• Преподавателю
  • Информатика
  • План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

Учебник: Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: Учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.Цели: применение программы MS Excel для решения задач, построение графиков и диаграмм по алгоритму; умение сравнивать и анализировать данные; воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к истории Родины и родного края.Задачи урока: повторение основных понятий темы; умение выбирать тип диаграмм; закрепление основных навыков работы с электронными таблицами.Т...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План - конспект к уроку информатики и ИКТ

«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»

в учебных группах 2 курса

№13-1сл (профессия: Слесарь),

№13-2п (профессия: Повар-кондитер)




Автор материала:

Образцова Татьяна Ивановна,

преподаватель информатики

высшей квалификационной категории,

ГАПОУ МО
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»













г. Егорьевск, 2015 год

Тема урока по информатике и ИКТ

«Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков»


Дата проведения: 05.05.2015 г.

Учебник: Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel: Учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Цели:

  • применение программы MS Excel для решения задач, построение графиков и диаграмм по алгоритму;

  • формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать и анализировать;

  • воспитание чувства патриотизма, развитие интереса к истории Родины и родного края.

Задачи урока:

1) повторение основных понятий темы;

2) умение выбирать тип диаграмм;

3) закрепление основных навыков работы с электронными таблицами.

Тип урока: урок-практикум.

Технологии: элементы проблемного обучения, личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества, информационно - коммуникационные.

Оборудование и материалы: рабочие тетради обучающихся, карточки - задания, мультимедийное оборудование, компьютеры, презентация по теме урока.

План урока:

  1. Мотивация обучающей деятельности - 2 мин.

  2. Актуализация опыта обучающихся - 8 мин.

  3. Применение знаний и закрепление изученного материала - 30 мин.

  4. Подведение итогов урока - 2 мин.

  5. Задание на дом. Рефлексия - 3 мин.

Ход урока:

1. Мотивация обучающей деятельности. Объявление темы, цели и задач урока.

Преподаватель. Здравствуйте ребята!

  1. Тема нашего урока: «Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков». Ответьте, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас понятие «электронные таблицы»?

(расчёты, статистические показатели, инженерные расчеты, графики…).

Преподаватель. Действительно, области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. А чтобы цифры, отображаемые в таблицах стали более наглядными, мы строим диаграммы. А данные для их построения выбираются по каким-то параметрам (например, возраст, количество, дата и т.д.)

  1. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, закрепим умения создавать электронные таблицы, строить диаграммы и графики, применим изученный материал для наглядного отображения той информации, которую получим на этом уроке.

2. Актуализация опыта обучающихся

  1. Для начала вы будете работать в группах. В каждой группе своё задание. 1-я - подбирает верное определение, 2-я - работает с тестом логического ранжирования, 3-я - находит нужную формулу.

Цель: проверка теоретических знаний, полученных на прошлом уроке

Карточки с заданиями, лежат на столах обучающихся. На выполнение задания каждой группе отводится 2 минуты.

Задание 1. «Подбери соответствие» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения.

(Обучающиеся работают с набором карточек.)

Электронные таблицы - это

выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций.

Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах

используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются.

Формула - это

при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула.

Относительные ссылки

приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.

Абсолютные ссылки

число, текст и формула

Задание 2. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм. Карточки с текстом лежат в произвольном порядке:

Выбор типа диаграммы

Создание таблицы с числовыми данными

Запуск Мастера диаграмм

Выделение необходимого диапазона данных

Форматирование и редактирование областей диаграммы

Задание 3. «Найди пару» - В ячейке C1 записана формула =$A1*В1. Какой вид приобретёт формула, после того как её скопируют из ячейки C1 в ячейку D5?

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

=B5*C5

=$B1*C5

=$A5*C5

=$B1*D5

а)

в)

г)

б)

Проверка результатов работы.

Первое задание: 1д, 2е, 3а, 4с, 5б.

Второе задание:

2. Создание таблицы с числовыми данными

4. Выделение необходимого диапазона данных

3.Запуск Мастера диаграмм

1.Выбор типа диаграммы

5.Форматирование и редактирование областей диаграммы

Третье задание - г.

  1. Преподаватель: Ребята, давайте посмотрим на алгоритм построения диаграмм. На предыдущем уроке мы рассмотрели виды диаграмм. Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимы диаграммы?

Ответы обучающихся:

  • для наглядного графического представления информации;

  • для сравнения нескольких величин;

  • для сравнения нескольких значений одной величины;

  • для слежения за изменением значений величины.

Повторение: для какого набора данных используется конкретный тип диаграмм (линейчатая - для сравнения величин, круговая - для отображения частей целого, график - для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости времени и др.)

Тип диаграммы

Область применения

Плоская

Объёмная

Гистограмма

Гистограмма позволяет представить изменение данных на протяжении отрезка времени. Диаграммы этого типа удобны для наглядного сравнения нескольких величин (рядов данных).

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

Круговая

Круговая диаграмма используется для графического отображения одного ряда значений. Она показывает соотношение частей и целого. Каждый сектор такой диаграммы отображает относительную (выраженную в процентах) долю каждого значения от общей суммы всех данных, принимаемых за 100%.

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

График

Отображает тенденцию изменения данных (рост, снижение, колебание) за равные промежутки времени. На одном чертеже может разместиться несколько графиков, каждый из которых соответствует своему ряду данных.

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

С областями

Диаграмма с областями показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени, отображая сумму введённых значений. Строится для нескольких рядов и представляет группу многослойных разноцветных поверхностей.

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

3. Преподаватель. Переходим к практическому применению знаний.

3. Применение знаний и закрепление изученного материала

  1. Вводная беседа по патриотическому воспитанию.

Преподаватель: Скажите мне, пожалуйста, чем знаменателен наступивший год?

(70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Преподаватель: Да, 9 мая 2015 г. исполнится 70 лет с того дня, когда победоносно завершилась Вторая мировая война. Путь нашего народа к Победе в Великой Отечественной войне был долгим и трудным. Великий, поистине бессмертный подвиг совершил в этой битве советский народ и его Вооруженные Силы. (Демонстрация презентации).

В начале Великой Отечественной войны егорьевские фабрики, заводы, промышленные заведения перешли на выпуск оборонной продукции. Коллектив хлопчатобумажного комбината «Вождь пролетариата» стал выпускать солдатские плащ-палатки, ткани для нужд обороны. Швейная фабрика шила солдатское обмундирование, обувная изготовляла сапоги, противогазы. Станкостроительный завод «Комсомолец» производил корпуса мин, снарядов; механический завод - стволы миномётов. Все предприятия города перешли на 12-часовой рабочий день. Ушедших от станков на фронт мужчин заменили женщины, подростки. Люди работали с удвоенной энергией под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» У городского военкомата стояли сотни людей - одних призывали по повесткам, другие жаждали уйти на фронт добровольцем.

Своих лучших сынов направляла на фронт и Московская область, в том числе и наш район. (Слайд 18)

  1. Тысячи воинов-егорьевцев проявили стойкость, мужество и героизм при защите Родины на полях сражений. Более 7 тыс. из них были награждены боевыми орденами и медалями, двенадцати воинам присвоено высокое звание Героев Советского Союза. (Слайд 19-21)

Борзов Иван Иванович. Командир эскадрильи минно-торпедного авиационного полка. Потопил несколько вражеских кораблей и транспортов. С 1965 г. - маршал авиации.

Гальцев Иван Сергеевич. Командир группы разведчиков, лейтенант. Проявил смелость и отвагу при защите высоты под г. Франкфуртом в Германии. В бою подбил 5 танков и уничтожил более сотни солдат противника.

Громыхалин Николай Родионович. Лейтенант. Удачно переправился через р. Одер и захватил важный плацдарм, с которого началось наступление на Берлин.

Калинин Михаил Степанович. Командир подводной лодки Щ-307. Потопил 13 вражеских кораблей.

Карпов Виктор Ефимович. Старшина роты. Проявил смелость и мужество при переправе воинских подразделений, орудий, боеприпасов через р. Дунай в 1944 г.

Кузнецов Михаил Тихонович. Танкист. Командир танковой группы. Удачно переправился через Западную Двину и выбил немцев с передовых позиций. Погиб в боях под Витебском.

Радугин Михаил Яковлевич. Старший лейтенант, командир группы разведчиков. В 1944 г. на трёх танках совершил многодневный рейд по тылам противника, уничтожив несколько десятков автомашин, танков, орудий, сотни солдат противника. С 1970-х гг. - генерал-майор. Умер в 1995 г.

Самсонова Зинаида Александровна. Санинструктор. При форсировании Днепра вывезла с поля боя и переправила через реку 30 раненых бойцов. Погибла в Полесье, на Белорусской земле, под селом Холм, от пули снайпера.

Лётчик Федор Петрович Селиверстов, он участвовал в 157 боях. Сбил несколько самолетов противника. Его самолет был несколько раз подбит, но он благополучно возвращался, вы­полнив задание.

Широко известно было имя командира группы торпедных катеров Василия Михайловича Старостина. Он потопил семь вражеских боевых кораблей.

Героически дрался на подступах к Берлину артиллерист сержант Николай Васильевич Шляев.

Одним из первых ворвался в Берлин танкист Иван Макарович Яснов, подбив несколько танков противника и орудий.

  1. 9 мая 1945 г. окончилась война, длившаяся 1418 дней и ночей. Егорьевцы подсчитывали победы и утраты. За годы Великой Отечественной войны в вооруженные силы призвано было более 25 тыс. жителей города и селений. 12 тыс. из них не вернулось с полей битвы: 3880 человек погибли в боях и похоронены в братских могилах, 1225 воинов умерли от ран, болезней, 144 воина умерли в немецком плену, 5274 бойца пропали без вести.

  2. В Параде Победы 24 июня 1945 г. участвовали и егорьевцы. Среди них были майор, замначальника штаба по оперативной части 69-й гвардейской армии, участник штурма рейхстага Владимир Васильевич Леднев, подполковник Виктор Васильевич Турукин, подполковник Георгий Андреевич Гусляков, ефрейтор аэростатного полка Ольга Андреевна Баклыкова, лейтенант Владимир Ильич Иванов, майор Василий Дмитриевич Борисов, старший сержант, пограничник Михаил Алексеевич Тихонов.

  3. В настоящее время Егорьевский районный Совет ветеранов насчитывает 23 первичных ветеранских организаций, в которых состоят: 261 участник Великой Отечественной войны, 57 инвалидов Великой Отечественной войны, 3574 труженика тыла, 704 вдовы погибших участников Великой Отечественной войны, 37 несовершеннолетних узников концлагерей.

Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают ещё жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России, мы должны помнить об этом. Прошло 70 лет со дня Победы, но всё же подводить итог ещё рано, количество жертв той войны продолжает увеличиваться (проводятся поисковые работы, рассекречиваются документы и т.д.). Цифры, известные сейчас, не являются последними.


  1. Компьютерный практикум.

Преподаватель: Обратите внимание, у вас на столах лежат карточки с текстом, необходимо прочитать его, подобрать правильную таблицу и определить какой тип диаграммы будет соответствовать поставленному к каждому тексту вопросу. Какие данные необходимо выделить для построения диаграмм. Работаем группами по 3 человека - 2 мин.

Обсуждение. Какой тип диаграмм вы выбрали и почему?

Задание 1. По возрасту жертвами войны среди павших оказались в основном, самые молодые и дееспособные люди. Их в числе 8,7 млн. погибших, умерших от ран и болезни и не вернувшихся из плена военнослужащих было более 6,4 млн. человек.

Все безвозвратные потери по возрасту характеризуются следующими показателями:

20 лет и моложе 1560,3 тыс. чел. - (18 %), 21-25 лет 1907,0 тыс. чел. - (22 %), 26-30 лет 1517,0 тыс. чел. - (17,5 %), 31-35 лет 1430,3 тыс. чел. - (16,5 %). Итого 6 млн. 414,6 тыс. чел. - (74 %).

36-40 лет 1040,2 тыс. чел. - (12 %), 41-45 лет 693,5 тыс. чел. - (8 %), 46-50 лет 433,4 тыс. чел. - (5 %), 51 год и старше 86,7 тыс. чел. - (1 %). Итого 2 млн. 253,8 тыс. чел. - (26 %).


возраст

кол-во, тыс. чел.

возраст

кол-во, тыс. чел.

возраст

итого





Какой вид диаграмм необходимо подобрать для отображения числовых данных? Почему?

Постройте диаграмму (график) и ответьте на вопрос: какие выводы можно сделать, посмотрев на диаграмму (график). Какого возраста люди в основном стали жертвами войны?

Задание 2. Кроме жертв, связанных с фашистским террором, жестокими условиями оккупационного режима и угоном советских людей в фашистское рабство, гражданское население СССР несло большие потери от боевого воздействия противника в прифронтовых районах, блокадных и осажденных городах. Так, во время блокады люди умирали от голода, погибали от артиллерийских обстрелов противника. Десятками тысяч исчисляются потери мирных граждан от бомбардировок Севастополя и Одессы, Керчи и Новороссийска, Смоленска и Тулы, Харькова, Минска и Мурманска. Численность населения (тыс. чел.) до оккупации по переписи 1939 г. составляла Краснодарский край-2694,1; Ставропольский край-1804,0; Воронежская область-3472,8; Курская область-2208,6; Ростовская область-2345,6; Сталинградская область-1848,0. После освобождения от оккупации: Краснодарский край-2203,4; Ставропольский край-1399,9; Воронежская область-2508,9; Курская область-1671,5; Ростовская область-1617,7; Сталинградская область-1292,3.

Край, область

Численность населения,

тыс. чел.

До

оккупации

После оккупации


Какой вид диаграмм необходимо подобрать для отображения числовых данных? Почему?

Постройте диаграмму (график) и ответьте на вопрос: какие выводы можно сделать, посмотрев на диаграмму (график). В какой области, среди показанных, осталось меньше населения? Какая область понесла наибольшие потери мирного населения?

Задание 3. Численность населения России по годам: 1987 г. - 67,473; 1939 г. - 108,377; 1946 г. - 97,547; 1954 г. - 108,430; 1990 г. - 147,665; 2000 г. - 146,890; 2014 г - 143,667 млн. человек.

Численность населения, млн. чел

… год

… год

Мужчины

Женщины




Какой вид диаграмм необходимо подобрать для отображения числовых данных? Почему?

Постройте диаграмму (график) и ответьте на вопрос: какие выводы можно сделать, посмотрев на диаграмму (график). Что оказывает значительное влияние на количественный состав населения страны?

Задание 4. Как свидетельствует военно-медицинская статистика, масштабы потерь были значительно большими. Всего в период с 22 июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в лечебных учреждениях всех наименований учтено госпитализировавшихся 22326905 чел., из них: убито и умерло от ран на этапах санитарной эвакуации - 5187190; умерло от ран в госпиталях - 1100327; умерло от болезней, погибло в результате происшествий, осуждено к расстрелу (небоевые потери) - 541920; пропало без вести, попало в плен - 4455620.

Виды потерь

Убито и умерло от ран на этапах санитарной эвакуации

Умерло от ран в госпиталях

Умерло от болезней, погибло в результате происшествий, осуждено к расстрелу (небоевые потери)

Пропало без вести, попало в плен-


Какой вид диаграмм необходимо подобрать для отображения числовых данных? Почему?

Постройте диаграмму (график) и ответьте на вопрос: какие выводы можно сделать, посмотрев на диаграмму (график). Почему количество погибших озвученное после войны было намного меньше, той цифры, которую озвучили позже?

Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос): не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 50см, руки опираются на предплечья.

Преподаватель: не забываем, что для построения графиков и диаграмм, необходимо правильно выбрать данные из таблиц, выделив их.

Выполнение заданий на компьютере в среде MS Excel.

4. Подведение итогов урока

Цифры говорят о многом, например, о точном количестве, посмотрите на свои графики, из них мы тоже можем сделать свои выводы. Вопросы: (исследование графиков)

  1. Какого возраста люди в основном стали жертвами войны?

  2. В какой области, среди показанных, осталось меньше населения? Какая область понесла наибольшие потери мирного населения?

  3. Почему женского населения в России больше, чем мужского?

  4. Почему количество, погибших озвученное после войны было намного меньше, той цифры, которую озвучили позже?

  5. Когда Советская Армия понесла наибольшие потери?

Займите свои места за столами и оцените свою работу за урок.

5. Домашнее задание. Выполнить задания 5, 6 и результат показать на следующем уроке.

Построить соответствующие диаграммы по предложенным данным.

Задание 5. 9 мая 1945 г. окончилась война, длившаяся 1418 дней и ночей. Егорьевцы подсчитывали победы и утраты. За годы Великой Отечественной войны в вооруженные силы призвано было более 25 тыс. жителей города и селений. 12 тыс. из них не вернулось с полей битвы: 3880 человек погибли в боях и похоронены в братских могилах, 1225 воинов умерли от ран, болезней, 144 воина умерли в немецком плену, 5274 бойца пропали без вести.

Задание 6. В настоящее время Егорьевский районный Совет ветеранов насчитывает 23 первичных ветеранских организаций, в которых состоят: 261 участник Великой Отечественной войны, 57 инвалидов Великой Отечественной войны, 3574 труженика тыла, 704 вдовы погибших участников Великой Отечественной войны, 37 несовершеннолетних узников концлагерей.

Призвано жителей

Не вернулись с войны

Виды потерь

Количество погибших, чел.



Участники войны

Инвалиды войны

Труженики тыла

Вдовы погибших участников

Несовершеннолетних узников концлагерей



Какой вид диаграмм необходимо подобрать для отображения числовых данных? Почему?

Постройте диаграмму (график) и ответьте на вопрос: какие выводы можно сделать, посмотрев на диаграмму (график).

Рефлексия

Преподаватель. Ребята, я надеюсь, что наше общение на уроке было взаимообогащающим. Кому понравился урок? Вы можете сказать, что узнали много нового на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять больше: тест-опросник, работа с текстом, построение графиков?

Ответы обучающихся.

Ребята, спасибо за урок. Урок окончен.


Приложение

Образцы диаграмм по теме урока


План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО


План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО



План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО

План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО


План – конспект к уроку информатики и ИКТ «Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel» в учебных группах 2 курса СПО


© 2010-2022