Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отношения между понятиями. Тождество. Пересечение. Подчинение.

Урок информатики в 6 классе

Учитель информатики филиала МОУ «СОШ» с Каменка в с Чернавка Шершнева Л.Н.


Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиямиУрок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиямиТип урока: изучение новой темы

Вид урока: комбинированный

Цели:

  • Учебная: сформировать у учащихся знания об общих подходах к сравнению понятий тождества, пересечения и подчинения;

  • Развивающая: развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений с помощью заполнения карточки-конспекта, практической работы.

  • Воспитательная: развитие умения слушать и слышать; развитие познавательного интереса; воспитание информационной культуры.

Знания и умения: отношение тождества, отношение пересечения, отношение подчинения, учащиеся должны научиться решать информационные задачи с помощью диаграмм, должны уметь рассуждать, должны уметь обосновывать свои действия, учатся систематизировать.

Используемые педагогические технологии: обучение с помощью ИКТ, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии проблемного обучения, элементы технологий развивающего обучения.

Технические средства обучения: ПК, мультимедиапроектор, Карточки с заданиями в ГР, мультимедийная презентация.

План урока.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Изучение новой темы (10 мин.)

4. Закрепление новой темы.(5 мин.)

Физкультминутка (1 мин.)

5. Работа за компьютерами (14 мин.)

Физкультминутка (упражнения для глаз)(1 мин.)

6. Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин.)

7. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока «Отношения между понятиями». Сегодня мы познакомимся с общими подходами к сравнению понятий; а так же узнаем что такое отношения тождества, пересечения, подчинения при сравнении понятий; продолжим развивать логическое мышление, познавательный интерес, аккуратность, внимательность и навыки работы на компьютере. Надеюсь, наша совместная работа будет дружеской и деловой.

Итак начнем.

II. Актуализация знаний.

Всех нас в реальной жизни окружает множество объектов.

Приведите примеры объектов, которые окружают нас с вами сейчас. Молодцы.

Как можно описать любой предмет? (Любой объект может быть описан с помощью каких-либо признаков). Т.е. любой объект может быть описан словами.

Понятия - это наши представления, наши мысли об объектах. При сравнении понятий сравнивают их содержания и их объемы.

В отличие от объектов реальной действительности, понятия не имеют ни цвета, ни запаха, ни размера.

Расширим наше представление о понятиях.

(слайды 3-10) Разбить понятия на пары, у которых есть общий признак и указать этот общий признак.

стол

стул

мебель

монитор

принтер

устройство вывода

гвоздь

пила

инструмент

весна

осень

время года

квадрат

прямоугольник

геометрические фигуры

радуга

-----

-----

самолет


(слайд 11) Понятия, имеющие общий признак, называются сравнимыми.

Понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми.

(слайд 12) Сравним содержания понятий квадрат и прямоугольник.

Понятие

Содержание

квадрат

  • четырехугольник

  • все углы прямые

  • все стороны равны

прямоугольник

  • четырехугольник

  • все углы прямые

  • длины противоположных сторон попарно равны

Сравним объемы этих понятий.

Объем понятия «прямоугольник» шире объема понятия «квадрат», так как все квадраты - тоже прямоугольники.

(слайд 13) Отношения между понятиями удобно представлять кругами, например:

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

где А - объем понятия «прямоугольник»

В - объем понятия «квадрат»

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

Такое представление называется кругами Эйлера.

Крупнейший ученый 18 в. Леонард Эйлер (1707-1783) (большую часть творческой жизни провел в Петербурге) предложил изображать понятия и отношения между ними круговыми схемами. С этого момента данные схемы повсеместно применяются в логике. Мы также используем их и при рассмотрении отношений между понятиями.

(слайд 14) Для закрепления полученных знаний выполним задание № 2 (рабочая тетрадь стр. 53 № 25)

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

- Молодцы! Дома доделайте это упражнение до конца.

III. Изучение новой темы

Рассмотрим отношения между понятиями по объему, обозначая объемы понятий кругами Эйлера-Венна.

(Слайд 15) Первое отношение между понятиями, которое вам необходимо запомнить называется отношением «тождество» - это отношение между понятиями, объемы которых совпадают, другими словами объем одного понятия равен объему другого.

Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.

(слайд 16) Примеры равнозначных понятий:

1) «Волга» и «самая длинная река в Европе»;

2) «Великий русский царь» и «Создатель Российского флота».

3) «Москва» и «столица нашей Родины».

(слайд 17) Второе отношение в котором могут находиться понятия это отношение «пересечение».

Рассмотрим два понятия "Электронное письмо" и "письмо на русском языке". Они изображаются пересекающимися кругами. Круг А электронное письмо, круг В Письмо на русском языке, а в пересечении «Электронное письмо на русском языке».

Отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы называется отношением пересечения.

А - Электронное письмо, В - Письмо на русском языке

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиямиА В

общие элементы (Электронное письмо на русском языке)

(слайд 18) Еще один пример сравним понятия «Ученики класса» и «Хорошисты школы»

(слайд 19) Следующий пример, рассмотрим понятия «Времена года» и «Зима». Что вы можете сказать об этих понятиях? То есть понятие «Зима» полностью входит в понятие «Времена года», но не исчерпывает его. Такое отношение называется «подчинением».

Отношение подчинения - это отношение между понятиями, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

( слайд 20) Примером понятий находящихся отношении подчинения являются:

АУрок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями - животные, В - кошка.

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями



IV. Закрепление новой темы

(слайд 21) Определить отношения между понятиями и изобразить эти отношения по образцу.

Понятия: дуб, растения, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина.

Урок по информатике в 6 классе на тему Отношения между понятиями



(слайд 22) Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело

V. Компьютерный практикум.

Техника безопасности


(слайд 23) На сегодняшней практической работе мы с вами будем работать в программе Paint. Работа №9, задание 4.

Выполнив задание сохраните его под именем Клоун в своей папке.

(слайд 24) Теперь поработаем с логическим диском.

Auyorun «Издательство Учитель»

Запуск

Множества

Взаимное расположение

Практика

Задания № 6,7,8,9,10

Выполнив задания, нажмите ок, проверьте результат.

Физкультминутка, упражнения для глаз.

Выставление оценок.
Проверка работ. Оценки за урок:…
VI. Домашнее задание:
параграф 2.3. стр. 45-48, Р.Т № 25, 27.
VII. Итог урока. Рефлексия
Давайте подведем итогом.
С какими отношениями между понятиями мы сегодня познакомились? (Тождество, пересечение, подчинение)

У вас на столе листочки с рисунками, на обратной стороне небольшая анкета, пожалуйста заполните ее.
Молодцы ребята. Я желаю вам побольше хороших оценок и удачи всегда и во всем.
Спасибо за урок! До свидания!


Список использованной литературы и источников сети Интернет
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-5-е изд.-М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-208с.: ил.
2. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. - 2-у изд., испр. и доп.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 320 с.: ил.

3. school-collection.edu.ru
4. s8ach.narod.ru
5. festival.1september.ru


© 2010-2022