Рабочая программа по информатике 2 класс ФГОС

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по информатике Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. - Ч.2: 192 с) Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

  • Научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

  • Сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

  • Дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

  • Дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

- Информационная картина мира.

- Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

- Алгоритмы и исполнители.

- Объекты и их свойства.

- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Информационная картина мира

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики и ИКТ: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.

Обучение начинается с введения следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.

Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают ее (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают

человеку (устройства вывода: монитор, принтер).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:

- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными спо-

собами;

- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется, в первую очередь, на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. С этой же целью используются компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в плане разработанном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Компьютер - универсальная машина по обработке информации

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.

К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:

- представление о компьютере как универсальной машине

для обработки информации;

- название и назначение основных устройств компьютера;

- представление о двоичном кодировании информации;

- представление о программном управлении компьютером;

- представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления.

Представление о программном управлении компьютером формируется постепенно. Вводится понятие программы как инструкции по обработке информации. В этот же подраздел включены гигиенические нормы работы за компьютером.

Алгоритмы и исполнители

Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями. При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние

на формирование полезных общеучебных навыков.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и так далее).Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел

формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса. Используются компьютерные программы, которые позволяют, применяя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.

Начинается знакомство с приемами планирования деятельности. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:

- рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;

- перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;

- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.

На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.

Объекты и их свойства

Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое прграммное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта с целью изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно коммуникативных технологий.

Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно правила поведения в компьютерном классе. К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.




ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Рабочая программа для 2 класса составлена на основе программы и учебников «Информатика и ИКТ» Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой, в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7-9 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, его изучение на пропедевтическом уровне начинается в начальной школе.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Информационная картина мира.

10 часов

2

Компьютер - универсальная машина по обработке информации.

6 часов

3

Алгоритмы и исполнители.

16 часов

4

Объекты и их свойства.

1 час

5

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

1 час


Итого

34 часа

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Правила поведения в компьютерном классе. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Нравственно-этическое оценивание:

Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы

работы с информацией, информационная безопасность личности». Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование:

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?»

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия

1. Знаково-символическое моделирование:

- составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов

для решения задач («Алгоритмы и исполнители.», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное состояние»);

2. смысловое чтение:

- анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;

Логические УУД:

1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение

заданий, связанных с развитием смыслового чтения.

2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификации объектов: решение заданий типа «Продолжи последовательность.

3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении принципа открытой архитектуры, «сборка компьютера» из его частей - в виде схемы, в форме объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «сборка компьютера Малыш».

Построение логической цепи рассуждений:

- введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности -все, некоторые, каждый,

ни один и т. д.).

Коммункативные УУД:

1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный фестиваль - командные соревнования).

Регулятивные УУД:

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый

контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.

Планирование и целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели (задания типа «составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…»).

Контроль и коррекция

Система заданий типа «составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления

плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. сличение способа действия и его результата (соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений

в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия

и его результата от заданного эталона.

Оценивание

Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо

использовать материал, изученный за полугодие.

Обучающиеся должны иметь представление:

•о понятии «информация»;

•о многообразии источников информации;

•о том, как человек воспринимает информацию;

•о компьютере как об универсальной машине, предназначенной для обработки информации;

•о назначении основных устройств компьютера;

•о том, что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа - набор таких правил;

•об алгоритме как последовательности дискретных шагов, направленных на достижение цели;

•об истинных и ложных высказываниях;

•о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых изображений.

Обучающиеся научатся:

•исполнять правила поведения в компьютерном классе;

•называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память).

•приводить примеры:

  • источников информации, работы с информацией;

  • технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон),

  • полезной и бесполезной информации;

•запускать программы с рабочего;

•выбирать нужные пункты меню с помощью;

•пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Enter, вводить с клавиатуры числа;

•с помощью учителя составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

•с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы

решения поставленных задач;

•составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

•определять истинность простых высказываний, записанных повествовательным предложением русского языка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Информационная картина мира.

Понятие информации

Информация как сведения об окружающем мире. Восприятие информации человеком с помощью органов чувств. Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми). Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.

Обработка информации

Обработка информации человеком. сопоставление текстовой и графической информации. обработка информации компьютером. Черный ящик. Входная и выходная информация (данные).

Кодирование информации

Шифры замены и перестановки. Использование различных алфавитов в шифрах замены. Принцип двоичного кодирования. Двоичное кодирование текстовой информации. Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Компьютер - универсальная машина для обработки информации

Фундаментальные знания о компьютере

Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.

Устройство компьютера. Названия и назначение основных устройств компьютера. Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).

Подготовка к знакомству с системой координат монитора. Адрес клетки на клетчатом поле. Определение адреса заданной клетки. Поиск клетки по указанному адресу.

Гигиенические нормы работы за компьютером

Практическая работа на компьютере.

Понятие графического интерфейса. Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы. Выбор элемента меню с помощью мыши. Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.


Алгоритмы и исполнители


Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности. Формальность исполнения алгоритма. Влияние последовательности шагов на результат выполнения алгоритма.

Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя. Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями.

Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов. Массовость алгоритма.

Способы записи алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.

Подготовка к изучению условных алгоритмов: истинные и ложные высказывания. Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, … то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый».

Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.


Объекты и их свойства


Предметы и их свойства. Признак, общий для набора предметов. Признак, общий для всех предметов из набора, кроме одного. Поиск лишнего предмета.

Выявление закономерности в последовательностях. Продолжение последовательности с учетом выявленной закономерности.

Описание предметов. Поиск предметов по их описанию.


Этические нормы при работе с информацией

и информационная безопасность


Компьютерный класс как информационная система коллективного пользования. Формирование бережного отношения к оборудованию компьютерного класса. Правила поведения в компьютерном классе.



Учебно-тематическое планирование


№п/п

Тема

урока


Планируемые результаты



Возможные виды деятельности учащихся

Предметные

УУД

Личностные

УУД

Метапредметные УУД

познавательные

регулятивные


коммуникативные

1

Информационная картина мира (10 часов)

Информация, источники

информации (задания 1-5)

Познакомиться с понятиями «информатика», «информация», источники информации. Самостоятельная работа с источниками информации.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

-анализ коротких литературных текстов и графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации

- использовать знаково-символические средства,

- овладеть действием моделирования ,

- овладеть спектром логических действий и операций

- уметь структурировать знания

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать ее контролировать и оценивать свои действия

- контроль, коррекция, оценка

- саморегуляция

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества,

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

2

Работа с информацией

(задания 6-10)

Целенаправленная работа с информацией.

Формирование представлений о действиях с информацией.

Ознакомление с правилами работы за компьютером.

- мотивация к обучению; нравственно-этическая ориентация

- самоопределение

- смыслообразование

- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

- умение строить логическую цепь рассуждений

- умение использовать таблицы

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- контроль, коррекция, оценка

-саморегуляция

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества,

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

3

Отбор

полезной

информации

(задания 11-15)

Самостоятельная работа 1

Сопоставлять источники информации и органы чувств. Знакомство с понятиями полезная и бесполезная информация.

Выделять полезную информацию.

Формирование навыка работы на ПК.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

- использовать знаково-символические средства

- овладеть действием моделирования

- овладеть спектром логических действий и операций

- уметь структурировать знания

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать, контролировать и оценивать свои действия,

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

4

Шифры перестановки и замены

(задания 16-20)

Знакомство с понятиями «информационный шум», «шифр», «кодовая таблица».

Различать и выделять источники информационного шума.

Формирование представления о некоторых приёмах шифрования.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

- знаково-символические действия

- умение использовать таблицы, проверять по таблице

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать, контролировать и оценивать свои действия

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

5

Двоичное

кодирование текстовой

информации. Примеры

двоичного

кодирования

(задания 21-25)

Знакомство с понятием «двоичное кодирование информации».

Ознакомление с принципом двоичного кодирования слов.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

- использовать знаково-символические средства

- выполнение задания с использованием рисунков и схем

- овладеть спектром логических действий и операций

- уметь структурировать знания

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать, контролировать и оценивать свои действия

- саморегуляция

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

6

Обработка информации человеком

(задания 26-30)

Ознакомление с принципом двоичного кодирования ч/б рисунков. Формирование навыка работы на ПК.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение,

- смыслообразование,

- использовать знаково-символические средства

- овладеть действием моделирования

- овладеть спектром логических действий и операций,

- выполнение задания с использованием рисунков и схем

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать, контролировать и оценивать свои действия

- учёт позиции собеседника (партнера), организация и осуществление сотрудничества

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

7

Черный ящик

(задания 31-35)

Самостоятельная работа 2

Знакомство с понятием «чёрный ящик».

Разгадывание и придумывание правил обработки данных чёрным ящиком.

Особенности обработки информации человеком и компьютером. Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- использовать знаково-символические средства

- овладеть действием моделирования

- овладеть спектром логических действий и операций

- уметь структурировать знания

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- контроль, коррекция, оценка

- саморегуляция

-умение слушать и вступать в диалог

-учитывать позицию собеседника

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

8

Еще раз о том, что такое

информация

(задания 36-40)

Описывать компьютер как универсальную машину для работы с информацией.

Формирование представления об особенности обработки информации компьютером. Формирование навыка работы на ПК.

- адекватная мотивация учебной деятельности учебные и познавательные мотивы,

- самоопределение

- смыслообразование

- выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- контроль, коррекция, оценка

- саморегуляция

- учёт позиции собеседника (партнера)

- организация и осуществление сотрудничества

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

9

Действия с информацией

(задания 41-45)

Ознакомление с принципом двоичного кодирования цветных рисунков.

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

- знаково-символи-ческие действия

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- планировать, контролировать и оценивать свои действия

-договариваться о распределении работы между собой и соседом по парте

-умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

10

Обобщение
по теме «Информационная

картина мира»

Знать:

- что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;

- особенности обработки информации человеком и компьютером.

Уметь:

- сравнивать этапы обработки информации человеком и компьютером;

- приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон)

- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы

- самоопределение

- смыслообразование

- использовать знаково-символические средства

- овладеть действием моделирования

- овладеть спектром логических действий и операций

- уметь структурировать знания

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

- контроль, коррекция, оценка

- саморегуляция

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

-умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное

-умение строить монологическое высказывание

- самостоятельная работа

11

Компьютер - универсальная машина для обработки

информации

(6 часов)

Системная плата, процессор

(задания 46-50)

Познакомиться с модульным принципом построения компьютера; названием и назначением отдельных устройств компьютера. Знакомство с понятием «истинное высказывание».

Формирование навыка работы на ПК.

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

- овладеть общими приемами решения задач

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

-контроль и самоконтроль учебных действий

- кооперация с учителем и сверстниками

- адекватная передача информации

- работа в парах и по группам

- дидактические игры

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками (учебник- тетрадь на печатной основе)

12

Оперативная память

(задания 51-55)

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера. Определение последовательности действий. Формирование умения определять истинность высказываний.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

-выполнение задания с использованием рисунков и схем

- умение строить логическую цепь рассуждений

-контроль и самоконтроль учебных действий

-коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)

- учёт позиции собеседника

- кооперация с учителем и сверстниками

- адекватная передача информации

- работа в парах и по группам

- дидактические игры

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками (учебник- тетрадь на печатной основе)

13

Устройства ввода информации

(задания 56-60)

Самостоятельная работа 3

Познакомиться с названием и назначением отдельных устройств компьютера: клавиатура, сканер, мышь.

Знакомство с понятием «ложное высказывание».

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- умение строить логическую цепь рассуждений

-контроль и самоконтроль учебных действий

-коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)

- учёт позиции собеседника

- работа в парах и по группам

- дидактические игры

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками (учебник- тетрадь)

14

Устройства вывода информации

(задания 61-65)

Познакомить с названиями и назначением устройств вывода информации: монитора и принтера. Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка

- умение строить логическую цепь рассуждений

-контроль и самоконтроль учебных действий

- кооперация с учителем и сверстниками

- адекватная передача информации

- работа в парах и по группам

- дидактические игры

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками (учебник- тетрадь на печатной основе)

15

Внешняя память

(задания 66-70)

Познакомить с устройствами внешней памяти, устройствами чтения и записи информации на диск.

Формирование понятия «адрес клетки».

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- выполнение задания с использованием рисунков и схем

- анализ коротких литературных текстов, поиск и выделение необходимой информации

-принимать и сохранять учебную задачу

-формулировать собственное мнение и позицию

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- работа в парах и по группам

- дидактические игры

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками

16

Обобщение
по теме

«Устройство компьютера»

(задания 71-75)

Сопоставлять устройства компьютера и описание их действий.

Учиться определять истинность высказываний.

-мотивация к обучению

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- анализ информации

- самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности

-контроль и самоконтроль учебных действий

-формулировать собственное мнение и позицию

- выполнение индивидуальной работы

- работа с информационными источниками (учебник- тетрадь на печатной основе).

17

Алгоритмы и исполнители (17 часов) 2 часть

Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями

(задания 1-4)

Познакомиться с понятиями «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «СКИ алгоритма».

Определение последовательности действий.

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно-этическая ориентация

-умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

- умение строить логическую цепь рассуждений

-контроль и самоконтроль учебных действий.

-формулировать собственное мнение и позицию.

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают

работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задания

18

Составление
и выполнение алгоритмов

(задания 5-8)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

-умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

- синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия,

-формулировать собственное мнение и позицию.

-дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задани

19

Последовательность действий
и результат

выполнения

алгоритма

(задания 9-12)

Самостоятельная работа 4

Учиться составлять и выполнять алгоритмы;

Познакомиться с новой формой записи команд алгоритма - с помощью условных графических изображений

Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ информации

-планировать учебную деятельность - контроль, коррекция, оценка,

-формулировать собственное мнение и позицию и учитывать разные мнения

-отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают

-выстраивают алгоритм собственных действий по образцу

отработка умения применять правила и пользоваться инструкциями

20

Составление
и исполнение алгоритмов

(задания 13-16)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Обсудить разницу между действиями человека и исполнителя алгоритмов (робота).

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ информации

- умение строить логическую цепь рассуждений

-принимать и сохранять учебную задачу.

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия

-формулировать собственное мнение и позицию. «Объясни свой выбор»

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают

-знакомятся со структурой текста

21

Исполнитель алгоритмов Мышка-художник

(задания 17-20)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.

Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ информации

-адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия

-понимание возможности различных позиций и точек зрения по какому-либо вопросу

-отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, слушают

22

Адрес клетки

(задания 21-24)

Самостоятельная работа 5

Учиться определять адрес клетки и находить клетку по заданному адресу.

Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

-анализ объектов с целью выделения признаков

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно

-самоконтроль

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-осуществляют поиск информации

-работа с текстом

-самостоятельная работа

23

Энтик и Мышка на одном поле

(задания 25-28)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Учиться определять адрес клетки и находить клетку по заданному адресу.

- самоопределение

- смыслообразование

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем

-формулировать собственное мнение и позицию

-контроль деятельности при выполнении заданий, проверка правильности их выполнения

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задания

24

Выполнение
и составление алгоритмов

(задания 29-32)

Учиться создавать алгоритмы планирования учебной деятельности.

Учиться записывать результаты выполнения каждого шага алгоритма. Пропедевтика нестрогих неравенств.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

-умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ информации

-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее или различное

-коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)

- учёт позиции собеседника, Миши

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задания

25

Составление алгоритмов

(задания 33-36)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

-умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ информации

-планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать свои действия

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-отвечают на вопросы, слушают,доказывают свою точку зрения

-сравнивают и выделяют общее и различное (работа с таблицей).

-отработка умения применять правила и пользоваться инструкциями

26

Составление

алгоритмов, их запись в

словесной форме

(задания 37-40)

Учиться составлять и выполнять алгоритмы.

Использовать для составления алгоритмов разнообразную информацию, в т.ч. графическую.

-самоопределение -система заданий, ориентирующая школьника на учет чужой точки зрения

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- выполнение задания на основе рисунков и схем

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задания

27

Исполнитель алгоритмов

Перемещайка

(задания 41-44)

Самостоятельная работа 6

Познакомиться с исполнителем алгоритма Перемещайкой и его СКИ. Учиться создавать алгоритмы планирования учебной деятельности.

Фиксировать результаты выполнения шагов алгоритма.

- самоопределение,

- смыслообразование

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия

- контроль, коррекция, оценка

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос

-умение учитывать разные мнения и обосновывать собственное

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

- творческие задания

28

Составление алгоритмов

(задания 45-48)

Развивать умение анализировать текстовую информацию и выбирать из текста нужную для создания алгоритма. Учиться разрабатывать алгоритмы для Перемещайки.

Учиться видеть истинные и ложные выск-ния в равенствах и неравенствах.

-мотивация учебной деятельности через организацию участия детей в обсуждении различных ситуаций

-проявлять познавательную инициативу при выполнении заданий

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- умение строить логическую цепь рассуждений

-контроль деятельности при выполнении заданий, проверка правильности их выполнения

-адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок

-умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию собеседника

-умение высказывать и доказывать своё мнение

-отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают

-сравнивают, читают, составляют алгоритмы, записывают их

29

Алгоритмы Перемещайки

(задания 49-52)

Учиться разрабатывать алгоритмы для Перемещайки. Учиться определять истинность высказываний. Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

- умение строить логическую цепь рассуждений

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

-контроль процесса и результатов деятельности

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, вступают в диалог

-учатся работать со схемами

-оказывают свою точку зрения

30

Истинные и

ложные

высказывания (задания 53-56)

Самостоятельная работа 8

Учиться составлять алгоритмы для формальных исполнителей. Учиться определять истинность высказываний. Формирование навыка работы на ПК.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

- умение строить логическую цепь рассуждений

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия

-умение отвечать на вопросы

-умение ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- самостоятельная работа

31

Массовость алгоритмов

(задания 57-60)

Познакомиться с понятиями массовости алгоритма, компьютерной программы.

Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течении года.

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- умение выполнять действие по заданному алгоритму

-контроль и самоконтроль учебных действий

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- дидактические игры

- работа в парах и по группам

- работа с информационными источниками

- творческие задания.

32

Обобщение
по теме «Алгоритмы и исполнители»

Обобщить опыт, полученный во время работы за компьютером в течении года. Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

-мотивация к обучению

- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- анализ информации;

- самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности

-планировать учебную деятельность контролировать и оценивать свои действия,

-умение слушать и вступать в диалог

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

-умение строить монологическое высказывание.

-отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают

-дают оценку

33

Объекты и их свойства

-мотивация к обучению

- нравственно-этическая ориентация

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

-планировать учебную деятельность

- контроль, коррекция, оценка,

-умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию собеседника

-использовать речь для регуляции своего действия

-отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают

-осуществляют поиск информации

34

Этические нормы при работе
с информацией
(1 час)

Этические нормы при работе
с информацией
и информационная безопасность

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

- самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

-понимание учебной задачи

-работа в заданном темпе

-выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-самоконтроль

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-самостоятельная работа























Материально- техническое обеспечение учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К - полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименования учебного оборудования

Единицы

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. - М. : Академкнига/Учебник.

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс:

Методическое пособие для учителя. - М. : Академкнига/Учебник.

Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + сД. - М. : Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. - М.: Академкнига/ Учебник..

Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. - М.: Академкнига/ Учебник.

Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник.

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

К


Д


К


Д



Д


Д


Д


П


П


В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ.

Печатные пособия

2.

Таблицы в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам

Иллюстрированные материалы

Д

Д

Ф

Технические средства обучения

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

Д

Д/К

Д

Д

По возможности

При наличии

Экранно-звуковые пособия

4.

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

5.

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

Оборудование класса

6.

Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Ф

Д

Д

Д

Д



30


© 2010-2022