• Преподавателю
  • Информатика
  • Учебная программа начальной профессиональной подготовки «Компьютерный дизайн» для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы

Учебная программа начальной профессиональной подготовки «Компьютерный дизайн» для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

21

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Администрация Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»



Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа

Класс обучающихся: 10-11 класс

Название программы: Компьютерный дизайн

Название образовательной

области: информационные технологии

Название учебной

дисциплины: Компьютерный дизайн

Вид образовательной

программы: Образовательная программа

начальной профессиональной подготовки

Ступень образования: I (первая) ступень


Унъюган

2009

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»








КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

программа










Разработчик программы:

Кривостаненко Т.В.




Унъюган

2009

Рекомендовано Методическим советом Муниципального общеобразовательного учреждения «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Протокол №__ от __________ 200___ г.

Автор: Кривостаненко Татьяна Викторовна, учитель информатики первой категории МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»

Кривостаненко Т.В. Учебная программа начальной профессиональной подготовки «Компьютерный дизайн» для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. - 2009 г. - 21 с.

Рецензент: Никитчук Л.Г. учитель математики высшей категории МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа № 1»



















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………………………………………….5


1. Учебный план…………………………………………………………………………………...8


2. Учебно-тематический план………………………………………………………………….....9

3. Содержание программы……………………………………………………………………....12

4. Планируемые результаты………………………………………………………………………14

5. Аппарат контроля (система оценивания)…………………….……………………………….14

6. Формы организации учебных занятий………………………………………………………..15

7. Методическое обеспечение учебного процесса………………………………………………16

8. Используемая литература………………………………………………………………….……17

9. Литература для учителя………………………………………………………………………...17

10. Литература для учащихся……………………………………………………………………...17

11. Приложение № 1. Контрольные работы и примерные вопросы для зачетов по темам……18
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс ориентирован на учащихся 10-11 классов. На осознанный выбор ими дальнейшего профессионального обучения. Учащиеся часто испытывают затруднения при создании чертежей двухмерных моделей и трехмерных моделей. Школьный курс информатики вообще не знакомит учащихся с созданием трехмерных моделей. Данный курс позволяет расширить знания и умения по созданию чертежей и трехмерных моделей, научить пользоваться основным инструментом современного инженера - САПР-системами. К одной из таких систем принадлежит и КОМПАС - 3D.

Система обладает собственным математическим ядром и параметрической технологией. Основная задача, решаемая системой, - это моделирование изделий с целью сокращения периода проектирования. Кроме быстрого получения конструкторско-технологической документации, система позволяет:

  • Передать в электронном виде геометрию детали в расчетные пакеты;

  • Передать электронные копии изделий для их изготовления на станки с ЧПУ;

  • Создавать дополнительные фотореалистичные изображения деталей для составления каталогов и иллюстраций к технической документации.

Трехгодичная программа рассчитана на 102 часа (3 года обучения по 1 часу в неделю).

Данный курс ориентирован на следующий уровень подготовки учащихся:

- Базовые знания по информатике и черчению;

- Владение основными приемами работы в операционной среде MS Windows; MS Word.

- Владение навыком работы с MS Office.

Учебная программа по дисциплине «Компьютерный дизайн» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в общеобразовательном учреждении начального профес­сионального образования по профессии "Оператор электронно-вычислитель­ных машин (ЭВМ)".

Организация обучения по профессии осуществляется на основе Переч­ня профессий и специальностей начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 04-94).

Учебная программа разработана с учетом требований стандарта начального профессионального обра­зования для профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)» и стандарта Российской Федерации, с учетом федерального компонента содержания профессионального цикла и профессиональной характеристики.

Цель программы:

- расширить знания и умения по созданию чертежей, двумерных и трехмерных моделей,

- научить пользоваться основным инструментом современного инженера - системой автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.

- развить пространственное мышление и творческий подход к решению задач.

Задачи программы:

- Привести в систему подходы к изучению предмета, на основе графической и информационной подготовки.

- Сформировать единую понятийную базу, соответствующую ЕСКД.

- Дать учащимся понятие САПР и их назначение.

- Сформировать у учащихся умение работы с 2D и 3D графикой, оформлять чертежи.

- Познакомить с координатным методом задания параметров графических объектов.

- Развивать умение анализировать форму детали.

- Читать и использовать при выполнении чертежа условности и упрощения.

- Ввести понятия графических примитивов.

- Научить работать со справочной литературой.

- Развивать творчество учащихся.

Описание курса: Вы научитесь работать в КОМПАС-3D V10 - новом релизе популярной системы трехмерного твердотельного моделирования от компании АСКОН. КОМПАС-3D предназначен для создания конструкторской документации (чертежей, спецификаций и др.). На этом курсе Вы изучите проектирование чертежей с использованием виртуального моделирования и возможности их представления в виде, соответствующем требованиям российских ГОСТ.

Курс также будет полезен тем, кто обладает знаниями в объёме программы, но хочет их систематизировать, а также повысить свою эффективность за счёт новых приёмов и методов работы.

По окончании курса вы будете уметь:

  • Создавать электронную версию конструкторской документации;

  • Создавать 3-х мерные модели чертежей;

  • Выводить готовые чертежи на печать;

  • Использовать существующие библиотеки.

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Доминирующий тип занятий - практикум. Минимальной единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устных, письменных опросов, практических работ. Итоговая аттестация по разделам проводится в форме контрольной работы или зачета.

Результат обучения по данной программе может быть представлен в итоговой работе. Итоговая работа является творческой и предусматривает создание модели объекта, ее чертежа в необходимом и достаточном количестве изображений, оформлении отчета о процессе создания модели и ее чертежа, защиту собственного проекта с использованием информационных технологий.

Для работы по предложенной программе требуется соответствующее оборудование: дисплейный класс, принтер, проекционное оборудование; программное обеспечение -Компас 3D LT V9, Illustrator CS3.

В процессе обучения учащихся 10 класса целесообразно знакомить их с использованием САПР на производстве для разработки и изготовления чертежей, конструкторской и технологической документации, моделей деталей и изделий.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами- рисование и черчение.

Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

По окончании обучения учащиеся должны уметь создавать объемные модели, чертежи, выполнять редактирование объектов.




Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»


Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по НР Директор школы Громак Н.М. Т.З.Черноколпакова «___»___________2009г «___»____________2009г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

Цель: расширить знания и умения по созданию чертежей, двумерных и трехмерных моделей, научить пользоваться основным инструментом современного инженера - системой автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.

Категория слушателей: учащиеся 10-11 классов

Срок обучения: 102 часа

Режим занятия: 1+2 часа в неделю с сентября (2 года)

№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе


Формы контроля

Теор.

Практ.



I.

Система автоматизированного проектирования Компас 3D .



I

Основы построения объемной модели.

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

II

Получение чертежа из трехмерной модели

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

III

Трехмерное моделирование.

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

IV

Создание трехмерных моделей.

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

II

Программа векторной графики Illustratop CS3.



I

Основы построения рисунка.

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

II

Основы построения объемного рисунка.

17

5

12

Опрос, тестирование, проект, зачет по теме.

Итого:

102

30

72

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по НР Директор школы Громак Н.М. Т.З.Черноколпакова «___»___________2009г «___»____________2009г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

Цель: расширить знания и умения по созданию чертежей, двумерных и трехмерных моделей, научить пользоваться основным инструментом современного инженера - системой автоматизированного проектирования КОМПАС-3D.

Категория слушателей: учащиеся 10-11 классов

Срок обучения: 102 часа

Режим занятия: 1+2 часа в неделю с сентября (2 года)

1 год обучения

№ темы

Название темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Система автоматизированного проектирования Компас 3D .

Модуль 1. Основы построения объемной модели.

1

1.1.

Техника безопасности и охрана труда

0,5

0,5

2

1.2.

Введение. Системы автоматизированного проектирования.

0,5

0,5

3

1.3.

Практическая работа № 1. Команды управления файлами.

1

1

4

1.4.

Интерфейс программы, основные приемы работы.

1

1

5

1.5.

Практическая работа № 2. Координатный метод ввода.

1

1

6

1.6.

Практическая работа № 3. Построения окружности и дуги окружности.

1

1

7

1.7.

Основные операции построения твердого тела.

1

1

тест

8

1.8.

Практическая работа № 4. Операция выдавливания.

1

1

9

1.9.

Практическая работа № 5. Операция вырезания.

1

1

10

1.10.

Создание параметрической модели детали.

1

1

11

1.11.

Практическая работа № 6. Операция вращения.

2

2

12

1.12.

Практическая работа № 7. Кинематическая операция.

2

2

13

1.13.

Практическая работа № 8. Построение по сечениям.

3

3

проект

Зачет по теме «Основы построения объемной модели»

1

1

зачет

Итого:

17

5

12

Модуль 2. Получение чертежа из трехмерной модели

15

2.1.

Настойка параметров листа (изменение формата, выбор основной надписи) и его оформление.

1

1

16

2.2.

Практическая работа № 1. Оформление листа.

2

2

17

2.3.

Правила нанесения размеров.

1

1

18

2.4.

Практическая работа № 2. Простановка размеров.

2

2

19

2.5.

Выносная надпись.

1

1

20

2.6.

Операции редактирования.

1

1

тест

21

2.7.

Практическая работа № 3. Построение по сетке двумерных объектов

2

2

22

2.8

Использование библиотек

1

1

23

2.9.

Практическая работа № 4. Построение овалов по сетке.

1

1

24

2.10.

Практическая работа № 5. Построение по сетке изометрии детали.

1

1

25

2.11.

Практическая работа № 6. Построение заготовки чертежа по трехмерной модели детали.

2

2

проект

26

2.12.

Контрольная работа № 1. «Получение чертежа из трехмерной модели»

2

2

зачет

Итого:

17

5

12

Всего:

34

10

24


2 год обучения

№ темы

Название темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Модуль 3. Трехмерное моделирование.

1

1.1.

Основные элементы интерфейса. Главное меню.

1

1

2.

1.2.

Практическая работа № 1. Эскиз.

1

1

3

1.3.

Практическая работа № 2. Эскиз из библиотеки.

1

1

4

1.4.

Команда приклеить.

1

1

5

1.5.

Практическая работа № 3. Приклеить выдавливаем.

2

2

6

1.6.

Пространственные кривые

1

1

тест

7

1.7.

Практическая работа № 4. Спираль. Ломаная. Сплайн.

2

2

8

1.8.

Вспомогательные построения.

1

1

9

1.9.

Практическая работа № 5. Вспомогательные оси.

1

1

10

1.10.

Практическая работа № 6. Вспомогательные плоскости.

1

1

11

1.11.

Элементы обработки 3D-модели.

1

1

12

1.12.

Практическая работа № 7. Фаска, скругление, отверстие.

1

1

13

1.13.

Практическая работа № 8. Ребро жесткости, уклон, оболочка, сечение. Массив элементов.

2

2

проект

14

1.14.

Контрольная работа № 2. «Трехмерное моделирование»

1

1

зачет

Итого:

17

5

12

Модуль 4. Создание трехмерных моделей.

15

2.1.

Этапы создания модели.

1

1

16

2.2.

Практическая работа № 1. Создание простой модели.

1

1

17

2.3.

Варианты формообразования деталей. Команда «Приклеить».

1

1

18

2.4.

Практическая работа № 2. Приклеить выдавливанием и вращением.

2

2

19

2.5.

Практическая работа № 3. Приклеить кинематически и по сечениям.

1

1

Варианты формообразования деталей. Команда «Вырезать».

1

1

тест

20

2.6.

Практическая работа № 4. Вырезать выдавливанием и вращением.

1

1

21

2.7.

Практическая работа № 5. Вырезать кинематически и по сечениям.

1

1

22

2.8

Построение сложных моделей.

1

0,5

0,5

23

2.9.

Практическая работа № 6.Головка поршня.

2

2

Построение винтовых поверхностей.

1

1

24

2.10.

Практическая работа № 7.Построение винтовых поверхностей.

2

2

25

2.11.

Практическая работа № 8. Построение геометрических элементов, свернутых в рулон.

1

1

проект

26

2.12.

Зачет по теме «Создание трехмерных моделей»

1

0,5

0,5

зачет

Итого:

17

5

12

Раздел 2. Программа векторной графики Illustratop CS3.

Модуль 1. Основы построения рисунка.

1

1.1

Программа Adobe Illustrator: состав, особенности, использование в полиграфии и Internet.

1

1

2

1.2.

Практическая работа № 1. Рисование стандартных объектов.

1

1

3

1.3.

Практическая работа № 2. Выделение и преобразование объектов.

1

1

4

1.4.

Использование слоев для работы со сложными рисунками.

1

1

тест

5

1.5.

Практическая работа № 3. Редактирование геометрической формы объектов по точкам.

1

1

6

1.6.

Практическая работа № 4. Создание этикетки

1

1

7

1.7.

Использование разметки для точного планирования рисунка.

1

1

8

1.8.

Практическая работа № 5. Соединение контуров объектов. Разделение объектов.

1

1

9

1.9.

Практическая работа № 6. Фигурная обрезка.

1

1

10

1.10.

Цветовые модели. Способы окрашивания объектов.

1

1

11

1.11.

Практическая работа № 7. Создание, применение и редактирование узоров и градиентов.

1

1

12

1.12.

Практическая работа № 8. Использование цветовых фильтров для окрашивания объектов.

1

1

13

1.13.

Практическая работа № 9. Применение к объекту градиентной сетки.

1

1

14

1.14.

Инструменты и палитры для работы с текстом.

1

1

15

1.15.

Практическая работа № 10. Создание текстовых блоков.

1

1

16

1.16.

Практическая работа № 11. Размещение текста вдоль кривой. Редактирование кривой.

1

1

проект

17

1.17.

Зачет по теме «Программа векторной графики Illustratop CS3»

1

1

зачет

Итого:

17

5

12

Модуль 2.Основы построения объемного рисунка.

18

2.1.

Использование эффектов для рисования трехмерных объектов.

1

1

19

2.2.

Практическая работа № 1. Режимы наложения цветов.

1

1

20

2.3.

Практическая работа № 2. Работа с прозрачными объектами.

1

1

21

2.4.

Создание сложных изображений с помощью особых объектов программы.

1

1

22

2.5.

Практическая работа № 3. Создание собственной кисти. Редактирование кистей.

2

2

23

2.6.

Практическая работа № 4. Создание оболочки из объекта. Преобразование оболочки.

1

1

24

2.7.

Перетекание объектов.

1

1

25

2.8.

Практическая работа № 5. Создание и редактирование множеств объектов на основе символов.

1

1

26

2.9.

Практическая работа № 6. Применение масок для обрезки рисунка.

1

1

27

2.10.

Работа с растровыми изображениями.

1

1

28

2.11.

Практическая работа № 7. Редактирование растровых изображений.

1

1

29

2.12.

Практическая работа № 8. Маскирование. Применение фильтров к растровой картинке.

1

1

30

2.13.

Трассировка растрового изображения.

1

1

31

2.14.

Практическая работа № 8. Создание коллажа.

1

1

проект

32

2.15.

Итоговая работа: Разработка обложки книги.

2

2

зачет

Итого:

17

5

12

Всего:

68

20

48




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Система автоматизированного проектирования Компас 3D .


Модуль 1. Основы построения объемной модели. (17 часов)

Техника безопасности и охрана труда. Введение. Системы автоматизированного проектирования. Интерфейс программы, основные приемы работы. Основные операции построения твердого тела. Создание параметрической модели детали.

Практические работы: Команды управления файлами. Координатный метод ввода. Построения окружности и дуги окружности. Операция выдавливания. Операция вырезания. Операция вращения. Кинематическая операция. Построение по сечениям.

Модуль 2. Получение чертежа из трехмерной модели (17 часов)

Настойка параметров листа (изменение формата, выбор основной надписи) и его оформление. Правила нанесения размеров. Выносная надпись. Операции редактирования. Использование библиотек.

Практические работы: Оформление листа. Простановка размеров.

Построение по сетке двумерных объектов. Построение овалов по сетке.

Построение по сетке изометрии детали. Построение заготовки чертежа по трехмерной модели детали.

Модуль 3. Трехмерное моделирование.(17 часов)

Основные элементы интерфейса. Главное меню. Команда приклеить. Пространственные кривые. Вспомогательные построения. Элементы обработки 3D-модели. Массив элементов.

Практические работы: Эскиз. Эскиз из библиотеки. Приклеить выдавливаем. Спираль. Ломаная. Сплайн. Вспомогательные оси. Вспомогательные плоскости. Фаска, скругление, отверстие. Ребро жесткости, уклон, оболочка, сечение. Массив элементов.

Модуль 4. Создание трехмерных моделей (17 часов)

Этапы создания модели. Варианты формообразования деталей. Команда «Приклеить».

Варианты формообразования деталей. Команда «Вырезать». Построение сложных моделей. Построение винтовых поверхностей.

Практические работы: Создание простой модели. Приклеить выдавливанием и вращением.

Приклеить кинематически и по сечениям. Вырезать выдавливанием и вращением.

Вырезать кинематически и по сечениям. Головка поршня. Построение винтовых поверхностей.

Построение геометрических элементов, свернутых в рулон.

Раздел 2. Программа векторной графики Illustratop CS3.

Модуль 1. Основы построения рисунка (17 часов)

Программа Adobe Illustrator: состав, особенности, использование в полиграфии и Internet.

Использование слоев для работы со сложными рисунками. Использование разметки для точного планирования рисунка. Цветовые модели. Способы окрашивания объектов. Инструменты и палитры для работы с текстом.

Практические работы: Рисование стандартных объектов. Выделение и преобразование объектов. Редактирование геометрической формы объектов по точкам. Создание этикетки

Соединение контуров объектов. Разделение объектов. Фигурная обрезка. Создание, применение и редактирование узоров и градиентов. Использование цветовых фильтров для окрашивания объектов. Применение к объекту градиентной сетки. Создание текстовых блоков. Размещение текста вдоль кривой. Редактирование кривой.

Модуль 2.Основы построения объемного рисунка(17 часов)

Использование эффектов для рисования трехмерных объектов. Создание сложных изображений с помощью особых объектов программы. Работа с растровыми изображениями. Перетекание объектов. Трассировка растрового изображения.

Практические работы: Режимы наложения цветов. Работа с прозрачными объектами.

Создание собственной кисти. Редактирование кистей. Создание оболочки из объекта. Преобразование оболочки. Создание и редактирование множеств объектов на основе символов.

Применение масок для обрезки рисунка. Редактирование растровых изображений.

Маскирование. Применение фильтров к растровой картинке. Создание коллажа. Разработка обложки книги.








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании обучения учащиеся должны уметь создавать объемные модели, чертежи модели в необходимом и достаточном количестве изображений (видах, разрезах, сечениях), выполнять редактирование объектов.

На занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственных санитарных норм и личной гигиены.

Учащиеся должны знать:

-Основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК, СанПиН.

-Основные понятия САПР.

-Основные принципы моделирования на плоскости .

-Основы трехмерного моделирования и проектирования.

-Основные принципы редактирования объектов.

-Основные средства для работы с графической информацией.

-ГОСТ ЕСКД и правила оформления графической и текстовой информации.

Учащиеся должны уметь:

-Выполнять построения геометрических примитивов.

-Выполнять настройку параметров системы.

-Производить построение геометрических объектов по сетке (прямоугольные проекции, аксонометрия).

-Производить построения сопряжений различными способами.

-Выполнять построения моделей, используя операции выдавливания, вращения, кинематической операции, по сечениям.

-Выполнять трехмерные модели сложной формы.

-Выполнять чертежи детали в необходимом и достаточном количестве изображений.


АППАРАТ КОНТРОЛЯ

(СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

Основой для оценивания учеников являются результаты проверки его деятельности. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит, в первую очередь, уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.

Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

  2. взаимооценка учащимися работ друг друга, или работ, выполненных в группах;

  3. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

  4. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

  5. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;

  6. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Результаты занятий по курсу имеют две стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностные качества, освоенные способы деятельности, знания). Предметом контроля и оценки являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества.

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.


Доминирующий тип занятий - практикум. Минимальной единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся, так как формирует научное мировоззрение учеников.

Первым элементом блока уроков является вводное повторение или актуализация новой темы. Форма урока при этом - интерактивный информационный режим в виде беседы или дискуссии. Затем проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме.

После этого начинается изучение нового материала. Форма занятий на первом этапе - беседа, рассказ. Лекции применяются не чаще одного раза на 10 занятий. Их рекомендуется проводить в виде Интернет-презентаций, комментированных демонстраций слайдов, мультимедийных роликов, веб-экскурсий.

В процессе обучения используются все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Работы творческого направления должны быть использованы при изучении всех разделов курса.

Предлагаемые работы на уроках направлены на развитие технического, логического, абстрактного и образного мышления, формируются аналитические и созидательные компоненты творческого мышления

На следующем этапе начинается тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта - детали, рисунка.

Затем происходит развивающее дифференцированное закрепление изученного. Форма урока - семинар-практикум с мониторингом успешности учащихся. В завершающей стадии блока - выполнение индивидуальных и групповых проектов по изученным темам.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устных, письменных опросов, практических и контрольных работ. Итоговая аттестация проводится в форме защиты творческой работы.

Результат обучения по данной программе может быть представлен в итоговой работе. Итоговая работа является творческой и предусматривает создание модели объекта, ее чертежа в необходимом и достаточном количестве изображений, оформлении отчета о процессе создания модели и ее чертежа, защиту собственного проекта с использованием информационных технологий.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Для работы по предложенной программе требуется соответствующее оборудование: дисплейный класс, принтер, проекционное оборудование; программное обеспечение (Компас 3D LT 5.11), Illustrator CS3.

В процессе обучения учащихся 9 класса целесообразно знакомить их с использованием САПР на производстве для разработки и изготовления чертежей, конструкторской и технологической документации, моделей деталей и изделий.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуется справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств, а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами - рисование и черчение.










ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Баранова Ирина. Компас-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - ДМК Пресс Изд-во. 2009. - 271 с.

  2. Бурлаков М.В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. - 336 с.

  3. Ганин Н.Б. Проектирование в системе КОМПАС-3D. Учебный курс (+ CD). - М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. - 448 с.: ил. - (Серия «Учебный курс»).

  4. Киселев С.В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. Образования/ С.В.Киселев. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

  5. Кудрявцев Е. М.. КОМПАС-3D V8. Наиболее полное руководство. Издательство: ДМК пресс. 2006 - 928 с.

  6. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб.пособие/Под ред. Л.Г.Гагариной. Ч. 1. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 320 с.: ил. - (Профессиональное образование).

  7. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: учеб.пособие/Под ред. Л.Г.Гагариной. Ч. 2. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 288 с.: ил. - (Профессиональное образование).

  8. Фарафонов А. А., Т. М. Третьяк. Пространственное моделирование и проектирование в программной среде Компас 3D LT (+ CD-ROM). Издательство "Солон-пресс" · 2004 г. · 128 стр.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



  1. Баранова Ирина. Компас-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - ДМК Пресс Изд-во. 2009. - 271 с.

  2. Бурлаков М.В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. - 336 с.

  3. Ганин Н.Б. Проектирование в системе КОМПАС-3D. Учебный курс (+ CD). - М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. - 448 с.: ил. - (Серия «Учебный курс»).

  4. Кудрявцев Е. М.. КОМПАС-3D V8. Наиболее полное руководство. Издательство: ДМК пресс. 2006 - 928 с.

  5. Фарафонов А. А., Т. М. Третьяк. Пространственное моделирование и проектирование в программной среде Компас 3D LT (+ CD-ROM). Издательство "Солон-пресс" · 2004 г. · 128 стр.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ



  1. Баранова Ирина. Компас-3D для школьников. Черчение и компьютерная графика: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - ДМК Пресс Изд-во. 2009. - 271 с.

  2. Бурлаков М.В. Illustrator CS3. Самоучитель с электронным справочником. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. - 336 с.

  3. Ганин Н.Б. Проектирование в системе КОМПАС-3D. Учебный курс (+ CD). - М.: ДМК Пресс; СПб.: Питер, 2008. - 448 с.: ил. - (Серия «Учебный курс»).

Приложение № 1.

Зачет по теме

«Основы построения объемной модели»



Вопросы зачета.

1. Что такое САПР?

2. Годы создания первых САПР?

3. Техника безопасности.

4. Охрана труда.

5. Назначение и возможности программы КОМПАС -3D.

6. Интерфейс программы.

7. Команды управления файлами.

8. Основы построения объемной модели.

9. Создание параметрической модели детали.

10.Координатный метод ввода.

11. Построения окружности и дуги окружности.

12. Операция выдавливания.

13. Операция вырезания.

14. Операция вращения.

15. Кинематическая операция.

16. Построение по сечениям.

Контрольная работа № 1. «Получение чертежа из трехмерной модели» (2 часа)

1 уровень сложности

2 уровень сложности

3 уровень сложности.









Контрольная работа № 2.

«Трехмерное моделирование»

(0,5+0,5)



1 уровень сложности

Теоретический вопрос.

Основные элементы интерфейса. Главное меню. Команда приклеить.

Практический вопрос.

Эскиз. Эскиз из библиотеки.

2 уровень сложности

Теоретический вопрос.

Пространственные кривые. Вспомогательные построения.

Практический вопрос.

Спираль. Ломаная. Сплайн.

3 уровень сложности.

Теоретический вопрос.

Элементы обработки 3D-модели. Массив элементов.

Практический вопрос.

Фаска, скругление, отверстие. Ребро жесткости, уклон, оболочка, сечение.

Контрольная работа № 3

«Создание трехмерных моделей»

(1 час-практика)

1 уровень сложности.

Теория.

1. Этапы создания простой модели.

2. Формообразование моделей.

Практика.

3. Применение операции «Приклеить выдавливанием».

4. Применение операции «Вырезать выдавливанием».

2 уровень сложности.

Теория.

1. Этапы создания простой модели.

2. Формообразование моделей.

Практика.

3. Применение операции «Приклеить вращением».

4. Применение операции «Вырезать вращением».

3 уровень сложности.

Теория.

1. Этапы создания простой модели.

2. Формообразование моделей.

Практика.

3. Применение операции «Приклеить кинематически».

4. Применение операции «Вырезать кинематически».

4 уровень сложности.

Теория.

1. Этапы создания простой модели.

2. Формообразование моделей.

Практика.

3. Применение операции «Приклеить по сечениям».

4. Применение операции «Вырезать по сечениям».

Зачет по теме

«Программа векторной графики Illustratop CS3»

(1 час-практика)

1. Программа Adobe Illustrator: состав, особенности.

2. Использование слоев для работы со сложными рисунками.

3. Использование разметки для точного планирования рисунка.

4. Цветовые модели.

5. Способы окрашивания объектов.

6. Инструменты и палитры для работы с текстом.

7. Рисование стандартных объектов.

8. Выделение и преобразование объектов.

9. Редактирование геометрической формы объектов по точкам.

10. Создание этикетки

11. Соединение контуров объектов.

12. Разделение объектов.

13. Фигурная обрезка.

14. Создание, применение и редактирование узоров и градиентов.

15. Использование цветовых фильтров для окрашивания объектов.

16. Применение к объекту градиентной сетки.

17. Создание текстовых блоков.

18. Размещение текста вдоль кривой.

19. Редактирование кривой.





























© 2010-2022