План конспект урока информатики по теме Кодирование информации 8 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 30.09.2015г. Класс: 8 «Б»

Тема: Кодирование информации.

Цели: Дать представление о кодировании информации. Рассмотреть различные способы кодирования. Развитие логического мышления. Расширить познания учащихся об окружающем нас информационном мире.

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация данных. Вопросы:

  1. Где хранилась информация о смерти Кащея Бессмертного?

  2. Обработайте информацию и дайте ответы на вопросы:

  1. Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько часов будет спать профессор?

  2. Вы заходите в комнату, которая затемнена . В ней есть 2 лампы -газовый рожок и керосиновая лампа. Что зажжете в первую очередь? (спичку)

  3. Врач прописал больному 3 укола, по уколу через каждые полчаса. Сколько потребуется времени, сделать все уколы? (1 час)

  4. Кирпич весит 1 кг. Прибавьте еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (1 кг)

3.Новая тема. В жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками (кодами). Это и нотная запись в музыке, это и звуки речи - фонетические знаки, это и календарь погоды. Сигнал светофора - это тоже закодированная информация. Мы умеем ее обрабатывать, а затем принимать решение - переходить ли нам улицу или подождать зеленого светофора.

Кодировать информацию можно различными способами:

1.Попробуйте в таинственной записи найти список предметов, необходимых школьнику:

NFУQЧWFЕБUDНRNJVИК (учебник) ПWОRРVTVТWФWЕVЛUNЬ (портфель)

RТLLЕNNТMMРZZАSSДJИJ (тетради) WРWУWЧWКWАW , ПJЕJНJАJЛJ (ручка, пенал)

DДDHSНIUЕJKВWQНVИWКQ ( дневник) QКQАLRРDFАНYYДIXАШ (карандаш)

RTРNNЕVDЗZИFНJКRRА (резинка)/

Код состоит из определенного количества знаков, т.е. имеет определенную длину.

Количество знаков в коде - называется длиной кода.

В процессе обмена информацией людьми часто приходится переходить от одной формы представления информации в другой.

Перекодирование- это операция преобразования знаков или групп одной знаковой системы в знаки или группы знаков другой знаковой системы.

2.Познакомимся еще с одним способом кодирования - с кодированием информации с помощью букв русского алфавита. Пронумеруем алфавит по порядку, добавим к алфавиту 2 знака - тире и пропуск между словами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Е

Ж

З

И

й

К

Л

М

Н

О

П

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

-

.

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Закодируем предложение: « МЫ ИЗУЧАЕМ ИНФОРМАТИКУ»

Прочитайте фразу: 17 18 10 3 6 20 36 14 16 11 5 18 21 4 36

3. Таблица азбуки Морзе - способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов (например, длинных и коротких: «тире» и «точек». За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами - 7 точек. Была названа в честь американского изобретателя Сэмюэля Морзе, который предложил её в 1838.

План конспект урока информатики по теме Кодирование информации 8 класс

4.Семафория - простая смена флагов, форм руки, т.е. "статичные" жесты) или знакодвижениями (семакиниями - махами флагов, танцами, движениями руки, т.е. динамичными жестами) План конспект урока информатики по теме Кодирование информации 8 класс

4.Письменная работа

1.Закодируй ответы на загадки при помощи алфавита, пронумерованного по порядку.

Если б не было его,

Не сказали бы ничего. (Язык)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаз)

2.Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?

(Код имени необходимо разделить следующим образом: 14-1-26-1. Имя - Маша).

3.«Шифр замены» Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из столбика кодировочной таблицы.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

21

37

14

22

01

24

62

73

46

23

12

08

27

53

35

04

40

26

63

47

31

83

88

30

02

91

72

32

77

68

60

44

10

03

71

82

15

70

11

55

90

69

38

61

54

09

84

45

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ь

Ы

Ъ

Э

Ю

Я

20

13

59

25

75

43

19

29

06

65

74

48

36

28

16

52

39

07

49

33

85

58

80

50

34

17

56

78

64

41

89

67

93

76

18

51

87

66

81

92

42

79

86

05

57

Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы:

16

55

54

10

69

09

61

89

29

90

49

44

10

08

02

73

21

32

83

54

74

41

55

77

10

23

68

08

20

66

90

76

44

21

61

90

55

21

61

83

54

42

57

30

27

10

91

68

32

20

80

02

49

45

40

32

46

55

40

08

83

27

17

4.«Шифр Цезаря» Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, которая считается написанным по кругу.

а) Используя этот шифр, зашифруйте слова ИНФОРМАТИКА, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.

б) Расшифруйте слово НУЛТХСЕУТЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.

Домашняя работа: Закодируйте свое имя и фамилию.

Придумать свой способ кодирования информации.



© 2010-2022