Конспект урока по информатике в 7 классе «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики в 7 классе

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»


Образовательная программа: «Информатика 7 класс»

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Вид учебного занятия: комбинированный урок

Цель учебного занятия:

ввести определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях, выработать у учащихся навыки создания информационных моделей

Задачи учебного занятия:

1) Когнитивные:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;

  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;

  • Развитие практических умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

2) Операциональные:

  • формирование интереса к предмету, повышение мотивации учащихся путём использования межпредметных связей и регионального компонента на уроке;

  • развитие коммуникативности, навыков фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы;

  • развитие логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.

3) Аксиологические:

  • воспитание творческого подхода к выполняемой работе, культуры общения, усидчивости, способности к самоорганизации.

Оборудование:

10 компьютеров, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Используется для проверки домашнего упражнения из рабочей тетради и выполнения упражнений в классе

Дидактический материал:

Мультимедийная презентация «Информационные модели», содержащая фрагменты для отдыха - создана учителем

Рабочая тетрадь к учебнику Босовой Л.Л. для 7 класса (ФГОС)

Раздаточный материал:

Задания для индивидуальной работы по теме: «Информационные модели»

Ведущая технология урока: технология учебного проектирования

Технологии, элементы которых применяются на уроке:

v Информационно - коммуникационная технология

v Технология развития критического мышления

v Технология развивающего обучения

v Здоровьесберегающие технологии

v Технология проблемного обучения

v Модульная технология

v Технология интегрированного обучения

v Педагогика сотрудничества.

v Технологии уровневой дифференциации

v Технология группового обучения



.Ход урока:

Этапы занятия

Элементы
технологий

Содержание

Компетенции

  1. Мотивационный этап.



  • Организационный момент (2 мин)

Технология развития критического мышления

Сообщается тема урока, а также то, что это будет урок - соревнование. Соревноваться будут 4 группы. Каждый ответ участника приносит команде 1 балл. По набранному количеству баллов будет определена команда - победитель.

Коммуникативная компетенция: Устный диалог

  • Мотивация. Актуализация знаний.

(3 мин)

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Зачем нужны информационные модели человеку? Возможно ли обойтись без них? Возможно ли познание окружающего мира без моделирования? В чем заключается преимущество человека, способного создавать информационные модели? Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы и выявляют у себя дефицит знаний о понятии «информационные модели» и умение создавать информационные модели и применять их в своей деятельности

Отвечают, что фото - это модель собаки

Приходят к выводу, что информации недостаточно, модель нужно дополнить, т.е. получится другая модель. Какая другая? Пока неизвестно.

Коммуникативная компетенция:

Полилог (коллективная дискуссия)

Информационная компетенция

Систематизация, анализ и отбор информации, выделение главного, применение информационных и телекоммуникационных технологий

  • Формулирование проблемы (5 мин)

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Информационно - комму-никационная технология

Технология учебного проектирования

Учитель рассказывает об увиденном на улице объявлении, в котором только фото собаки и больше ничего нет.

Задаёт вопросы:

а) какое отношение этот случай имеет к теме урока;

б) какую информацию содержит объявление

в) с какой целью оно было вывешено

После выдвижения всех вариантов проблем от каждой группы спрашивает, достаточно ли было информации в объявлении?

Дети предлагают формулировку проблемы о понятии «информационные модели».

Следовательно, на уроке нам нужно выяснить виды информационных моделей (развиваются логические операции: анализ, обобщение, умозаключение).

Отвечают, что информации недостаточно.

Коммуникативная компетенция:

Устный диалог

Полилог (коллективная дискуссия)

Информационная компетенция

Систематизация, анализ и отбор информации, выделение главного, применение информационных и телекоммуникационных технологий

  • Целеполагание и постановка задач урока. (2 мин)

Модульная технология

Цель: Самостоятельно формулируют цель и задачи урока.

Коммуникативная компетенция:

Полилог (коллективная дискуссия)

Ценностно-смысловая компетенция: Формулировка собственной учебной цели, принятие решения, ответственности на себя

  1. Операционный этап.

  • Формулирование гипотезы. (5 мин)

Технология интегрированного обучения

Информационно - комму-никационная технология

Технология учебного проектирования

Дети самостоятельно в группах формулируют определение понятия «информационные модели» и озвучивают. Все предлагаемые варианты размещаются на интерактивной доске: старший группы набирает текст гипотезы за компьютером и сохраняет его в виде файла с помощью локальной сети в общую папку на компьютере учителя, Содержимое файлов демонстрируется на интерактивной доске.

Коммуникативная компетенция:

Работа в группе

Информационная компетенция:

Систематизация, анализ и отбор информации,

Работа с различными устройствами информации

Учебно-познавательная компетенция: Умение осуществлять планирование, анализ своей деятельности

  • Формирование учебных действий. (5 мин)

Технология развития критического мышления

Групповые технологии

Технологии уровневой дифференциации

Технология сотрудничества

Информационно - комму-никационная технология

Технология учебного проектирования

Интерпретация новой темы с демонстрацией мультимедийной презентации со схемой видов моделей и параллельным выполнением задания в рабочей тетради.

Учитель помогает учащимся формировать учебные действия через исследовательский характер задания, создает ситуацию, позволяющую проявить самостоятельность учащимся, организует работу с учеником. Дети формулируют понятия образных и знаковых моделей.

Выполняют задание № 11 (стр.34) в рабочей тетради (схема видов информационных моделей) - когнитивная деятельность учащихся.

Опираются на понятие как способ действия.

Отрабатывают умения анализировать условие задания, планировать свою работу, самостоятельно пополнять свои знания, находить рациональный способ решения, составлять опорные схемы и определять виды информационных моделей на конкретных примерах и иллюстрациях.

Учитель на основе полученных знаний о знаковых и образных моделях, предлагает определить, что такое смешанные модели.

Дети высказывают предположения, что смешанные модели содержат элементы знаковых и образных моделей (умозаключение).

Учитель демонстрирует слайды с образными, знаковыми и смешанными моделями: забавными фото животных, пейзажами природы, фото птиц, таблицы с информацией о птицах, статистические данные о природных ресурсах. Предлагает вопросы из учебника.

Предлагает ученикам создать смешанную модель, дополняя шуточный рассказ отсутствующими фрагментами. Фрагменты выбираются из предложенных на интерактивной доске картинок, и перемещаются в нужное место текста.

Предлагает выполнить творческое задание: демонстрирует на интерактивной доске темы для информационных моделей; предлагает обсудить результаты работы групп

Коммуникативная компетенция:

Языковая, лингвистическая компетенции

Полилог (коллективная дискуссия)

Работа в группе

Информационная компетенция:

Поиск информации Извлечение информации, Систематизация, анализ и отбор информации,

Работа с различными устройствами информации

Общекультурная компетенция:

Понимание места данной науки в системе других наук

Компетенция личностного совершенствования: Создание условий для самопознания и самореализации

  • Практическая часть (15 мин)

Информационно - коммуни-кационная технология

Технология активного обучения

Технологии уровневой дифференциации

Технология группового обучения

Дети создают смешанные информационные моделей за компьютером. Определяют виды моделей, пользуясь схемой в учебнике (рис. 2.1, стр.46), а также цель создания модели и информацию, которую содержит модель (анализ).

Создают смешанную модель на интерактивной доске на основе шуточного рассказа.

Работа в группах, создание знаковых информационных моделей на темы природы.

Демонстрация результата

Работа в парах за компьютером в Power Point или Word (по выбору). Создание смешанных информационных моделей. Картинки с пейзажами природы вставляют в текст из коллекции Microsoft или из Internet.

Коммуникативная компетенция:

Работа в группе

Информационная компетенция:

Систематизация, анализ и отбор информации, Выделение главного, оценивание степени достоверности информации

Компетенция личностного совершенствования: Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы

  • Релаксационная пауза (2 мин)

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Дети выполняют упражнения для глаз.



Компетенция личностного совер-шенствования:

Создание комфор-тной здоровьесбе-регающей среды

















  1. Аналитический этап.


  • Выполнение цели и задач урока (рефлексия). (3 мин)

Технология развития критического мышления

Учитель предлагает инверсию о выполнении учащимися цели, задач и проблемы урока.

Происходит формирование умения оценки и самоконтроля учащихся.

Учитель демонстрирует на интерактивной доске смешанные модели, созданные учащимися в парах, предлагает дать оценку этим моделям, используя алгоритм оценивания.

Дети считают, что цель достигнута, задачи решены, проблема разрешилась, т.к. исчез недостаток в знаниях об информационных моделях и их классификации.

Ученики владеют критериями оценки, соотносят результат с условиями задания, с эталоном. Содержательно обосновывают правильность или ошибочность своего результата и результата другого ученика, анализируют причины затруднения и планируют пути их преодоления

Коммуникативная компетенция:

Устный монолог

Учебно-познавательная компетенция:

Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности

Создание целостной картины мира на основе своего опыта

  • Комментирование домашнего задания, подведение итогов. (3 мин)

Технология развивающего обучения

Информационно - комму-никационная технология

Домашнее задание (на слайде):

Учебник: § 2.2, вопросы 2-3 (стр.49) устно

Рабочая тетрадь: задания № 12, 13 (стр.45)

Пояснение домашнего задания, подведение итогов урока, выставление отметок учащимся.

Учебно-познавательная компетенция:

Умение работать со справочной литературой, инструкциями

Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне

5


© 2010-2022