• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Статья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

В статье поднимается вопрос о проблеме взаимоотношений детей и компьютеров, пользе компьютера в жизни ребенка, разумности использования компьютеров в повседневной жизни детей.  Результаты исследований в половом предпочтении  ресурсов Интернета. Позитивное и негативное влияние компьютера на психику и здоровье ребёнка. Социальное позиционирование ребёнка в виртуальной и реальной жизни. Проанализировав положительное и негативное влияние компьютера на развитие ребёнка, хочу отметить, что при правиль...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Якуша Л.С.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г.Таганрога

[email protected]


Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Но постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с большим объемом информации, которая год от года только возрастает.

Свободное владение компьютером и информационно-коммуникативными технологиями - это требование современности. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Но какая информация передаётся по сети Интернет? Любая! Есть много полезной информации: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные, сайты по основным предметам школьной программы, он-лайн тестирование, энциклопедии, словари, каталоги. Но…! Существует и множество бесполезной, поверхностной и навязчивой информации. Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль педагогов и родителей в обучении ребёнка сделать правильный выбор в этом огромном информационном потоке. Задача учителя - направлять школьника в этом огромном море информации.

Современные дети не могут обойтись без компьютера, учась как в школах, так и в институтах и других учебных заведениях. Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться - это не прихоть, а требование времени. Компьютеризация нашей жизни приносит с собой много вопросов и проблем.

Ученые, медики и педагоги спорят о том, как влияет компьютер на психику ребенка. Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к развитию со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: "Компьютерами" - и не менее гордо: "Он за ним круглые сутки сидит!". Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, "огонь") совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга [2].

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь усилил влияние компьютера на человека. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое персональный компьютер для детей: зло или благо?

Поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии [3]. Наименьшее зло представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Отмечают основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что "стал умнее", испытывает, прежде всего, сам ребенок. Задача педагога и родителя сделать из него помощника в воспитании развитии. Конечно, ничто не заменит маленькому человеку реального общения, но как показывает практика часто у взрослого человека нет времени, а у родителей с низким уровнем образованности и желания отвечать на вопросы ребёнка. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека. Я остановилась лишь на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерами и компьютерными играми.

Рассмотрим вопросы негативных последствий. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно сразу и не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии - может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. И основной вред - это вред духовный. Ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности. То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Особое место в жизни ребёнка занимает компьютерная игра. Это придуманный мир, более яркий, простой, чем на самом деле. Допущенные ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими. Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается. Они позволяют детям почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными. А чтобы ощущать себя так в реальном мире, требуется приложить много усилий. Жизнь детей в реальном мире целиком зависит от взрослых. Но не в игре! Там все происходит по желанию ребенка. И, наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. С ним легко договориться, в отличие от с живого человека. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. По их словам, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени [1]. Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышью. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышью их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому - он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам.

Итак, проанализировав положительное и негативное влияние компьютера на развитие ребёнка, хочу отметить, что при правильном обращении компьютер поможет самоутвердиться во многом: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками до осознанного выбора будущей профессии. Компьютер открывает путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, нужно вместе ребёнку, родителю и педагогу.




Библиография

  1. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. - К. - 2004.

  2. Платов А. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. - 2004.

  3. Шапкин А.С. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований». Психологический журнал, 1999 г.Статья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКАСтатья ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

4


© 2010-2022