- Преподавателю
- Информатика
- Самоанализ педагогической деятельности учителя информатики и ИКТ
Самоанализ педагогической деятельности учителя информатики и ИКТ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юкин С.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самоанализ педагогической деятельности
учителя информатики и ИКТ
МБОУ СОШ № 2
Юкина Сергея Викторовича
В своей профессиональной деятельности я ставлю цель - создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира. Работаю над методической темой «Активизация самостоятельной деятельности школьников при работе с информацией. Проектная деятельность на уроках информатики» Научно-технический прогресс, информационная революция требуют от человека способность ориентироваться в нарастающем потоке информации. Поэтому возрастает роль самостоятельной работы школьников, способствующей формированию навыков, творческой деятельности и информационной культуры.
В ходе работы над методической темой провожу уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
-
как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
-
для индивидуализации учебного процесса,
-
для организации коллективной и групповой работы (проекты),
-
как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:
-
учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
-
приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
-
учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
-
приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.
Современные электронные средства образовательного назначения позволяют создавать презентации к урокам, тестирующие работы по информатике, а также предоставляют широкие возможности для проектной деятельности. Метод проектов - одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников. На уроках информатики учениками были реализуются исследование и моделирование различных проектов. В качестве зачетных работ принимаются рефераты - как исследование темы, выходящей за рамки учебника.
Как учитель - предметник, принимаю участие в работе школьного методического объединения учителей физики, математики и информатики.
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:
-
разнообразный вид деятельности на уроке;
-
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
-
активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
-
использование метода проектов;
-
обобщение и систематизация информации.
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, необходимо знать уровень развития каждого ученика, его потенциал. Для этого необходимо изучать, знать и учитывать характер и темперамент обучающегося, его темп работы, его образовательные потребности. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.
Работа над проектом строится следующим образом:
-
Учитель вместе с учащимися определяет актуальную проблему, над которой будут работать ребята индивидуально или в группах;
-
Учащиеся составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения;
-
Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации;
-
Подведение итогов работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи;
-
Подготовка защиты проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера;
-
Презентация проекта (защита): представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений.
Таким образом, работа школьников над проектом требует от них:
-
Умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов;
-
Навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.
Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.
Многие ученики в старших классах интерес к информатике связывают с выбором будущей профессии (программист, экономист, бухгалтер и др.). Считаю, что разработанная мною система работы дает неплохие результаты, позволяя строить образовательный процесс на осмысленности и целенаправленности.
Несмотря на сложность, предмет информатики вызывает интерес у большинства школьников. У них есть стремление и желание научиться работать с информацией, и, конечно, овладеть компьютерными технологиями. Поддержанию познавательного интереса у учащихся способствует проектно-исследовательская деятельность.
Наблюдается положительная динамика качества знаний по информатике. Уровень обученности во всех классах стабилен.
В 5-7-х классах «Информатика и ИКТ» изучается по программе Л.Л. Босовой (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 93 с.)
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
В соответствии с новым Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно осуществляться в 8-м классе в объеме 35 учебных часов.
Учебники: Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ, 2009.
Календарно-тематическое планирование в 9-м классе составлено из расчета 2 часа в неделю на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы.
Учебники: Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009.
В соответствии с Базисным учебным планом изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно осуществляться в 10-м классе в объеме 35 учебных часов. Календарно-тематическое планирование в 10-м классе составлено из расчета 2 часа в неделю на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы.
Учебники: Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Учебник для 10 класса. - М.: БИНОМ, 2009.
Календарно-тематическое планирование в11-м классе составлено из расчета 2 часа в неделю на основе примерной программы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для основной школы.
Учебники: Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс: Учебник для 11 класса. - М.: БИНОМ, 2009.
При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.
Задачами на 2014-2015 учебный год считаю:
1. Совершенствование методов и приёмов обучения информатике и ИКТ в соответствии с требованиями современного преподавания, федерального стандарта образования.
2. Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах.
4