Информационный проект по информатике и ИКТ на тему Шина управления

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Медногорска»







Информационный проект на тему «Шина управления»













Выполнила: ученица 11 а класса Катанова Т.С.


Проверила: учитель информатики высшей

квалификационной категории

Пацук Т.А.










Шина управления.

Шина управления - компьютерная шина, по которой передаются сиг­налы, определяющие характер обмена информацией по ма­гистрали. Сигналы управления определяют, какую операцию (считывание или запись информации из памяти) нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и т. д.

Эта шина не имеет такой же четкой структуры, как шина данных или шина адреса. В шину управления условно объединяют набор линий, передающих различные управляющие сигналы от процессора на все периферийные устройства и обратно. В шине управления присутствуют линии, передающие следующие сигналы[1]:

  • RD - сигнал чтения;

  • WR - сигнал записи;

  • MREQ - сигнал инициализации устройств памяти (ОЗУ или ПЗУ);

  • IORQ - сигнал инициализации портов ввода-вывода.

Кроме того, к сигналам шины управления относятся: READY - сигнал готовности, RESET - сигнал сброса.

Рассмотрим подробнее, как работает микропроцессорная система. В основном режиме работы, всей микропроцессорной системой управляет центральный процессор (CPU). При этом он может выполнять четыре основных операции: чтение из ячейки памяти, запись в ячейку памяти, чтение из порта и запись в порт.

Для того, что бы прочитать байт из ячейки памяти, процессор сначала устанавливает на шине адреса адрес нужной ячейки. Затем он устанавливает сигнал MREQ в активное состояние (Лог. 0). Этот сигнал поступает на устройства памяти и служит разрешением для их работы. При этом сигнал IORQ остается равным лог. 1. Поэтому порты ввода/вывода микропроцессорной системы не активны.

В следующий момент времени процессор переводит в активное состояние сигнал RD. Этот сигнал поступает как на устройства памяти, так и на порты ввода/вывода. Однако порты не реагируют на него, так как они отключены высоким уровнем сигнала IORQ. Устройство памяти напротив, получив управляющие сигналы RD и MREQ, выдает на шину данных байт информации из той ячейки памяти, адрес которой поступает на него по шине адреса.

Процесс записи данных в память происходит в следующей последовательности: Сначала центральный процессор выставляет на адресную шину адрес нужной ячейки памяти. Затем на шину данных он выставляет байт, предназначенный для записи в эту ячейку. После этого активизируется сигнал MREQ, разрешающий доступ к модулю памяти. И уже затем процессор устанавливает сигнал WR в активное (лог. 0) состояние. По этому сигналу происходит запись байта в ячейку памяти, адрес которой присутствует на шине адреса.

Некоторые виды памяти работают очень медленно. Они могут не успеть выдать информацию или произвести ее записать так быстро, как это способен сделать центральный процессор. Для согласования работы медленных устройств памяти с быстрыми процессорами существует сигнал READY (готовность). Сразу после того, как процессор установит сигнал чтения или записи в активное состояние, устройство памяти устанавливает сигнал READY в пассивное состояние (лог. 0). Такой уровень сигнала означает, что внешнее устройство не готово, то есть еще не выполнило команду. Сигнал READY поступает на процессор, и он переходит в режим ожидания. Когда устройство памяти выполнит команду, оно установит сигнал в активное состояние (лог. 1). Процессор, получив этот сигнал, возобновляет работу. Сигнал READY применяется и в случае работы с медленными портами ввода/вывода.

Операции чтения и записи с портами ввода/вывода происходят аналогично операциям чтения/записи с ОЗУ. Различие лишь в том, что вместо сигнала MREQ, в активное состояние переходит сигнал IORQ, разрешающий работу портов.

К одной системной шине могут подключаться несколько модулей памяти, а так же несколько портов. Все устройства ко всем шинам подключаются параллельно. Как же происходит, что процессор записывает информацию в тот модуль памяти, в который нужно и при этом он не попадает в другие модули? Для этого в каждый модуль памяти встроен специальный дешифратор. На него подаются сигналы старших разрядов адресной шины. Далее, при помощи внутренних перемычек, для каждого модуля выбирается свой диапазон адресов с таким расчетом, что бы модули занимали разные не пересекающиеся диапазоны. Для того, что бы это было понятнее, предположим, что мы имеем четыре модуля памяти по шестнадцать ячеек в каждом. Для адресации шестнадцати ячеек достаточно четырех разрядов адресной шины. Еще два разряда понадобятся для того, что бы выбирать один из модулей. Поэтому четыре младших разряда шины данных (D0..D3) подаются на все модули памяти параллельно и используются для выбора одной из ячеек в модуле. Следующие два разряда (D4,D5) подаются на дешифраторы выбора модуля. Такие модули еще называют банками памяти. Перемычки в выбираемых модулях при этом нужно установить так, что бы первый модуль (банк памяти) активизировался тогда, когда разряды D4, D5 примут значение 002. Во втором модуле перемычки должны быть установлены в положение, при котором модуль будет активизироваться если D5, D5 примут значение 012. Третий модуль активизируется при D4, D5 =102, а четвертый при 112. При таком способе включения модулей памяти первый банк памяти будет занимать в адресном пространстве адреса с 0000002 по 0011112. Второй банк - адреса с 0100002 по 0111112. Третий - с 1000002по 1011112. И четвертый - с 1100002 по 1111112. Таким образом, процессор сможет обращаться к любой ячейке любого банка памяти. И при этом все модули будут подключены ко всем шинам микропроцессорной системы параллельно.

В заключение необходимо сказать о еще одном элементе, обязательно присутствующем в любой микропроцессорной системе. Это тактовый генератор. Каждая операции в микропроцессорной системе разделена на несколько тактов. Тактовый генератор вырабатывает прямоугольные импульсы, которые поступают на специальный вход микропроцессора, а иногда и на некоторые другие микросхемы микропроцессорной системы. Эти импульсы синхронизирует все процессы, происходящие в микропроцессорной системе и, в конечном счете, определяют быстродействие всей системы. У микроконтроллеров AT89C2051 и аналогичных ему, тактовый генератор входит в состав самой микросхемы контроллера.

Компьютерная ши́на (англ. computer bus) - в архитектуре компьютера подсистема, которая передаёт данные между функциональными блоками компьютера. В связи с этим разделяется механический, электрический (физический) и логический (управляющий) уровни.

В отличие от связи точка-точка, обычно к шине можно подключить несколько устройств по одному набору проводников. Каждая шина определяет свой набор коннекторов (соединений) для физического подключения устройств, карт и кабелей.

Компьютерные шины ранних вычислительных машин представляли собой жгуты (пучки соединительных проводов - сигнальных и питания, для компактности и удобства обслуживания увязанных вместе) реализующие параллельныеэлектрические шины с несколькими подключениями. В современных вычислительных системах данный термин используется для любых физических механизмов, предоставляющих такую же логическую функциональность, как параллельные компьютерные шины.

Современные компьютерные шины используют как параллельные, так и последовательные соединения и могут иметь параллельные (англ. multidrop) и цепные (англ. daisy chain) топологии. В случае USB и некоторых других шин могут также использоваться хабы (концентраторы).

Некоторые виды скоростных шин (Fibre Channel, InfiniBand, скоростной Ethernet, SDH) для передачи сигналов используют не электрические соединения, а оптические.

Присоединители к шине, разнообразные разъёмы, как правило унифицированы и позволяют подключить различные устройства к шине.

Управление передачей по шине реализуется как на уровне прохождения сигнала (мультиплексоры, демультиплексоры, буферы, регистры, шинные формирователи), так и со стороны ядра операционной системы - в таком случае в его состав входит соответствующий драйвер.

Шины бывают параллельными (данные переносятся по словам, распределенные между несколькими проводниками) и последовательными (данные переносятся побитово).

Большинство компьютеров имеет как внутренние, так и внешние шины. Внутренняя шина подключает все внутренние компоненты компьютера к материнской плате (и, следовательно, к процессору и памяти). Такой тип шин также называют локальной шиной, поскольку она служит для подключения локальных устройств. Внешняя шина подключает внешнюю периферию к материнской плате.

Сетевые соединения, такие как Ethernet обычно не рассматриваются как шины, хотя разница больше концептуальная, чем практическая. Появление технологийInfiniBand и HyperTransport ещё больше размыло границу между сетями и шинами.

Ранние компьютерные шины были группой проводников, подключающей компьютерную память и периферию к процессору. Почти всегда для памяти и периферии использовались разные шины, с разным способом доступа, задержками, протоколами.

Одним из первых усовершенствований стало использование прерываний. До их внедрения компьютеры выполняли операции ввода-вывода в цикле ожидания готовности периферийного устройства. Это было бесполезной тратой времени для программ, которые могли делать другие задачи. Также, если программа пыталась выполнить другие задачи, она могла проверить состояние устройства слишком поздно и потерять данные. Поэтому инженеры дали возможность периферии прерывать процессор. Прерывания имели приоритет, так как процессор может выполнять код только для одного прерывания в один момент времени, а также некоторые устройства требовали меньших задержек, чем другие.

Некоторое время спустя компьютеры стали распределять память между процессорами. На них доступ к шине также получил приоритеты.

Классический и простой способ обеспечить приоритеты прерываний или доступа к шине заключался в цепном подключении устройств.

DEC отмечала, что две разные шины могут быть излишними и дорогими для малых, серийных компьютеров и предложила отображать периферийные устройства на шину памяти, так, что они выглядели как области памяти. В то время это было очень смелым решением, и критики предсказывали ему провал.

Первые миникомпьютерные шины представляли пассивные объединительные платы, подключенные к контактам микропроцессора. Память и другие устройства подключались к шине с использованием тех же контактов адреса и данных, что и процессор. Все контакты были подключены параллельно. В некоторых случаях, например в IBM PC, необходимы дополнительные инструкции процессора для генерации сигналов, чтобы шина была настоящей шиной ввода-вывода.

Во многих микроконтроллерах и встраиваемых системах шины ввода-вывода до сих пор не существует. Процесс передачи контролируется ЦПУ, который в большинстве случаев читает и пишет информацию в устройства, так, как будто они являются блоками памяти. Все устройства используют общий источник тактового сигнала. Периферия может запросить обработку информации путём подачи сигналов на специальные контакты ЦПУ, используя какие-либо формы прерываний. Например, контроллер жёсткого диска уведомит процессор о готовности новой порции данных для чтения, после чего процессор должен считать их из области памяти, соответствующей контроллеру. Почти все ранние компьютеры были построены по таким принципам, начиная от Altair с шиной S-100, заканчивая IBM PC в 1980 х.

Такие простые шины имели серьёзный недостаток для универсальных компьютеров. Всё оборудование на шине должно было передавать информацию на одной скорости и использовать один источник синхросигнала. Увеличение скорости процессора было непростым, так как требовало такого же ускорения всех устройств. Это часто приводило к ситуации, когда очень быстрым процессорам приходилось замедляться для возможности передачи информации некоторым устройствам. Хотя это допустимо для встраиваемых систем, данная проблема непозволительна для коммерческих компьютеров. Другая проблема состоит в том, что процессор требуется для любых операций, и когда он занят другими операциями, реальная пропускная способность шины может значительно страдать.

Такие компьютерные шины были сложны в настройке, при наличии широкого спектра оборудования. Например, каждая добавляемая карта расширения могла требовать установки множества переключателей для задания адреса памяти, адреса ввода-вывода, приоритетов и номеров прерываний.

Компьютерные шины «второго поколения», например NuBus решали некоторые из вышеперечисленных проблем. Они обычно разделяли компьютер на две «части», процессор и память в одной и различные устройства в другой. Между частями устанавливался специальный контроллер шин (bus controller). Такая архитектура позволила увеличивать скорость процессора без влияния на шину, разгрузить процессор от задач управления шиной. При помощи контроллера устройства на шине могли взаимодействовать друг с другом без вмешательства центрального процессора. Новые шины имели лучшую производительность, но также требовали более сложных карт расширения. Проблемы скорости часто решались увеличением разрядности шины данных, с 8-ми битных шин первого поколения до 16 или 32-х битных шин во втором поколении. Также появилась программная настройка устройств для упрощения подключения новых устройств, ныне стандартизованная как Plug-n-play.

Однако новые шины, так же как и предыдущее поколение, требовали одинаковых скоростей от устройств на одной шине. Процессор и память теперь были изолированы на собственной шине и их скорость росла быстрее, чем скорость периферийной шины. В результате, шины были слишком медленны для новых систем и машины страдали от нехватки данных. Один из примеров данной проблемы: видеокарты быстро совершенствовались, и им не хватало пропускной способности даже новых шин Peripheral Component Interconneсt (PCI). Компьютеры стали включать в себя Accelerated Graphics Port (AGP) только для работы с видеоадаптерами. В2004 году AGP снова стало недостаточно быстрым для мощных видеокарт и AGP стал замещаться новой шиной PCI Express

Увеличивающееся число внешних устройств стало применять собственные шины. Когда были изобретены приводы дисков, они присоединялись к машине при помощи карты, подключаемой к шине. Из-за этого компьютеры имели много слотов расширения. Но в 1980 х и 1990 х были изобретены новые шины SCSI и IDE решившие эту проблему и оставив большую часть разъёмов расширения в новых системах пустыми. В наше время типичная машина поддерживает около пяти различных шин.

Шины стали разделять на внутренние (local bus) и внешние (external bus). Первые разработаны для подключения внутренних устройств, таких как видеоадаптеры и звуковые платы, а вторые предназначались для подключения внешних устройств, например, сканеров. IDE является внешней шиной по своему предназначению, но почти всегда используется внутри компьютера.

Шины «третьего поколения» (например, PCI-Express) обычно позволяют использовать как большие скорости, необходимые для памяти, видеокарт и межпроцессорного взаимодействия, так и небольшие при работе с медленными устройствами, например, приводами дисков. Также они стремятся к большей гибкости в терминах физических подключений, позволяя использовать себя и как внутренние и как внешние шины, например для объединения компьютеров. Это приводит к сложным проблемам при удовлетворении различных требований, так что большая часть работ по данным шинам связана с программным обеспечением, а не с самой аппаратурой. В общем, шины третьего поколения больше похожи на компьютерные сети, чем на изначальные идеи шин, с большими накладными расходами, чем у ранних систем. Также они позволяют использовать шину нескольким устройствам одновременно.

Современные интегральные схемы часто разрабатываются из заранее созданных частей. Разработаны шины (например Wishbone) для более простой интеграции различных частей интегральных схем.

10


© 2010-2022