- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 9 класс
Рабочая программа по информатике 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клименко В.В. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Информатика и ИКТ»
9 класса, базовый уровень
составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д.
2014-2015 учебный год.
учебник: Информатика и ИКТ.
Автор: Угринович Н.Д.
Составил:
учитель информатики
Клименко В.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Информатика программы для образовательных учреждений 2-11 классы. Методическое пособие. Составитель М.Н. Бородин., Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2012г) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. Соответствует ФК ГОС. Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год - 68 часов. В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 9 классе 70 часов, а в рабочей программе - 68 часов, согласно продолжительности учебного времени в образовательных учреждениях Новосибирской области в 9, 11 классах.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
-
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
-
познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
-
раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
-
продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
-
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Учебно-методический комплект Информатика и ИКТ. Н.Д. Угринович
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, в который входят:
-
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Базовый уровень. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
-
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
-
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Контроль ЗУН. Программой предусмотрено проведение: количество практических работ - 35, количество контрольных работ - 6. Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.
15
2
Кодирование и обработка текстовой информации.
9
3
Кодирование и обработка числовой информации.
10
4
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования.
20
5
Моделирование и формализация.
10
6
Информационное общество.
3
7
Итоговая контрольная работа
1
Итого:
68
Содержание учебного курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации(15ч).
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Практические работы:
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации.
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
Практическая работа 1.4. Анимация.
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации.
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Кодирование и обработка текстовой информации (9ч).
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов
Практические работы:
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации.
Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул.
Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев.
Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков.
Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Кодирование и обработка числовой информации(10ч).
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20ч).
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
Практические работы:
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
Практическая работа 4.2. Проект «Переменные».
Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор».
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».
Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время».
Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».
Практическая работа 4.7. Проект «Отметка».
Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов».
Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш».
Практическая работа 4.10. Проект «Графический редактор».
Практическая работа 4.11. Проект «Системы координат».
Практическая работа 4.12. Проект «Анимация».
Моделирование и формализация (10ч).
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Практические работы:
Практическая работа 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»
Информационное общество (3ч).
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Тематическое планирование 9 класс
№ урока
Тема урока, практическое занятие
Требования к уровню содержания
Глава, параграф, страницы
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации - 15 часов
Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения; знать, в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками; знать, как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета; как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Уметь выбрать графический редактор для создания или редактирования
§1.1.1, стр. 10
Растровые изображения на экране монитора.
Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма
§1.1.2, стр. 14-15
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Практическая работа № 1.1. «Кодирование графической информации».
Знать способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видеофильма
§1.3,стр. 15-20
стр. 175-177
Растровая и векторная графика.
Знать способы создания растровых изображений, форматы графических файлов
§1.2, стр. 21-24
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Знать способы создания векторных изображений, форматы графических файлов
§1.3.1,1.3.2
стр.28-31
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практическая работа № 1.3. «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Уметь рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять растровые изображения и текст, использовать градиентную заливку, осуществлять группировку объектов, сохранять файлы в различных графических форматах
§1.3.3, стр. 32-35
стр. 179-183
Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах.
Практическая работа № 1.2. «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
Уметь создавать растровые изображения, редактировать и сохранять их
§1.3.4, стр. 35-37
стр.177-179
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 1.4. «Создание GIF - анимации».
Знать принцип создания иллюзии движения; осознавать возможность создания анимации при помощи компьютера
§1.4, стр. 37-40
стр. 183-188
Растровая и векторная анимация.
Практическая работа № 1.4. «Создание flash-анимации».
Освоить технологию создания компьютерной анимации
§1.4, стр. 37-40
стр. 183-188
Кодирование и обработка звуковой информации.
Знать принципы кодирования звуковой информации, уметь вычислять глубину кодирования звука и информационный объем звукового файла
§1.5, стр. 40-45
Практическая работа № 1.5. «Кодирование и обработка звуковой информации»
Уметь записывать звуковой файл и определять объем звукового файла и глубину кодирования звука
стр. 188-191
Цифровое фото и видео.
Практическая работа № 1.6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу».
Уметь определять информационный объем цифрового фото и видео, Знать характеристики цифрового фото и цифровых видео файлов
Уметь осуществлять захват фото и видео изображений. Уметь редактировать фотоизображения в программе MS Picture Manager
§1.6, стр. 45-49
стр. 191-193
Цифровое фото и видео.
Практическая работа № 1.7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».
§1.6, стр. 45-49
стр. 193-196
Решение задач по теме «Кодирование графической информации»
Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации».
Кодирование и обработка текстовой информации - 9 ч.
Кодирование текстовой информации.
Практическая работа № 2.1. «Кодирование текстовой информации».
Знать принципы кодирования текстовой информации.
§2.1, стр. 49-52
стр.196-199
Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.
Уметь создать документы в текстовых редакторах
§2.2, 2.4
стр. 52-54, 59-61
Ввод и редактирование документа.
Практическая работа № 2.2. «Вставка в документ формул».
Уметь вводить и редактировать текст.
§2.3, стр.54-59
стр. 199-201
Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа № 2.3. «Форматирование символов и абзацев».
Знать принципы форматирования документа, символа, абзаца.
§2.5.1, 2.5.2
стр. 61-66
стр. 201-203
Нумерованные и маркированные списки.
Практическая работа № 2.4. «Создание и форматирование списков».
Уметь работать с нумерованными и маркированными списками.
§2.5.3,стр. 66-67
стр. 204-207
Таблицы. Практическая работа № 2.5. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Уметь вставлять в документ таблицу, заполнять её данными и форматировать объекты таблицы.
§ 2.6, стр. 67-70
стр. 207-211
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа № 2.6. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Знать принципы работы с компьютерными словарями и системами машинного перевода текстов
§2.7, стр. 70-71
стр. 211-212
Системы оптического распознавания документа. Практическая работа № 2.7. «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».
Знать системы оптического распознавания документов
§2.8, стр. 71-74
стр. 212-213
Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование обработки текстовой информации»
Кодирование и обработка числовой информации - 10 ч.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 3.1. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Знать принципы кодирования числовой информации. Уметь осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую. Знать представление числовой информации с помощью систем счисления. Уметь выполнять арифметические операции в позиционных системах счисления
§3.1.1
стр. 75-80
стр. 214-215
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
§3.1.2
стр. 80-82
Двоичное кодирование чисел в компьютере.
§3.1.3
стр. 82-84
Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.
Знать основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных. Уметь работать со ссылками и встроенными функцими.
§3.2.1 стр. 84-87
Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 3.2. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
§3.2.2, 3.2.3
стр. 87-91
стр. 216-218
Встроенные функции.
Практическая работа № 3.3. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
§3.2.4 стр. 91-93
стр. 218-220
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа № 3.4. «Построение диаграмм различных типов».
Знать принципы построения диаграмм и графиков.
§3.3, стр. 93-97
стр. 220-228
Базы данных в электронных таблицах.
Уметь создавать базы данных в электронных таблицах и
представлять базы данных в виде таблицы и формы. Осуществлять сортировку и поиск данных в электронных таблицах.
§3.4.1 стр. 97-100
Техника безопасности в кабинете информатики. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 3.5. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».
§3.4.2
стр. 100-105
стр. 228-232
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 20 ч.
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.
Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов; уметь приводить примеры алгоритмов из собственного жизненного опыта; уметь обосновывать свойства алгоритмов
§4.1.1
стр.105-108
Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.
Уметь решать задачи с использованием математических моделей и с помощью составления блок-схем
§4.1.2, 4.1.3
стр. 108-113
Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».
Уметь изображать конструкцию «ветвление». Уметь приводить примеры алгоритмов с ветвлением. Уметь записывать условный оператор на языке программирования.
§4.2.1, 4.2.2,
стр. 113-117
Алгоритмическая структура «цикл».
Уметь изображать конструкцию «цикл». Уметь приводить примеры циклических алгоритмов. Уметь записывать оператор цикла на языке программирования
§4.2.3,стр. 117-119
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.
Знать правила построения арифметических выражений, приоритет операций
§4.3, 4.4
стр. 119-124
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
§4.5 стр. 124-128
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа № 4.1. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»
§4.6,стр. 128-133 стр. 233-239
Практическая работа № 4.2. «Проект «Переменные».
стр. 239-242
Практическая работа № 4.3. «Проект «Калькулятор».
стр. 242-246
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор».
стр. 246-249
Практическая работа № 4.5. Проект «Даты и время».
стр. 249-252
Практическая работа № 4.6. Проект «Сравнение кодов символов».
стр. 252-255
Практическая работа № 4.7. Проект «Отметка».
стр. 255-257
Практическая работа № 4.8. Проект «Коды символов».
стр. 258-260
Практическая работа № 4.9. Проект «Слово-перевертыш».
стр. 261-263
Графические возможности Basic
§4.7 стр. 133-138
Практическая работа № 4.10. Проект «Графический редактор».
стр. 263-267
Практическая работа № 4.11. Проект «Системы координат».
стр. 267-269
Практическая работа № 4.12. Проект «Анимация».
стр. 270-272
Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Моделирование и формализация - 10 часов
Окружающий мир как иерархическая система.
Знать понятия: моделирование, формализация, визуализация; Приводить примеры моделирования в различных областях деятельности. Знать основные этапы моделирования. Иметь научные представления о моделях и технологии моделирования.
§5.1, стр.138-142
Моделирование как метод познания.
§5.2.1, стр. 142-145
Материальные и информационные модели.
§5.2.2 стр. 145-148
Формализация и визуализация моделей.
§ 5.2.3 стр. 148-152
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
§5.3,стр. 152-154
Построение и исследование физических моделей.
Практическая работа №5.1 Проект «Бросание мячика в площадку»
§5.4 стр. 154-157
стр. 273-279
Приближенное решение уравнений.
Практическая работа №5.2 Проект «Графическое решение уравнений»
Иметь навыки самостоятельного моделирования решения уравнений графическим методом и проведения компьютерных экспериментов
§5.5,стр. 157
стр. 279-283
Экспертные системы распознавания химических веществ.
Практическая работа №5.3 Проект «Распознавание удобрений»
Иметь навыки самостоятельного моделирования простейших геометрических моделей и проведения компьютерных экспериментов
§5.6,стр. 157-161
стр. 283-285
Информационные модели управления объектами.
Практическая работа №5.1 Проект «Модели систем управления»
§5.7,стр. 161-164
стр. 286-291
Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»
Информационное общество - 3 часа
Информационное общество.
Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы, информационная культура. Знать этапы развития информационных технологий, критерии информационного общества, компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку
§6.1,стр. 164-169
Информационная культура.
§6.2,стр. 169-171
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
§6.3,стр. 171-174
Итоговая контрольная работа №6.
1
Литература для учителя.
1. Стандарт среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
3. Тематическое планирование профильного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне / Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
5. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике 8-9 классы. М.: «ВАКО», 2008
6. Сухих Н.Я. поурочные разработки по информатике 9 класс. (ЦОР папка «ИНФОРМАТИКА 9»)
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru
Литература для учащихся.
1.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер; проектор; принтер; модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Оборудование и приборы
-
Операционная система Alt Linux.
-
Пакет офисных приложений OpenOffice.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор Wев-страниц.
Требования к уровню подготовки выпускников
1. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) - запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Уметь:
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Уметь:
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
-
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Уметь
-
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
Проектирование и моделирование. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
-
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Уметь:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
-
проводить проверку правописания;
-
использовать в тексте таблицы, изображения;
-
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Уметь:
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
-
создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах),
-
переходить от одного представления данных к другому;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц,
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
Уметь:
-
создавать записи в базе данных;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Знать/понимать:
-
программный принцип работы компьютера;
Уметь:
-
пользоваться персональным компьютером
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
Представление информации. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
-
Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов
Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».
-
Чему равен информационный объем одной точки растрового черно-белого изображения
-
Как изменится информационный объем графического файла, если первоначально количество цветов было равно 256, а в результате преобразований установлено 16
-
Чему равен информационный объем одной точки 256-цветного растрового изображения
-
Как изменится информационный объем графического файла, если первоначально количество цветов было равно 256, а в результате преобразований установлено 16
-
Закодируйте монохромный рисунок с помощью двоичного алфавита в соответствии с матричным принципом.
-
Сколько места в памяти будет занимать рисунок, если сохранить его в формате как
А) 256-цветный рисунок;
В) в режиме HighColor;
С) в режиме True Color?
Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
-
Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
-
Сколько бит информации несет сообщение о том, что тетраэдр, у которого все грани окрашены в разные цвета, после подбрасывания упал на синюю грань?
-
Сколько различных последовательностей длиной в 7 символов можно составить из цифр 0 и 1?
-
В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины выкатился синий шар?
-
Какое количество информации будет получено вторым игроком в игре «Крестики-нолики» на поле 4×4 после первого хода первого игрока?
-
Какое количество информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
-
Какое максимальное количество бит потребуется для кодирования целых положительных чисел меньших 60?
-
Объем сообщения содержащего 4096 символов составил 1/512 часть Мегабайта. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?
-
Объем сообщения 7,5 Килобайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?
-
Объем информационного сообщения равен 40960 бит. Чему равен объем этого сообщения в Килобайтах?
-
Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16´32. Определить информационный объем текста в битах.
-
Сколько бит информации несет в себе известие о том, что монета упала гербом вверх?
-
Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?
-
Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11264 символа. Какова мощность алфавита?
-
Для кодирования секретного сообщения используются 12 специальных символов (значков). При этом символы кодируются одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем сообщения длиной в 256 символов?
-
Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
-
Для кодирования секретного сообщения используются 7 значков - обозначений нот. При этом каждый значок-нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем такого сообщения, состоящего из 180 нот.
Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»
-
Какой вид имеет двоичная запись десятичного числа, представленного в виде многочлена:
а) 1×24 + 0×23 + 1×22 + 0×21 + 1×20
б) 1×26 + 1×23 + 1×20
в) 1×27 + 1×24 + 1×23 + 0×21 + 1×20
-
Переведите десятичные числа в системы счисления с основаниями 2, 8 и 16
а) 54510
б) 71310
в) 7310
-
Переведите двоичные числа в системы счисления с основаниями 8, 10 и 16:
а) 1011012
б) 1000111102
в) 1000100112
-
Переведите шестнадцатеричные числа в системы счисления с основаниями 2, 10 и 8:
а) А1616
б) 23С16
в) АВ16
-
Переведите восьмеричные числа в системы счисления с основаниями 2, 10 и 16:
а) 3438
б) 7138
в) 1778
-
*Переведите число 5456 в системы счисления с основаниями 2, 8, 10 и 16.
-
Переведите числа из одной системы счисления в другую:
а) 23,3710 - в двоичную
б) 1101,1112 - в десятичную
в) 343,128 - в десятичную
г) 12,38516 - в восьмеричную
д) 11,6448 - в шестнадцатеричную
е) 34,12510 - в восьмеричную
*ж) 44,45 - в десятичную
-
Сравните числа:
а) 28,52510 и 11100,1000012
б) 1111,012 и 15,2510
-
*Вычислите. Результат представьте в указанной системе счисления:
а) 1345 + 1010012 + 617 = ?8
б) 1223 + 1011012 + 314 = ?16
в) 778 + 110112 + 345 = ?10
г) 659 + 1010112 + 304 = ?8
д) 657 + 1100112 + 308 = ?16
е) 285 + 1000112 + А116 = ?10
ж) 367 + 1100102 + 3610 = ?8
-
*Восстановите цифры, на месте которых стоят звездочки (*):
а) ***0**00*2 + 10*11*112 = *110011*02
б) 101*0012 + **0**12 = 1000100*2
Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
1. Алгоритм - это
-
правила выполнения определенных действий;
-
ориентированный граф, указывающий порядок выполнения некоторого набора команд;
-
описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов;
-
набор команд для компьютера;
-
протокол вычислительной сети.
2. Алгоритм называется линейным, если
-
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
-
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
-
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
-
он представим в табличной форме;
-
он включает в себя вспомогательный алгоритм.
3. Алгоритм называется циклическим, если
-
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
-
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
-
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
-
он представим в табличной форме;
-
он включает в себя вспомогательный алгоритм.
4. Алгоритм включает в себя ветвление, если
-
он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
-
ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий;
-
его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
-
он представим в табличной форме;
-
он включает в себя вспомогательный алгоритм.
5. Свойством алгоритма является:
-
результативность;
-
цикличность;
-
возможность изменения последовательности выполнения команд;
-
возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;
-
простота записи на языках программирования.
6. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется
-
дискретность;
-
детерминированность;
-
конечность;
-
массовость;
-
результативность.
7. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется
-
дискретность;
-
детерминированность;
-
конечность;
-
массовость;
-
результативность.
8. Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется
-
дискретность;
-
детерминированность;
-
конечность;
-
массовость;
-
результативность.
9. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется
-
дискретность;
-
детерминированность;
-
конечность;
-
массовость;
-
результативность.
10. Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется
-
дискретность;
-
детерминированность;
-
конечность;
-
массовость;
-
результативность.
11. Выберите верное представление арифметического выражения на алгоритмическом языке:
-
x + 3y / 5xy
-
x + 3*y / 5*x*y
-
(x + 3y) / 5xy
-
(x + 3*y) / (5*x*y)
-
x + 3*y / (5*x*y)
12. Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется
-
исполнителем алгоритмов;
-
программой;
-
листингом;
-
текстовкой;
-
протоколом алгоритма.
КЛЮЧ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
3
1
2
1
3
1
5
4
2
4
2
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
1 вариант
1. Модель отражает:
1. только одну сторону данного объекта
2. некоторые стороны данного объекта
3. существенные стороны данного объекта
4. все стороны данного объекта
2. Для одного и того же объекта можно создать:
1. одну модель 2. несколько моделей 3. бесконечное множество моделей
3. Изменение объектов во времени описывается с помощью:
1. материальной модели
2. статической модели
3. динамической модели
4. логической модели
4. Материальной моделью является:
1. математическая формула
2. аэродинамическая труба
3. таблица
4. диаграмма
5. Информационной моделью занятий в школе является:
1. правила поведения учащихся
2. список класса
3. расписание уроков
4. перечень предметов
6. Параметрами треугольника являются:
1. три стороны 2. три угла 3. три стороны и три угла 4. треугольник
7. Файловая система является:
1. словесной моделью
2. структурной моделью
3. логической моделью
4. материальной моделью
8. Компьютерной моделью не является:
1. текст
2. чучело
3. таблица
4. алгоритм
9. Что не является моделью:
1. рисунок 2. компьютер 3. текст 4. чучело
10. Укажите программное средство для работы с текстом:
1. MS-DOS 2. Windows 3. Paintbrush 4. Word 5. Excel
11. Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере
1. формализация модели
2. анализ результатов моделирования
3. проведение компьютерного эксперимента
4. построение компьютерной модели
5. построение информационной модели
Тест по теме "Моделирование и формализация"
2 вариант
1. Модель, по сравнению с моделируемым объектом, содержит:
1. столько же информации 2. меньше информации 3. больше информации
2. Замену реального объекта его подходящей копией, реализующей существенные свойства объекта, называют:
1. моделированием 2.формализацией 3. систематизацией
3. Моделью поведения можно считать:
1. историю болезни 2. билет в кино 3. инструкцию по получению денег в банкомате
4. Материальной моделью не является:
1. чучело 2. рисунок 3. кукла 4. компьютер
5. Родословная собачки Тузик является:
1. словесной моделью
2. структурной моделью
3. логической моделью
4. материальной моделью
6. Параметрами равномерного прямолинейного движения являются:
1. s, t 2. v, t 3. s, v 4. s, v, t
7. Таблица Менделеева является:
1. словесной моделью
2. иерархической моделью
3. структурной моделью
4. динамической моделью
8. Компьютерной моделью является:
1. книга
2. карта
3. таблица
4. треугольник
9. Выберите пару «объект и его модель»:
1. страна - столица 2. платье - выкройка платья 3. курица - цыпленок
10. Укажите программное средство для работы со звуком:
1. SmartDraw 2. Windows 3. Paint 4. SoundForge 5. Excel
11. Расставьте в нужном порядке этапы моделирования на компьютере
1. проведение компьютерного эксперимента
2. построение компьютерной модели
3. построение информационной модели
4. анализ результатов моделирования
5. формализация модели