацию, по-другому как можно сказать? (раскодировать информацию)

Раскодировать

Декодирование

Декодировать информацию значит ее расшифровать, раскодировать.

Способы кодирования

Графический - с помощью рисунков или значков; Числовой - с помощью чисел; Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Записать в тетрадь

6

Физкультминутка 2 мин

Игра «Крокодил»

Каждая команда получает карточку, выбирает два слова из нее и изображают всей командой. Остальные участники отгадывают (например: парикмахерская и завязать галстук)

7

Выполнение спецзадания

7 мин

Значение новых слов мы выяснили, Сейчас, я думаю, вы уже готовы получить спецзадание. Каждая команда выполняют задания, затем мы проверим, также заработаем баллы. (Выдаются папки с делами) Можете выполнять задание каждый в своей рабочей тетради, а потом заполнить лист с заданием

1.Дело №18 «Радисту о компьютерах» № 86 с. 60

2. Дело №25 « Знатоки русского языка» № 92,93 с. 64

Проверка.

Взаимопроверка: 1 группа проверяет работу 2-ой;

2 группа - работу 1-ой;

Проверка (слайды)

Посчитайте количество плюсов и общее количество поставьте в конце работы. Верните папки с делами к их хозяевам.

Оценивание (выставление баллов), учитель аргументирует количество дополнительных баллов (3,2 или 1).

Молодцы, сыщики, раскрыли все дела.

Работают в группах





Обмениваются работами, взаимопроверка



9

Закрепление 7 мин

Для закрепления наших навыков работы с информацией, вы, дорогие сыщики, должны будете выполнить тест по данной теме на сайте mytest.ru. Странички с сайтом уже открыты. Ваша задача решить тест и выставить заработанные баллы.

Теперь подведем итоги. Каждому из вас я предлагаю подсчитать заработанное количество баллов и выставить оценки.

Выставляем оценки за урок.

Выполняют работу за ноутбуками, (on-line тестирование)

Считают количество баллов



10

Домашнее задание

1 мин

Дома прочитайте параграф 7, обязательно выучите определения (с. 46-49) Выполните задание в печатной тетради №87, №94. Откройте эти номера. Прочитайте задание к номеру 87, откуда мы возьмем азбуку Морзе? Правильно, из №86.

№94. Тут опять-таки вам нужно вспомнить, как слова делятся на слоги. Всем понятно домашнее задание? Кто хочет получить дополнительную оценку, выполните задание №97.

Записывают домашнее задание в дневники

11

Рефлексия

1 мин

- ребята, возьмите в руки листочки, на которых вы писали свои цели, зачитайте их, достигли ли вы поставленных целей.

- Для того чтобы оценить себя и настроение, с которым вы уходите с урока, я предлагаю вам закодировать это настроение с помощью вашей мимики. Изобразите радость, равнодушие или печаль на вашем лице. Молодцы!

Я думаю, что каждый сегодня хоть немного, но все-таки пополнил свой клад знаний. Я рада, что среди вас есть те, которым все понятно. Надеюсь, что тот, кто не всё понял, в конце следующего урока улыбнется широко-широко…

Спасибо за работу. Урок окончен!

Изображают эмоцию, аргументируют свой ответ



© 2010-2022