- Преподавателю
- Информатика
- Разработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 класс
Разработка урока по теме Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая). 11 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Харабарь И.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование 11 класс
2015
Дата: _____________________
Урок 7
Тема урока: «Базы данных (иерархическая, табличная, сетевая)»
Цели урока:
Образовательная:
-
познакомить учащихся с понятием база данных; с типами, преимуществами недостатками баз данных;
-
дать первоначальные знания по элементам табличной базы данных.
Развивающая: учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная:
-
воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;
-
формировать коммуникативные умения делового общения в ходе групповой работы, умение самостоятельно решать вопросы.
Тип урока: изучение нового материала с использованием элементов метода проектов.
Основные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы:
-
объяснение нового материала;
-
практическая работа.
Оборудование:
-
программное обеспечение;
-
мультимедийный проектор и экран;
-
компьютеры;
-
презентация;
-
тексты с информацией о базах данных, рекламные слоганы;
-
выход в Интернет;
-
карточки для рефлексии;
-
карточки для индивидуальной работы, для групповой работы;
План урока:
-
Организационный момент. Рефлексия.
-
Актуализация. Целеполагание и мотивация.
-
Изложение нового материала. Составление учащимися во время урока краткого конспекта лекции.
-
Закрепление изученного материала. Работа в группах с элементами метода проектов.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
-
Рефлексия.
Ход урока
-
Организационный момент. Рефлексия.
(титульный лист слайда)
II. Актуализация темы
Обсуждение вопросов:
-
(слайд 2) - Скажите, о чем может идти речь?
(Речь идет о рейсах самолетов, но данный набор слов, цифр, мало, о
чем говорит)
-
Можем ли мы извлечь полезную информацию из этих данных?
(не можем, т.к. данные не имеют четкой организации)
-
(слайд 3) - Чем отличается куча кирпича от стены, построенной из него? (Стена, построенная из кирпичей, имеет определенную структуру. Если ее нарушить, то не будет стены)
-
Как вы понимаете ,что такое структура? (Структура - это что-то упорядоченное, организованное определенным образом)
-
(слайд 4) - Что общего между объектами ? ( в них хранится информация об определенных объектах, какие то данные)
-
Ребята, а вот когда вам нужен большой выбор товара, куда вы пойдете? (на базу)
(слайд 5) - И мы не случайно вспомнили все эти слова, они пригодятся нам для определения темы урока. Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (базе данных). Какие цели мы должны достигнуть сегодня? (узнать что такое БД, какие они бывают, характеристики видов БД, выполнить творческую работу).
Тема нашего урока: Базы данных (записать в тетради) (слайд 6)
III. Объяснение нового материала.
БАЗА ДАННЫХ - это определенным образом организованная совокупность данных, некоторой предметной области.
(слайд 7) Базы данных бывают:
-
Реляционные (табличные),
-
Иерархические;
-
Сетевые.
Так как 99% всех баз данных представлено в виде таблиц, то мы более подробно и остановимся на реляционных БД. ( Интересный факт!! Основателем реляционной модели данных является сотрудник фирмы IBM Э.Ф. Кодд. В 1970 году, он показал, что любое представление данных может быть сведено к совокупности двумерных таблиц.)
(Откройте учебники на странице …. Найдите и запишите определение реляционной БД, основных ее элементов: поля, записи, первичный ключ
Пока класс готовится к ответу индивидуальные задания получают
карточка 1, карточка 2, карточка 3).
(слайд 8) Реляционные (табличные)- набор объектов одного типа, представленный в виде таблиц.
(слайд 9) Поле базы данных - столбец таблицы, содержащей значения определенного свойства. (т.е. конкретную характеристику объекта (фамилия, название, цена).
Запись базы данных - это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях базы данных (содержит информацию об одном конкретном объекте БД (книге, сотруднике, товаре книге, сотруднике, товаре).
Первичный ключ - это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Например, табельный номер сотрудника, код изделия, номер автомобиля. Каждое поле имеет свой формат и тип.
-- Послушаем учеников, который выполнял индивидуальное задание.
Какие же основные типы данных существуют? (слайд 11)
Какие свойства полей бывают? (слайд 12)
Для изучения остальных типов обратимся к презентации (слайд 13-18)
IV. Закрепление материала (слайд 19)
Работа по группам (подготовка 5-7 мин)
Используя объекты : мама, папа, бабушка, сын, дочь, создать модель заданной базы данных, оформить рекламный слоган, указать положительные и отрицательные стороны данного типа БД.
Защита своих проектов.
- Посмотрим на варианты решений (слайд 20-22)
V. Подведение итогов урока.
Ответьте на следующие вопросы:
-
Что такое База данных ?
-
Какие типы БД бывают?
-
Привести примеры табличной, иерархической и сетевой баз данных.
-
В чем разница сетевой и иерархической БД?
-
В чем заключается разница между записью и полем в табличной базе данных?
VI. Домашнее задание. (слайд 18)
-
Составить в тетради сравнительный анализ табличной и иерархической моделей БД.
-
Творческое задание: составить схемы БД по типам, используя любые объекты
VII. Рефлексия
Как вы считаете удалось ли нам наше сотрудничество? Если да, то покажите смайл -1, равнодушны -2, нет -3.
Урок закончен.
Спасибо за работу!
4