Разработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 класс

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование 11 класс

2015

Дата: _____________________

Урок 7

Тема урока: «Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)»

Разработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классРазработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классРазработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классРазработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классРазработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классРазработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 классЦели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятием база данных; с типами, преимуществами недостатками баз данных;

  • дать первоначальные знания по элементам табличной базы данных.

Развивающая: учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;

  • формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой работы, умение самостоятельно решать вопросы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.

Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы:

  • объяснение нового материала;

  • практическая работа.

Оборудование:

  • программное обеспечение;

  • мультимедийный проектор и экран;

  • компьютеры;

  • презентация;

  • тексты с информацией о базах данных, рекламные слоганы;

  • выход в Интернет;

  • карточки для рефлексии;

  • карточки для индивидуальной работы, для групповой работы;

План урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.

  2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

  3. Изложение нового материала. Составление учащимися во время урока краткого конспекта лекции.

  4. Закрепление изученного материала. Работа в группах с элементами метода проектов.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

  7. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Рефлексия.

(титульный лист слайда)

II. Актуализация темы

Обсуждение вопросов:

  • (слайд 2) - Скажите, о чем может идти речь?

(Речь идет о рейсах самолетов, но данный набор слов, цифр, мало, о

чем говорит)

  • Можем ли мы извлечь полезную информацию из этих данных?

(не можем, т.к. данные не имеют четкой организации)

  • (слайд 3) - Чем отличается куча кирпича от стены, построенной из него? (Стена, построенная из кирпичей, имеет определенную структуру. Если ее нарушить, то не будет стены)

  • Как вы понимаете ,что такое структура? (Структура - это что-то упорядоченное, организованное определенным образом)

  • (слайд 4) - Что общего между объектами ? ( в них хранится информация об определенных объектах, какие то данные)

  • Ребята, а вот когда вам нужен большой выбор товара, куда вы пойдете? (на базу)

(слайд 5) - И мы не случайно вспомнили все эти слова, они пригодятся нам для определения темы урока. Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (базе данных). Какие цели мы должны достигнуть сегодня? (узнать что такое БД, какие они бывают, характеристики видов БД, выполнить творческую работу).

Тема нашего урока: Базы данных (записать в тетради) (слайд 6)

III. Объяснение нового материала.

БАЗА ДАННЫХ - это определенным образом организованная совокупность данных, некоторой предметной области.

(слайд 7) Базы данных бывают:

  • Реляционные (табличные),

  • Иерархические;

  • Сетевые.

Так как 99% всех баз данных представлено в виде таблиц, то мы более подробно и остановимся на реляционных БД. ( Интересный факт!! Основателем реляционной модели данных является сотрудник фирмы IBM Э.Ф. Кодд. В 1970 году, он показал, что любое представление данных может быть сведено к совокупности двумерных таблиц.)

(Откройте учебники на странице …. Найдите и запишите определение реляционной БД, основных ее элементов: поля, записи, первичный ключ

Пока класс готовится к ответу индивидуальные задания получают

карточка 1, карточка 2, карточка 3).

(слайд 8) Реляционные (табличные)- набор объектов одного типа, представленный в виде таблиц.

(слайд 9) Поле базы данных - столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства. (т.е. конкретную характеристику объекта (фамилия, название, цена).

Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных (содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре книге, сотруднике, товаре).

Первичный ключ - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля. Каждое поле имеет свой формат и тип.

-- Послушаем учеников, который выполнял индивидуальное задание.

Какие же основные типы данных существуют? (слайд 11)

Какие свойства полей бывают? (слайд 12)

Для изучения остальных типов обратимся к презентации (слайд 13-18)

IV. Закрепление материала (слайд 19)

Работа по группам (подготовка 5-7 мин)

Используя объекты : мама, папа, бабушка, сын, дочь, создать модель заданной базы данных, оформить рекламный слоган, указать положительные и отрицательные стороны данного типа БД.

Защита своих проектов.

- Посмотрим на варианты решений (слайд 20-22)

V. Подведение итогов урока.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое База данных ?

  2. Какие типы БД бывают?

  3. Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.

  4. В чем разница сетевой и иерархической БД?

  5. В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?

VI. Домашнее задание. (слайд 18)

  • Составить в тетради сравнительный анализ табличной и иерархической моделей БД.

  • Творческое задание: составить схемы БД по типам, используя любые объекты

VII. Рефлексия

Как вы считаете удалось ли нам наше сотрудничество? Если да, то покажите смайл -1, равнодушны -2, нет -3.

Урок закончен.

Спасибо за работу!

4


© 2010-2022