- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа+КТП по информатике 4 класс по ФГОС УМК Н. В. Матвеевой и др
Рабочая программа+КТП по информатике 4 класс по ФГОС УМК Н. В. Матвеевой и др
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Биисов А.Г. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦВИЛИНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа по информатике
к УМК Н.В. Матвеевой и др.
для 4 класса (1 час в неделю, 35 часов)
Учитель: Биисов Амангельды Галимжанович
Стаж работы 22 года
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется на основе следующих документов:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 (с изменениями)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
-
примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
базисный учебный план общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования;
-
Требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательны наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-
Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «Цвиллингская СОШ»
Цели изучения курса информатики в начальной школе
Важнейшая цель начального образования - создание прочного фундамента для последующего образования» развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах.
Первый заключается в формировании целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения, на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека.
Второй аспект пропедевтического курса информатики - освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному _ использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка - формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного, общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ- компетентности).
Рабочая программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями. ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
-
Общая характеристика учебного предмета (курса)
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД (универсальных учебных действий), формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД.
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Авторы УМК делают попытку выстроить многоуровневую структуру предмета «Информатика», который бы рассматривался как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Авторы подчеркивают необходимость получения школьниками на самых ранних этапах обучения представлений о сущности информационных процессов. Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике.
В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика - ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования - формирования УУД - формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы - это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Описание ценностных ориентиров содержания информатики
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры и т. д. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место подготовке по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено развитию у детей первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации (компьютером), расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения - всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности - текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги.
На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (с помощью программы Skype устно или письменно с использованием чат - режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком.
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, Skype и др.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предлагаемая программа рекомендуется при реализации курса «Информатика и ИКТ» в 4 классе. В учебном плане МОБУ «Цвиллингская СОШ» выделяется на изучение в 4 классе 1 час в неделю, всего за год 34 часа.
-
Требования к результатам / уровню подготовки учащихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных» метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»:
1.1)готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
1.2)ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
1.3) социальные компетенции;
1.4) личностные качества
2-я группа
требований:
метапредметные
результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время - это освоение УУД:
2.1) познавательных;
2.2) регулятивных;
2.3) коммуникативных;
2.4)овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «."и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи., поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений - путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
• раздел «Повторить» - актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» - новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
• разделы «Мы поняли», «Мы научились» - рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» - обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
-
Содержание учебного курса информатики и ИКТ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» ДЛЯ 4 КЛАССА (34 часа)
Повторение / 7 ч
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны понимать:
-
классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);
-
классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная);
-
что информацию можно представлять на носителях с помощью различных знаков и символов;
-
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
-
что человек, природа, книги могут быть источниками информации
Знать:
-
правила работы с компьютером и технику безопасности;
-
Основные источники информации;
-
Что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами
Уметь
-
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
-
Проводить сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости др.
-
Представлять материала в табличном виде.
Понятие, суждение, умозаключение / 9 ч
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместные и несовместные понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение. Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части. Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны Знать:
-
правила работы с компьютером и технику безопасности;
-
Основные источники информации
-
Существование 2 миров: мир объектов реальной действительности и мир понятий об этих объектах (виртуальный мир) понятие - объект внутреннего виртуального мира
Понимать что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщениеЧто понятие всегда находится в определенных отношениях между собой. какие понятия не симметричны.. для чего используют диаграмму ЭйлераКакие отношения между понятиями бывают. равнозначность, пересечение, подчинение понятий.истинное и ложность высказываний.Какие бывают сужденияПонятие умозаключения, когда можно делать умозаключение. Как строить умозаключение. Что такое посылки
Уметь
-
Поиск информации с использованием простейших запросов;
-
формулировать понятие;
-
приводить примеры понятий,
-
определять принадлежат ли термины к понятиям.
-
Обобщать понятия, делить понятия.
-
примеры отношений между понятиями.
-
Приводить примеры получения истины. Оценивать истинность высказывания. Приводить примеры истинных и ложных высказываний.
-
Приводить примеры суждений. Приводить примеры истинного суждения, простого , сложного суждения.
Модель и моделирование / 7 ч
Модель объекта. Модель отношений между понятиями. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Компьютерная программа. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны Знать:
-
правила работы с компьютером и технику безопасности;
-
Основные источники информации
Понятие модели объектов. Разновидности моделей. Понятие знаковой моделей , виртуальных
Что можно построить модель отношений между понятиями. Текстовая модель, графическая модель.
Понятие алгоритма. Зачем люди составляют и исполняют алгоритмы
Виды алгоритмов: текстовые, графические, линейные, ветвления. Как называют наглядную модель процесса решения задачи.
Кто может быть исполнителем алгоритма. Что является системой команд исполнителя.
Чем отличается исполнитель-человек от исполнителя -компьютера. Что такое компьютерная программа.
Цели создания модели. Алгоритм и систему команд алгоритма
Уметь
-
Поиск информации с использованием простейших запросов
Приводить примеры моделей.
Рисовать круги Эйлера для вложенных понятий. Изображать модель отношений.
Приводить примеры алгоритмов. Выяснять является ли последовательность действий алгоритмом.
Приводить примеры способов описания решения задачи. Определять вид алгоритма.
Приводить примеры исполнителей.
Информационное управление /7ч
Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Учащиеся должны Знать:
-
правила работы с компьютером и технику безопасности;
-
Основные источники информации
Повторение. Резерв /3 ч
-
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в таблицах. Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.
3.3 4 класс (1 раз в неделю)
Раздел
Количество часов
Количество часов на контрольные, лабораторные, практические работы
Глава 1. Повторение
-
Человек в мире информации
-
Действия с данными
-
Объект и его свойства
-
Отношения между объектами
-
Компьютер как система
-
Повторение, компьютерный практикум
-
Работа со словарем и контрольная, тестирование
7
1
Глава 2. Суждение, умозаключение, понятие
-
Мир понятий
-
Деление понятий
10.Обобщение понятий
11. Отношения между понятиями
12. Понятия истина и ложь
13. Суждение
14. Умозаключение
15. Повторение, компьютерный практикум
16. Работа со словарем и контрольная, тестирование
9
1
Глава 3. Мир моделей
17. Модель объекта
18. Текстовая и графическая модели
19. Алгоритм как модель действий
20. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
21. Исполнитель алгоритма
22. Компьютер как исполнитель
23.Повторение, работа со словарем
24. Работа со словарем, контрольная, тестирование
8
1
Глава 4. Управление
25. Кто кем и зачем управляет
26. Управляющий объект и объект управления
27. Цель управления
28. Управляющее воздействие
29. Средство управления
30. Результат управления
31. Современные средства коммуникации
32. Работа со словарем, контрольная, тестирование
33. Итоговая контрольная, тестирование
34-35. Защита проектов
10
2
Всего:
34
5
-
Описание материально-технического обеспечения
В УМК реализуется комплексный подход к использованию дидактических средств. Использование полного комплекта дидактических средств (учебника, рабочих тетрадей/практикумов, материалов для дополнительного чтения, ЭОР и др.), объединенных методическими рекомендациями/пособиями для учителя, обеспечивает успешное усвоение учебного материала и возможность выбора учителем и учащимися адекватной траектории обучения, а также построения образовательной технологии, в наибольшей степени отвечающей конкретным условиям.
Электронное сопровождение УМК:
• ЭОР Единой коллекции (school-collection.edu. ги/) к учебнику Н. В. Матвеевой и др. «Информатика», 2 класс;
• ЭОР Единой коллекции «Системы виртуальных лабораторий но информатике: задачник 2-6»;
• ЭОР на CD-диске (электронная рабочая тетрадь ученика), 4 класс, Н. В. Матвеева и др.;
• авторская мастерская Н. В. Матвеевой (metodist. lbz .ru/authors/informatika/4/);
• лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist. lbz.ru/lections/8/).
В начальной школе не рекомендуется организация обучения в открытой информационной среде. Содержание компонентов УМК ориентировано на организацию познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы. Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий но УМК «Информатика» (2-4 классы) приводит к значительному расширению информационного поля учащегося и учителя в процессе обучения, развитию ИКТ- компетентности учащихся, к способности использовать сетевые ресурсы школы для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников. К каждому уроку информатики имеются электронные образовательные ресурсы. Как это реализовано в УМК «Информатика» и как «привязаны» ЦОР к УМК.
Осуществляется сетевая методическая поддержка УМК средствами сайта методической службы издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (metodist. lbz.ru).
Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин - это:
• минимальная модель:
- один компьютер на рабочем месте учителя;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет - только для учителя начальной школы, для учащихся - все приготовлено учителем («давайте познакомимся ...»);
- целевой набор ЦОР на компакт-дисках в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении информатике;
- ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР ( school-collection.edu.ru).
Материально-техническое обеспечение
-
Программа курса информатики для 2 - 4 классов начальной общеобразовательной школы (Матвеева Н.В., Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.Н. Панкратова, Н.А. Нурова. Информатика. Программа для начальной школы: 2 - 4 классы/Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - 133 с.
-
Федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год.
-
Учебный план МОБУ «СОШ № 24» г Оренбурга на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом № от 30.08.2014 г.
-
учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), Матвеева Л.В., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, 4 класс;
-
рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 4 класс;
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Аппаратное обеспечение
ПК
МФУ (принтер, сканер, копир)
Колонки
Проектор
Программное обеспечение
операционная система Windows XP
операционная система Linux
браузеры Mozilla Firefox, Opera, Хром
антивирусная программа Eset Nod32
программа-архиватор
система оптического распознавания текста
клавиатурный тренажер Baby
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложение Microsoft Office
растровый и векторный графические редакторы Paint, Gimp, Word
система программирования КуМир
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Универсальные учебные действия
Элементы минимального содержания образования
Предметные
Метапредметные
Личностные
1
Предмет информатики. ТБ и организация рабочего места
в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам
2
Человек в мире информации.
в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
3
Действия с данными
тексты и изображения - это информационные объекты;
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
4
Объект и его свойства
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
5
Отношение между объектами
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
6
Компьютер как система
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
формирование эстетических потребностей
7
Повторение, компьютерный практикум
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
8
Работа со словарем.
Информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением
формирование установки работе на результат,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
9
Мир понятий
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях
10
Деление понятий
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
11
Обобщение понятий
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
12
Отношения между понятиями.
смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры совместимых и несовместимых понятий;
Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
формирование эстетических потребностей
13
Понятие "истина" и "ложь"
Высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
14
Суждение
Высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
Выполнять универсальные логические действия: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
15
Умозаключение
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Учиться критично относиться к своему мнению.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
16
Повторение, компьютерный практикум
высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
формирование эстетических потребностей,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
17
Работа со словарем. Тестирование
приводить примеры отношений между понятиями.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
формирование установки работе на результат,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
18
Модель объекта
модели объектов могут быть большие и маленькие;
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях
19
Текстовая и графическая модели
текстовая, графическая модель
Выполнять универсальные логические действия: выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
20
Алгоритм как модель действий
описания алгоритмов на языке блок-схем
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
21
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов
описания алгоритмов на языке блок-схем;
исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
22
Исполнитель алгоритмов
исполнителем алгоритма могут быть человек и компьютер;
Учиться критично относиться к своему мнению.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
23
Компьютер как исполнитель
приводить примеры алгоритмов;
Выполнять универсальные логические действия: выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
формирование эстетических потребностей
24
Повторение, компьютерный практикум
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
25
Работа со словарем. Тестирование
работать с простейшими компьютерными программами;
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, формирование установки работе на результат
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
26
Кто кем и зачем управляет
человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
27
Управляющий объект и объект управления
человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами;
Выполнять универсальные логические действия: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
уважать иное мнение,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми
28
Цель управления
человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
29
Управляющее воздействие
человек может управлять собой другими живыми и неживыми объектами;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
30
Средство управления
Создавать схемы, схема управления без обратной связи, схема управления с обратной связью
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности
31
Результат управления
хранение, использование и передача информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
формирование установки работе на результат
32
Современные средства коммуникации
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
33
Повторение, компьютерный практикум
хранение, использование и передача информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
формирование установки работе на результат
34
Работа со словарем. Тестирование
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду
Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
34
Повторение "Модели и алгоритмы. Управление"
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
формирование установки работе на результат;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, формирование установки работе на результат
Пакет контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету
4 класс
Контрольная работа
Контрольная работа «Суждение, умозаключение, понятие»
Контрольная работа «Мир моделей»
Итоговая контрольная работа
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии:
«5» - 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» - 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» - 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» - 0-50% правильных ответов на вопросы
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
4 класс
мммммм