Рабочая программа по информатике 10-11 класс автор: Н. Д. Угринович

Рабочая программа состоит из пояснительной записки: разделы её: Статус документа Образовательная область Краткая характеристика учебного предмета  Цели и задачи Место предмета в учебном плане Общая характеристика учебного предмета Структура курса Межпредметные связи Содержание образовательной программы Практические работы Требования к уровню подготовки Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Контроль уровня обученности. Учебно-методический комплекс:
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по информатике и ИКТ, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  • Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ на базовом уровне (10 - 11 класс). Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы / Сост.: М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584с.

  • Примерной программы по информатике и информационным технологиям основного (среднего полного) общего образования»

  • «Программы для образовательных учреждений. Информатика 1 - 11 классы» Москва, Просвещение, 2006 года, автора: Н.Д.Угриновича.

  • Рабочая программа соблюдет строгую преемственность федеральным базисным учебным планом для образовательного учреждения РФ.

Образовательная область - математика

Краткая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Цели и задачи

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Место предмета в учебном плане

Базовый уровень преподавания предмета по стандарту изучается по 1 часу в неделю ежегодно, - 68 часов. В том числе в X классе - 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и XI классе - 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких "витков" в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Структура курса

10 класс

  1. Введение. Информация и информационные процессы

  2. Информационные технологии

  3. Коммуникационные технологии

11 класс

  1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

  2. Моделирование и формализация

  3. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

  4. Информационное общество

  5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ

Межпредметные связи

Информатика (Разделы)

Математика

Филология

Биология, химия

История

обществознание

Физика

Информация. Информационные процессы

Способы представления функции

векторы

Синтаксис

пунктуация

Биологическая система человека

Макротела

Галактики частицы

Биологические системы

Рецепторы

Нервные окончания

Клетка

Состояния клетки

Генетическая информация

Молекулы ДНК

Особенности восприятия окружающего мира человеком и животными

особенности восприятия звуков и запахов животными

Информация История развития выч. техники

Национальные информационные ресурсы

Информатизация общества

Информационная культура

Национальные ресурсы

Черты информационного общества

Объект

Субъект

Этические и правовые аспекты информационной деятельности человека

ПолупроводникПроводник

Аналоговые устройства

Дискретные устройства

Физическая природа сигнала (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический , биомеханический)

Канал связи

Носитель

Гравитационный носитель

Электромагнитный носитель

Вещество

Акустические носители

Электрический импульс

Обсерватория

Принципы радиометрии ,

Представление информации

Система счисления

Степень

Теория вероятностей

Комбинаторика

Способы задания функции

График функции

Табличная форма представления функции

Единицы измерения

Логарифм

Бесконечно большие, бесконечно малые величины

Буквенные выражения

Решение уравнений , неравенств

Действия с обыкновенными дробями

Язык

Синтаксис

Грамматика

Органы восприятия

ДНК (генетический код)

Римская система счисления

Источник

Приемник

Код

Единицы измерения

Изобретение телеграфа

Азбука Морзе

Электрический импульс

Электрическая схема

Элементная база

Транзисторы

Катод

Анод

Моделирование

Построение графиков

Решение уравнений

Исследование графиков

Векторы

Геометрические фигуры и их свойства

Система координат

Биологические процессы

Себестоимость

Товар

Статика

Динамика

Решение задач

Силы

Баллистическое движение

Устройство компьютера

Сектор

цилиндр

Мозг

Сердце

Голова

Электричество Ток

Блок питания

Магнитная индукция

Лазер Оптика

Информационные технологии. Программное обеспечение

Все темы

Вычисление значений функции

Решение задач

Все темы

Сочинение стихов

Все темы

Все темы

Династия

Иерархия

Все темы

Работа, мощность, тепловое явление

Алгоритм. Программа.

Алгоритм Правило

Решение уравнений

Графики Криволинейная трапеция

Площадь криволинейной трапеции

Решение уравнений методом деления отрезка пополам

Последовательность

Словесное описание

Генетика

Решение задач

Свободное падение

Механика

динамика

Компьютерные сети, Интернет

Рефераты

Рефераты

Рефераты

Родословная

Династия

Рефераты

Аналоговые устройства

Цифровые устройства

Рефераты

Логика

Теорема (если…то)

Математическая логика

Коммуникативный закон

Сочетательный закон

Простое предложение

Составное предложение

Соединительные союзы и, или Частица «не»

Человек

Мозг

Законы: отрицания; тождества, исключенного третьего,

Закон противоречия

Электричество

Электрические цепи

Программа рассчитана на общеобразовательный класс

Содержание образовательной программы

п/п темы (раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Общее

К/р, пр/р

Рег. комп.

10 класс

1

Введение. Информация и информационные процессы

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Информация как мера упорядоченности в неживой природе.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации

3

1

2

Информационные технологии

Технологии обработки текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Оглавление документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Технологии обработки графической информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Глубина цвета.

Растровая графика. Форматы растровых графических файлов. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью растровых графических редакторов.

Векторная графика. Форматы векторных графических файлов Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью векторных графических редакторов.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Технологии обработки звуковой информации

Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.

Компьютерные презентации

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Технологии обработки числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов.

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.

16

18

3

Коммуникационные технологии

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-адреса и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL - UniversalResourceLocator).

Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная

способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение (chat), потоковые аудио - и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML - HyperTextMarkupLanguage). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

13

12

Итоговое повторение - 2 часа

11 класс

4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

История развития вычислительной техники.

Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Операционная система Linux.

Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

11

9

5

Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания.

Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.

Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

Исследование физических моделей.

Исследование астрономических моделей.

Исследование алгебраических моделей.

Исследование геометрических моделей (планиметрия).

Исследование геометрических моделей (стереометрия).

Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

8

1

6

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

Табличные базы данных.

Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Сортировка записей в табличной базе данных.

Печать данных с помощью отчетов.

Иерархические базы данных.

Сетевые базы данных.

8

7

7

Информационное общество

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

3



8

Повторение. Подготовка к ЕГЭ

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».

4



Практические работы

10 класс

Информационные технологии

Практическая работа №1. Кодировки русских букв.

Практическая работа №2. Создание и форматирование документа.

Практическая работа №3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

Практическая работа №4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Практическая работа №5. Кодирование графической информации.

Практическая работа №6. Растровая графика.

Практическая работа №7. Трехмерная векторная графика.

Практическая работа №8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Практическая работа №9. Создание флэш-анимации.

Практическая работа №10. Создание и редактирование оцифрованного звука.

Практическая работа №11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Практическая работа №12. Разработка презентации «История развития ВТ».

Практическая работа №13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

Практическая работа №14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа №15. Построение диаграмм различных типов.

Коммуникационные технологии

Практическая работа №16. Представление общего доступа к принтеру в локальной сети. Практическая работа №17. Создание подключения к Интернету.

Практическая работа №18. Подключение к Интернету и определение 1Р-адреса.

Практическая работа №19. Настройка браузера

Практическая работа №20. Работа с электронной почтой.

Практическая работа №21. Общение в реальном времени в глобальной и локальных

компьютерных сетях.

Практическая работа №22. Работа с файловыми архивами.

Практическая работа №23. Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа №24. Поиск в Интернете.

Практическая работа №25. Заказ в Интернет-магазине.

Практическая работа №26. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

11 класс

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Практическая работа №1. Виртуальные компьютерные музеи.

Практическая работа №2.Сведения об архитектуре компьютера.

Практическая работа №3.Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа №4. Значки и ярлыки на Рабочем столе.

Практическая работа №5. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Практическая работа №5. Защита от компьютерных вирусов.

Практическая работа №6. Защита от сетевых червей.

Практическая работа №7. Защита от троянских программ.

Практическая работа №8. Защита от хакерских атак.

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)

Практическая работа №9. Создание табличной базы данных.

Практическая работа №10.Создание формы в табличной базе данных.

Практическая работа №11.Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа №12.Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа №13.Создание отчета в табличной базе данных.

Практическая работа №14.Создание генеалогического древа семьи.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного среднего (полного) общего образование образования по информатике и информационным технологиям

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 - 11 классах ученик должен

знать/понимать

  • объяснять различные подходы к определению понятия «информация».

  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.

  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.

  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

  • распознавать информационные процессы в различных системах.

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе среднего (полного) образования:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Контроль уровня обученности.

Контрольные работы:

10 класс

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы».

Контрольная работа №2 «Технологии обработки текстовой информации»

Контрольная работа №3 «Технологии обработки графической информации»

Контрольная работа №4 «Технологии обработки числовой информации»

Контрольная работа №5 «Коммуникационные технологии»

11 класс

Контрольная работа № 1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация»

Контрольная работа №3 «Базы данных. Системы управления базами данных»

Распределение контрольных и практических работ

Контрольных работ

Практических работ

10 класс

11 класс

10 класс

11 класс

Первая четверть

2


5

7

Вторая четверть

1

1

4

1

Третья четверть

1

1

13

5

Четвёртая четверть

1

1

4

1

Год

5

3

26

14

Учебно-методический комплекс:

  • «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 6-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2010.

  • «Информатика и ИКТ. Базовый уровень»: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - 7-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012.

  • «Информатика и информационные технологии 10-11» Н.Д.Угринович, М.: БИНОМ. 2007

  • Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д.Угринович. - 4-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.

  • методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе»;

  • комплект программ по информатики;

  • тесты;

Календарно-тематическое планирование

10 класс

п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

1.Введение. Информация и информационные процессы. (3 часа)

1(1)

ТБ в кабинете информатики. Введение.

Информация и информационные процессы.



2(2)

Содержательный подход к измерению количества информации.



3(3)

Алфавитный подход к измерению количества информации.

Контрольная работа № 1«Информация и информационные процессы».



2.Информационные технологии. (16 часов)

4(1)

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №1«Кодировки русских букв»



5(2)

Создание документов в текстовых редакторах.

Форматирование документов в текстовых редакторах.



6 (3)

Практическая работа №2«Создание и форматирование документа»



7(4)

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста.

Практическая работа №3

«Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»



8(5)

Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа №4.«Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа»



9(6)

Контрольная работа № 2 «Технологии обработки текстовой информации»

Кодирование и обработка графической информации.



10(7)

Растровая графика. Практическая работа №6 «Растровая графика»



11(8)

Векторная графика.

Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»



12(9)

Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»



13(10)

Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации»



14(11)

Контрольная работа №3 «Технологии обработки графической информации»

Кодирование звуковой информации.



15(12)

Компьютерные презентации



16(13)

Практическая работа №11«Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».



17 (14)

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа №13«Перевод чисел из одной системы счисления в другую»



18 (15)

Электронные таблицы.

Практическая работа №14 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах



19 (16)

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №15 «Построение диаграмм различных типов»

Контрольная работа №4 «Технологии обработки числовой информации»







3.Коммуникационные технологии (13 часов)

20 (1)

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»



21 (2)

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Практическая работа №17, №18. «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса»



22 (3)

Всемирная паутина.

Практическая работа №19 «Настройка браузера»



23 (4)

Электронная почта.

Практическая работа №20 «Работа с электронной почтой»



24 (5)

Общение в Интернете в реальном времени..

Практическая работа №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях»



25 (6)

Файловые архивы.

Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете..

Практическая работа № 22 «Работа с файловыми архивами»



26 (7)

Геоинформационные системы в Интернете..

Практическая работа №23 «Геоинформационные системы в Интернете»



27 (8)

Поиск информации в Интернете .

Практическая работа №24 «Поиск в Интернете»



28 (9)

Электронная коммерция в Интернете.. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Практическая работа №25 «Заказ в Интернет-магазине» .



29 (10)

Основы языка разметки гипертекста.



30 (11)

Основы языка разметки гипертекста.



31 (12)

Практическая работа №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»


32 (13)

Контрольная работа №5 «Коммуникационные технологии»


Итоговое повторение (2 часа)

33 (1)

Повторение по теме «Информационные технологии»


34 (2)

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»


11 класс

п\п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

1 (1)

ТБ в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.

Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи»



2 (2)

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа № 2 «Сведения об архитектуре компьютера».



3 (3)

Операционные системы.

Практическая работа №3 «Сведения о логических разделах дисков».



4 (4)

Операционные системы Linux и Windows.

Практическая работа №4 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»



5 (5)

Защита от несанкционированного доступа к информации.

Практическая работа №4 «Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи».



6 (6)

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.



7 (7)

Компьютерные вирусы и защита от них.

Практическая работа №5 «Защита от компьютерных вирусов»



8 (8)

Сетевые черви и защита от них.

Практическая работа №6 «Защита от сетевых червей».



9 (9)

Троянские программы и защита от них.

Практическая работа №7 «Защита от троянских программ»



10 (10)

Хакерские утилиты и защита от них.

Практическая работа №8 «Защита от хакерских атак»



11 (11)

Контрольная работа №1 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»



5. Моделирование и формализация (8 часов)

12 (1)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.



13 (2)

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.



14 (3)

Исследование физических моделей.



15 (4)

Исследование астрономических моделей.



16 (5)

Исследование алгебраических моделей.



17 (6)

Исследование геометрических моделей.



18 (7)

Исследование химических и биологических моделей.



19 (8)

Контрольная работа №2 «Моделирование и формализация»



6. Базы данных. Системы управления базами данных (8 часов)

20 (1)

Табличные базы данных. Система управления базами данных.



21 (2)

Практическая работа №9 «Создание табличной базы данных».



22 (3)

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Практическая работа №10. «Создание формы в табличной базе данных».



23 (4)

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа №11. «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».




24 (5)

Сортировка записей в табличной базе данных

Практическая работа №12. «Сортировка записей в табличной БД».

Практическая работа №13. «Создание отчётов в табличной БД».



25 (6)

Иерархическая модель данных



26 (7)

Сетевая модель данных.

Практическая работа №14. «Создание генеалогического древа семьи».



27 (8)

Контрольная работа №3

«Базы данных. Системы управления базами данных»



7. Информационное общество (3 часа)

28 (1)

Право в Интернете.



29 (2)

Этика в Интернете.



30 (3)

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.



8. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (4 часа)

31 (1)

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»


32 (2)

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»


33 (3)

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»


34 (4)

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии»






© 2010-2022