- Преподавателю
- Информатика
- Календарно-тематическое планирование по робототехнике
Календарно-тематическое планирование по робототехнике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жданов С.Н. |
Дата | 17.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы: научно-техническое
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
-
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и предметам естественнонаучного цикла - физика, технология, информатика.
-
Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO NXT 2.0 Programming.
-
Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
-
Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
-
формирование устойчивого интереса к робототехнике и учебным предметам физика, технология, информатика;
-
формирование умения работать по предложенным инструкциям;
-
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
-
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
-
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
-
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
-
подготовка к состязаниям по Лего - конструированию.
Формы подведения итогов реализации программы:
- школьная, муниципальная, состязания по Лего;
- турниры на звание лучшего программиста и конструктора по Лего.
Данная программа направлена на:
-
помощь детям в индивидуальном развитии;
-
мотивацию к познанию и творчеству:
-
к стимулированию творческой активности;
-
развитию способностей к самообразованию;
-
приобщение к общечеловеческим ценностям;
-
организацию детей во внеучебное время (досуг).
Программа
Введение ……………………………………………………………………………………. 1ч
Конструирование …………………………………………………………………………...7 ч
Первые модели ……………………………………………………………………………..10 ч
Программирование в среде NXT 2.0 Programming. ……………………………………...12 ч
Алгоритмы управления …………………………………………………………………….8 ч
Задачи для робота ……………………………………………………………………….…..8 ч
Самостоятельная проектная деятельность в группах на свободную тему……………..8 ч
Подготовка к состязаниям роботов …………………………………………………..…. 10 ч
ИТОГО: ………………………………………………. ………………………………..….64 ч
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата
теория
практика
По плану
По факту
-
Введение 1 час
1.1.
Что такое робототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.
1
02.10.14
-
Конструирование 7 часов
2.1.
Способы крепления деталей. Высокая башня.
1
02.10.14
2.2.
Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).
2
09.10.14
2.3.
Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок.
1
1
16.10.14
2.4.
Механическая передача. Ручной миксер. Редуктор.
2
23.10.14
-
Первые модели 10 часов
3.1.
Тележки. История колеса. Полноприводная тележка.
1
1
30.10.14
3.2.
Тележка с автономным управлением.
2
06.11.14
3.3.
Тележка с изменением передаточного отношения.
2
13.11.14
3.4.
Двухмоторная тележка.
2
20.11.14
3.5.
Полный привод.
2
27.11.14
-
Программирование в среде NXT 2.0 Programming 12 часов
4.1.
Знакомство со средой программирования NXT 2.0 Programming Режим «Администратор». Режим «Программист». Типы команд. Команды действия. Базовые команды.
1
1
04.12.14
4.2.
Продвинутое управление моторами. Моторы NXT.
1
1
11.12.14
4.3.
Команды ожидания.
1
1
18.12.14
4.4.
Управляющие структуры.
1
1
25.12.14
4.5.
Управляющие структуры.
1
1
15.01.15
4.6.
Модификаторы.
1
1
22.01.15
-
Алгоритмы управления 8 часов
5.1.
Релейный регулятор. Движение с одним датчиком освещенности.
1
1
29.01.15
5.2.
Движение с двумя датчиками освещенности
1
1
05.02.15
5.3.
Пропорциональный регулятор
1
1
12.02.15
5.4.
Пропорционально-дифференцированный регулятор.
1
1
19.02.15
-
Задачи для робота 8 часов
6.1.
Кегельринг. Танец в круге.
2
26.02.15
6.2.
Движение вдоль линии. Один датчик.
2
05.03.15
6.3.
Движение вдоль линии. Два датчика.
2
12.03.15
6.4.
Путешествие по кабинету.
2
19.03.15
-
Самостоятельная проектная деятельность в группах на свободную тему 8 часов
7.1.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.
2
26.03.15
7.2.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.
2
09.04.15
7.3.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.
2
16.04.15
7.4.
Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.
2
23.04.15
-
Подготовка к состязаниям роботов 10 часов
8.1.
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязяниях, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов.
1
1
30.04.15
8.2.
Подготовка к школьному этапу состязаний.
2
07.05.15
8.3.
Школьный этап состязаний.
2
14.05.15
Итоговое занятие.
2
21.05.15
Содержание
Занятия по робототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами.
В процессе разработки, программирования и тестирования роботов ученики приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики,
прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.
Приобретаемые знания
-
правила безопасной работы;
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-
основные приемы конструирования роботов;
-
конструктивные особенности различных роботов;
-
как передавать программы в NXT;
-
как использовать созданные программы;
-
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Сформированные умения и навыки
-
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
-
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы NXT 2.0 Programming; -
передавать (загружать) программы в NXT;
-
корректировать программы при необходимости;
-
демонстрировать технические возможности роботов;
-
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Основные формы занятий
- теоретическая часть занятий;
- практическая часть занятий;
Приемы и методы организации занятий.
I Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские - дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, традуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности
-
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
-
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Список литературы:
-
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
-
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
-
Программное обеспечение NXT 2.0 Programming.
-
Интернет-ресурсы.
8