Рабочая программа и тематическое планирование. Информатика 7 класс

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Воронежа


«Согласовано»

Руководитель МО

_________ Жданова С.В.

Протокол № ___ от

«____»___________20 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Малова М.Э.

«____»____________20 г.


«Утверждаю»

Директор


МБОУ СОШ №1 с УИОП

__________ Минаков В.В.

Приказ № ___ от

«___»______________20 г.



Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 7 класса







Составитель: учитель информатики и ИКТ

Тынянских Ольга Николаевна









2014-2015 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена согласно: «Стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ» (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089), на основе авторской программы Л. Л. Босовой («Программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г).

Основной учебно-методический комплекс по информатике для 5-7 классов (УМК):

  • «Информатика и ИКТ», 7 класс / Л.Л. Босова- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

  • «Занимательные задачи по информатики» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

  • Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» / Л.Л. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Цели курса:

  • Обучение ориентировано на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, а также на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у учащихся обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

  • Формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ (овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты, а также воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся).

Задачи курса

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования:

пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • формирование системного мышления - способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое.

  • формирование объектно-ориентированного мышления - способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.

  • формирование формального мышления - способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.

  • формирование критического мышления - способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;

осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.

Количество часов по учебному плану

В год - 35

В неделю - 1 час

Содержание программы

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

В том числе из них:

Практических работ

1

Объекты и системы

6

3

2

Информационное моделирование

19

9

4

Алгоритмы и исполнители. Программирование как средство алгоритмического и логического мышления

7

5

Обобщающее повторение.

3

Всего:

35

12

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

  • формулировать гипотезу по решению проблем.

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «объект», «система объектов»;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • иметь представление о способах кодирования информации; виды алгоритмов; и приводить их примеры;

  • иметь представление об исполнителях

Уметь

  • выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.);

  • объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).

  • создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

  • применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • составлять программы в среде Лого Миры на линейный вид алгоритмов и приводить примеры на все виды алгоритмов;


Содержание курса информатики и ИКТ для 7 класса

1. Объекты и их имена (6 ч).

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.

2. Информационное моделирование (20 ч).

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

3. Алгоритмика (7 ч).

Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.

Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.







Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов.

Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение, состоя­ния







2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Уметь называть отношения, связывающие данный объект с дру­гими объектами;







3

Состав объектов.

Практическая работа №3» Создаем текстовые объекты» (задания 1-3)

Уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку - основанию классификации;







4

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6)

Понимать смысл терминов «система», «системный под­ход», «системный эффект»;







5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9)

Уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;







6

Персональный компьютер как система.

Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы».







7

Анализ контрольной работы. Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 1-3)

Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;







8

Информационные модели.

Практическая работа №11 «Графические модели».

Уметь различать натурные и информационные модели, приво­дить их примеры;







9

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 4-5)

Уметь приводить примеры образных, знаковых и смешанных ин­формационных моделей;







10

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 6-7)

Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных ин­формационных моделей;







11

Словесные информационные модели.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели» (задания 8-9)

Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграм­мы и т. д.;







12

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграм­мы и т. д.;







13

Математические модели.

Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование»







14

Анализ контрольной работы. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 1-2)

Знать правила построения табличных моделей, схем, гра­фов, деревьев;







15

Простые таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 3-4)

Уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;







16

Сложные таблицы.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задания 5-6)

Уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;







17

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6 «Создаем табличные модели» (задание 7)

Уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;







18

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы».

Уметь применять текстовый процессор для создания сло­весных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;







19

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3)

Уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;







20

Электронные таблицы.

Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6)

Уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;







21

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7)

Знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее созда­ния;







22

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-3)

Знать основные правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее созда­ния;







23

Графики и диаграммы.

Визуализация многорядных данных.

Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задание 4)

Уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столб­чатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;







24

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания 1-3)

Уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столб­чатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;







25

Информационные модели на графах. Деревья.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (задания4-7)

Уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;







26

Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование».








27

Анализ контрольной работы. Алгоритм - модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

Уметь приводить примеры формальных и неформальных испол­нителей;







28

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде «Алгоритмика»

Уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, сис­тему отказов, режимы работы;







29

Исполнитель Чертежник.

Цикл повторить n раз.

Работа в среде «Алгоритмика»

Уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, сис­тему отказов, режимы работы;







30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.

Работа в среде «Алгоритмика»

Уметь осуществлять управление имеющимся формальным ис­полнителем;







31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Работа в среде «Алгоритмика»

Уметь осуществлять управление имеющимся формальным ис­полнителем;







32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

Работа в среде «Алгоритмика»

Уметь осуществлять управление имеющимся формальным ис­полнителем;







33

Контрольная работа №4 по теме «Алгоритмика».








34

Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа»

Уметь создавать мультиме­дийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.







35

Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа»

Уметь создавать мультиме­дийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.








© 2010-2022