- Преподавателю
- Информатика
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Алгоритмические конструкции: ветвление»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Алгоритмические конструкции: ветвление»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демина Г.Н. |
Дата | 26.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Алгоритмические конструкции: ветвление»
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Демина Галина Нурулловна
Место работы
МОУ "Племхозовская ООШ"
Должность
учитель математики и информатики
Предмет
информатика и ИКТ
Класс
9
Тема
Алгоритмические конструкции: ветвление.
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель
Познакомить учащихся с алгоритмической конструкцией ветвление;
научить разрабатывать алгоритм, содержащий оператор ветвление
Задачи
- сформировать понятие: алгоритмическая конструкция ветвление;
- познакомить с графическим представлением конструкции ветвление;
- сформировать навыки разработки графического и алгоритмического представления ветвления; навыки организации алгоритмов ветвления в среде исполнителя СТРЕЛОЧКА;
-развивать умение сравнивать, анализировать материал и делать выводы, работать в парах, выполнять самоконтроль и самоанализ.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник Н.В.Макарова Н.В. "Информатика и ИКТ",
Мультимедиапроектор, компьютеры, технологическая карта.
Организация пространства
фронтальная, парная, индивидуальная, практическая
№
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке: подготовка и настрой на учебную деятельность.
Цель, которую хочет достичь учитель: создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Методы: словесный, наглядный.
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
Учитель настраивает учащихся на урок, сообщает о том, что в течении урока ребята будут вести технологические карты. Организация внимания.
Нарисуйте смайл, который характеризует ваше настроение.
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку; настраиваются на урок.
2
Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь ориентироваться в своей системе знаний, воспроизводить ее и применять в разнообразных ситуациях;.
Цель, которую хочет достичь учитель: актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции; способствовать формированию личностно-значимой мотивации обучающихся.
Методы: словесный, метод контроля, частично-поисковый.
Сегодня на уроке мы с вами изучим алгоритмическую конструкцию ветвление. Но сначала вспомним, что было изучено на предыдущих уроках..
- Для начала вспомним, что такое алгоритм и исполнитель алгоритма?
- Какими свойствами обладает алгоритм?
- Какие способы задания алгоритмов мы знаем?
- Какую алгоритмическую структуру мы выучили?
Осуществляет проверку сформированности понятий и навыков задания линейных алгоритмов у обучающихся.
- Я прошу вас выполнить небольшой тест в технологических картах, который поможет нам определить, насколько хорошо вы усвоили эту алгоритмическую структуру
Задание: написать алгоритм рисования квадрата в среде СТРЕЛОЧКА.
Осуществляет взаимопроверку, с устным пояснением (опираясь на определение алгоритмической структуры следования).
- Молодцы, с тестом справились успешно, а это говорит о том, что мы можем двигаться дальше и покорять новые вершины знаний.
Вспомним слова из русской сказки. "Царевич остановился у развилки дороги и видит камень с надписью "Пойдешь направо- коня потеряешь, налево- сам пропадешь"
Подобные ситуации, заставляющие делать выбор в зависимости от некоторого условия постоянно встречаются в нашей жизни. Приведите примеры.....
Давайте вместе попробуем составить алгоритм "перебирания грибов, собранных начинающим грибником"
- Продолжите фразу: тема нашего урока…….
- Что мы должны узнать и уметь работая с алгоритмической конструкцией ветвление?
Корректирует ответы уч-ся.
- Запишем тему урока в тетрадь.
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя, вспоминают материал предыдущих занятий, отвечают на вопросы.
Дают определения алгоритма и исполнителя.
Перечисляют свойства алгоритма.
Называют 3 способа задания алгоритма: словесный, графический и алгоритмический.
- Линейная.
Выполнят тест в технологических картах.
Обмениваются технологическими картами. Поясняют и исправляют ошибки. Выставляют оценки. Анализируют свой результат.
Приводят примеры.
Если гриб съедобный, то в котелок, если поганка - то в костер.
Формулируют тему урока.
Пробуют формулировать цели урока.
Записывают тему урока
3
Формирование новых знаний:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке: уметь находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.
Цель, которую хочет достичь учитель:
сформировать понятия разветвляющегося алгоритма; познакомить с графическим представлением конструкции ветвление..
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
- Попробуем дать определение понятия ветвление, в чем его особенность?
На примере алгоритма выбора "брать ли зонт?", знакомит с алгоритмической конструкцией ветвление и её блок- схемой. Дает определение ветвления. С помощью наводящих вопросов определяет его особенности.
От чего зависит результат нашего алгоритма?
Знакомит с блок-схемами этой алгоритмической конструкции.
Запишите графически алгоритм перебирания грибов у костра , в походе.
Обсуждение и корректировка выполняемого задания.
Дают определение ветвления, опираясь на его особенность.
Изображают блок- схему. Отвечая на вопросы учителя, определяют и записывают его особенности.
- От поставленного условия.
Записывают в тетрадь блок-схемы ветвления
Обсуждают по группам особенности ветвления и записывают в тетрадь.
Съедобный- берем, не съедобный - в костер.
Рассказывают и корректируют свои ответы.
4
Физкультминутка:
Цель, которую хочет достичь учитель:
Создать условия для релаксации, предупредить утомляемость, выявить уровень сформированности понятия цикл и особенности его работы, в зависимости от его вида.
Учитель предлагает выполнить алгоритм с условием: если я поднимаю руки вверх, то вы делаете наклоны влево- вправо, если я опускаю руки, то вы выполняете подтягивание .на носочках
Обучающиеся выполняют данный алгоритм в виде физических упражнений.
5
Первичное закрепление учебного материала:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке: воспроизводить полученную информацию, необходимую для решения учебной задачи; оценивать уровень своих знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель:
сформировать навыки разработки графического и алгоритмического представления ветвления; выявить уровень усвоения представленного на уроке материала.
Методы: практический, частично-поисковый, словесный.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Предлагает каждой группе составить алгоритм решения квадратного уравнения Выслушивает выступления представителей каждой группы уч-ся, корректирует ответы и обобщает проделанную работу.
Оценивает работу каждой группы.
Составляют блок-схемы, защищают работу своей группы. Проверяют и корректируют свои умения.
Оценочный результат своей работы заносят в технологическую карту.
6
Закрепление учебного материала:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке:
Соотносить ранее полученную информацию с новой и воспроизводить ее для решения учебной задачи; оценивать уровень своих знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель:
сформировать навыки организации алгоритмов ветвления в среде исполнителя СТРЕЛОЧКА;
Методы: словесный, практический, частично-поисковый.
- А сейчас мы с вами попробуем составлять алгоритм ветвления для уже известного исполнителя СТРЕЛОЧКА.
Проецирует на экране среду исполнителя СТРЕЛОЧКА, поясняет уч-ся организацию алгоритмов ветвление в этой среде.
- Для организации алгоритмов ветвление в этой среде предусмотрены два условия: если впереди не стена, если впереди стена.
Предлагает составить алгоритм для решения задачи: составить алгоритм для выхода из ловушки СТРЕЛОЧКИ.
Индивидуально корректирует составленные алгоритмы обучающимися.
Оценивает работу обучающихся.
Учащиеся работают за компьютерами. Работа в парах с программой средой СТРЕЛОЧКА.
Оценочный результат своей работы заносят в технологическую карту.
7
Итог урока, рефлексия:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель, которую хочет достичь учитель:
проверить степень усвоения темы.
Методы: словесный, иллюстративный.
- Наш урок подходит к концу, хотелось бы уточнить некоторые моменты (задает вопросы):
- с какой алгоритмической конструкцией мы сегодня более подробно познакомились?
- в чем ее особенность?
- какой вид алгоритма вы использовали в среде исполнителя СТРЕЛОЧКА?
- Замечательно, а теперь определим уровень вашей производительности на уроке, определите средний бал выставленных оценок.
- Поднимите руки, у кого сегодня первоначально поставленные цели достигнуты на все 100%, более 50%.
- Молодцы, вы порадовали меня сегодня
своей работой
Отметьте своё настроение в технологической карте и оцените свой труд и труд учителя.(смайл или бал) . Спасибо за урок!
- Ветвление;
-Выбор зависит от условия;
Ветвление.
Вычисляют оценку.
Поднимают руки.
8
Домашнее задание:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке: закрепить умение разрабатывать алгоритм , содержащий оператор ветвления.
Цель, которую хочет достичь учитель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и познакомить с технологией его выполнения.
домашнее задание.стр 174-178 ответить на вопросы 11-14, 16, 17 на стр 194
Найти алгоритм ветвления по мотивам русских народных сказок и составить к нему блок-схемы.
Записывают домашнее задание.
технологическая карта
1
Начало урока
2
Актуализация опорных знаний
3
Изучение новых знаний
4
Закрепление
5
Работа в среде СТРЕЛОЧКА
6
Конец урока
Общая оценка урока себе/учителю