Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса

Изучение информатики и ИКТ в 7 классах направлено на достижение следующих целей: ·                   формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; ·                    пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение поняти...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Русская национальная средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.С.Овчинникова села Осиновка муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель РМО

учителей информатики и ИКТ

______________/ Рязанова Т.В

Протокол № 01
от «29» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/Мохнаткина C.И./

Протокол № 01
от «27»августа 2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ с.Осиновка

___________/ Беляева Т.В./

Приказ № 80-ОД

от «29» августа 2014г


Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 7 класса

на 2014-2015 учебный год



Составила учитель информатики и ИКТ

Матюшина Алия Фаниховна





Рассмотрено на заседании ШМО

учителей предметов

естественно-математического цикла

МБОУ СОШ с.Осиновка

Протокол № 01

от «26» августа 2014 года

Руководитель ШМО

______________/Левкина А.Н

Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Осиновка;

  • Приказ МБОУ СОШ с.Осиновка № 28-ОД от 07 апреля 2014 г. «О утверждении перечня учебников используемых в образовательном процессе МБОУ СОШ с.Осиновка»;

  • Учебный план МБОУ СОШ с.Осиновка на 2014-2015 учебный год;

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ с.Осиновка на 2014- 2015 учебный год;

  • Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) педагога МБОУ СОШ с.Осиновка.

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  • Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Сведения об УМК

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цель и задачи учебного предмета

Изучение информатики и ИКТ в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку - осознание учащимся того, на сколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Уроки информатики проходят в кабинете информатики. Занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части происходит знакомство с основными понятиями данного курса информатики. В ходе практических занятий учащиеся выполняют практические задания на компьютере. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 7 классов не должна превышать 10-20 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьников приводит к возрастанию такого напряжения.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов.

Методические особенности: 1. Используется подход от теории к практике. 2. Изучение основных понятий и решения различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций.

Основой содержания курса информатики в 7 классе является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  • проблемное обучение;

  • метод проектов;

  • ролевой метод.

Увеличивается доля самостоятельной работы.

При обучении курсу информатики используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:

  • информационный диктант

  • тестовое компьютерное задание

  • краткая самостоятельная работа

  • письменная контрольная работа

  • контрольная практическая работа

  • практическая работа на компьютере

  • устный зачет по изученной теме.

А также используются нетрадиционные формы контроля: компьютерное тестирование, работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся, защита проектов.

В седьмом классе в основном используются комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. Объяснение проводится в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты - освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Основное содержание разделов учебного курса

  1. Объекты и их имена (6 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».

  1. Информационное моделирование (20 часов)

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами».

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».

Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование».

Контрольная работа № 3 по теме «Информационное моделирование».

  1. Алгоритмика (7 часов)

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.

Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».

Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика».

Контрольная работа № 5 (итоговая) по теме «Презентация».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Приме-чание

По плану

Факти-чески

Раздел 1. Объекты и системы (6 часов)

1

04.09.14

Инструктаж по ТБ. Объекты и их имена. Пр/р №1 «Основные объекты операционной системы»

2

11.09.14

Отношения объектов. Пр/р №2 «Работаем с объектами файловой системы»

3

18.09.14

Состав объектов.

Пр/р №3» Создаем текстовые объекты»

4

25.09.14

Системы объектов.

Пр/р №3 «Создаем текстовые объекты»

5

02.10.14

Система и окружающая среда.

Пр/р №3 «Создаем текстовые объекты»

6

09.10.14

Персональный компьютер как система.

К/р №1 по теме «Объекты и системы».

Раздел 2. Информационное моделирование (20 часов)

7

16.10.14

Модели объектов и их назначение.

Пр/р №4 «Создаем словесные модели»

8

23.10.14

Информационные модели.

Пр/р №11 «Графические модели».

9

06.11.14

Словесные информационные модели.

Пр/р №4 «Создаем словесные модели»

10

13.11.14

Инструктаж по ТБ. Словесные информационные модели. Пр/р №4 «Создаем словесные модели»

11

20.11.14

Словесные информационные модели.

Пр/р №4 «Создаем словесные модели»

12

27.11.14

Многоуровневые списки.

Пр/р №5 «Многоуровневые списки».

13

04.12.14

К/р №2 по теме «Информационное моделирование»

14

11.12.14

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Пр/р №6 «Создаем табличные модели

15

18.12.14

Простые таблицы.

Пр/р №6 «Создаем табличные модели»

16

25.12.14

Сложные таблицы.

Пр/р №6 «Создаем табличные модели»

17

15.01.15

Инструктаж по ТБ Табличное решение логических задач. Пр/р №6 «Создаем табличные модели»

18

22.01.15

Вычислительные таблицы.

Пр/р №7 «Создаем вычислительные таблицы».

19

29.01.15

Знакомство с электронными таблицами.

Пр/р №8 «Знакомимся с электронными таблицами»

20

05.02.15

Работа с электронными таблицами.

Пр/р №8 «Знакомимся с электронными таблицами»

21

12.02.15

Графики и диаграммы.

Пр/р №9 «Создаем диаграммы и графики»

22

19.02.15

Графики и диаграммы.

Пр/р №9 «Создаем диаграммы и графики»

23

26.02.15

Графики и диаграммы.

Пр/р №9 «Создаем диаграммы и графики»

24

05.03.15

Многообразие схем.

Пр/р №10 «Схемы, графы и деревья»

25

12.03.15

Информационные модели на графах.

Пр/р №10 «Схемы, графы и деревья»

26

19.03.15

К/р №3 по теме «Информационное моделирование».

Раздел 3. Алгоритмика (7 часов)

27

02.04.15

Инструктаж по ТБ. Алгоритм. Исполнитель Чертежник. Работа в среде «Алгоритмика».

28

09.04.15

Исполнитель Чертежник.

Работа в среде «Алгоритмика»

29

23.04.15

Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз.

Работа в среде «Алгоритмика»

30

30.04.15

Исполнитель Робот. Работа в среде «Алгоритмика»

31

07.05.15

Исполнитель Робот. Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

32

14.05.15

Исполнитель Робот. Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

33

21.05.15

К/р №4 по теме «Алгоритмика».

34

28.05.15

Работа над ошибками по теме «Алгоритмика».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основные средства обучения

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Дидактические пособия

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 - 7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

Электронные образовательные ресурсы

  • Комплект цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19. 01.09.2014

  • ЕГЭ - сайт Константина Полякова kpolyakov.narod.ru/01.09.2014

  • Цифровые образовательные ресурсы по информатике schoolinformati.my1.ru/index/cor_po_informatike_5_9_klass/0-35 01.09.2014

Учебные материалы по алгоритмизации и программированию

  • Алгоритмы, методы, исходники: algolist.manual.ru

  • Библиотека алгоритмов: alglib.sources.ru

  • Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой: acm.timus.ru

  • Изучаем алгоритмизацию: inform-school.narod.ru

  • Некоторые математические алгоритмы: algorithm.narod.ru

  • Математика и программирование: mathprog.narod.ru

  • Первые шаги: уроки программирования: firststeps.ru

  • Программируем на ЛОГО: school.ort.spb.ru/library/logo

  • Российская интернет-школа информатики и программирования: ips.infmo.ru



10

© 2010-2022