- Преподавателю
- Информатика
- Разработка открытог о урока по теме: «МОДЕЛЬ, КАК ОТРАЖЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ. МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ МОДЕЛЕЙ, СВОЙСТВА МОДЕЛЕЙ»
Разработка открытог о урока по теме: «МОДЕЛЬ, КАК ОТРАЖЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ РЕАЛЬНОГО ОБЪЕКТА. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ. МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ МОДЕЛЕЙ, СВОЙСТВА МОДЕЛЕЙ»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова А.А. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по теме " Модель, как отражение существенных свойств реального объекта. Виды моделей. Методы описания моделей, свойства моделей "
Цели урока:
-
Учебная: сформировать понятие модели, формализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.
-
Развивающая: развитие исследовательской компетентности учащихся при формализации модели, логического мышления, расширение кругозора,
-
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Программно-дидактическое обеспечение: Мультимедийный компьютерный класс, PowerPoint, карточки с заданиями., лампочки, шарики, лего- конструктор
Ключевые понятия учебного занятия:
-
реальный объект;
-
модель;
-
цель создания модели;
-
информационная модель.
-
формализация;
-
информационная модель;
-
табличная модель;
-
цель создания табличной модели;
-
визуализация модели.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
II. Объяснение нового материала. (Приложение1)
Мир, окружающий нас, огромен. Его многообразие поражало человека уже много веков назад. Каждый раз, оставив в стороне повседневную суету, мы снова очарованы гармонией окружающего мира. Гармонию мира старается передать в своих произведениях художник, писатель. Языком науки пытается описать гармонию мира ученый. И если им удается уловить самое существенное в маленьком фрагменте мировой картины, появляется шедевр, происходит открытие. Впрочем, умение выделить самое существенное небесполезно для каждого из нас. Ведь тогда не будут растрачены по пустякам силы и средства, отчетливо будет обозначена цель и намечены пути к ее достижению, появится возможность оценить перспективы и последствия. Сегодня будем изучать модели. А как вы думаете, что такое модель? (учащиеся приводят свои примеры). В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.
Вопрос: для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?
Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.
Почему не использовать сам оригинал?
1. В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности
-
Теория вымирания динозавров.
2. Объект имеет много свойств. Чтобы изучить одно свойство, отказываются от менее существенных.
3. Объект очень велик, очень мал
-
Глобус, модель Солнечной системы, модель атома
4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно
-
Модель двигателя внутреннего сгорания, геологическая модель
5. Исследование объекта может привести к разрушению
-
Модель самолета, автомобиля
Моделирование - метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель - это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью
Человек: (реальный объект - оригинал)
Модели:
-
Кукла
-
Манекен
-
Скелет
-
Скульптура
Признаки классификации моделей.
1. По области использования;
-
Учебные
-
Опытные
-
Научно-технические
-
Игровые
-
Имитационные
2. С учетом временного фактора;
-
Статические (описывают состояние системы в момент времени)
-
Динамические (описывают процессы изменения и развития систем)
3. По способу представления моделей.
-
Материальные (Отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)
-
Информационные (Строятся на информации)
Информационная модель - описание реального объекта (процесса, явления) на одном из языков (разговорным или формальном).
Формы представления информационных моделей:
-
Словесные модели (устные и письменные описания, с использованием иллюстраций)
-
Математические модели (формулы, отражающие связь различных параметров объектов и процессов)
-
Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции)
-
Структурные модели (схемы, графики, таблицы)
-
Логические модели (выбор действий на основе умозаключений и анализе условий)
-
Специальные модели (ноты, химические формулы)
Процесс описания объекта с помощью языков называется Формализацией.
Формализация - замена реального объекта его информационной моделью.
Закрепление изученного материала.
Задание 1. Какая модель? В какой программе, из изученных нами, ее можно создать?
Задание 2. Ниже приведены некоторые виды моделей, с которыми человеку нередко приходится иметь дело. Укажите у каждой модели к какому виду она относится.
-
План местности
-
Формула химического вещества
-
Литературная повесть
-
Формула равноускоренного движения
-
Классный журнал
-
Железнодорожное расписание движения поездов
-
Электрическая схема
-
Второй закон Ньютона
-
Прямоугольный параллелепипед.
Задание 3. Заполните таблицу:
Объект
Человек
Земля
Автомобиль
Модели
Возможное решение:
Объект
Человек
Земля
Автомобиль
Модели
Кукла
Глобус
Игрушечный
Манекен
Географи-ческий атлас
Сувенир
Скелет
Карта
Опытный образец
Скульптура
Макет местности
Тренажер для водителя
Задание № 4
Вставьте пропущенные слова, выбрав их из ниже предложенного списка.
-
Химическое взаимодействие веществ на молекулярном уровне моделируется …
-
Узнать незнакомого человека можно по … его внешности, которое можно рассматривать как модель внешности человека.
-
В кабинете биологии часто используется … фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.
-
Моделью, образцом сборки какого-нибудь прибора является сборочный …
-
Чтобы сделать наглядными предложения архитектора по застройке района, строится … в определенном масштабе, который является моделью застройки.
-
Модель движения поездов по железнодорожной станции, предназначенная для пассажиров, - это … расписание.
-
Прежде чем приступить к решению какой-либо сложной задачи, нужно продумать … т.е. смоделировать процесс решения.
-
Чтобы объяснить, как работает какое-то устройство, лучше нарисовать … его функционирования.
-
муляж
-
макет
-
таблица
-
химической формулой
-
словесному описанию
-
схему
-
чертеж
-
план действий
Задание 5. Построить из кубиков макет жилого дома
Задание 6. Исправить ошибки в программе, рисующий модель эмоции человека (смайлик)
Гости делают Модель растения
uses
graphABD;
began,
SetWindoFFSize(300, 300).
Cirsle(150, 150, 100);
FloodFill(150, 150, clYellow);
Ellipse(110, 90, 130, 150);
FloodFill(120, 115, clBlack);
Illipse(170, 90, 190, 150);
FloodFill(180, 120, clBlack);
SetPenWidth(3),.
Arc(150, 150, 70, 190, 350);
End:
Готовая программа
uses
graphABC;
begin
SetWindowSize(300, 300);
Circle(150, 150, 100);
FloodFill(150, 150, clYellow);
Ellipse(110, 90, 130, 150);
FloodFill(120, 115, clBlack);
Ellipse(170, 90, 190, 150);
FloodFill(180, 120, clBlack);
SetPenWidth(3);
Arc(150, 150, 70, 190, 350);
end.
Задание 7. Сделать человечка из лампочек, с лицом смайлика (распечатать)
VI. Итог. Выводы учащихся
Контрольные вопросы:
-
Что такое модель?
-
Что такое моделирование?
-
По каким признакам можно классифицировать модели?
-
Приведите примеры учебных моделей.
-
Чем отличаются статические модели от динамических?
-
Приведите примеры статических и динамических моделей.
-
Что такое материальные модели?
-
Что такое информационная модель?
VII. Оценки. Задание на дом. Конспект, модель своей комнаты в любой программе