Выступление Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса.

В России наблюдается возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа.

О неблагополучии в системе профессиональной ориентации учащейся молодежи говорит такой факт (его приводит в своей статье академик РАО А.М. Новиков): общеобразовательная школа теряет «по дороге» 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. человек поступают в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. человек - среднего профессионального, но более 3 млн. человек уходят из школы «в никуда».

Ежегодно выпускники общеобразовательных учреждений оказываются на пороге выбора: продолжить образование; устроиться на работу и одновременно учиться дальше; работать и обучаться профессии на ускоренных курсах. При этом, как показывают результаты социологических опросов 67% старшеклассников выпускного класса не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4% опрошенных высказывают предположения, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа. А как помогает школа? Она, бесспорно, дает учащимся знания по различным областям. Однако в современных социально-экономических условиях, где господствует жестокий рынок труда, одних только знаний недостаточно.

Технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому разработчики системы профильного обучения подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профессии.

Помочь ученику решить проблему жизненного самоопределения призвана профориентация.

Профориентация - сложный комплекс мероприятий социально-экономического, психолого-педагогического и медико - физиологического характера, цель которых - формирование у человека профессионального самоопределения, соответствующего его индивидуальным особенностям и запросам общества в профессиональной рабочей силе.

Решение проблемы профессионального самоопределения учащихся связано с организацией взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: администрации, психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся, родителей.

Концептуальные идеи Модернизации российского образования помогли сформулировать стратегическую цель: создать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных, воспитательных и психолого-педагогических услуг.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся были выделены 4 возрастных этапа, и на каждом этапе поставлены профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия:

  • когнитивный критерий, решающий задачи информирования школьников о мире профессий, состояния рынка труда;

  • мотивационно-ценностный критерий, ставящий своими задачами формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей;

  • деятельностно-практический критерий, активизирующий планирующую и прогнозирующую функцию сознания для составления и реализации профессиональных планов.

На каждом возрастном этапе школьной жизнедеятельности можно выделить свои ключевые особенности и направления профориентационной работы.

1. Учащиеся начальной школы. У младших школьников нет еще оснований для совершения серьезного профессионального выбора, еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно в этом возрасте могут возникнуть интересы, которые будут иметь выход на профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению учеников начальной школы с миром профессий и, в основном, на примере профессий родителей.

С помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, группы по интересам, общественно полезный труд, экскурсии, семейные праздники и др.) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. Профессиональное самоопределение у младших школьников является продолжением их знакомства с трудом и тружениками. Ознакомление с миром профессий, трудовой деятельностью окружающих людей, овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям, формирование интереса к ним.

2. Учащиеся 5 - 7 классов. Будущая профессиональная деятельность выступает для ребенка как способ создания определенного образа жизни, как путь самореализации, раскрытия своих возможностей. Для учащихся должны быть созданы условия для включения в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную) с целью развития интересов и склонностей к определенным профессиям, умений и навыков. Для этого организовывается определенная «проба сил» в мастерских, кружках, группах, клубах по интересам. Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

3. Учащиеся 8-9 классов. В данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки и личностные ориентации. Внимание школьников акцентируется на самовоспитании, на формировании общественно значимых мотивов выбора профессии, реальной самооценке ими своих потенциальных возможностей, необходимых для овладения рядом специальностей в соответствии с потребностями конкретного экономического района, путях продолжения образования и получения профессии.

4. Учащиеся 10-11 классов. На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; контроле и коррекции профессиональных планов; ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.

В нашей школе налажена профориентационная работа следующего содержания:

- разработка и утверждение учебных программ и содержания элективных курсов предпрофильной подготовки в 8-9 классах;

- преподавание элективных курсов различной тематики;

- ученики школы принимают участие в олимпиадах и конкурсах (очных и заочных);

Старшие классы занимаются по выбранным профилям: социально-экономическому, информационно-технологическому, универсальному.


© 2010-2022