- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике в 7 классе «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»
Конспект урока по информатике в 7 классе «ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Савченко Ю.Г. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок информатики в 7 классе
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ»
Образовательная программа: «Информатика 7 класс»
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Вид учебного занятия: комбинированный урок
Цель учебного занятия:
ввести определение информационной модели, развить и уточнить представления учащихся об информационных моделях, выработать у учащихся навыки создания информационных моделей
Задачи учебного занятия:
1) Когнитивные:
-
Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
-
Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
-
Развитие практических умений и навыков создания информационных моделей различных видов.
2) Операциональные:
-
формирование интереса к предмету, повышение мотивации учащихся путём использования межпредметных связей и регионального компонента на уроке;
-
развитие коммуникативности, навыков фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работы;
-
развитие логического и алгоритмического мышления, расширение кругозора учащихся.
3) Аксиологические:
-
воспитание творческого подхода к выполняемой работе, культуры общения, усидчивости, способности к самоорганизации.
Оборудование:
10 компьютеров, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Используется для проверки домашнего упражнения из рабочей тетради и выполнения упражнений в классе
Дидактический материал:
Мультимедийная презентация «Информационные модели», содержащая фрагменты для отдыха - создана учителем
Рабочая тетрадь к учебнику Босовой Л.Л. для 7 класса (ФГОС)
Раздаточный материал:
Задания для индивидуальной работы по теме: «Информационные модели»
Ведущая технология урока: технология учебного проектирования
Технологии, элементы которых применяются на уроке:
v Информационно - коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Модульная технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Технология группового обучения
.Ход урока:
Этапы занятия
Элементы
технологий
Содержание
Компетенции
-
Мотивационный этап.
-
Организационный момент (2 мин)
Технология развития критического мышления
Сообщается тема урока, а также то, что это будет урок - соревнование. Соревноваться будут 4 группы. Каждый ответ участника приносит команде 1 балл. По набранному количеству баллов будет определена команда - победитель.
Коммуникативная компетенция: Устный диалог
-
Мотивация. Актуализация знаний.
(3 мин)
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Зачем нужны информационные модели человеку? Возможно ли обойтись без них? Возможно ли познание окружающего мира без моделирования? В чем заключается преимущество человека, способного создавать информационные модели? Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы и выявляют у себя дефицит знаний о понятии «информационные модели» и умение создавать информационные модели и применять их в своей деятельности
Отвечают, что фото - это модель собаки
Приходят к выводу, что информации недостаточно, модель нужно дополнить, т.е. получится другая модель. Какая другая? Пока неизвестно.
Коммуникативная компетенция:
Полилог (коллективная дискуссия)
Информационная компетенция
Систематизация, анализ и отбор информации, выделение главного, применение информационных и телекоммуникационных технологий
-
Формулирование проблемы (5 мин)
Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Информационно - комму-никационная технология
Технология учебного проектирования
Учитель рассказывает об увиденном на улице объявлении, в котором только фото собаки и больше ничего нет.
Задаёт вопросы:
а) какое отношение этот случай имеет к теме урока;
б) какую информацию содержит объявление
в) с какой целью оно было вывешено
После выдвижения всех вариантов проблем от каждой группы спрашивает, достаточно ли было информации в объявлении?
Дети предлагают формулировку проблемы о понятии «информационные модели».
Следовательно, на уроке нам нужно выяснить виды информационных моделей (развиваются логические операции: анализ, обобщение, умозаключение).
Отвечают, что информации недостаточно.
Коммуникативная компетенция:
Устный диалог
Полилог (коллективная дискуссия)
Информационная компетенция
Систематизация, анализ и отбор информации, выделение главного, применение информационных и телекоммуникационных технологий
-
Целеполагание и постановка задач урока. (2 мин)
Модульная технология
Цель: Самостоятельно формулируют цель и задачи урока.
Коммуникативная компетенция:
Полилог (коллективная дискуссия)
Ценностно-смысловая компетенция: Формулировка собственной учебной цели, принятие решения, ответственности на себя
-
Операционный этап.
-
Формулирование гипотезы. (5 мин)
Технология интегрированного обучения
Информационно - комму-никационная технология
Технология учебного проектирования
Дети самостоятельно в группах формулируют определение понятия «информационные модели» и озвучивают. Все предлагаемые варианты размещаются на интерактивной доске: старший группы набирает текст гипотезы за компьютером и сохраняет его в виде файла с помощью локальной сети в общую папку на компьютере учителя, Содержимое файлов демонстрируется на интерактивной доске.
Коммуникативная компетенция:
Работа в группе
Информационная компетенция:
Систематизация, анализ и отбор информации,
Работа с различными устройствами информации
Учебно-познавательная компетенция: Умение осуществлять планирование, анализ своей деятельности
-
Формирование учебных действий. (5 мин)
Технология развития критического мышления
Групповые технологии
Технологии уровневой дифференциации
Технология сотрудничества
Информационно - комму-никационная технология
Технология учебного проектирования
Интерпретация новой темы с демонстрацией мультимедийной презентации со схемой видов моделей и параллельным выполнением задания в рабочей тетради.
Учитель помогает учащимся формировать учебные действия через исследовательский характер задания, создает ситуацию, позволяющую проявить самостоятельность учащимся, организует работу с учеником. Дети формулируют понятия образных и знаковых моделей.
Выполняют задание № 11 (стр.34) в рабочей тетради (схема видов информационных моделей) - когнитивная деятельность учащихся.
Опираются на понятие как способ действия.
Отрабатывают умения анализировать условие задания, планировать свою работу, самостоятельно пополнять свои знания, находить рациональный способ решения, составлять опорные схемы и определять виды информационных моделей на конкретных примерах и иллюстрациях.
Учитель на основе полученных знаний о знаковых и образных моделях, предлагает определить, что такое смешанные модели.
Дети высказывают предположения, что смешанные модели содержат элементы знаковых и образных моделей (умозаключение).
Учитель демонстрирует слайды с образными, знаковыми и смешанными моделями: забавными фото животных, пейзажами природы, фото птиц, таблицы с информацией о птицах, статистические данные о природных ресурсах. Предлагает вопросы из учебника.
Предлагает ученикам создать смешанную модель, дополняя шуточный рассказ отсутствующими фрагментами. Фрагменты выбираются из предложенных на интерактивной доске картинок, и перемещаются в нужное место текста.
Предлагает выполнить творческое задание: демонстрирует на интерактивной доске темы для информационных моделей; предлагает обсудить результаты работы групп
Коммуникативная компетенция:
Языковая, лингвистическая компетенции
Полилог (коллективная дискуссия)
Работа в группе
Информационная компетенция:
Поиск информации Извлечение информации, Систематизация, анализ и отбор информации,
Работа с различными устройствами информации
Общекультурная компетенция:
Понимание места данной науки в системе других наук
Компетенция личностного совершенствования: Создание условий для самопознания и самореализации
-
Практическая часть (15 мин)
Информационно - коммуни-кационная технология
Технология активного обучения
Технологии уровневой дифференциации
Технология группового обучения
Дети создают смешанные информационные моделей за компьютером. Определяют виды моделей, пользуясь схемой в учебнике (рис. 2.1, стр.46), а также цель создания модели и информацию, которую содержит модель (анализ).
Создают смешанную модель на интерактивной доске на основе шуточного рассказа.
Работа в группах, создание знаковых информационных моделей на темы природы.
Демонстрация результата
Работа в парах за компьютером в Power Point или Word (по выбору). Создание смешанных информационных моделей. Картинки с пейзажами природы вставляют в текст из коллекции Microsoft или из Internet.
Коммуникативная компетенция:
Работа в группе
Информационная компетенция:
Систематизация, анализ и отбор информации, Выделение главного, оценивание степени достоверности информации
Компетенция личностного совершенствования: Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы
-
Релаксационная пауза (2 мин)
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Дети выполняют упражнения для глаз.
Компетенция личностного совер-шенствования:
Создание комфор-тной здоровьесбе-регающей среды
-
Аналитический этап.
-
Выполнение цели и задач урока (рефлексия). (3 мин)
Технология развития критического мышления
Учитель предлагает инверсию о выполнении учащимися цели, задач и проблемы урока.
Происходит формирование умения оценки и самоконтроля учащихся.
Учитель демонстрирует на интерактивной доске смешанные модели, созданные учащимися в парах, предлагает дать оценку этим моделям, используя алгоритм оценивания.
Дети считают, что цель достигнута, задачи решены, проблема разрешилась, т.к. исчез недостаток в знаниях об информационных моделях и их классификации.
Ученики владеют критериями оценки, соотносят результат с условиями задания, с эталоном. Содержательно обосновывают правильность или ошибочность своего результата и результата другого ученика, анализируют причины затруднения и планируют пути их преодоления
Коммуникативная компетенция:
Устный монолог
Учебно-познавательная компетенция:
Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности
Создание целостной картины мира на основе своего опыта
-
Комментирование домашнего задания, подведение итогов. (3 мин)
Технология развивающего обучения
Информационно - комму-никационная технология
Домашнее задание (на слайде):
Учебник: § 2.2, вопросы 2-3 (стр.49) устно
Рабочая тетрадь: задания № 12, 13 (стр.45)
Пояснение домашнего задания, подведение итогов урока, выставление отметок учащимся.
Учебно-познавательная компетенция:
Умение работать со справочной литературой, инструкциями
Умение оформить результат своей деятельности, представить их на современном уровне
5